Особенности воспитательного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности воспитательного процесса



Целенаправленность Воспитание является специально организованным, управляемым и контролируемым взаимодействием воспитателей и воспитанников с целью формирования личности, нужной и полезной обществу.
Многофакторность В окружающем мире имеется множество объективных факторов, сочетающихся в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость.
Непрерывность Взаимодействие воспитателей и воспитанников в процессе воспитания постоянно и систематично.
Комплексность Цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательного процесса едины и направлены на формирование личности.
Вариативность Результаты воспитания неоднозначны и определяются субъективными факторами (индивидуальностью воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитательному процессу) и профессиональной подготовленностью воспитателей.
Двусторонность Воспитательное взаимодействие предполагает наличие прямой (от воспитателя к воспитаннику) и обратной (от воспитанника к воспитателю) связей.

 

Воспитательный процесс

Противоречия воспитательного процесса Закономерности Характеристика принципа
1.Между потребностями детей и возможностями их удовлетворения.   2.Между потенциалами ребенка и возможностями их реализации.   3. Между целями, которые ставит перед собой ребенок, и условиями их достижения.   1. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность (Рожков, Харламов). 2. Воспитание есть стимулирование активности личности в организуемой деятельности. Наибольших результатов в развитии и формировании личности можно достичь, если воспитуемый проявляет высокую активность, желание принять участие в организуемой деятельности. 3. В процессе воспитания необходимо добиваться единства образования, воспитания и развития. 4. Воспитание предполагает целостность воспитательных влияний (Рожков, Сластенин). 5. Эффективность воспитания зависит от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника, систему его мотивов, эмоций интеллекта (Щукина). Принцип природосообразности означает взаимосвязь естественных и социальных процессов. При этом воспитание согласовывается с общими законами развития природы и человека, учитывая его пол и возраст, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы. Принцип культуросообразности – приобщения детей, подростков, юношей и девушек к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Принцип центрацииисходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Процесс воспитания, институты воспитания при этом подходе рассматриваются как средства развития личности. Принцип дополнительности образования предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Он дает возможность рассматривать воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания. Принцип гуманистической ориентации требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка. Принцип социальной адекватности ориентирован на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям. Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума. Создание воспитывающей среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудность.

Самовоспитание

Название этапа Характеристика этапа Педагогические условия стимулирования самовоспитания
1. Мотива-ционный Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую пед. задачу. Эффективность самовоспитания учащихся зависит от следующих условий: от создания ситуаций, способствующих видению учащихся перспектив своего роста и постижения радости успеха на пути к их достижению.
2. Програм-мный Определение программы самовоспитания, последовательности работы по самообследованию. Возможность самореализации в социально-одобряемой деятельности.
3. Поисковый Попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий. Включение учащихся в разнообразную деятельность.
4. Рефлек-сивный Происходит оценка своего саморазвития, проектируются новые задачи и пути их достижения. Использование разнообразных средств, методов и адекватность реакции на них учащихся.

Тема 3. «Базовые теории и концепции воспитания и развития» [4]

Цель: формирование представлений об основных подходах и концепциях развития и воспитания.

Планируемые результаты:

Трудовое действие Элементы компетенций
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера Знать: - сущность базовых теорий развития личности, классических и современных концепций воспитания; - основные подходы к воспитанию, пути и способы реализации; - основные принципы деятельностного подхода. Уметь: - использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий; - выделять идеи и принципы современных концепций воспитания; – определять требования к организации воспитательного процесса с учетом современных концепций и подходов к воспитанию. Владеть: -способами построения воспитательного процесса на основе современных подходов и концепций.

Основные понятия темы: теория,подход, концепция.

 

Теории развития личности

Автор Основные положения теории
Чарлз Хортон Кули В процессе множества взаимодействий людей с окружающим ми­ром они создают свое «зер­кальное «я»:1) то, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;2) то, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;3) то, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
Джордж Герберт Мид «Я» - про­дукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми: 1) имитация;. 2) игровая стадия; 3) стадия коллективных игр.
Зигмунд Фрейд Индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно2), Эго ("Я") и Суперэго («сверх-Я»). Стадии развития: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.
Жан Пиаже На каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пред­елы того, чему на данной стадии можно научить человека: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет); 2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет); 3) стадия конкретных операция (от 7 до 11 лет); стадия формальных операций (от 12 до 15 лет).
Л.С. Выготский Культурно-историческая теория развития личности: источники и детерминанты развития человека лежат в исторически развившейся культуре. Общий генетический закон: всякая функция в культур­ном развитии ребенка появляется на сце­не дважды, в двух планах: сначала — социальном, потом — психологическом.

