МОДУЛЬ 1. Русская проза 1950-60-х гг.


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА19 ВЕКА ( ч. 2)

 

 

Направление подготовки

050100 педагогическое образование

 

Профиль подготовки

Филологическое образование

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения очная

Вологда

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы ВПО по направлению и профилю подготовки 050100 Педагогическое образование Филологическое образование

 

 

Автор (ы) Федорова Анна Вячеславовна, к.ф.н., доцент

Рецензент Л.М. Аринина, к.ф.н, доц.

 

 

Согласовано:

Директор библиотеки

 

 

_______________________/___________________

«___________»_______________________2011 г.

 

 

Программа одобрена на заседании методической комиссии _______________ факультета

протокол № ___1_____.от _15__ ____09____ 2011___ года.

 

Изменения рабочей программы дисциплины Русская литература и культура 19 в. (2), утвержденные методической комиссией факультета

№ протокола и дата заседания методической комиссии факультета Содержание изменения Подпись председателя методической комиссии
       
Протокол №1 от 20.08.2012 Внесены изменения в список литературы  
       
       
       
       
       
       
       
       
       

1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины (модуля) «Русская литература и культура»:

А) работа над понятием «литературный процесс и его закономерности»;

Б) знакомство с основными художественными произведениями данного периода и продолжение работы по обучению анализу текста.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в блок профессиональных дисциплин. Она изучается в 5 семестре и продолжает курс истории русской литературы 19 века. Этот предмет обеспечивает основную профессиональную подготовку студента. Он строится на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее по теории и истории литературы и анализу текста.

3. В результате освоения данной учебной дисциплины обучающийся должен:

 

ЗНАТЬ:

о движущих силах и закономерностях исторического процесса, о месте человека в историческом процессе, в политической организации общества;

 

основные понятия и термины литературоведческой науки, ее внутреннюю стратификацию, основные положения и концепции в области теории литературы;

 

основные историко-литературные и историко-культурные факты изученного периода

 

УМЕТЬ:

логически верно строить устную и письменную речь;

 

использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных при решении социальных и профессиональных задач;

 

анализировать эпические, лирические и драматические произведения с учетом их историко-литературной жанрово-родовой принадлежности и формально-смысловой организации;



 

проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводо.

 

ВЛАДЕТЬ:

культурой мышления, навыками обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения

 

 

основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

базовыми навыками сбора литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

 

навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями, представления материалов собственных исследований.

 

В результате освоения данной учебной дисциплины формируются следующие компетенции:

- способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15).

 

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) « Русская литература и культура 19 века (ч. 2).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. Дифференцированный зачет. Контрольная работа.

 

Всего 144 часа, из них аудиторных 54 часов (лекций 34 ч., практических занятий – 20 ч.), на самостоятельную работу отведено 90 часов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
    V По рас- писа- нию Лекц. Пр. зан. Сам. раб. Общ кол. час.    
1. Модуль 1 Русская проза 1850-60-х гг.                  
1.1 Введение                
1.2 Проза 60-х годов.Школа «беллетристов».        
1.3 Творчество И. С. Тургенева        
1.4 Творчество И. А. Гончарова          
1.5 Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»        
                  Контрольная работа по творчеству Гончарова и Тургенева
2. Модуль 2. Русская критика и драматургия 1850-60-х гг.      
2.1 Публицистика 1850-60-х гг.          
2.2 Драматургия А. Н. Островского        
                    Тест по творчеству Островского  
3. Модуль 3.      
3.1 Чистая и гражданская лирика              
3.2 Творчество Некрасова     Стихи наизусть
3.3 Творчество Фета       Стихи наизусть
  Творчество Тютчева     Стихи наизусть
  Творчество Толстого      
  Заключение.            
         
                             

Содержание дисциплины:

МОДУЛЬ 1. Русская проза 1950-60-х гг.

ТЕМА 1. Введение. Историко-культурная ситуация в России в 50-60-е гг. XIX века. Правительственная политика «реформ» и ее влияние на общественные настроения. Радикализм и либерализм. Движение разночинского «нигилизма».

ТЕМА 2. Проза 60-х годов.Школа «беллетристов». Проблематика и поэтика повести Ф. Решетникова «Подлиповцы». Идейно-художественное своеобразие повестей Г. Успенского «Нравы Растеряевой улицы» и В. Слепцова «Трудное время». Творчество Н. Помяловского. Проблемы социальной педагогики («Очерки бурсы»), «Мещанское счастье» и «Молотов» - дилогия о «новом человеке».

ТЕМА 3. Творчество И. С. Тургенева.Проблематика и поэтика цикла «Записки охотника». Образ русского крестьянина в идейной структуре цикла. Повести: общая тематическая характеристика. Идейная специфика романов. Проблема «лишнего человека» и образ «русского Гамлета» в романе «Рудин». «кающегося дворянина» («Дворянское гнездо»), разночинного «нигилизма» («Отцы и дети»). Композиционные приемы и стилевые особенности. Тип «тургеневской девушки». Прием «тайного психологизма». Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»; специфика конфликта (социальный, психологический, философский), система персонажей, место образа Базарова в ней. Проблема авторской точки зрения. Позднее творчество Тургенева (70-е – начало 80-х годов): общая характеристика. Жанровое своеобразие «таинственной повести». «Стихотворения в прозе»: общая характеристика.

ТЕМА 4. Творчество И. А.Гончарова.Жанр путевого очерка в повести «Фрегат Паллада». Проблематика и художественные особенности романа «Обыкновенная история». Система персонажей. Смысл противопоставления образов Александра и Петра Адуевых. Роман «Обломов»: композиция, система персонажей, функция приема со- и противопоставления персонажей. Социальное (обломовщина), психологическое («русская душа») и философское (созерцательный способ познания мира) содержание образа Ильи Ильича Обломова. Пространственно-временная организация романа. «Обрыв». Авторский комментарий в статье «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв»: тема искусства и образ Райского, проблема страсти, образ нигилиста как основные идейные векторы романа.

ТЕМА 5. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Просветительская и революционная программы преобразования общества. Проблема «нового человека». Композиция, роль снов в сюжете.

 

Образовательные технологии

В процессе преподавания курса «Русская литература 19 века (Ч.2)» используются лекционные, практические занятия, проводятся тестовые контрольные работы, обсуждение художественных фильмов, созданных по произведениям И. Гончарова («Обломов»), И. Тургенева («Отцы и дети»).

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Модуль № 1 – тест по творчеству И. А. Гончарова и И. С. Тургенева

Модуль № 2 – тест по творчеству А. Н. Островского

Модуль № 3 - проверяется знание текстов стихотворений А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Русская литература и культура 19 века (ч. 2)».

а) основная литература:

  1. Коровин В. История русской литературы 19 века: в 3 ч. Ч.2: 1840 – 1860-е годы: учебник для студентов вузов / В.И. Коровин – М.: Владос, 2005. – 524 с.
  2. Роговер Е. С. Русская литература второй половины ХIХ века: учебное пособие для педвузов / Е.С. Роговер. – Спб.: САГА.; М.: Форум, 2006. – 352 с.

 

б) дополнительная литература:

  1. История русской литературы ХIХ века: вторая половина: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Русский язык и литература» / под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1987. – 608 с.
  2. История русской литературы второй половины ХIХ века: поэзия: практикум: хрестоматия для студентов педагогических вузов по специальности «Русский язык и литература» / под редакцией Н.Н. Старыгиной. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 440 с.
  3. Кулешов В. История русской литературы ХIХ века. 70 – 90 годы: учебник для филологических специальностей вузов / В.И. Кулешов. – М.: Высшая школа, 1983. – 400 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы __________________________________

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) _____________________________________________________________________________

(Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины (модуля).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Задание № 1. Беллетристы-шестидесятники и их роль в литературном процессе Х1Х века.

1. Понятие «школы» беллетристов-разночинцев 50-х и 60-х годов Х1Х века. Ее роль в формировании метода «критического» реализма периода его расцвета. Состав «школы»:

Н. Г. Помяловский (1835-1863);

В. А. Слепцов (1836-1878);

А. И. Левитов (1835-1877);

Н. В. Успенский (1837-1889);

Ф. М. Решетников (1841-1871);

Г. И. Успенский (1843-1902).

 

2. Задание: выбрать одно из имен; составить а) историко-биографическую и б) библиографическую справки об этом писателе; дать характеристику его литературного наследия в целом, выбрав принцип систематизации этого наследия; проанализировать содержание и форму одного из произведений, составивших это наследие – по своему выбору.

Работать по плану:

1. Биография и черты личности писателя.

2. Общий объем наследия и этапы творческого пути.

3. Анализ выбранного произведения по схеме, принятой современной методикой анализа повествовательного произведения.

4. Составить список литературы о творчестве писателя: критической и исследовательской.

5. Дополнительное задание: найти аналогичную форму художественной прозы в литературном процессе ХХ века. Например, «злободневные» произведения советского периода: «Чапаев» Д. Фурманова (1923); «Железный поток» А. Серафимовича (1924); «Как закалялась сталь» Н. Островского (1934); «Поднятая целина» М. Шолохова (30-е – 60-е годы) и др. Найти сопоставимую пару среди произведений беллетристов Х1Х в.; определить черты типологического сходства этих произведений и их различие.

 

Литература.

1. Словарные статьи «Беллетристика» в 1) Литературном энциклопедическом словаре. – М., 1987. – С. 47 и 2) Литературной энциклопедии терминов и понятий. – М., 2003. – Столб. 79. Из нескольких предлагаемых тем толкований понятия выбрать наиболее подходящее для истолкования феномена 60-х годов Х1Х столетия.

2. Пруцков Н. И. Школа беллетристов-разночинцев 60-х годов // История

русской литературы в 4-х тт. – Т. 3. Расцвет реализма. – Л., 1982. - С. 48-80.

3. Проза шестидесятых годов // История русской литературы. – Т. 8. – Ч. 1. – М.-Л., 1956.

5. Кулешов В. И. Русская демократическая литература 50-х – 60-х гг. Х1Х в. – М., 1989.

 

Задание № 2-3. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».

1.Контекст.

1. Общая характеристика цикла романов И. С. Тургенева: проблематика и поэтики. Место романа «Отцы и дети» в этом цикле.

2. «Нигилизм» как общественное явление 60-х годов Х1Х века, Споры о нем. Их проникновение в литературную критику и художественную литературу. Статьи Д. И. Писарева «Базаров», «Мыслящий пролетариат».

Анализ текста романа «Отцы и дети».

1. Идейно-тематическая организация романа. Типология романного конфликта: социальный, психологический, философский.

2. Композиция романа. Авторское разделение текста на части. Сюжет и фабула. Время и место действия (хронотоп).

3. Система образов-персонажей. Принцип построения на базе столкновения мироощущения и жизненных позиций героев:

Базаров – и Павел Петрович Кирсанов;

Базаров – и Аркадий Кирсанов;

Базаров и уездные нигилисты (Ситников, Кукшина);

Базаров – и Анна Одинцова;

Базаров – и родители

4. Авторская позиция в романе. Способы ее выражения. Автокомментарий Тургенева «По поводу «Отцов и детей» и другие его суждения о героях романа – после его выхода в свет.

 

Литература.

1. Тургенев И. С. Отцы и дети // И. Тургенев. Собр. соч. в 12-ти т. – Т. 3. М., 1954. – С. 167-370 (или любое иное издание).

2. Тургенев И. С. По поводу «Отцов и детей» // И. Тургенев. Собр. соч. в 12-ти т. – Т. 10. – М., 1956. – С. 346-357.

3. Писарев Д. И. Базаров «Мыслящий пролетариат» (в любом издании).

4. Пустовойт П. Г. Роман Тургенева «Отцы и дети». Лит. Комментарий. – Пособие для учителей. – М., 1964.

5. Он же. Роман Турегенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60- годов ХIХ века. – М., 1965.

6. Бялый Г. А. Роман Тургенева «Отцы и дети». – М.;Л., 1968.

7. Вайль П., Генис А. В сторону жука // Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. См. интернет.

8. Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. – Л., 1982.

 

 

Задание № 4. Роман И. А. Гончарова «Обломов».

План занятия.

 

1. Романная трилогия И. Гончарова. Место романа «Обломов» в ее композиции. Из истории создания романа «Обломов».

3. Анализ текста романа «Обломов». Сюжет романа и особенности его развития. Время и место действия: образ Обломовки и Петербурга. Роль бытовых деталей и описаний. Роль главы 9-й первой части (Сон Обломова) в композиции романа.

2. Система образов персонажей романа:

- Обломов и Штольц.

- Женские персонажи в романе: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

- Обломов и Захар.

4. Что такое «обломовщина»? – ее психологическая, национальная и социальная сущность в замыслах автора и в рамках романа.

5. Современная автору критика о романе: статьи Н. Добролюбова, Д. Писарева и др. (по своему выбору).

Литература.

1. Вайль П., Генис А. Обломов и «другие»//Вайль П., Генис А. Родная речь (См. Интернет).

2. Гончаров И. А. Обломов. Собр. соч. в 8-ми т. – Т. 4. – М., 1953 (или другое издан.).

1. Гончаров И. А. в русской критике. Сб. статей. – М., 1958.

2. Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? Собр. соч. в 9-ти т., - Т. 4. М.-Л., 1962.

3. Рыбасов А. П. И. А. Гончаров (ЖЗЛ). – М., Молодая гвардия, 1957.

4. Лошиц Ю. М. Гончаров (ЖЗЛ). – М., Молодая гвардия, 1977.

5. Недзвецкий В. А. «Капительнайшая вещь». Роман И. А. Гончарова «Обломов» // Литература в школе, 1997, № 7.

 

Задание № 6. «Лишний человек» в литературной критике шестидесятых годов.

План занятия.

1. Состояние литературной критики в шестидесятых годах ХIХ века, ее формы. Рождение «реальной критики» журнала «Современник».

2. Понятие о «лишнем человеке». Рождение понятия: рассказ И. Тургенева «Дневник лишнего человека» (1850).

3. «Лишний человек» в современной системе литературоведческих понятий.

4. Тип «лишнего человека» в литературной критике. Интерпретация текстов статей.

В. Белинский о зарождающемся типе – Онегине и Печорине (статьи: «Герой нашего времени»; «Сочинения Александра Пушкина» (ст. 8 и др.).

Н. Чернышевский о «лишнем человеке» в статье «Русский человек на rendez-vous»:

а) оценка повести И. Тургенева «Ася»;

б) определение сущности явления как массового заболевания в среде русского дворянства и уточнение его причин;

в) влияние «лишнего человека» на общественную жизнь России и пути излечения общественного заболевания. Смысл аллегории, завершающей статью.

Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»

а) «Обломов» в оценке современников;

б) что такое обломовщина? – причины возникновения на русской почве, литературная галерея Обломовых;

Д. Писарев о «лишнем человеке»:

а) раздел 4 статьи «Базаров». Два типа «лишних людей» в русской литературе предшествующего периода;

б) раздел 4 статьи «Мыслящий пролетариат»: признаки «лишнего человека» в сопоставлении с типом «нового человека» по роману Чернышевского «Что делать?»

Литература к заданию.

1. Белинский В. Г. ПСС в 13 т. – М., 1953-59 (ред. Н. Бельчиков);

Собр. соч. в 9 т. – М., 1976-82 (ред. Н. Гей и др.).

2. Чернышевский Н. Г. Русский человек на rendez-vous // Н. Чернышевский. ПСС в 15 т. – Т. 5., М., 1950.

3. Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? – Собр. соч. в 9 т. – Т. 4. – М.-Л., 1962.

4. Писарев Д. И. Базаров. Мыслящий пролетариат. – Соч. в 4-х т. – М.: Гослитиздат, 1955-56; тт. 2, 4.

5.Воровский В. В. Лишние люди // В. Воровский. Лит.-крит. статьи. – М., 1956.

6. Манн Ю В. Словарная статья в Краткой литературной энциклопедии (КЛЭ), т. 4. – М., 1967. – Столб. 400-402.

7. Словарная статья в Литературном энциклопедическом словаре. – М., 1987. – С. 204.

8. Словарная статья в Литературной энциклопедии терминов и понятий. – М., 2003. – Столб. 485.

 

Задание № 7. «Гроза» А. Островского: проблематика и поэтика.

1. Литературное наследие А. Н. Островского и опыт его систематизации. Место «Грозы» в творчестве драматурга. Понятие «пьеса жизни» в применении к поэтике Островского.

2. Авторская «афиша» и система действующих лиц. Место и время действия. Характер драматического конфликта. Форма и функция ремарок.

3. Конфликт, его типы в пьесе. Особенности сюжетной организации пьесы.

4. Второстепенные персонажи с «осведомительной» функцией: Кулигин, Феклуша. Сумасшедшая барыня с двумя лакеями: ее роль в композиции драмы.

5. Способы выражения авторского сознания в драме «Гроза»: вводная «афиша», ремарки, символика имен, символика заглавия и др.

6. Современная драматургу критика о драме «Гроза». Статьи Н. Добролюбова («Луч света в темном царстве») и Д. Писарева («Мотивы русской драмы»).

Литература к заданию.

1. Островский А. Н. Гроза. (любое издание).

2. Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве.

3. Писарев Д. И. Мотивы русской драмы.

4. Журавлева А., Некрасов В. Театр Островского. – М., 1987.

5. Журавлева А. И. «Гроза» А. Н.Островского // Анализ драматического произведения. – Л.: Издательство ЛГУ, 1988.

6. Бабичева Ю. В. Театр Островского: три лекции. – Вологда , 1986. Лекция 2: Драматургия А. Н. Островского.

7. Неволина О. Ю. «Гроза» Островского: варианты прочтения в школьной практике // Анализ драматургии в школе. Сборн. статей. – Вологда: ВГПИ, 1990. – С. 17 – 25.

8. Вайль П., Генис А. Мещанская трагедия // Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. Любое издание.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

В процессе изучения курса студентам рекомендуется составлять синхронистическую таблицу, отражающую основные историко-культурные события XX века, вести читательский дневник в удобной для работы форме и терминологический словарь, используя справочники и литературоведческие словари.

Курс рассчитан на один семестр. Начинается он лекциями, которые затем дополняются практическими. Так как большую часть материала студенты осваивают самостоятельно, рекомендуется параллельно с прочтением текстов знакомиться с соответствующими главами учебника. Список текстов для чтения лучше осваивать в предлагаемом порядке, с опережением по отношению к лекционным занятиям. Предлагается также познакомиться с основными экранизациями произведений И. С. Тургенева и И. А. Гончарова, чтобы составить представление об интерпретациях произведений русской классики средствами других видов искусства.

В процессе освоения списка обязательной литературы целесообразно вести читательский дневник, в который заносить имена, трудные слова, характерные цитаты из текста. Кроме того, представляется целесообразным составление кратких биобиблиографических справок по отдельным писателям (Тургенев, Гончаров, Некрасов, Тютчев, Фет).

Поскольку усвоение содержания ряда произведений может представлять для студентов определенные трудности (на уровне проблематики, субъектной, персонажной и сюжетно-композиционной организации), стоит рекомендовать студентам такие вспомогательные приемы, как составление композиционных схем и схем системы персонажей.

Готовясь к практическим занятиям, важно уметь выстраивать ответ согласно формулировке вопроса для обсуждения, демонстрировать владение соответствующей литературоведческой терминологией.

На экзамене студент должен продемонстрировать навык владения монологической устной речью (ответ на вопрос экзаменационного билета) и готовность к диалогу с преподавателем по основным темам курса. При подготовке экзаменационных вопросов по лирике (Некрасов, Тютчев, Фет) нужно уметь цитировать стихотворные произведения.

 

ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

1. Жанр мартиролога в творчестве Н. А. Некрасова: сравнительный анализ стихотворений «Памяти Добролюбова» и «Не рыдай так безумно над ним…»

2. Беда и вина «лишнего человека» в зеркалах публицистической критики шестидесятых годов. «Русский человек на rendez vous» Н. Чернышевского и «Что такое обломовщина?» Н. Добролюбова.

3. «Новый человек» («нигилист») в романах И. Тургенева «Отцы и дети» и И. Гончарова «Обрыв»: опыт сопоставления.

4. Поэтическое завещание как жанр русской литературы ХIХ века: «Вечерние огни» А. Фета, «Последние песни» Н. Некрасова, «Песни старости» А. Жемчужникова, «Senilia» И. Тургенева и др. – по выбору.

5. Жанровые особенности «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева.

6. Повесть И. С. Тургенева «Муму»: проблема интерпретации.

7. Натурфилософские мотивы лирики Ф. И. Тютчева.

8. Сюжеты и образы литературы 50-60-х гг. XIX века в современной культуре (кино, анимация, музыка и т. д.)

9. Сценическая история пьес А. Н. Островского в ХХ-XXI вв. (по выбору).

10. Интерпретации образа И. И. Обломова в театре и кино.

Примерные тестовые задания

1. Сборник стихотворений «Последние песни» бал написан

Тютчевым

Некрасовым

А.К. Толстым

Тютчевым

2. Путевые очерки И. А. Гончарова называются

Фрегат «Надежда»

Фрегат «Паллада»

Корабль-призрак

Шхуна «Колумб»

3.Профессия Василия Ивановича Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Учитель

Врач

Писатель

Музыкант

4.В какую страну мечтали поехать в юности Обломов и Штольц?

В Испанию

В Англию

В США

В Италию

5.Из скольких частей состоит книга Н. Помяловского «Очерки бурсы»?

Из 2

Из 3

Из 4

Из 5

6.Как сложилась судьба Павла Петровича Кирсанова в финале романа «Отцы и дети»?

Женился

Уехал в Англию

Переехал жить в Петербург

Погиб на дуэли

7.«Певцы» И. С. Тургенева входят в цикл

«Записки охотника»

«Таинственные повести»

«Стихотворения в прозе»

8.Ф. И. Тютчев наследует культурную традицию

Барокко

Классицизма

Романтизма

Сентиментализма

9.Характеризуя особенности художественной манеры А.А. Фета, используют понятие

Сюрреализм

Импрессионизм

Авангардизм

Экспрессионизм

10.Назовите фамилию автора статьи «Темное царство»

Чернышевский

Добролюбов

Писарев

Дружинин

 

Примерная тематика курсовых работ

1. Концепт «счастье» в поэзии Н. А. Некрасова. Изучение творчества Некрасова в школе.

2. Образ ямщика в русской поэзии XIX века.

3. «Князь Серебряный» А. К. Толстого как исторический роман. Изучение исторической прозы в школе.

4. Образ «нового человека» в дилогии Н. Помяловского «Мещанское счастье» и «Молотов».

5. Образовательно-воспитательный процесс в «Очерках бурсы» Н. Помяловскеого.

6. Образ бурсака в произведениях русских писателей XIX века. Изучение повести Н. В. Гоголя «Вий» в школе.

7. Образ бурлака в русской литературе XIX века. Изучение стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге» в школе.

8. Натурфилософия Ф.И. Тютчева и ее связи с традициями немецкого романтизма. Изучение лирики Тютчева в школе.

9. Оппозиция «гармония/хаос» в лирике Ф. И. Тютчева. Изучение лирики Тютчева в школе.

10. Образ усадьбы в прозе И. С. Тургенева.

11. Образ «русского Гамлета» в прозе И. С. Тургенева.

12. Субъектная и персонажная организация рассказа И. С. Тургенева «Певцы». Изучение рассказа в школе.

13. Оппозиция «свое/чужое» в картине мира героев пьесы А. Н. Островского «Гроза». Изучение пьесы в школе.

14. Фольклорные мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов». Изучение романа в школе.

15. Трансформация житийного канона в романе И. А. Гончарова «Обломов». Изучение романа в школе.

16. Функция снов в сюжетной структуре романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

17. Идейная структура этнографического очерка Ф. Решетникова «Подлиповцы». Образ русской деревни на уроке литературы в школе.

18. Тургеневские и гоголевские мотивы в дилогии Н. Помяловского «Мещанское счастье» и «Молотов».

19. Пространственная организация цикла очерков И. Гончарова «Фрегат Паллада». Литературная маринистика в школе.

20. Образ студента в русской литературе второй половина XIX века (на материале романов Н. Чернышевского «Что делать?», И.Тургенева «Рудин» и «Отцы и дети»). Проблема знания в романе «Отцы и дети» на уроке литературы в школе.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ТЕКУЩЕМ И ИТОГОВОМ КОНТРОЛЕ

При текущем контроле основным критерием оценки является посещаемость занятий, степень готовности студента к практическим занятиям, умение анализировать художественное произведение в соответствии с формулировками заданий на практических занятиях.

 

Итоговый контроль осуществляется в форме устного зачета (дифференцированного) по вопросам:

1. «Шестидесятые годы» в историко-литературном процессе XIX века.

2. «Русский Гамлет», «русский Дон-Кихот», новый человек, нигилист – герои 1860-х гг.

3. Литературно-публицистическая критика 60-х гг. XIX века. Понятие о «реальной» и «артистической» критике: журналы, представители, основные идейно-эстетические принципы.

4. Н. А. Добролюбов-критик. Анализ статей «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве».

5. Д. И. Писарев- критик. Анализ статей об И. С. Тургеневе («Базаров», «Реалисты»).

6. А.В. Дружинин-критик. Анализ статей по выбору.

7. Лирика Н. А. Некрасова. Возможные принципы систематизации литературного наследия. Основные темы, мотивы, образы. Анализ стихотворения «Поэт и Гражданин».

8. Поэмы Некрасова: крестьянские, сатирические, исторические. «Мороз, Красный нос»: проблематика и образность.

9. Дилогия «Русские женщины»: проблематика и поэтика.

