Профессионально-педагогические способности педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионально-педагогические способности педагога.



Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

· педагогический такт;

· наблюдательность;

· любовь к детям;

· потребность в передаче знаний.

 

Особенности социальной (педагогической) коммуникации. Барьеры педагогического общения.

В литературе выделены следующие стили педагогического общения, в частности применительно к студентам (В. А. Кан-Калик):

 

– общение на основе высоких профессиональных установок или, говоря иначе, на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

 

– общение на основе взаимопонимания и дружеского расположения, где педагог выполняет роль наставника, старшего товарища;

 

– дистанционное общение, в котором во взаимоотношениях прослеживается дистанция во всех сферах. Если в обучении преподаватель еще каким-то образом способен общаться, доносить информацию со ссылкой на авторитет и профессионализм, то за пределами учебной аудитории подобный стиль не способствует установлению взаимопонимания между обучающимися и преподавателем;

 

– инструментальное общение, где преподаватель выступает лишь как инструмент передачи информации, которой он якобы монопольно располагает. В целом это негативная форма общения, вскрывающая педагогическую несостоятельность преподавателя;

 

– общение-заигрывание, характерное для начинающих преподавателей, стремящихся к популярности.

 

В педагогической практике в чистом виде эти стили не встречаются, чаще наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции при доминировании одного из них.

В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.

От чего же зависит адекватность восприятия учебной информации? Можно назвать ряд причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смыслекоммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.

В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения:

· личностные;

· социально-психологические;

· физические;

Некоторые из них мы рассмотрим.

Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:

· стереотипы мышления;

· предвзятость;

· неправильное отношение друг к другу;

· отсутствие внимания и интереса к другому;

· пренебрежение фактами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.003 с.)