Тема: Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ города.


Теория.

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Тематика повести.

Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Задания: прочитайте повесть «Невский проспект» и используя текст повести, составьте сравнительную характеристику Пирогова и Пискарев, заполнив таблицу.

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)

 

Критерии для сравнения Пискарев Пирогов
Портрет   «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, так же очень любят громко вызывать актеров»; «имеют особенный дар заставлять смеяться»; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами»; «умел рассказать анекдот»; «был доволен своим чином»; «очень льстило это новое достоинство»
Характер «он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам»; «не слыша, не видя, не внимая»; «стараясь сам умерить быстроту своего шага»; «иногда овладевало им сомнение»; «колени его дрожали»; «нечувствовал никакой земной мысли»; «желал, чтоб веления были более трудны и неудобоисполняемы».  
Сны героев      
Окончание приключений      
Отношение автора      
Вывод:   В основе изображения героев лежит принцип контраста. Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали: 1 … ; 2 … ; 3 ... ? Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать … Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

Самостоятельная работа № 3

Тема: А. Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга.

Теория:

Родился 31 марта 1823 г. В Москве в семье чиновника московских департаментов Сената Николая Федоровича Островского и его супруги Любови Ивановны. – 1831 г. – смерть матери А.Н. Островского. – 1835 г. – поступление в третий класс 1-й московской гимназии. – 1840 г. – поступление на юридический факультет Московского университета. – 1843 г., май– А. Н. Островским оставлен университет, определен на службу в Московский совестный суд. – 1847 г., 14 февраля– чтение пьесы «Картина семейного счастья» у С.П. Шевырева, первый успех. –1850 г., март– в №6 журнала «Москвитянин» напечатана пьеса «Свои люди – сочтемся! «. –1851 г., февраль– образована «молодая редакция» «Москвитянина». – 1853 г., 14 января– премьера на сцене Малого театра комедии «Не в свои сани не садись» – первой пьесы А. Н. Островского, поставленной в театре. – 1853 г., 22 февраля– смерть отца.



- 1853 г., ноябрь– пьеса «Бедность не порок». – 1854 г., ноябрь– драма «Не так живи, как хочется». –1856 г. – сотрудничество с журналом «Современник». –1860 г., январь– пьеса «Гроза» впервые опубликована в №1 журнала «Библиотека для чтения». – 1865 г., январь– комедия «Воевода» опубликована в №1 журнала «Современник». – 1865 г., март-апрель– утвержден устав Московского артистического кружка (А.Н. Островский, В.Ф. Одоевский, Н.Г. Рубинштейн). – 1865 г., октябрь– в №9 «Современника» напечатана пьеса «На бойком месте». Открытие Артистического кружка. В декабре А. Н. Островский избран его старшиной.

- 1868 г., ноябрь– в №11 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия «На всякого мудреца довольно простоты». –1869 г., 12 февраля– женитьба на Марии Васильевне Васильевой (Бахметьевой). – 1870 г., ноябрь– по инициативе А. Н. Островского в Москве учреждено Собрание русских драматических писателей, преобразованное позднее в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. – 1873 г., сентябрь– в №9 «Вестника Европы» напечатана «Снегурочка». – 1874 г. – А. Н. Островский единогласно избран председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. – 1879 г. – в №5 «Отечественных записок» опубликована драма «Бесприданница». – 1880 г., январь– в №1 «Отечественных записок» напечатана комедия «Сердце не камень». – 1880 г., 6-8 июня– участие в пушкинских торжествах.

«Застольное слово о Пушкине». – 1882 г., январь– в №1 «Отечественных записок» опубликована комедия «Таланты и поклонники». – 1882 г., февраль– чествование А. Н. Островского по случаю 35-летия его творческой деятельности. – 1884 г., январь– публикация в №1 «Отечественных записок» драмы «Без вины виноватые». – 1886 г., 2 июня– смерть А.Н. Островского. Похоронен на кладбище в Николо-Бережках около Щелыково.

Задание:используя данный материал, составить хронологическую таблицу «Жизнь и

творчество А. Н. Островского»

Самостоятельная работа № 4

Тема: А.Н.Островский «Гроза». Темное царство в изображении драматурга. Трагедия Катерины.

Теория: Островский – основоположник национального театра. Драма «Гроза» (1859)

Традиционный театр Театр Островского
ü Театр не имел постоянной труппы профессиональных актеров; ü Спектакль ориентировался на одного ведущего актера; ü Отсутствовала режиссура, не было тесного взаимодействия между автором и постановщиком; ü Спектакль не был ориентирован на демократическую аудиторию (на народ) ü Отстаивает принципы авторского театра; ü Организован по образцу театров У.Шекспира, Ж.-Б. Мольера, И. – В. Гёте; ü Вводит постоянный состав труппы; ü Ориентирован на спектакль в целом и равенство всех ролей; ü Островский становится одновременно автором и режиссером – постановщиком; ü Драматург пишет произведения с расчетом на их реальную сценическую постановку; ü Выводит на сцену купечество; ü Ориентируется на различные слои общества. Зритель из народа учится разбираться в жизни, искушенный зритель получает «целую перспективу мыслей, от которых не отделаешься»; ü Островский делает театр истинно народным, создает для него типично русский репертуар.

 

Островский пишет «Грозу» с июня – июля по 9 октября 1859 года. Автор обращается к злободневным темам своего времени, показывая кризис патриархальных устоев жизни (тема «темного царства») и появление положительного, светлого начала (тема «горячего сердца»).

Система персонажей.

«Темное царство» Жертвы «темного царства»
Самодуры, угнетатели. Своей властью подавляют все человеческое в окружающих. Представители косного, «неподвижного» типа мышления: Кабаниха; Дикой Катерина; Тихон; Борис; Варвара; Кулигин; Кудряш.

 

Задания:

«Темное царство» в изображении драматурга.

Прочитайте драму «Гроза». Устно ответьте на следующие вопросы.

1. Где происходит действие пьесы? Какую роль играет пейзажный фон в драме?

2. Какими предстают перед нами жители города?

3. Прочитайте монолог Кулигина о жестоких нравах города в действии 1, явлении 3 (Хрестоматия «Литература 19 века», стр. 101). О каких чертах местного общества в нем говорится?

4. Кто такие самодуры? Почему в обществе возникает такое явление?

6. Обратите внимание на афишу. Кто из персонажей пьесы именуется полностью? Что объединяет их?

8.Каковы взаимоотношения с окружающими у Кабановой?

9. На каких законах, по мнению Кабановой, должна строиться семейная жизнь? Соблюдает ли сама Кабанова эти законы?

10. Как домочадцы относятся к поучениям Кабановой?

Трагедия Катерины.

Ответьте устно на вопросы.

1. Что мы узнаем о жизни Катерины в доме ее родителей (действие 1, явление 7)?

2. Почему неизбежен конфликт Катерины с «темным царством» Кабановой?

3. Какие стороны характера Катерины раскрываются в ее разговоре с Варварой (действие 2, явление 2)?

5. Как вы думаете, зачем Варвара дает ключ Катерине?

6. Каковы взаимоотношения Варвары и Катерины?

7. Как ведут себя герои в сцене «Проводы Тихон» (действие 2, явление 3,4,5)? Любит ли Катерина Тихона?

8. Почему Катерина полюбила Бориса?

10. Счастьем или несчастьем стала для Катерины встреча с Борисом?

11. В чем смысл всенародного покаяния Катерины?

12. Сила или слабость характера Катерины проявились в ее решении убить себя?

Самостоятельная работа № 5.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь