Тема: Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества.


Методические указания

к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Литература» предназначены для студентов СПО

по специальностям:

150415 Сварочное производство

151901 Технология машиностроения

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 

 

г. Мурманск

2014г.

 

 

Рассмотрено

на заседании МК преподавателей

общеобразовательных дисциплин

 

Протокол № ___от ___ 20__ г.

 

Руководитель МК

_________________ Т.В.Кожемякина

 

Составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины «Литература»

 

Автор:Кожемякина Т. В., преподаватель русского языка и литературы ГАОУ МО СПО «Мурманский индустриальный колледж»

 

 


Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………...5

2.Самостоятельные работы

Самостоятельная работа №1 ………......................................................................................................8

Самостоятельная работа №2…………………………………………………………………………8-9

Самостоятельная работа № 3 ………..............................................................................................10-11

Самостоятельная работа № 4……………………………………………………………………11-13

Самостоятельная работа № 5 ………..................................................................................................13

Самостоятельная работа № 6……………………………………………………………………13-14

Самостоятельная работа №7 ………..............................................................................................14-16

Самостоятельная работа №8 -9 …………………………………………………………………..16 -20

Самостоятельная работа №10 ………..................................................................................................20

Самостоятельная работа №11 …............................................................ …………………………….20

Самостоятельная работа №12 …………………………………………………………………..20 – 22

Самостоятельная работа № 13………………………………………………………………………22

Самостоятельная работа № 14-15……..........................................................................................23 - 24

Самостоятельная работа №16 …….....................................................................................................24

Самостоятельная работа № 17 …………………………………….....................................................25

Самостоятельная работа №18 ………………………………………………………………………..25

Самостоятельная работа №19 …….....................................................................................................25

Самостоятельная работа №20 ……………………………………………………………….......25 -27

Самостоятельная работа №21 …….....................................................................................................27

Самостоятельная работа №22 ………………………………………………………………………..27

Самостоятельная работа № 23-24………………………………………………………………..27 - 30

Самостоятельная работа № 25 …………………………………………………………………30 - 31

Самостоятельная работа №26 …………………………………………………………………...31 -32

Самостоятельная работа №27 …….....................................................................................................32

Самостоятельная работа №28 …………………………………………………………………...32 - 33

Самостоятельная работа №29 ……..............................................................................................33 - 35

Самостоятельная работа №30, …………………………………………………………………..35 - 36

Самостоятельная работа № 31 - 32 ……………………………………………………………36 - 37

Самостоятельная работа №33…….......................................................................................................37

Самостоятельная работа № 34…………………………………………………………………..37 - 38

Самостоятельная работа №35 - 36………...................................................... …………………..38 - 39

Самостоятельная работа №37 ………..................................................................................................39

 

Самостоятельная работа №38 ………………………………………………………………….39 - 43

Самостоятельная работа №39 - 40…..................................................................................................43

Самостоятельная работа № 41 - 42………………………………………………………………….43

Самостоятельная работа №43 ………........................................................................................43 - 45

Самостоятельная работа № 44 …………………………………………………………………45 - 47

Самостоятельная работа № 45 ……...........................................................................................47 - 48

Самостоятельная работа №46 - 47 …………………………………………………………….48 - 49

Самостоятельная работа №48 …………………………………………………………………49 - 51

Самостоятельная работа № 49 - 50 ……...................................................................................51 - 52

Самостоятельная работа № 51 ……........................................................ …………………………..52

Самостоятельная работа № 52 …………………………………………………………………52- 53

Самостоятельная работа №53 - 54………...................................................................................53 - 54

Самостоятельная работа № 55 - 56 ….................................................................................................54

Самостоятельная работа №57 …….....................................................................................................66

Самостоятельная работа № 58 ……………………………………………………………………….55

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ………………………………………………………….....................................56

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 2…………………………………………………………………………………...57

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3……………………………………………………………………………57 - 58

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 ………………………………………………………….....................................58

Перечень литературы …………………………………………………………………………………59

Пояснительная записка

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Литература» предназначены для студентов по специальностям: 150415 Сварочное производство; 151901 Технология машиностроения; 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Цель методических указаний: реализация обязательного минимума содержания литературного образования.

Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам: приобщиться к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; развить у них способностей эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощённых в ней явлений жизни; воспитать высокий эстетический вкус и гражданскую идейно-нравственной позиции; сформировать представления о литературе как социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества; воспитать речевой культуру студентов .

Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, задания, основной теоретический материал, ссылку на литературные источники, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, вопросы для самоконтроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.

 

Перечень видов самостоятельной работы

 

№ п/п темы Наименование темы/ подтемы Тематика самостоятельной работы Кол-во часов
1.1 Н. В. Гоголь Очерк жизни и творчества «Биохроника творчества»
Н. В. Гоголь «Невский проспект». Образ города. Аналитическое чтение. Сравнительная характеристика героев
1.2 А. Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга «Биохроника творчества»
«Гроза». «Темное царство» в изображении драматурга. Трагедия Катерины Аналитическое чтение пьесы «Гроза»
«Бесприданница». Идейно – художественные особенности Письменная работа «Анализ эпизода»
Драматургия А. Н. Островского в русской критике. Конспектирование критической статьи
И. А. Гончаров. Обзор творчества «Биохроника творчества»
«Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость Письменная работа «Сравнительная характеристика героев»
И. С. Тургенев. Обзор творчества «Биохроника творчества»
Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). Конспектирование критической статьи
А. А. Фет «За рубежом вседневного удела…»Поэтические темы и «новое их освещение … языком искусства». «Импрессионизм в поэзии. Анализ лирического произведения»
Ф. И. Тютчев, поэт-философ. Символичность образов поэзии. Письменная работа «Анализ лирического произведения»
Сопоставительный анализ лирического стихотворения Письменная работа
Н. А. Некрасов « Кому на Руси жить хорошо» Нравственная проблематика поэмы. Аналитическое чтение поэмы Развёрнутый ответ на проблемный вопрос
А. К. Толстой. Обзор творчества «Биохроника творчества»  
Урок поэзии. А. Майков, А. Григорьев, Я. Полонский. Совершенствование навыков выразительного чтения
Ф. М. Достоевский. Очерк жизни и творчества «Биохроника творчества»  
  Бунт Раскольникова – причины и результаты. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Сочинение – миниатюра  
Петербург Достоевского. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Роль пейзажа Письменная работа «Роль пейзажа»  
Критика о романе (Н. Страхов, Д. Писарев) Конспектирование статьи учебника «Роман «Преступление и наказание» в русской критике конца 1860-х годов»
Л. Н. Толстой. «Война и мир», история создания, особенности жанра, проблематика Аналитическое чтение глав романа "Война и мир" и критической литературы
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Сочинение - миниатюра  
2.1 А. П. Чехов «Вишневый сад»: особенности сюжета и конфликта пьесы. Письменная работа «Развёрнутый ответ на проблемный вопрос».
Жизнь и творчество И.А. Бунина «Биохроника творчества»
Поэзия И.А. Бунина - «Живопись словом» Письменная работа «Анализ лирического произведения»
А.И.Куприн «Гранатовый браслет» Смысл спора о сильной бескорыстной любви. Аналитическое чтение
2.3   2. 4 М. Горький. Жизнь и творчество «Биохроника творчества»  
М.Горький. «На дне». Социально-философская драма, спор о назначении человека Письменная работа «Анализ драматического произведения»
Новаторство Горького- драматурга. Письменная работа «Анализ эпизода»
А. А. Блок «Двенадцать». Первая попытка осмыслить себя в революции. Аналитическое чтение
Трагедия расколотого гражданской войной народа. (И.Э.Бабель «Конармия». Б.Лавренёв «Сорок первый») Доклад на выбранную тему
Объекты сатирического изображения в прозе 20 годов. Пересказ с элементами комментария
С.А.Есенин. Жизнь и творчество «Биохроника творчества»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Философско-этические проблемы романа. Аналитическое чтение
Поиск истины и проблема нравственного выбора. (Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри) Письменная работа «Сравнительная характеристика героев»
М.И. Цветаева. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Письменная работа «Анализ лирического произведения»
О.Э. Мандельштам. Петербургские мотивы в поэзии. Письменная работа «Анализ лирического произведения»
М. А. Шолохов «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Аналитическое чтение глав романа
2.5 Проза о Вов: В.Некрасов «В окопах Сталинграда», К.Воробьев «Это мы, Господи!», Э.Казакевич «Звезда». Человек на войне и правда о нем. Доклад на выбранную тему
Анна Ахматова. Жизненный и творческий путь. Темы лирики Письменная работа «Анализ лирического произведения»
«Реквием». Библейские мотивы и образы в поэме Письменная работа «Особенности жанра и композиции».
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество «Биохроника творчества»  
Поэма «По праву памяти» - осмысление трагического прошлого. Аналитическое чтение
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина, В. Розова, А. Вампилова. Краткий пересказ с элементами комментария
2.6 Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов. Подготовка к диспуту: знакомство с произведениями, критической литературой, создание электронных презентаций
3.1 В. Шекспир «Гамлет»., О. Бальзак «Гобсек», Г. Флобер «Саламбо». Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.). Доклад на выбранную тему
3.2 Э. Хемингуэй. «Старик и море», Э.- М. Ремарк. «Три товарища», Г. Маркес. «Сто лет одиночества», П. Коэльо. «Алхимик». Доклад на выбранную тему    
ИТОГО 58 часов

