Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Особенности воспитательного процесса
Целенаправленность
| Воспитание является специально организованным, управляемым и контролируемым взаимодействием воспитателей и воспитанников с целью формирования личности, нужной и полезной обществу.
| Многофакторность
| В окружающем мире имеется множество объективных факторов, сочетающихся в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость.
| Непрерывность
| Взаимодействие воспитателей и воспитанников в процессе воспитания постоянно и систематично.
| Комплексность
| Цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательного процесса едины и направлены на формирование личности.
| Вариативность
| Результаты воспитания неоднозначны и определяются субъективными факторами (индивидуальностью воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитательному процессу) и профессиональной подготовленностью воспитателей.
| Двусторонность
| Воспитательное взаимодействие предполагает наличие прямой (от воспитателя к воспитаннику) и обратной (от воспитанника к воспитателю) связей.
|
Воспитательный процесс
Противоречия воспитательного процесса
| Закономерности
| Характеристика принципа
| 1.Между потребностями детей и возможностями их удовлетворения.
2.Между потенциалами ребенка и возможностями их реализации.
3. Между целями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения.
| 1. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность (Рожков, Харламов).
2. Воспитание есть стимулирование активности личности в организуемой деятельности. Наибольших результатов в развитии и формировании личности можно достичь, если воспитуемый проявляет высокую активность, желание принять участие в организуемой деятельности.
3. В процессе воспитания необходимо добиваться единства образования, воспитания и развития.
4. Воспитание предполагает целостность воспитательных влияний (Рожков, Сластенин).
5. Эффективность воспитания зависит от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника, систему его мотивов, эмоций интеллекта (Щукина).
| Принцип природосообразности означает взаимосвязь естественных и социальных процессов. При этом воспитание согласовывается с общими законами развития природы и человека, учитывая его пол и возраст, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.
Принцип культуросообразности – приобщения детей, подростков, юношей и девушек к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом.
Принцип центрацииисходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Процесс воспитания, институты воспитания при этом подходе рассматриваются как средства развития личности.
Принцип дополнительности образования предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Он дает возможность рассматривать воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания.
Принцип гуманистической ориентации требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.
Принцип социальной адекватности ориентирован на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.
Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума.
Создание воспитывающей среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудность.
|
Самовоспитание
Название этапа
| Характеристика этапа
| Педагогические условия стимулирования самовоспитания
| 1. Мотива-ционный
| Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую пед. задачу.
| Эффективность самовоспитания учащихся зависит от следующих условий: от создания ситуаций, способствующих видению учащихся перспектив своего роста и постижения радости успеха на пути к их достижению.
| 2. Програм-мный
| Определение программы самовоспитания, последовательности работы по самообследованию.
| Возможность самореализации в социально-одобряемой деятельности.
| 3. Поисковый
| Попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий.
| Включение учащихся в разнообразную деятельность.
| 4. Рефлек-сивный
| Происходит оценка своего саморазвития, проектируются новые задачи и пути их достижения.
| Использование разнообразных средств, методов и адекватность реакции на них учащихся.
| Тема 3. «Базовые теории и концепции воспитания и развития» [4]
Цель: формирование представлений об основных подходах и концепциях развития и воспитания.
Планируемые результаты:
Трудовое действие
| Элементы компетенций
| Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
| Знать:
- сущность базовых теорий развития личности, классических и современных концепций воспитания;
- основные подходы к воспитанию, пути и способы реализации;
- основные принципы деятельностного подхода.
Уметь:
- использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
- выделять идеи и принципы современных концепций воспитания;
– определять требования к организации воспитательного процесса с учетом современных концепций и подходов к воспитанию.
Владеть:
-способами построения воспитательного процесса на основе современных подходов и концепций.
| Основные понятия темы: теория,подход, концепция.
Теории развития личности
Автор
| Основные положения теории
| Чарлз
Хортон Кули
| В процессе множества взаимодействий людей с окружающим миром они создают свое «зеркальное «я»:1) то, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;2) то, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;3) то, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
| Джордж
Герберт Мид
| «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми: 1) имитация;. 2) игровая стадия; 3) стадия коллективных игр.
| Зигмунд Фрейд
| Индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно2), Эго ("Я") и Суперэго («сверх-Я»). Стадии развития: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.
| Жан Пиаже
| На каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет); 2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет); 3) стадия конкретных операция (от 7 до 11 лет); стадия формальных операций (от 12 до 15 лет).
| Л.С. Выготский
| Культурно-историческая теория развития личности: источники и детерминанты развития человека лежат в исторически развившейся культуре. Общий генетический закон: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах: сначала — социальном, потом — психологическом.
|
Подходы к воспитанию
Подходы
| Сущность подхода
| Пути и способы реализации
| Системный
| Относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.
| - упорядочивание организации деятельности во времени и в пространстве;
– согласованность взаимодействия всех структур;
– создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе;
– формирование общественного мнения в коллективе;
– развитие сотруднических отношений участников педагогического процесса;
– взаимодействие со средой;
– развитие разновозрастного взаимодействия;
– развитие детского самоуправления;
– развитие взаимопомощи, поддержки, взаимоотношений между участниками педагогического процесса;
– создание ситуаций ответственной зависимости.
| Деятельностный
| Человек проявляется и развивается в деятельности. Деятельность выступает как средство становления и развития субъектности ребенка. В центре стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач.
| – вовлечение детей в интересную, разнообразную, общественно значимую, посильную деятельность;
– совместная выработка целей и задач предстоящей деятельности;
– проектирование, конструирование и создание воспитывающих ситуаций;
– возможность и необходимость осуществления различных видов деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности;
– создание условий для развития сфер индивидуальности ребенка.
| Аксиологический
| Человек - высшая цель общества и самоцель общественного развития.
| – организация целеполагания;
– рефлексия пронизывает всю деятельность;
– создание нравственных дилемм;
– формирование надситуативного мышления (философичность воспитания);
– личный пример педагога;
– ценностный диалог;
– погружение в ценностную среду;
– конструирование ценностных ситуаций.
| Культурологический
| Эффективность воспитания зависит от того, насколько оно интегрировано в контекст культуры нации, страны, мировой цивилизации. Ребенок выступает как носитель культуры.
| – учет духовно-нравственных норм, народных традиций и культурного наследия;
– формирование нравственных ценностей;
– создание воспитывающих ситуаций, связанных с нравственным выбором;
– воспитание патриотизма через систему общественно значимых дел;
– включение детей в преобразование среды;
– изучение истории родной семьи, улицы, города, края, страны;
– организация краеведческой работы, изучение культурно-исторического прошлого малой родины;
– вовлечение детей в созидательную и преобразующую деятельность.
| Субъектно-ориентированный
| Опора в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий. В центре – самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса образования.
.
| – учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– включение ребенка в решение его индивидуальных проблем;
– оказание педагогической поддержки;
– выстраивание индивидуальной траектории развития;
– организация целеполагания и рефлексии;
– совместной планирование деятельности;
– создание условий для развития всех сущностных сфер индивидуальности ребенка;
– создание воспитывающих ситуаций, ситуаций выбора, личной ответственности за выбор;
– предоставление ребенку самостоятельности в принятии решений;
– развитие детского самоуправления
| Вариативный
| Предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения; объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для формирования личности, ее социализации.
| – раскрытие перед детьми широкого поля выборов, которое часто не открывается им из-за ограниченности жизненного опыта;
– включение детей во множество профессиональных и социальных ролей, ситуаций для освоения действий, функций и сущностных характеристик субъекта педагогической деятельности;
– развитие сотруднических отношений взрослых и детей, старших и младших;
– предоставление детям возможностей выбора различных форм реализации себя; выбора того или иного объединения, соответствующего их интересам и наклонностям; создание возможностей перехода из одного объединения в другое и переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одного объединения.
| Рефлексивный
| Педагогическая рефлексия как анализ субъектом собственного сознания и деятельности, побуждающий к саморазвитию, проявлению и развитию творческой индивидуальности и самостоятельности.
| – организация игровой деятельности, проведение тренингов;
– анализ жизненных ситуаций;
– активизация саморазвития личностных качеств;
– стимулирования потребности к приобретению нового опыта с опоройна личностный смысл восприятия информации (знаний) и способов деятельности.
| Экзистенциальный
| Формирование человека, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего ее смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором. Высший уровень субъектности – осмысленное проектирование своего развития в сочетании с рефлексивной позицией.
| – стимулирование саморазвития;
– создание условий для внутреннего раскрепощения;
– предоставление возможности экзистенциального выбора;
– социальное закаливание
|
|