Стихи последних лет жизни поэта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стихи последних лет жизни поэта



Название стихотворения Его содержание и художественные особенности
«Русь советская» (1924 г.) Стихотворение показывают сложное отношение автора к произо­шедшим на его родине переменам. С одной стороны поэт учится постигать «в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с дру­гой - «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Грустна радость дальнейшего существования. В своей родной де­ревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны». Новый свет другого поколения не греет. Ах, родина! Какой я стал смешной. На щеки впалые летит сухой румянец. Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец.
«Возвращение на ро­дину» (1924 г.) Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный железный гость, обдает стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь богу негде помолиться».
«Письмо к матери» (1924 г.) Есенин сливает образ матери с Отчизной, и оттого переживания близости к ней обостряются необычайно. Поэт надеется на свое об­новление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни.
«Неуютная жидкая лунность» (1925 г.) В стихотворении «поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне: «Через каменное и стальное / Вижу мощь я родной страны». А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес.

 

Задания: напишите анализ стихотворения С.А.Есенина (по выбору).
Самостоятельная работа № 39 - 40.

Тема: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Философско – этические проблемы романа.

Теория: учебник «Литература XX века. Часть 2», стр. 105 – 120.

Задания: письменно ответьте на вопрос: «В чем своеобразие «трехмирной» структуры романа? Как взаимодействуют в нем различные пласты повествования – легендарно – исторический, «московский», и мистический?»

Самостоятельная работа № 41 -42.

Поиск истины и проблема нравственного выбора (Понтий Пилат и Иешуа Га – Ноцри).

Теория: учебник «Литература XX века. Часть 2», стр. 105 – 120.

Задания:

Письменно ответьте на вопросы:

1. Кто такой булгаковскийИешуа? Чем он отличается от евангельского Иисуса?

2. Каким предстает перед читателями Понтий Пилат?

3. В чем состояло вечное наказание Понтия Пилата? Почему так символичен, нестерпимо ярок, проникающлунныйсвет в финале, вся лунная дорога, по которой идут Иешуа и Понтий Пилат?

Самостоятельная работа № 43.

Тема: М.И.Цветаева. Поэзия как напряженный монолог – исповедь.

Теория:

Основные темы в лирике

1. Стихи о Москве.
Название стихотворения Его содержание и художественные особенности
«Домики старой Москвы» Москва в этих стихах - воплощение гармонии: - прозрачными акварельными красками рисует Цветаева лирический образ города; - в ритмическом плане стихотворение напоминает старинную танцевальную мелодию; - слова передают аромат давних времен: «вековые ворота», «деревянный забор», домики, где «потолки расписные» и «клавесина аккорды».
«Стихи о Москве» Облик Москвы в ранней поэзии светел. Город присутствует и в снах героини, и в ее мечтах. Гармония их взаимоотношений еще ничем не нарушена. Это представление о городе совпадает с представлениями о Родине.
«Родина» В стихотворении слышится зов родной земли: «Вернись домой!», и столько боли, потому что родина стала чужбиной.
«Тоска по родине» Возникает ощущение безысходности, нескончаемости боли и обыденности, будто уже привык к этому состоянию, сжился с ним. Оно уже не очень ра­нит - просто навсегда поселилось в душе. Какое-то безразличие... - и от это­го особенно страшно. Словно ты во сне, с полуприкрытыми глазами, а губы монотонно, без выражения, как заклинание, шепчут: - Мне совершенно все равно - где совершенно одинокой... - Мне все равно, каких среди лиц - ощетиниваться пленным львом... - Где унижаться - мне едино.

 

2. Тема любви в лирике
Название стихотворения Его содержание и художественные особенности
«Надпись в альбом» Лирическая героиня, совсем юная, с особой остротой ощущает изменчивость и пленительность каждого мига. В стихотворении явно звучит желание героини остаться в памяти любимого человека: Ты вспомнишь все... Ты сдержишь крик... - Пусть я лишь стих в твоем альбоме!
«Строительницаструн» Героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей. Истинное чувство живет не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой весь окружающий мир. Явления мира в сознании лирической героини соединяются с образом любимого: И если гром у нас - на крышах, Дождь в доме, ливень - сплошь, - Так это ты письмо мне пишешь, Которого не шлешь...
«Мировое началось во мгле кочевье» Движение одного сердца к другому - естественная часть бытия. В стихотворении тяготение сердец, поиск защиты и покоя, поиск тепла сравнивается со странствием звезд и деревьев.
«Никто ничего не отнял» Стихотворение о том, что чувства обладают огромной силой, им могут быть подвластны расстояние и время.
«Расстояние: версты, мили...» Строки стихотворения звучат как обвинение, поэт противостоит страшной стихии разрушения человеческих связей.
3. Другие темы в творчестве М. Цветаевой
Тема Названия стихотворений
Дом «Наша зала», «Прости» волшебному дому», и др. стихи из книги «Волшебный фонарь»
Образ матери, тема детства «Мать и музыка», «Сказка матери», «Маме», «Мы, дети, сегодня цари» и др. стихи из альбома «Вечерний альбом»
Стихи о поэтах и поэзии Сборник «Стихи Блоку», «Стихи к Пушкину», «Моим стихам, написанным так рано...» и др.

 

Задания:

Напишите анализ стихотворения М.И.Цветаевой (по выбору), используя план анализа (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).

Самостоятельная работа № 44.

Тема: О.Э.Мандельштам. Петербургские мотивы в поэзии.

Теория:

Особенности раннего творчества.

Первые стихи Мандельштама были опубликованы в 1909 г. в символистском аль­манахе «Аполлон» («Невыразимая печаль...», «Медлительнее снежный улей...», «Silentium»). В них заметно влияние символистской эстетики: стихи проникнуты ощущением иллюзорности бытия, стремлением погрузиться в мир первозданных зву­ков. Как и у символистов, в ранней поэзии Мандельштама обнаруживается особое пристрастие к миру звуков.

Мандельштам и акмеизм.

В десятые годы XX века Мандельштам знакомится с Н. С. Гумилевым, Вяч. И. Ивано­вым, И. Ф. Анненским и другими литераторами, вступает в «Цех поэтов», примыкает к поэтическому направлению «акмеизм». Главным для акмеистов (от греч. акме-«вершина») было восторженное приятие мира, отказ от недоговоренности, мистично­сти. В 1912 г. Мандельштам пишет статью «Утро акмеизма», опубликованную в 1919 г. как один из манифестов этого направления. «Любите существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя - вот высшая заповедь акмеиз­ма», - провозглашает поэт. Позже, в 1922 г., Мандельштам выдвинет понятие, альтер­нативное «символу», - понятие «утвари». «Утварь» - в акмеистической теории - пре­вращение предмета в очеловеченную вещь: «Подъемная сила акмеизма в смысле дея­тельной любви к литературе, ее тяжестям, ее грузу, необычайна велика, и рычагом этой деятельной любви и был именно новый вкус, мужественная воля к поэзии и поэ­тике, в центре которой стоит человек, не сплющенный в лепешку лжесимволически­ми ужасами, а как хозяин у себя дома, истинный символизм, окруженный символами, то есть утварью, обладающей и словесными представлениями, как своими органами.

В 1912 г. вышел сборник стихотворений Мандельштама «Камень». Само название было программным: оно продиктовано стихотворением Ф. И. Тютчева «С горы ска­тившись, камень лег в долине...»; поэт, по Мандельштаму, как зодчий - камень, кла­дет слово в основу своего творчества.

Такие стихи 1908, 1909 гг., как «Сусальным золотом горят...», «Только детские книги читать...», «Silentium», «Невыразимая печаль...», «Дано мне тело - что мне делать с ним...», вошедшие в первый сборник поэта «Камень», поража­ют упругой поэтической строкой, свободным, легким дыханием, мелодичностью. По­стижение жизни, стремление к духовному освобождению, к самореализации, видение в себе и «садовника», и «цветка» - все это придает особую плотность и философич­ность творчеству поэта.

Акмеизм претендовал на вещность поэтического мира, однако, как и символизм, воплощал лозунг Поля Верлена из «Искусства поэзии»: «Музыка прежде всего». Воз­буждением эмоциональных ощущений, аппеляцией не к разуму, а к чувствам харак­теризуются многие стихотворения Мандельштама.

В 1918-1921 годы Мандельштам работал в культурно-просветительных учреждени­ях; жил в Крыму и Грузии, с 1922 г. - в Москве. В 1922 г. вышел второй сборник поэта «Tristia», название которому дали строки из «Скорбных элегий» Овидия. Стихотво­рения сборника называют в литературоведении «классицистическими», поскольку ос­новой для них послужила поэзия античного мира, «ионийский мед». В книгу вошли такие известные стихи, как «Зверинец», «Что поют часы-кузнечик...», «Tristia» и др. В.Брюсов назвал поэтику второй книги Мандельштама «неоакмеизмом». Она постро­ена на ассоциациях с античной литературой, отсылает к древним легендам и мифам, связанным с именами Геракла, Персефоны, Психеи. Литературные реминисценции в книге связаны с поэмами Гомера, образами «Федры» французского поэта-классициста Расина.

После революции.

Мысли о неотвратимой и «невинной» смерти, о «чаде небытия», о гибельном жре­бии, о «полночных похоронах» переполняют лирику Мандельштама революционной поры. Отношение к революции у него, как и у Блока, было не однозначным. Так, в сти­хотворении «Декабрист» (июнь 1917) явственно слышны и роковые предчувствия по­эта, и мужественное приятие происходящего, и ностальгия по прошлому, и яростное сопротивление нашествию «века-волкодава».

Поэзия 30-х годов.

Говоря о стихах Мандельштама 30-х годов, мы отождествляем лирического героя с самим поэтом. И это не случайно. В стихах этого периода Мандельштам стремится с предельной ясностью высказать свою позицию, он бросает вызов бесчеловечной власти. И власть не заставила себя ждать. Потянулись года далекой ссылки, в которой проверялись все физические и душевные качества человека.

В 1938 году приходит известие о том, что Мандельштам оставил этот мир. Никто не знает, где его могила.

Задания: с опоставьте два стихотворения О.Э.Мандельштама “Век” (1922) и “За гремучую доблесть” (1931), проследите, как меняются взаимоотношения поэта со своей эпохой.

Ответьте (письменно) на вопросы:

1. Какая тема, какой образ объединяют эти стихотворения?

2. Что отличает лексику этих стихотворений?

3. Чему уподоблен век?

4. Что происходит с существом с поврежденным позвоночником?

5. Каково мироощущение поэта по отношению к веку?

6. Что символизирует кровь вообще и что - в данном стихотворении?

7. Что спасет этот век?

8. О чем мечтал Мандельштам в стихотворении “За гремучую доблесть”?

Самостоятельная работа № 45.

Тема: М.А.Шолохов «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции.

Теория:

Особенности:

1. В романе показана масштабность пространственного охвата событий.

2. События романа охватывают несколько десятилетий, в которых отразились переломное события в истории России 20 века. В водоворот истории втянуты сотни людей. Трагичность романа усиливается тем, что исторические события начала 20 века (революция, Гражданская война) разделили гражданское общество. В судьбе главного героя отражается судьба страны.

3. Писатель обращается к событиям, которые стали главными в жизни нескольких поколений русских людей.

4. Шолохов из множества судеб казаков выбирает самую трагическую. Но Григорий Мелехов воплощает не только судьбу казачества, но и судьбу нации в целом.

5. События романа «вписываются» в реальное историческое время, следовательно, можно составить точную хронологию жизни героев.

6. Включение в роман реальных исторических лиц и документов делает роман достоверным.

Задания:

1. Прочитайте главы романа в хрестоматии и ответьте (устно) на вопросы:

1. Каким мы видим Григория Мелехова в первых главах романа? Какими душевными качествами наделяет его автор?

2. Как в облике Григория Мелехова соединяются личностное, индивидуальное и семейно-родовое? Почему автор не боится сниженных характеристик героя? (сцена объяснения Григория и Аксиньи в гл. 16 1-й части 1 книги романа)

3. Какими деталями и красками пользуется автор, изображая картины Первой мировой войны и участие в ней казачества?

4. Как приходит к «правде войны» Григорий Мелехов? Кто из героев оказал на него наибольшее внимание в период его службы в царской армии?

5. С чем связаны последующие «метания» Григория между враждующими сторонами внутри расколотого государства?

6. В чем Шолохов видит глубинные причины трагедии донского казачества в годы революции?

7. Как в романе Шолохова представлена традиционная для русской литературы «мысль семейная»?

8. Какова правда Аксиньи в ее любви к Григорию? Что уравнивает ее с Натальей? Почему так безнадежен «побег» Григория и Аксиньи в финале романа?

2. Письменно выполните задания:

1) Проанализируйте эпизод возвращения Григория Мелехова в разоренный дом (последняя глава романа). Обратите внимание на символику деталей. В чем смысл сцены с Мишуткой? Что стоит за «открытостью» шолоховского романа?

2) В чем, по-вашему, смысл названия романа? (см. статью учебника)

Самостоятельная работа № 46- 47.

Тема: Проза о Великой Отечественной войне. В.Некрасов «В окопах Сталинграда», К.Воробьев «Это мы, Господи!», Э.Казакевич «Звезда». Человек на войне и правда о нём.

Теория: Военная проза в своём развитии прошла четыре этапа.

Первый этап — годы войны. За это время только на русском языке вышло более 150 повестей и романов, в которых доминировали мотивы героизма и ненависти. Наиболее заметными были повести В.Гроссмана «Народ бессмертен» (1942),А.Бека «Волоколамское шоссе» (1943), К.Симонова «Дни и ночи» (1943).
Второй этап 1946–1947 годы. Появились роман В.Некрасова «В окопах Сталинграда»и повесть Э.Казакевича «Звезда». Несмотря на различие художественных методов, их сближает изображение быта войны, её будней, а поступки героев не рисуются как подвиги, хотя таковыми являются.
Третий этап -начнётся в середине 1950-х годов и продлится около десяти лет. Ситуация выбора станет центральной в его сюжетосложении. Три писателя откроют новую страницу нашей прозы:Ю.Бондарев«Последние залпы» (1950), «Горячий снег» (1969), Г.Бакланов, В.Быков «Сотников». Их произведения получат название “окопной правды”.
Четвёртый этап жизни военной прозы — с середины 1960-х до начала 1980-х годов. Это самый неоднозначный и противоречивый этап. С одной стороны, литература продолжает линию “эстетики достоверности”, разрабатывает мысль о психологии человека на войне. Это линия В.Быкова, Г.Бакланова, В.Сёмина, Д.Гранина, В.Астафьева и других. К.Воробьёв «Убиты под Москвой» (1963), В. Кондратьев «Сашка».

Задание: прочитайте одно из предложенных произведений о Великой Отечественной войне. Ответьте на вопрос, как автор изображает человека на войне.

Самостоятельная работа № 48



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.03 с.)