 

Самостоятельная работа № 1.

Самостоятельная работа № 2

Теория.

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Тематика повести.

Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Задания: прочитайте повесть «Невский проспект» и используя текст повести, составьте сравнительную характеристику Пирогова и Пискарев, заполнив таблицу.

Самостоятельная работа № 3

Самостоятельная работа № 4

Система персонажей.

«Темное царство» Жертвы «темного царства»
Самодуры, угнетатели. Своей властью подавляют все человеческое в окружающих. Представители косного, «неподвижного» типа мышления: Кабаниха; Дикой Катерина; Тихон; Борис; Варвара; Кулигин; Кудряш.

 

Задания:

«Темное царство» в изображении драматурга.

Прочитайте драму «Гроза». Устно ответьте на следующие вопросы.

1. Где происходит действие пьесы? Какую роль играет пейзажный фон в драме?

2. Какими предстают перед нами жители города?

3. Прочитайте монолог Кулигина о жестоких нравах города в действии 1, явлении 3 (Хрестоматия «Литература 19 века», стр. 101). О каких чертах местного общества в нем говорится?

4. Кто такие самодуры? Почему в обществе возникает такое явление?

6. Обратите внимание на афишу. Кто из персонажей пьесы именуется полностью? Что объединяет их?

8.Каковы взаимоотношения с окружающими у Кабановой?

9. На каких законах, по мнению Кабановой, должна строиться семейная жизнь? Соблюдает ли сама Кабанова эти законы?

10. Как домочадцы относятся к поучениям Кабановой?

Трагедия Катерины.

Ответьте устно на вопросы.

1. Что мы узнаем о жизни Катерины в доме ее родителей (действие 1, явление 7)?

2. Почему неизбежен конфликт Катерины с «темным царством» Кабановой?

3. Какие стороны характера Катерины раскрываются в ее разговоре с Варварой (действие 2, явление 2)?

5. Как вы думаете, зачем Варвара дает ключ Катерине?

6. Каковы взаимоотношения Варвары и Катерины?

7. Как ведут себя герои в сцене «Проводы Тихон» (действие 2, явление 3,4,5)? Любит ли Катерина Тихона?

8. Почему Катерина полюбила Бориса?

10. Счастьем или несчастьем стала для Катерины встреча с Борисом?

11. В чем смысл всенародного покаяния Катерины?

12. Сила или слабость характера Катерины проявились в ее решении убить себя?

Самостоятельная работа № 5.

Теория

Созданная в 1878 г. драма «Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А. Н. Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца». Но в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни.

Задания.

1. Устно ответьте на следующие вопросы.

1. Где происходит действие, когда?

2.Что мы узнали из списка действующих лиц и текста об общественном положении героев?

3.Объясните название пьесы.

4. Что вы узнаете из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?

5. Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?

6. Что мы знаем о Паратове?

7. Перескажите разговор Вожеватова и Кнурова.

8. Как ведет себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?

9. Как вы считаете, какова роль данной сцены?

10. Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?

11. Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?

12. Какова же кульминация пьесы?

13. Перескажите события четвертого действия

14. Какое решение принимает Лариса и почему?

15. Как показано автором убийство Ларисы?

2. Напишите сопоставительный анализ эпизодов:

А) Последний монолог Катерины (Анализ сцены действия 5, явл. 5 драмы А.Н. Островского «Гроза».)

Б) Объяснение Ларисы с Паратовым (Анализ сцены действия 4, явления 11 драмы А.Н.Островского «Бесприданница»)

(Алгоритм анализа см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2).

Самостоятельная работа № 6.

Самостоятельная работа № 7.

Задание: используя данный материал, заполните таблицу

Этапы Творчество
Начало творчества  
Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада»  
Расцвет творчества  
Последние годы жизни  

Самостоятельная работа № 8-9

Главные герои.

Оппозиция персонажей
Обломов Штольц
Итоговый, исторически уходящий тип носителя русской культуры Новый положительный тип русского прогрессивного деятеля.

 

  Илья Ильич Обломов Андрей Иванович Штольц
Значение имени Фамилия героя ассоциируется со словом «обломок». Обломов сломлен жизнью, все попытки воскресить его оканчиваются крахом. Возможна также связь со словом «облый» - «округлый», «округловатый» (это значение зафиксировано в словаре В.И.Даля) Имя героя - Илья Ильич – замыкается на себе, способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение.  
Портрет Внешность героя производит двойственное впечатление: «приятная наружность», однако с «отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица»; грация и мягкость движений, однако тело его казалось «слишком изнеженным для мужчины». Мягкость «была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души». Внешность героя носит отпечаток его образа жизни – Обломов, по выражению Штольца, «наспал свои недуги»: «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд», на него нападает нервический страх. При описании внешности героя используются детали: удобный широкий халат и диван, на котором герой проводит большую часть времени (символы лени). Комната Обломова поражает запущенностью: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала… могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки». Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов, нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет,… есть кость да мускул,но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватый, но выразительные»
Происхож-дение, биография. Обломов – дворянин 32 – 33 лет, имеет чин коллежского секретаря. К началу действия романа он «безвыездно живет 12 год в Петербурге», куда он приехал из Обломовки – родового имения, расположенного в глухой провинции. По приезде в Петербург Обломов «был полон разных стремлений, все на чего-то надеялся, ждал много и от судьбы, и от самого себя».   Отец Штольца – немец, воспитывавший сына в строгости, стараясь развить в нем самостоятельность и исполнительность. Мать Штольца – русская, это поэтическая, сентиментальная натура. По замыслу Гончарова, в образе Штольца должны сочетаться лучшие качества его родителей: трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей с одной стороны и душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, поэтичность – с другой.
  В детстве Обломов учился кое-как, в учебе видел «наказание, ниспосланное небом за наши грехи». Имея способности, не обладал волей, поэтому быстро бросал начатую работу. Служба также не удалась, так как Обломов не видел в ней смысла и робел перед начальством. После допущенной оплошности он подал в отставку. Не испытал Обломов и любви, так как «к сближению с женщинами ведут большие хлопоты». В итоге жизнь Обломова свелась к «еде, сну, лежанию на диване и ссорам со слугой Захаром». Все свободное время Обломов обдумывает разнообразные планы по устройству имения, которым не суждено реализоваться. Таков герой в начале романа. Штольц – антипод Обломова. Он всего в жизни привык добиваться сам. Для Штольца труд, к которому Обломов чувствует отвращение, - «образ, содержание, стихия и цель жизни». «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу. Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. … он ездит и в свет и читает: когда он успевает – Бог весть».
  Обломов от природы наблюдателен, он способен к глубокому проникновению в суть вещей. Его бездейственность является по сути протестом против бессмысленной деятельности людей его круга. Обломов критикует погоню за чинами, лицемерие, суету, лживость, зависть, лежащие в основе такой деятельности. В споре со Штольцем Обломов говорит: «Я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искаженье нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку …», однако идеал семейной жизни, который Обломов рисует в противопоставление «ненормальной жизни», оказывается все той же обломовщиной. Наименее живой образ в романе: в нем чувствуется «сконструированность и функциональность». Сам Гончаров был недоволен образом Штольца, считал, что он «слаб, бледен», «из него слишком голо выглядывает идея». Резво отзывался об образе Штольца и А.П.Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен».
Вывод Идеал автора не воплотился ни в одном из героев произведения, вместе с тем почти каждый из них несёт в себе какую-то грань этого идеала.Этико-эстетический идеал автора: сохранение целостности естественной личности во всей полноте её эмоциональных деятельных и рациональных начал, в её активном общественном самоутверждении. При переведении разговора об идеале автора в более социальный план отмечается, что Гончарову, без сомнения, дорог образ патриархальной России (не случайно и центральное положение именно Обломова, и особое место главы «Сон Обломова» в структуре романа). Вместе с тем патриархальная Россия не является абсолютным авторским идеалом. И.А. Гончаров, без сомнения, видит жизненно важную необходимость движения России вперёд. Покой (застой) оборачивается сном и смертью. Таким образом, главенствующим в авторской концепции является принцип меры, гармонии, “золотой середины”. Он проявляется как в этике, эстетике, так и в поэтике произведения.

Задания: напишите сравнительную характеристику героев, Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца.

Самостоятельная работа № 10.

Самостоятельная работа № 11.

Задания:

1. Прочитайте статью учебника « «Отцы и дети» в русской критике»», составьте конспект по данной статье (письменно, в тетради).

2. Сопоставьте мнения критиков. По каким ключевым вопросам идет спор?

3. Чья точка зрения о романе, его героях вам наиболее близка. Докажите свою мысль.

Самостоятельная работа № 12.

Тема: А.А.Фет. «За рубежом вседневного удела …». Поэтические темы и «новое их освещение … языком искусства».

Теория:

1. Особенности поэзии «чистого искусства»

Признаки
Поэзия намеков, догадок, умолчаний.
Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
Искусство не должно быть связано с жизнью.
Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.
Это поэзия для избранных.

 

2. Основные темы поэзии «чистого искусства»

Любовь Природа Искусство
Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душев­ная теплота. Образность, нетрадицион­ностьсравнений,эпитетов; очеловечивание природы, на­хождение отзвука своим на­строениям и чувствам. Певучесть и музыкальность.

 

Поэзия А. А. Фета

Природа в стихотворениях поэта:

Время года Как представлено в творчестве
русская весна пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лу­чей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи
русское лето сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром, лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью
русская осень пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанных жнивьях
русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле
Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии.

Особенности пейзажной лирики:

• стремление к фиксации изменений в природе; • наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы; • изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов; • точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе.

Учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 2», стр. 170 – 184.

Задания:

1. Используя теоретический материал самостоятельной работы и статьи о творчестве А.А.Фета в учебнике, напишите анализ стихотворения Фета (по выбору), опираясь на схему (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

Самостоятельная работа № 13.

Самостоятельная работа № 14 -15.

Самостоятельная работа № 16.

Теория: учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 1», стр. 134 – 15.

Формы развития сюжета.

Рассказ преимущественно монолог встреченного «счастливца» или иного персонажа Изображение того, что видят и слышат мужики, выступая в роли обычных наблюдателей. Рассказ от имени автора – повествователя, когда странников в сюжете нет.
«Поп», «Помещик» «Сельская ярмонка», «Последыш» О Григории Добросклонове.

Задания.

1. Прочитайте статью учебника о поэме «Кому на Руси жить хорошо» стр. 134 – 157 и отрывки из поэмы в хрестоматии к учебнику на стр. 390. Устно подготовьте ответы на вопросы.

1. Какую роль в сюжетно – композиционном строе поэмы играет пролог?

2. Какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу?

3. Расскажите о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них.

4. Как представлена в тексте помещичья Русь?

Самостоятельная работа № 17.

Варианты заданий.

Выполните одно по выбору:

1. Подготовьте доклад о жизни и творчестве А. К. Толстого

ИЛИ

2. Сопоставьте стихотворение А. К. Толстого «Ты знаешь край…» со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Родина»

Самостоятельная работа № 18.

Теория: учебникЮ.В.Лебедев «Литература. 10 класс. Часть 2».

Задания: подготовить сообщение о творчестве одно из поэтов (А.Майкова, А.Григорьева, Я.Полонского), выучить наизусть одно стихотворение.

Самостоятельная работа № 19.

Задание.

Прочитайте теоретический материал учебника (Ю.В.Лебедев Литература. 10 класс. Часть 2) на стр. 216 - 225 и составьте конспект по следующим тезисам:

1) Дебют писателя;

2) Достоевский и кружок Петрашевского;

3)Достоевский на каторге;

4) Достоевский и проблема веры;

5) Основные произведения Достоевского.

Самостоятельная работа № 20.

Теория.

Теория «наполеонизма» сводится к формуле: «Свобода и власть, а главное - власть!» В романе Достоевского имя Наполеона упомина­ется несколько раз. Интерес к нему в России 60-х годов не случаен. Развитие буржуазных отношений обостряет социальные противоречия, приводящие к обнищанию широких масс. Поиски путей преобразования общества приводят к рождению всевозможных теорий, в том числе и идеи «сильной личности», способной подчинять себе людей и превра­щать их в орудие для достижения своих целей.

Теория Раскольникова возникает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их - в со­циальной несправедливости. Что же делать? Смириться? Бороться? По его мнению, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновенная личность. Он приходит к мысли, что че­ловечество делится на два разряда: па людей обыкновенных, состав­ляющих большинство, и на людей необыкновенных, таких, как Напо­леон, которые, если потребуется, не остановятся и перед преступлением.

Идея теории Раскольникова выражается в мучительном вопросе: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» И он уверяет себя, что явля­ется необыкновенным человеком, прирождённым «властелином судь­бы». Власть ему нужна для того, чтобы спасти Полечку, Соню, Кате­рину Ивановну, - всё страдающее человечество. Убийство вредной, жад­ной старухи задумано Раскольниковым как проверка на частном слу­чае своей страшной теории. Отсюда вытекает вывод, сформулированный самим героем: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил».

Крушение теории Раскольникова заключается в его ошибке: при­чины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека. Вместо того, чтобы бороться против безнравствен­ного строя и его законов, наш герой хочет следовать им. И в результате теряет веру в себя, в свои прежние убеждения, испытывает бесконечное отвращение к себе. Вместо счастья он неизбежно приносит зло себе, своим близким, безвинным людям. Отсюда его отчаяние: «Я себя убил, а не старушонку».

Задания:

1. Перечитайте содержание статьи Раскольникова «О праве сильной личности»

Самостоятельная работа № 21.

Задания: используя теоретический материал и статью учебника напишите письменную работу «Роль пейзажа в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»».

Самостоятельная работа 22.

Самостоятельная работа № 23 - 24.

История создания.

1 этап – 1856 год. Рождение замысла. Толстой решает написать произведение о декабристах, вернувшихся из Сибири домой после 30-летней ссылки.
2 этап – 1860 год. Начинает писать повесть «Декабристы» о судьбах Петра и его жены Натальи: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько способными к работе. Работа эта – роман из времени 1810 и 20-х годов». «Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой Росии …».
3 этап – 1863 год Год официального начала написания романа «Война и мир». С 1864 года по 1867 год – создание первой редакции и текста.
4 этап – 1867 год. Публикация первых глав. Выбор названия («Война и мир»).
5 этап – 1869 год. Роман опубликован в журнале М.Н.Каткова «Русский вестник».
Л.Н.Толстой о замысле романа. · «В 1856 году я начал писать повесть, героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию» · «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое» · «Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года». · «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года».

Основн









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь