Рекомендуемая форма сводной таблицы по истории и культуре изучаемого периода.


Основные исторические события Исторические личности (роль в истории и культуре страны) Основные факты культурной жизни (музыка, живопись, театр и т.д.)

 

Рекомендуемая форма для ведения читательского дневника:

Автор, произведение, год создания, история публикации, в состав какого цикла или сборника входит (для рассказов, лирических и лироэпических произведений) Идейно-тематическая специфика (основные темы, проблемы, мотивы и т.д.). основные способы выражения авторской позиции. Смысл заглавия, эпиграфа (если он есть) Герои (краткие характеристики, в том числе цитатные), принцип построения системы персонажей. Возможные прототипы. Основные сюжетные события, их взаимосвязь. Композиционные приемы. Вопросы и трудности, возникшие в процессе чтения. Читательское впечатление. Связь произведения с другими текстами изучаемого периода.

 

ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

1. Жанр мартиролога в творчестве Н. А. Некрасова: сравнительный анализ стихотворений «Памяти Добролюбова» и «Не рыдай так безумно над ним…»

2. Беда и вина «лишнего человека» в зеркалах публицистической критики шестидесятых годов. «Русский человек на rendez vous» Н. Чернышевского и «Что такое обломовщина?» Н. Добролюбова.

3. «Новый человек» («нигилист») в романах И. Тургенева «Отцы и дети» и И. Гончарова «Обрыв»: опыт сопоставления.

4. Поэтическое завещание как жанр русской литературы ХIХ века: «Вечерние огни» А. Фета, «Последние песни» Н. Некрасова, «Песни старости» А. Жемчужникова, «Senilia» И. Тургенева и др. – по выбору.

5. Жанровые особенности «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева.

6. Повесть И. С. Тургенева «Муму»: проблема интерпретации.

7. Натурфилософские мотивы лирики Ф. И. Тютчева.

8. Сюжеты и образы литературы 50-60-х гг. XIX века в современной культуре (кино, анимация, музыка и т. д.)

9. Сценическая история пьес А. Н. Островского в ХХ-XXI вв. (по выбору).

10. Интерпретации образа И. И. Обломова в театре и кино.

Примерные тестовые задания

1. Сборник стихотворений «Последние песни» бал написан

Тютчевым

Некрасовым

А.К. Толстым

Тютчевым

2. Путевые очерки И. А. Гончарова называются

Фрегат «Надежда»

Фрегат «Паллада»

Корабль-призрак

Шхуна «Колумб»

3.Профессия Василия Ивановича Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Учитель

Врач

Писатель

Музыкант

4.В какую страну мечтали поехать в юности Обломов и Штольц?

В Испанию

В Англию

В США

В Италию

5.Из скольких частей состоит книга Н. Помяловского «Очерки бурсы»?

Из 2

Из 3

Из 4

Из 5

6.Как сложилась судьба Павла Петровича Кирсанова в финале романа «Отцы и дети»?

Женился

Уехал в Англию

Переехал жить в Петербург

Погиб на дуэли

7.«Певцы» И. С. Тургенева входят в цикл

«Записки охотника»

«Таинственные повести»

«Стихотворения в прозе»

8.Ф. И. Тютчев наследует культурную традицию

Барокко

Классицизма

Романтизма

Сентиментализма

9.Характеризуя особенности художественной манеры А.А. Фета, используют понятие

Сюрреализм

Импрессионизм

Авангардизм

Экспрессионизм

10.Назовите фамилию автора статьи «Темное царство»

Чернышевский

Добролюбов

Писарев

Дружинин

 

Примерная тематика курсовых работ

1. Концепт «счастье» в поэзии Н. А. Некрасова. Изучение творчества Некрасова в школе.

2. Образ ямщика в русской поэзии XIX века.

3. «Князь Серебряный» А. К. Толстого как исторический роман. Изучение исторической прозы в школе.

4. Образ «нового человека» в дилогии Н. Помяловского «Мещанское счастье» и «Молотов».

5. Образовательно-воспитательный процесс в «Очерках бурсы» Н. Помяловскеого.

6. Образ бурсака в произведениях русских писателей XIX века. Изучение повести Н. В. Гоголя «Вий» в школе.

7. Образ бурлака в русской литературе XIX века. Изучение стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге» в школе.

8. Натурфилософия Ф.И. Тютчева и ее связи с традициями немецкого романтизма. Изучение лирики Тютчева в школе.

9. Оппозиция «гармония/хаос» в лирике Ф. И. Тютчева. Изучение лирики Тютчева в школе.

10. Образ усадьбы в прозе И. С. Тургенева.

11. Образ «русского Гамлета» в прозе И. С. Тургенева.

12. Субъектная и персонажная организация рассказа И. С. Тургенева «Певцы». Изучение рассказа в школе.

13. Оппозиция «свое/чужое» в картине мира героев пьесы А. Н. Островского «Гроза». Изучение пьесы в школе.

14. Фольклорные мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов». Изучение романа в школе.

15. Трансформация житийного канона в романе И. А. Гончарова «Обломов». Изучение романа в школе.

16. Функция снов в сюжетной структуре романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

17. Идейная структура этнографического очерка Ф. Решетникова «Подлиповцы». Образ русской деревни на уроке литературы в школе.

18. Тургеневские и гоголевские мотивы в дилогии Н. Помяловского «Мещанское счастье» и «Молотов».

19. Пространственная организация цикла очерков И. Гончарова «Фрегат Паллада». Литературная маринистика в школе.

20. Образ студента в русской литературе второй половина XIX века (на материале романов Н. Чернышевского «Что делать?», И.Тургенева «Рудин» и «Отцы и дети»). Проблема знания в романе «Отцы и дети» на уроке литературы в школе.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ТЕКУЩЕМ И ИТОГОВОМ КОНТРОЛЕ

При текущем контроле основным критерием оценки является посещаемость занятий, степень готовности студента к практическим занятиям, умение анализировать художественное произведение в соответствии с формулировками заданий на практических занятиях.

 

Итоговый контроль осуществляется в форме устного зачета (дифференцированного) по вопросам:

1. «Шестидесятые годы» в историко-литературном процессе XIX века.

2. «Русский Гамлет», «русский Дон-Кихот», новый человек, нигилист – герои 1860-х гг.

3. Литературно-публицистическая критика 60-х гг. XIX века. Понятие о «реальной» и «артистической» критике: журналы, представители, основные идейно-эстетические принципы.

4. Н. А. Добролюбов-критик. Анализ статей «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве».

5. Д. И. Писарев- критик. Анализ статей об И. С. Тургеневе («Базаров», «Реалисты»).

6. А.В. Дружинин-критик. Анализ статей по выбору.

7. Лирика Н. А. Некрасова. Возможные принципы систематизации литературного наследия. Основные темы, мотивы, образы. Анализ стихотворения «Поэт и Гражданин».

8. Поэмы Некрасова: крестьянские, сатирические, исторические. «Мороз, Красный нос»: проблематика и образность.

9. Дилогия «Русские женщины»: проблематика и поэтика.

10. «Кому на Руси жить хорошо»: проблематика, композиция, система образов, элементы фольклорной поэтики. Жанровая специфика поэмы.

11. Лирика А. А. Фета. Анализ одного стихотворения по выбору.

12. Ф. И. Тютчев: систематизация литературного наследия. Натурфилософская лирика. Анализ одного стихотворения по выбору.

13. Любовная лирика Тютчева. «»Денисьевский цикл» в составе его лирического наледия.

14. А. К. Толстой: обзор творчества. Драматургическая трилогия: проблематика и поэтика. Анализ пьесы «Царь Федор Иоаннович».

15. «Записки охотника» И. С. Тургенева как цикл. Проблематика и поэтика. Анализ повести «Певцы».

16. Проблема положительного героя и ее решение в романе И. С. Тургенева «Рудин».

17. Роман «Отцы и дети»: история создания. Проблематика, система персонажей, композиция. Роман в критике.

18. Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история»: проблематика и система персонажей.

19. Роман И. А. Гончарова «Обломов». История создания, проблематика, система образов, композиция. Обломов и «обломовщина» в критике.

20. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». История создания, проблематика, система образов (Райский и Волохов, женские образы). Автокомментарий к роману.

21. Гончаров – литературный критик. Анализ статьи «Мильон терзаний».

22. Драматургия А. Н. Островского: проблема систематизации творческого наследия писателя.

23. Жанр комедии в творчестве Островского: «На всякого мудреца довольно простоты» (анализ пьесы).

24. Социально-бытовая драма: анализ пьесы «Бесприданница».

25. Исторические хроники Островского. Анализ пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».

26. «Гроза»: проблематика, поэтика, система образов. Интерпретации пьесы в критике.

27. Творчество беллетристов-«шестидесятников». Общая характеристика наследия одного из них (Н. Помяловский, Ф. Решетников, В. Слепцов).

28. Проблематика, система образов и композиция романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Обеспеченность учебной дисциплины обязательной литературой:

№ п/п Название и выходные данные учебных и учебно-методических изданий Количество студентов, изучающих дисциплину Количество экземпляров в библиотеке Коэффициент обеспеченности литературой
1. Роговер Е. С. Русская литература XIX в.: учебное пособие для педвузов / Е. С. Роговер. – СПб., М.: САГА: Форум. – 2008. – 432 с.   100%
2. Якушин Н. И. Русская литература XIX в. (вторая половина): учебное пособие для вузов по специальности 032900 «Русский язык и литература» / Н. И. Якушин, Л. В. Овчинникова. – М.: ВЛАДОС. – 2005. – 367 с.   50%
3. История русской литературы XIX в.: в 3 частях: учебник для вузов, обучающих по специальности 032900 «Русский язык и литература» / под ред. В. И. Коровина. – М.: ВЛАДОС. - Ч. 2: (1840-1860-е гг.). – 2005. – 524 с. 40%

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь