И распад Золотой Орды. Средневековые государства XIV-XV вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И распад Золотой Орды. Средневековые государства XIV-XV вв.



Ак-Орда, Моголистан, Ханство Абулхаира, Ногайская Орда.

 

План лекции:

1 Завоевательные походы Чингизхана на территорию Казахстан и в Среднюю Азию.

2 Западный поход Батыя. Золотая Орда.

3 Средневековые государства XIV-XV вв. Ак-Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайская Орда.

Тезисы лекции:

1. В начале XIII в. в Центральной Азии ряд племен и ханств силой были объединены под властью Чингисхана. В армию монголов входили представители многих племен и народностей. Собственно монгольские завоевания начались с момента образования раннефеодального монгольского государства и продолжались до конца XIII в. В 1207-1211 гг. покорены буряты, якуты, ойраты, киргизы, уйгуры, к 1227 г, разгромлено тангутское государство. В 1218 г. Чингисхан завоевал Семиречье, что открывало пути к завоеванию Мавреннахра, где правили Хорезмшахи. В 1218 г. наместник Хорезмшаха в Отраре разграбил посланный Чингисханом караван. Это явилось поводом к вторжению монголо-татар в 1219 г. в Среднюю Азию.

Первые удары монгольские войска нанесли по городам на Сырдарье. В сентябре 1219 г. начинается осада Отрара, одного из крупнейших экономических и культурных центров юга Казахстана. Осажденные, оказали героическое сопротивление. По описаниям персидского историка Жувейни отрарцы отражали атаки монгольского войска в течение пяти месяцев, пока в городе не начался голод. Один из военачальников Караджа со своими сторонниками открыл ворота вражескому войску и перешел на его сторону. Жители города укрылись в крепости и продолжали сопротивление еще в течение одного месяца. Таким образом, Отрар пал через шесть месяцев, осаждавшие подвергли его население поголовному истреблению, а имущество горожан было разграблено. Оборона Отрара является ярким свидетельством героической борьбы местного населения с захватчиками.

Армия, возглавляемая Джучи, захватила города Сауран, Джент, Барчылыккент, Узкент. Суровая участь постигла жителей города Ашнас, оказавшие сопротивление горожане были выгнаны на близлежащие холмы, а их город грабили в течение 9 дней.

После взятия сырдарьинских городов 150-тысячное войско во главе с Чингисханом вторглось в Хорезм. Хорезмшах Мухаммед рассредоточил свое войско по укрепленным городам, чем облегчил противнику завоевание своих владений. Войсками Чингисхана были взяты Ходжент, Ургенч и др. города. Бухара и Самарканд сдались без боя. Мухаммед бежал и вскоре умер на одном из островов Каспийского моря Взятием Хорезма в 1221 г. завоевание Средней Азии было завершено.

2.Завоевания Бату (внука Чингисхана) во время похода 1236-1242 гг. изменили политическую карту Евразии. Прекратили свое существование государства волжских булгар и западная ветвь кипчаков, многие самостоятельные владения в Восточной Европе.

Огромное пространство от Иртыша до Дуная оказалось в составе территории управляемых династией Джучидов, потомков старшего сына Чингисхана.

К 60 г. XIII века все эта огромная территория отделяется от обширной монгольской империи и становится самостоятельным государством. Средневековые мусульманские авторы для обозначения этого нового монгольского государства использовали множество наименований: «Улус Джучи», «Дешт-и-Кыпчак», «Дом Бату», «страна Берке», «Улуг Улус», «Северное царство», «Узбекский улус» и др. В славянских письменных источниках оно именуется Золотой ордой, это наименование и закрепилось в исследовательской литературе.

Золотая орда делилась на две части: левая (Кок орда) и правая (Ак орда). Каждая из них предоставляла левое и правое крыло Золотоордынской армии. Кроме того, Золотая орда делилась на множество уделов, называвшихся улусами и ордами, во главе которых стояли улусбеки.

Население Золотой орды составляло из множества покоренных народов Восточной Европы и Азии, основную массу кочевников составляли тюркские племена: кыпчаки, найманы, аргыны, мангыты, конграты и др. Армия состояла главным образом из кыпчакских родов.

Наивысшего могущества Золотая орда достигла при Узбек хане (1312-1342 гг.) и его приемнике Джанибеке (1342-1357 гг.). В 1321 г. Узбек хан принял ислам и сделал мусульманскую религию официальной в Золотой орде. При нем усилилась ханская власть, упрочилась политическая централизация.

По мере укрепления государственности в Золотой Орде рос аппарат управления, за образец была взята администрация завоеванного монголами государства Хорезмшахов. При хане был визир (глава правительства). Визир возглавлял диван (государственный совет), ведающий налогами, финансами, торговлей. В XIV веке при усложнении управления страной, чиновничий аппарат был пополнен мусульманами - выходцами из Средней Азии, Восточного Туркестана и южных районов Казахстана.

Вместе с разрушениями произведенными монголами в ходе завоеваний, можно отметить и позитивные моменты экономического и культурного характера в период Золотой орды. Укрепление власти и политическая централизация способствовали развитию караванной торговли, градостроительству. Всего было построено около 100 городов (Сарайбату, Бакшасарай, Укек, Маджар и др.), были восстановлены разрушенные (Сыгнак, Дженд, Хорезм). Золотая орда стала союзником государств и народов, подвергшихся агрессии крестоносцев. При поддержке монголов одержал победы князь Александр Невский.

3.Феодальные междоусобицы, рост освободительного движения зависимых народов привели к ослаблению, а затем и распаду Золотой Орды. Во второй половине XIV века на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака, из Золотой Орды выделилось самостоятельное государство Ак-орда. Первоначально эта территория принадлежала двум сыновьям Джучи - Восточный Дешт-и-Кыпчак, северо-восток Семиречья, Прииртышье входили в улус Орда-Еджена и назывались Кок-ордой. А Приаралье, Изгиз, Тобол, низовья Сырдарьи входили в улус другого сына Джучи - Шибана и называлось Ак-ордой. В последующем, когда улус Шибана вошел в состав улуса Орда Еджена все государство стало называться Ак-Ордой. Так в XIV веке практически вся территория современного Казахстана, за исключением Семиречья, называлась Ак-Ордой. Центром данного государства был город Сыгнак. С конца XIV века Ак-Орда также называлась Узбекским улусом. Значительного укрепления это государство достигло при Урус-хане (1361-1380 г.). С середины XIV века происходит распад и Чагатайского улуса. Он разделился на западную и восточную части. Восточная часть включала в себя Среднюю Азию, Семиречье и Восточный Туркестан - здесь образовалось государство Моголистан, основателем которого является Тоглук-Тимур. В западной же части было основано государство эмира Тимура (1336-1405 гг.). В 1391, 1399 гг. Тимур нанес два сокрушительных удара Золотой Орде. Также в 70-80 гг. XIV века Тимур совершал походы против Ак-Орды и Моголистана, в результате эти территории формально были присоединены к государству Тимуридов. Попытка освободить из зависимости Ак-Орду была предпринята Тохтамышем, но в 1395 г. он был разбит Тимуром, и свергнут с престола Ак-Орды. С 1428 г. в Ак-Орде правит Шейбанид Абулхаир, который находился у власти 40 лет. Его владения простирались от Урала до Балхаша с запада на восток и от низовий Сырда-рьи до Иртыша с юга на север. Это территориальное объединение стало политической основой будущей казахской государственности.

Литература:

1 Абжанов К.С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. А., «Эверо», 2002, стр. 3-29.

2 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. - Алматы, 1996,– Т.1

3.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк.– Алма-Ата, 1993.

4.Кадырбаев М. Казахстан в эпоху Чингиз-хана и его преемников. - А., 1992

5.Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий, А., 1992.

6.Пищулина К.А. Юго-восточный Казахстан в сер. XIV – нач. XVI вв. -А., 1977.

7.Оссон К. От Чингизхана до Тамерлана. А., 1996.

8.Э. Хара Давэн. Чингиз хан как полководец и его наследие. -А., 1992.

 

Тема 6. Образование Казахского ханства. Формирование казахской народности.

План лекции:

1. Образование Казахского ханства.

2. Происхождение и формирование казахской народности.

 

Тезисы лекции:

1 Одним из наиболее важных вопросов истории Казахстана стало образование Казахского ханства. Это явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на территории Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана. Объединение всех земель в одну политическую структуру, слияние всех казахских родов и племен завершило многовековой процесс сложения казахской народности. Основателями казахского ханства стали Джанибек и Керей, которые вели династийскую борьбу с другими представителями чингизидов.

Джанибек, сын хана Барака, правнук Урус-хана, с Кереем, тоже правнуком Урус-хана в 1459-1460 гг. вместе со своими приверженцами откочевали из ханства Абулхаира в Моголистан. В то время, когда образовалось Казахское ханство, внутриполитическое состояние Моголистана и ханства Абулхаира пришли в упадок. Ситуация осложнялась поражением в 1457 г. Абулхаира от ойратов, а также неспособностью могольских правителей защитить свое население от набегов ойратов. В сложившейся ситуации население этих государств искало силу, способную консолидировать все племена и рода в одну стабильную этно-территориальную единицу. Таким образом, Джанибек и Керей стали выразителями интересов практически всех слоев общества.

Отказавшиеся повиноваться хану Абулхаиру Джанибек и Керей были радушно встречены правителем Могулистана Есен-Бугой, т.к. последний видел в них оплот защиты западных границ своих владений. После смерти в 1462 г. Есен-Буги положение Джанибека и Керея в Семиречье значительно укрепилось. Сложившаяся ситуация обеспокоила хана Абул-хаира, который собрав в 1468 г. огромное войско, отправляется в поход в соседний Моголисган для подавления мятежных султанов. Однако, Абул-хаир во время похода заболел и умер. После смерти Абулхаира в ханстве начинаются династийные распри, в ходе которых одержали победу Джанибек и Керей. Таким образом, с утверждением Джанибека и Керея на огромной территории, появляется политическое образование, сторонников которого стали называть казахами. Результатом политических и этнических процессов стало образование казахского ханства. Основными этапами этого процесса стали: 1) Откочевка Джанибека и Керея с приверженцами в пределы Моголистана. 2) Укрепление позиций Джанибека и Керея в Моголистане и закрепление за ними названия узбек-казахи, и затем просто казахи. 3) Образование Казахского ханства. 4) Возвращение Джанибека и Керея после смерти Абулхаира в Узбекский улус и захват там верховной власти.

2.Сложение казахской народности не случайный и единовременный акт. Это результат этнических процессов, уходящих своими истоками в глубокую древность и средневековье, времени зарождения государственности на территории Казахстана.

Процесс формирования казахской народности сопровождался сложением этнической территории, хозяйственных, культурных традиций.

В эпоху бронзы на территории Казахстана в Западной Сибири и Средней Азии была распространена андроновская культура, имевшая свои региональные отличия. Она явилась основой номадизма. Приемниками этой культуры становятся кочевники евразийских степей периода раннего железа.

В результате исследований археологии, этнографии, палеоантропологии учеными доказано, что в эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственно-культурной и этнолингвистической близости возникла предковая база последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и казахскую народность. Этническую основу казахской народности составили и многочисленные племена саков, усуней, канглы. Несомненна генетическая связь со средневековым населением Казахстана - тюрок, тюрге-шей, карлуков, огузов, кыпчаков, найманов, кереитов и др., ставших этническими компонентами казахской народности.

Значительно приостановлено развитие этнической консолидации населения Казахстана в XIII веке, в связи с нашествием монголов. Добавился еще один этнический компонент - монгольские рода и племена (жалаиры, конграты, барласы, мангыты и др.). Относительно немногочисленный элемент монголов был ассимилирован в более многочисленной тюркской среде, за монголами был лишь сохранен правящий слой.

В XV - XVI вв. в основном многовековой процесс этногенеза казахской народности был завершен во многом в связи с образованием этнической территории (Казахского ханства).

«Казах» или правильное «казак» - тюркское слово. Термин «казак» изначально имел больше социальное значение. Означая свободного человека, вольную общину, либо отделившихся от основной части государства.

Именно поэтому группа кочевников, откочевавших с Джанибеком и Киреем в Могулистан, получила название «казак». Ханство, основанное ими, получило название «казахского». С этого момента значение слова «казак» начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, обозначая подданных Казахского ханства.

Лишь с объединением всех ногайских племен в рамках Казахского ханства термин «казак» превращается из политического в этнический, став названием племен и родов, кочевавших в степях восточного Дешт и Кипчака и Семиречье.

Однако в официальных кругах, вплоть до XX века, для обозначения казахского этноса пользовались термином «Алты-алаш», общим для ногаев и казахов.

Литература:

1 Абжанов К.С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. А., 2002.

2 Аманжолов С.А. Вопросы диалектологии и истории казахского народа. А., 1997.

3 Асфендияров С.Д. История Казахстана. А., 1993.

4 Востров В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX – нач. ХХ вв.). А., 1968.

5 Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи Бронзы до современности. А., 1970.

6 История Казахстана. Очерки. Стр. 123-148. А., 1998.

7 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 Т. – Т.2. - Алматы, 1997.

8 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк.– Алма-Ата, 1993.

9 Кляшторный С.Г., Султанов Т. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А., 1992.

10 Материалы из истории казахских ханств XV-XVIII вв./ сост. С.К. Ибрагимов, Н.Мингулов, К. Пищурина, В.П. Юдин. А., 1969.

11 Мухаммед Дулати Тарих-и-Рашиди. А., 1999.

12 Пищулина К.А. Присырдарьинские города и их значение в истории Казахских ханств в XV-XVIII вв. В кн.: «Казахстан в XV-XVIII вв.» Вопросы социально-политической истории.

13 Хайдар Дулати. Тарих-и-Рашиди. А., 1999.

14 Шәкәрiм. Түрiк, қырғыз-қазақ һәм хандар шежiресi. А., 1991.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.031 с.)