Подходы к воспитанию

Подходы Сущность подхода Пути и способы реализации
Системный Относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. - упорядочивание организации деятельности во времени и в пространстве; – согласованность взаимодействия всех структур; – создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе; – формирование общественного мнения в коллективе; – развитие сотруднических отношений участников педагогического процесса; – взаимодействие со средой; – развитие разновозрастного взаимодействия; – развитие детского самоуправления; – развитие взаимопомощи, поддержки, взаимоотношений между участниками педагогического процесса; – создание ситуаций ответственной зависимости.
Деятельностный Человек проявляется и развивается в деятельности. Деятельность выступает как средство становления и развития субъектности ребенка. В центре стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. – вовлечение детей в интересную, разнообразную, общественно значимую, посильную деятельность; – совместная выработка целей и задач предстоящей деятельности; – проектирование, конструирование и создание воспитывающих ситуаций; – возможность и необходимость осуществления различных видов деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности; – создание условий для развития сфер индивидуальности ребенка.
Аксиологический Человек - высшая цель общества и самоцель общественного развития.   – организация целеполагания; – рефлексия пронизывает всю деятельность; – создание нравственных дилемм; – формирование надситуативного мышления (философичность воспитания); – личный пример педагога; – ценностный диалог; – погружение в ценностную среду; – конструирование ценностных ситуаций.
Культурологический Эффективность воспитания зависит от того, насколько оно интегрировано в контекст культуры нации, страны, мировой цивилизации. Ребенок выступает как носитель культуры. – учет духовно-нравственных норм, народных традиций и культурного наследия; – формирование нравственных ценностей; – создание воспитывающих ситуаций, связанных с нравственным выбором; – воспитание патриотизма через систему общественно значимых дел; – включение детей в преобразование среды; – изучение истории родной семьи, улицы, города, края, страны; – организация краеведческой работы, изучение культурно-исторического прошлого малой родины; – вовлечение детей в созидательную и преобразующую деятельность.
Субъектно-ориентированный Опора в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий. В центре – самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса образования. . – учет индивидуальных особенностей каждого ребенка; – включение ребенка в решение его индивидуальных проблем; – оказание педагогической поддержки; – выстраивание индивидуальной траектории развития; – организация целеполагания и рефлексии; – совместной планирование деятельности; – создание условий для развития всех сущностных сфер индивидуальности ребенка; – создание воспитывающих ситуаций, ситуаций выбора, личной ответственности за выбор; – предоставление ребенку самостоятельности в принятии решений; – развитие детского самоуправления
Вариативный Предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения; объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для формирования личности, ее социализации. – раскрытие перед детьми широкого поля выборов, которое часто не открывается им из-за ограниченности жизненного опыта; – включение детей во множество профессиональных и социальных ролей, ситуаций для освоения действий, функций и сущностных характеристик субъекта педагогической деятельности; – развитие сотруднических отношений взрослых и детей, старших и младших; – предоставление детям возможностей выбора различных форм реализации себя; выбора того или иного объединения, соответствующего их интересам и наклонностям; создание возможностей перехода из одного объединения в другое и переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одного объединения.
Рефлексивный Педагогическая рефлексия как анализ субъектом собственного сознания и деятельности, побуждающий к саморазвитию, проявлению и развитию творческой индивидуальности и самостоятельности. – организация игровой деятельности, проведение тренингов; – анализ жизненных ситуаций; – активизация саморазвития личностных качеств; – стимулирования потребности к приобретению нового опыта с опоройна личностный смысл восприятия информации (знаний) и способов деятельности.
Экзистенциальный Формирование человека, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего ее смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором. Высший уровень субъектности – осмысленное проектирование своего развития в сочетании с рефлексивной позицией. – стимулирование саморазвития; – создание условий для внутреннего раскрепощения; – предоставление возможности экзистенциального выбора; – социальное закаливание  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.005 с.)