10. «Кому на Руси жить хорошо»: проблематика, композиция, система образов, элементы фольклорной поэтики. Жанровая специфика поэмы.

11. Лирика А. А. Фета. Анализ одного стихотворения по выбору.

12. Ф. И. Тютчев: систематизация литературного наследия. Натурфилософская лирика. Анализ одного стихотворения по выбору.

13. Любовная лирика Тютчева. «»Денисьевский цикл» в составе его лирического наледия.

14. А. К. Толстой: обзор творчества. Драматургическая трилогия: проблематика и поэтика. Анализ пьесы «Царь Федор Иоаннович».

15. «Записки охотника» И. С. Тургенева как цикл. Проблематика и поэтика. Анализ повести «Певцы».

16. Проблема положительного героя и ее решение в романе И. С. Тургенева «Рудин».

17. Роман «Отцы и дети»: история создания. Проблематика, система персонажей, композиция. Роман в критике.

18. Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история»: проблематика и система персонажей.

19. Роман И. А. Гончарова «Обломов». История создания, проблематика, система образов, композиция. Обломов и «обломовщина» в критике.

20. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». История создания, проблематика, система образов (Райский и Волохов, женские образы). Автокомментарий к роману.

21. Гончаров – литературный критик. Анализ статьи «Мильон терзаний».

22. Драматургия А. Н. Островского: проблема систематизации творческого наследия писателя.

23. Жанр комедии в творчестве Островского: «На всякого мудреца довольно простоты» (анализ пьесы).

24. Социально-бытовая драма: анализ пьесы «Бесприданница».

25. Исторические хроники Островского. Анализ пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».

26. «Гроза»: проблематика, поэтика, система образов. Интерпретации пьесы в критике.

27. Творчество беллетристов-«шестидесятников». Общая характеристика наследия одного из них (Н. Помяловский, Ф. Решетников, В. Слепцов).

28. Проблематика, система образов и композиция романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Обеспеченность учебной дисциплины обязательной литературой:

№ п/п Название и выходные данные учебных и учебно-методических изданий Количество студентов, изучающих дисциплину Количество экземпляров в библиотеке Коэффициент обеспеченности литературой
1. Роговер Е. С. Русская литература XIX в.: учебное пособие для педвузов / Е. С. Роговер. – СПб., М.: САГА: Форум. – 2008. – 432 с.   100%
2. Якушин Н. И. Русская литература XIX в. (вторая половина): учебное пособие для вузов по специальности 032900 «Русский язык и литература» / Н. И. Якушин, Л. В. Овчинникова. – М.: ВЛАДОС. – 2005. – 367 с.   50%
3. История русской литературы XIX в.: в 3 частях: учебник для вузов, обучающих по специальности 032900 «Русский язык и литература» / под ред. В. И. Коровина. – М.: ВЛАДОС. - Ч. 2: (1840-1860-е гг.). – 2005. – 524 с. 40%

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА19 ВЕКА ( ч. 2)

 

 

Направление подготовки

050100 педагогическое образование

 

Профиль подготовки

Филологическое образование

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения очная

Вологда

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы ВПО по направлению и профилю подготовки 050100 Педагогическое образование Филологическое образование

 

 

Автор (ы) Федорова Анна Вячеславовна, к.ф.н., доцент

Рецензент Л.М. Аринина, к.ф.н, доц.

 

 

Согласовано:

Директор библиотеки

 

 

_______________________/___________________

«___________»_______________________2011 г.

 

 

Программа одобрена на заседании методической комиссии _______________ факультета

протокол № ___1_____.от _15__ ____09____ 2011___ года.

 

Изменения рабочей программы дисциплины Русская литература и культура 19 в. (2), утвержденные методической комиссией факультета

№ протокола и дата заседания методической комиссии факультета Содержание изменения Подпись председателя методической комиссии
       
Протокол №1 от 20.08.2012 Внесены изменения в список литературы  
       
       
       
       
       
       
       
       
       

1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины (модуля) «Русская литература и культура»:

А) работа над понятием «литературный процесс и его закономерности»;

Б) знакомство с основными художественными произведениями данного периода и продолжение работы по обучению анализу текста.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в блок профессиональных дисциплин. Она изучается в 5 семестре и продолжает курс истории русской литературы 19 века. Этот предмет обеспечивает основную профессиональную подготовку студента. Он строится на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее по теории и истории литературы и анализу текста.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь