Занятие № 5. «Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 5. «Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»



План занятия:

1. Понятие «новый человек» в общественной жизни 1860-х гг. и его отражение в публицистике и художественной литературе этого времени.

2. История создания романа «Что делать?». Его оценки в критике.

3. Старый мир («пошлые люди») в изображении Чернышевского. Семья Росальских в системе персонажей. «Похвальное слово Марии Алексеевне», его истолкование.

4. «Новые люди» в романе: образы Лопухова и Кирсанова. Программа их действий в свете теории «разумного эгоизма». Типическое и индивидуальное в образах персонажей.

5. «Особенный человек» Рахметов.

6. Сны Веры Павловны, их композиционная функция, принцип объединения в цикл. Программное содержание снов.

7. Образ автора и образ «проницательного читателя» в романе.

Литература:

1. Пинаев М. Т. Н. Г. Чернышевский. Художественное творчество. – М., 1984.

2. Тамарченко Г. Е. Чернышевский-романист. – Л.: Художественная литература, 1976.

3. Володина Н. В. Концепт «новые люди» и его литературное бытие // Традиции в контексте русской культуры. – Вып. XI. – Череповец, 2004.

4. РОМАН «ЧТО ДЕЛАТЬ?»; «ЧТО ДЕЛАТЬ?» КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА; «ЧТО ДЕЛАТЬ?» ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО В РОМАНЕ; ОБРАЗ РАХМЕТОВА; РОМАН «ЧТО ДЕЛАТЬ?» ОБРАЗ НОВОЙ ЖЕНЩИНЫ - ВЕРА; ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА РОМАНА И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО ;ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЧЕРНЫШЕВСКОГО // Russkay-Literatura.ru

5. Вайль П., Генис А. Роман века (из книги «Родная речь: Уроки изящной словесности») // lib.ru›Проза›WAJLGENIS/literatura.txt

 

Задание № 6. «Лишний человек» в литературной критике шестидесятых годов.

План занятия.

1. Состояние литературной критики в шестидесятых годах ХIХ века, ее формы. Рождение «реальной критики» журнала «Современник».

2. Понятие о «лишнем человеке». Рождение понятия: рассказ И. Тургенева «Дневник лишнего человека» (1850).

3. «Лишний человек» в современной системе литературоведческих понятий.

4. Тип «лишнего человека» в литературной критике. Интерпретация текстов статей.

В. Белинский о зарождающемся типе – Онегине и Печорине (статьи: «Герой нашего времени»; «Сочинения Александра Пушкина» (ст. 8 и др.).

Н. Чернышевский о «лишнем человеке» в статье «Русский человек на rendez-vous»:

а) оценка повести И. Тургенева «Ася»;

б) определение сущности явления как массового заболевания в среде русского дворянства и уточнение его причин;

в) влияние «лишнего человека» на общественную жизнь России и пути излечения общественного заболевания. Смысл аллегории, завершающей статью.

Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»

а) «Обломов» в оценке современников;

б) что такое обломовщина? – причины возникновения на русской почве, литературная галерея Обломовых;

Д. Писарев о «лишнем человеке»:

а) раздел 4 статьи «Базаров». Два типа «лишних людей» в русской литературе предшествующего периода;

б) раздел 4 статьи «Мыслящий пролетариат»: признаки «лишнего человека» в сопоставлении с типом «нового человека» по роману Чернышевского «Что делать?»

Литература к заданию.

1. Белинский В. Г. ПСС в 13 т. – М., 1953-59 (ред. Н. Бельчиков);

Собр. соч. в 9 т. – М., 1976-82 (ред. Н. Гей и др.).

2. Чернышевский Н. Г. Русский человек на rendez-vous // Н. Чернышевский. ПСС в 15 т. – Т. 5., М., 1950.

3. Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? – Собр. соч. в 9 т. – Т. 4. – М.-Л., 1962.

4. Писарев Д. И. Базаров. Мыслящий пролетариат. – Соч. в 4-х т. – М.: Гослитиздат, 1955-56; тт. 2, 4.

5.Воровский В. В. Лишние люди // В. Воровский. Лит.-крит. статьи. – М., 1956.

6. Манн Ю В. Словарная статья в Краткой литературной энциклопедии (КЛЭ), т. 4. – М., 1967. – Столб. 400-402.

7. Словарная статья в Литературном энциклопедическом словаре. – М., 1987. – С. 204.

8. Словарная статья в Литературной энциклопедии терминов и понятий. – М., 2003. – Столб. 485.

 

Задание № 7. «Гроза» А. Островского: проблематика и поэтика.

1. Литературное наследие А. Н. Островского и опыт его систематизации. Место «Грозы» в творчестве драматурга. Понятие «пьеса жизни» в применении к поэтике Островского.

2. Авторская «афиша» и система действующих лиц. Место и время действия. Характер драматического конфликта. Форма и функция ремарок.

3. Конфликт, его типы в пьесе. Особенности сюжетной организации пьесы.

4. Второстепенные персонажи с «осведомительной» функцией: Кулигин, Феклуша. Сумасшедшая барыня с двумя лакеями: ее роль в композиции драмы.

5. Способы выражения авторского сознания в драме «Гроза»: вводная «афиша», ремарки, символика имен, символика заглавия и др.

6. Современная драматургу критика о драме «Гроза». Статьи Н. Добролюбова («Луч света в темном царстве») и Д. Писарева («Мотивы русской драмы»).

Литература к заданию.

1. Островский А. Н. Гроза. (любое издание).

2. Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве.

3. Писарев Д. И. Мотивы русской драмы.

4. Журавлева А., Некрасов В. Театр Островского. – М., 1987.

5. Журавлева А. И. «Гроза» А. Н.Островского // Анализ драматического произведения. – Л.: Издательство ЛГУ, 1988.

6. Бабичева Ю. В. Театр Островского: три лекции. – Вологда, 1986. Лекция 2: Драматургия А. Н. Островского.

7. Неволина О. Ю. «Гроза» Островского: варианты прочтения в школьной практике // Анализ драматургии в школе. Сборн. статей. – Вологда: ВГПИ, 1990. – С. 17 – 25.

8. Вайль П., Генис А. Мещанская трагедия // Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. Любое издание.

 

 

Занятие № 8. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

План занятия:

1. «Крестьянские поэмы» 1860-х гг. как подготовительный этап в работе над поэмой.

2. Эпическое начало в поэме.

А) сюжет, роль образа дороги в его развитии;

Б) функция вставных новелл и притч в сюжетной композиции («О холопе примерном», «О двух великих грешниках»); рассказ Матрены Тимофеевны о доле русской женщины.

В) коллективный образ «крестьянского мира» и его оценка в поэме. Образы помещиков. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова.

3. Лирическое начало в поэме.

А) система авторских лирических отступлений; их связь с произведениями Некрасова-лирика;

Б) народные песни в тексте поэмы, их систематизация и роль в тексте поэмы.

Литература:

1. Скатов Н. Н. Некрасов (ЖЗЛ). – М., 2004.

2. Якушин Н. И. Н. А. Некрасов в жизни и творчестве. – Изд. 3. – М., 2005.

3. Розанова Л. А. Поэма Н. А. Некрасова «кому на Руси жить хорошо»: Комментарий. – Л., 1970.

4. Бабичева Ю. В. Перечитаем Некрасова! – Вологда, 2006. – Раздел 2. «Поэтическое завещание Некрасова».

5. Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Н. Некрасов. ПСС и писем в 15-ти томах. – Т. 5. – Л., 1982.

 

Практическое занятие № 9. Школа «чистого искусства» в русской лирике середины ХIX века. Лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

  1. Споры о природе и назначении лирики в публицистике 60-х годов. «Гражданское» и «чистое» искусство.
  2. Лирика Тютчева: темы, мотивы, образность. Анализ стихотворений «Silentium!» и «От жизни той, что бушевала здесь…».
  3. Лирика А.А. Фета: темы, мотивы, образность. Анализ стихотворений «Это утро, радость эта…» и «Шепот, робкое дыханье…»

 

Литература:

  1. Королева Н. В. Тютчев «Silentium!» // Поэтический строй русской лирики. – Л.: Наука, 1973. – С.147-159.
  2. Сухих И. Н. «От жизни той, что бушевала здесь» Ф. И. Тютчева // Анализ одного стихотворения. - Л.: ЛГУ, – 1985. – С. 185-198.
  3. Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. - СПб, 1997.
  4. Гаспаров М. Фет безглагольный. См. в интернете.
  5. Ранчин А. Анализ стихотворения «Это утро, радость эта…». См. в интернете.

 

 

Занятие № 10. Поэзия А. К. Толстого.

 

План занятия.

1. Биографическая справка о А. К. Толстом. Его позиция в идеологическом и творческом противостоянии сил в 60-х годах Х1Х столетия (стихотворения «Двух станов не боец»).

2. Состав литературного наследия А. К. Толстого. Опыт его систематизации. «Козьма Прутков» в жизни и творчестве писателя.

3. «Программные стихи» (стихи о поэте и поэзии), их место в литературном споре о природе и назначении литературного творчества («Тщетно, художник, ты мнишь…», «Против течения» и др.)

4. Анализ текстов исторических баллад А. К. Толстого; опыт их систематизации. «Сон Попова», «Баллада с тенденцией», «История Государства Российского».

Литература:

1. Толстой А. К. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. - М., Худ. лит., 1963. Вступ. Статья «А. К. Толстой» И. Ямпольского, с. 5-52.

2. Жуков Д. А. А. К. Толстой. – М.: Молодая гвардия. – Серия ЖЗЛ.

3. Колосова Н. П. А. К. Толстой. – М.: Молодая гвардия, 1984.

4. Лотман Л. М. А. К. Толстой. Словарная статья в Краткой литературной энциклопедии (КЛЭ) – Т. 7. – М.: Сов. Энциклопедия, 1972, столб. 539-542.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

В процессе изучения курса студентам рекомендуется составлять синхронистическую таблицу, отражающую основные историко-культурные события XX века, вести читательский дневник в удобной для работы форме и терминологический словарь, используя справочники и литературоведческие словари.

Курс рассчитан на один семестр. Начинается он лекциями, которые затем дополняются практическими. Так как большую часть материала студенты осваивают самостоятельно, рекомендуется параллельно с прочтением текстов знакомиться с соответствующими главами учебника. Список текстов для чтения лучше осваивать в предлагаемом порядке, с опережением по отношению к лекционным занятиям. Предлагается также познакомиться с основными экранизациями произведений И. С. Тургенева и И. А. Гончарова, чтобы составить представление об интерпретациях произведений русской классики средствами других видов искусства.

В процессе освоения списка обязательной литературы целесообразно вести читательский дневник, в который заносить имена, трудные слова, характерные цитаты из текста. Кроме того, представляется целесообразным составление кратких биобиблиографических справок по отдельным писателям (Тургенев, Гончаров, Некрасов, Тютчев, Фет).

Поскольку усвоение содержания ряда произведений может представлять для студентов определенные трудности (на уровне проблематики, субъектной, персонажной и сюжетно-композиционной организации), стоит рекомендовать студентам такие вспомогательные приемы, как составление композиционных схем и схем системы персонажей.

Готовясь к практическим занятиям, важно уметь выстраивать ответ согласно формулировке вопроса для обсуждения, демонстрировать владение соответствующей литературоведческой терминологией.

На экзамене студент должен продемонстрировать навык владения монологической устной речью (ответ на вопрос экзаменационного билета) и готовность к диалогу с преподавателем по основным темам курса. При подготовке экзаменационных вопросов по лирике (Некрасов, Тютчев, Фет) нужно уметь цитировать стихотворные произведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.110.49 (0.019 с.)