Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суждение о “подвешенных” хадисах, приводимых в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима.
Суждение о том, “подвешенный” хадис является отвергаемым, относится к абстрактному определению “подвешенного” хадиса, однако если “подвешенный” хадис приводится в такой книге, где содержатся одни лишь достоверные сообщения, например в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, то на него распространяется действие особого суждения, о чем можно сказать следующее: улемы занимались исследованием “подвешенных” хадисов, приводящихся в “Сахихе” аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады. Лучшим из них был хафиз Ибн Хаджар, собравший эти сообщения в своем труде “Таглик ат-та‘лик”.
Мурсаль.
Определение. а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного залога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, отпускающий как бы отпустил иснад, не связав его с известным передатчиком. б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в конце иснада которого после имени последователя имеется пропуск. [“Нузхат ан-назар”, стр.43. Последователем называют такого человека, который, будучи мусульманином, встречался с кем-нибудь из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и умер в исламе].
Форма такого хадиса. В таком хадисе приводятся слова последователя независимо от того, мал он был или стар: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то», или: «…сделал то-то», - или: «В его присутствии было сделано то-то». Мухаддисы называют хадис “мурсаль”, если он имеет такую форму.
Пример. В пример можно привести один из хадисов, приводимых в «Книге торговых сделок» «Сахиха» Муслима, где сказано: – Передал мне Мухаммад бин Рафи‘, сказавший: передал нам Худжайн, сказавший: передал нам аль-Ляйс, слышавший от ‘Укайля, слышавший от Ибн Шихаба, слышавшего от Са‘ида бин аль-Мусаййаба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал (то, что называется) “музабана”.[“Музабана” –продажа несобранных фиников за сухие (, которые отмеряются) мерами, и продажа изюма (, отмеряющегося) мерами, за несобранный виноград. При этом количество несобранных фиников и винограда может определяться только приблизительно]. Са‘ид бин аль-Мусаййаб был одним из выдающихся последователей. Он передавал этот хадис, в котором содержится сообщение о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не упоминая имени того, кто являлся связующим звеном между ним и пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Таким образом, в иснаде этого хадиса опущена его заключительная часть, иначе говоря имя того, кто упоминается до последователя. Это является наименьшей потерей, но бывает и так, что наряду с этим опущено, например, и имя последователя.
Какие хадисы факихи и знатоки основ религии относят к разряду “мурсаль”? Хадисы, форма которых соответствует упомянутой нами, мухаддисы относят к разряду “мурсаль”, что же касается факихов и знатоков основ религии, то их подход к этому является более общим. Так, например, любой хадис, в иснаде которого не упоминается один или несколько передатчиков, не следующих друг за другом, [Такой хадис называется “мункати‘”] они относят к разряду хадисов “мурсаль”, и такого же мнения придерживаются последователи аль-Хатиба.
Суждение о таком хадисе. В основе своей хадис категории “мурсаль” является слабым и отвергаемым в силу того, что он не удовлетворяет такому необходимому условию приемлемости, как непрерывность иснада. Кроме того, ничего не известно о том передатчике, имя которого опущено, а это значит, что он может и не являться сподвижником, а это значит, что в подобном случае хадис может оказаться слабым. Однако ни лучшие мухаддисы, ни другие улемы не были едины во мнении относительно суждения о хадисах категории “мурсаль” и использовании их в качестве аргументов, поскольку подобный вид разрыва в цепи передатчиков отличается от любого другого. Имеется в виду, что в основном в таких хадисах выпадает имя сподвижника, но все сподвижники отличались справедливостью, и незнание их имен не может причинить никакого вреда. В большинстве случаев высказывания улемов о хадисах категории “мурсаль” относятся к одной из трех нижеследующих групп: а) Слабыми и отвергаемыми считает такие хадисы большая часть мухаддисов, а также многие знатоки основ религии и факихи, выдвигающие в качестве довода отсутствие сведений о положении того передатчика, имя которого в иснаде опущено, так как существует вероятность того, что он сподвижником не являлся.
б) Достоверными и пригодными для использования в качестве аргументов считают такие хадисы имамы Абу Ханифа, Малик и Ахмад. Их мнение разделяет и целая группа улемов при том условии, что все передатчики такого хадиса были достойны доверия и передавали хадисы только со слов достойных доверия лиц. Они обосновывали свою точку зрения тем, что последователи заслуживают доверия, и любой из них мог сказать: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…», лишь в том случае, если он слышал об этом от достойного доверия человека. в) Его можно считать приемлемым в случае соблюдения определенных условий. Иначе говоря, при соблюдении этих условий такой хадис является достоверным, как считают имам аш-Шафи‘и и некоторые улемы. Речь идет о соблюдении четырех условий, три из которых касаются передатчика, а одно – самого такого хадиса: 1. Передатчик должен относиться к числу крупнейших последователей. 2. Называя тех людей, со слов которых он передавал хадисы, он должен называть достойных доверия. 3. Если такого же мнения придерживаются и другие достойные доверия хафизы, он не должен противоречить им 4. Помимо вышеперечисленных трех условий такой хадис должен удовлетворять также и одному из нижеупомянутых: а) Этот хадис должен передаваться и другим путем, но с указанием имен всех передатчиков. б) Или же он должен передаваться также без указания имени сподвижника другим путем таким человеком, который воспринял знание не от тех людей, которые упоминаются в иснаде первого хадиса. в) Или же по смыслу он должен соответствовать словам сподвижника. г) Или же большинство улемов должно высказываться сообразно смыслу этого хадиса.[См.: «Послание» аш-Шафи‘и, стр. 461]. Если вышеупомянутые условия соблюдены, становится ясно, что иснад такого хадиса и все то, что его усиливает, является достоверным, и если какое-нибудь достоверное сообщение передается одним путем и противоречит этому, мы можем отдать предпочтение первому, по той причине, что оно передается многими путями, если объединить их между собой трудно.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.005 с.) |