Методология психологической коррекционно-развивающей работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология психологической коррекционно-развивающей работы.



МИНОБР НАУКИ РОССИИ

Федеральное Государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Южный Федеральный Университет»

Академия психологии и педагогики

Методология психологической коррекционно-развивающей работы.

 

1. Комплексная программа психологической коррекционно-развивающей работы.

2. Коррекционно-развивающая программа для конкретного клиента на примере художественного произведения («Меркурий в опасности»)

Выполнила:

студентка 3 курса, очной формы

обучения направления

подготовки 44.03.02. –

психолого-педагогическое образование

Мамедова С.Я.

Г.Ростов-на-Дону


Содержание:

 

1. Методология психологической коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ

 

Введение …………………………………………………...........................3

Цели программы …………………………………………………………..4

Задачи программы…………………………………………………………4

Этапы реализации программы ……………………………………………4

Приложение 1 ………………………………………...……………………6

Приложение 2 …………………………………………………………….12

Приложение 3 …………………………………………………………….13

Приложение 4 …………………………………………………………….13

Приложение 5 …………………………………………………………….14

Приложение 6 …………………………………………………………….15

Приложение 7 …………………………………………………………….17

Приложение 8 …………………………………………………………….19

Список литературы ………………………………………………………24

 

2. Коррекционно-развивающая программа для конкретного клиента на примере художественного произведения («Меркурий в опасности»)

 

Введение………………………………………………………………….25

Теоретический обзор…………………………………………………….25

Практическая часть: Психологическая характеристика ребенка …….25

Программа психологической коррекционно-развивающей работы….27

Цель программы: …………………...……………………..……………..27

Задачи программы: ……………………………………….……………...27

Формы работы: …………………………………………………………..27

Методы работы: …………………………………………..……………...27

Этапы реализации программы: …………………………………………28

Самоанализ: ………………………………………………………………29

Приложение 1………………………………………..……………………30

Приложение 2………………………………………..……………………34

Приложение 3………………………………………..……………………35

Приложение 4………………………………………..……………………37

Приложение 5………………………………………..……………………45

Приложение 6………………………………………..……………………51

Список литературы………………………………………..……………...52


 

Модуль 2

I этап

Цель: этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Задачи: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей, оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

II этап

Цель: этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

Задачи: обеспечение организованного особым образом образовательного процесса и процесса специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Для реализации поставленных задач применяются следующие методы:

- метод беседы;

- методы творческого самовыражения в движении, рисунках, в письменных работах;

- методы исследования личности (психодиагностические процедуры);

- метод анализа конкретных ситуаций;

- игровое моделирование;

- развивающие игры;

- имитационные игры.

В зависимости от целей и задач урока, преподаватель может применять такие приемы, как свободная беседа, игровое моделирование, ролевое обучение и т. д. Значительное количество времени уделяется проективным рисункам, так как именно этот способ самовыражения для детей более естественен и обладает коррекционным свойством, а иногда и психотерапевтическим действием. Каждое занятие

заканчивается рефлексией –

• что мы сегодня узнали?;

• что для вас было новым и интересным?;

• какие чувства вы испытывали?;

• что понравилось на занятии?

и самооценкой.

Таким образом, проведение подобных занятий неизменно ведет к расширению знаний и способностей детей, углублению социальной коммуникабельности учеников в разных видах учебной деятельности, во взаимодействии с учителями и сверстниками, а также друг с другом. Они научаются межличностным взаимодействиям, разным формам общения и способам выражения своих чувств.

III этап

Цель: этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Задачи: констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.

 

Ф ормы и методы оценивания результатов

Результаты выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с помощью промежуточного (I полугодие) и итогового (конец учебного года) тестирования.

Результаты тестирования фиксируются в журнале учебной группы.

Критерии оценки (подробное описание в приложении):

1. Диагностика уровня тревожности. Шкала тревожности (А. М. Прихожан)

2. Диагностика межличностных отношений (методика взаимных выборов).

3. Диагностика слухового восприятия с помощью пробы «Понимание текста».

4. Диагностика концентрации внимания с помощью методики «Корректурная проба».

5. Диагностика слуховой памяти. Методика «Десять слов».

6. Диагностика зрительной памяти. Методика «Запомни фигуры».

7. Диагностика умственного развития. Тест Переслени-Подобед.

8. Диагностика уровня готовности к школьному обучению – «Методика определения готовности к школе» Л. А. Ясюковой. (прилож.1)

9. Диагностика адаптации к школьному обучению – «Шкала тревожности» А. М.

Прихожан, «Школа зверей».

10. Диагностика готовности к переходу в среднее звено – ГИТ (групповой интеллектуальный тест); социометрия, «Оценка уровня тревожности» Кондаша, «Изучение направленности на приобретение знаний».

 

IV этап

Цель: этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Задачи: внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

 

Диагностический инструментарий для углубленного индивидуального обследования

1. Тест Векслера.

2. Тест школьной тревожности Филлипса.

3. Карта наблюдений Стотта (модифицированный вариант).

 


 

Приложение 1

Сводная характеристика

Характеристика Уровень развития
Слабый Средний Хороший
Скорость переработки информации      
Внимательность      
Зрительно-моторная координация      
Кратковременная речевая память      
Кратковременная зрительная память      
Интуитивный речевой анализ-синтез      
Речевые аналогии      
Произвольное владение речью      
Интуитивный визуальный анализ-синтез      
Визуальные аналогии      
Абстрактное мышление      

Педагог-психолог______________________________

 

Приложение 2.

Приложение 3.

Речевые аналогии

Инструкция: «А теперь представь «стол» и «скатерть».

Эти два слова както между собой связаны. Тебе надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол–скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол–скатерть». «Пол»,— выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».

Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом, а следующее задание разберите с ним как пример.

Продолжение инструкции: «Ручка–писать»— как связаны эти два слова? Можно сказать, что ручкой пишут, да? Тогда к слову «нож» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «ручка–писать»?

«Нож»,— выбирай; «бежать, резать, пальто, карман, железный».

Запишите ответ. Если ребенок снова ответил неправильно, больше примеры не разбирайте. Доделайтезадания в соответствии с общей инструкцией. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в процессе работы.

Пары слов

1. стол: скатерть = пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.

2. ручка: писать = нож: бежать, резать, пальто, карман, железный.

3. сидеть: стул = спать: книга, дерево, кровать, зевать, мягкий.

4. город: дома = лес: деревня, деревья, птицы, сумерки, комары.

За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально - 4 балла).

 

Приложение 4.

Произвольное владение речью

Задание 4.1. Исправление семантически неверных фраз

Инструкция: «Послушай предложение и подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так,

чтобы было верно».

Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите и переходите к следующему предложению. По просьбе ребенка предложение можно повторить. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Если ребенок, прослушав первое предложение, начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановите его и попросите сказать так, чтобы было правильно. Аналогично поступайте и со вторым предложением.

Предложения

1) Взошло солнце, и закончился день. (Начался день.)

2) Этот подарок доставил мне большую печаль. (Доставил мне большую радость.)

Задание 4.2. Восстановление предложений

Инструкция: «А в этом предложении в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи предложение целиком».

Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите его сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Аналогично поступайте и со вторым предложением.

Предложения

1) Оля.... свою любимую куклу. (взяла, сломала, потеряла, одела и т. п.);

2) Вася... красный цветок. (сорвал, подарил, увидел и т. п.).

Задание 4.3. Завершение предложений

Инструкция: «А теперь я начну предложение, а ты закончи».

Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным, и ждите ответа.

Если ребенок затрудняется с ответом, скажите ему:

«Придумай чтонибудь, чем можно было бы закончить - это предложение». Затем повторите начало предложения. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Ответы записывайте дословно, сохраняя порядок слов и их произношение. Не поправляйте ребенка и похвалите его за работу.

Предложения

1) «Если в воскресенье будет хорошая погода, то...» (мы пойдем гулять и т. п.)

или «Если на улицах лужи, то...» (нужно надеть сапоги, был дождь и т. п.);

2) «Ребенок ходит в детский сад, потому что...» (он еще маленький, ему там нравится и т. д.)

или «Мы тепло одеваемся, потому что...» (на улице холодно и т. п.);

3) «Девочка ударилась и заплакала, потому что...» (ей стало больно, очень торопилась и т. п.)

или «Дети любят мороженое, потому что...» (оно вкусное, сладкое и т. д.);

4) «Саша еще не ходит в школу, хотя...» (уже собирается, уже подросла и т. п.) или «Даша еще маленькая, хотя...» (уже ходит в садик и т. д.).

За каждое безупречное дополнение начисляется 1 балл. Если содержатся мелкие ошибки— 0,5 балла

(максимально 8 баллов).

Приложение 5.

Приложение 6.

Визуальные аналогии

Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение №6).

Инструкция: «Посмотри, здесь уже объединили «кошечку» и «котенка» (показать). Тогда к курочке вот сюда

(показать) какую из этих картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Если «кошечка и котенок», то «курочка и...»? Покажи».

Запишите ответ. Покажите следующие картинки. Повторите инструкцию, но больше не называйте то, что

нарисовано на картинках, а только показывайте. Принимайте и записывайте все ответы без критики, за правильные ответы обязательно хвалите ребенка.

За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально - 8 баллов).

Правильные ответы:

1. Цыпленок (картинка 3).

2. Портфель (картинка 2).

3. Глаз (картинка 4).

4. Бумага (картинка 3).

5. Еж (картинка 4).

6. Электроплитка (картинка 2).

7. Мороженое (картинка 1).

8. Лицо (картинка 4).

 


Приложение 7.

Абстрактное мышление

Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания.

 

 

 

Задание 7.1

Инструкция: «Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь, для чего холодильник используют? На какой из

этих картинок (показать на картинки справа) нарисовано чтото такое, что используют не для того, для чего нужен холодильник, а наоборот? Покажи эту картинку».

Запишите ответ, не требуйте объяснений. Перейдите к следующему заданию.

Правильный ответ: электроплитка— картинка 2.

 

Задание №7.2

Инструкция: «У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть чтото общее. Какую из нижних

картинок (показать) к ним надо добавить, чтобы она одновременно подошла и к этой (показать на желуди),

и к другой картинке (показать на сов), и чтобы это об щее повторилось? Какая из нижних картинок лучше

всего подойдет сразу к двум верхним? Покажи».

Записать ответ; если ребенок указывает на «ягоды», спросить: «Почему?» и записать.

Правильный ответ: две ягодки— картинка 2

Задание 7.3.

Инструкция: «Какое слово длиннее— «кот» или «котенок»?».

Запишите ответ. В этом задании инструкцию повторять нельзя.

Задание 7.4

Инструкция: «Посмотри, вот так цифры записаны (показать): 2, 4, 6, … Сюда (показать на многоточие) какую цифру надо добавить: 5, 7 или 8?».

Записать ответ. Похвалите ребенка и скажите, что работа закончена.

За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально - 4 балла).

Собеседование с учителем позволит определить достигнутый к моменту опроса уровень развития ум ственных навыков ребенка. В бланке фиксации результатов подсчитайте общую сумму баллов, набранных ребенком с первого по восьмое задание. Если ребенок сможет безупречно выполнить все предложенные ему задания, то он наберет в сумме 57 баллов. Однако практика показывает, что нормальным результатом для 6–7летних детей, готовящихся к поступлению в школу, является сумма в 21 балл.

 

Высокий суммарный результат для дошкольника— более 26 баллов,

низкий— менее 15 баллов.

Обыкновенно «средний» дошкольник запоминает с первого раза около 5 слов и 5–6 картинок;

в 3, 4, 6, 8 заданиях набирает по 2–3 балла, в 5м задании — 5–6 баллов, а в 7м — только 2 балла.

 


 

Приложение 8 Шкала явной тревожности для детей. Шкала явной тревожности для детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale - CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. Шкала была разработана американскими психологами A. Castaneda, В. R.McCandless, D. S.Palermo в 1956 г. на основе Шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scales Дж. Тейлор (Taylor J. A., 1953), предназначенной для взрослых. Тест хорошо зарекомендовал себя при решении следующих практических задач: - выявлении групп риска с точки зрения профилактики и сохранения психического здоровья детей; - анализа характера эмоциональных проблем детей; - профилактики «срывов», связанных с экзаменационными, конкурсными, соревновательными и другими стрессовыми условиями, предъявляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию школьника; - выявлении причин школьной дезадаптации; - в психогигиенических целях - для определения оптимального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки и т. п.; - при анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью школьника, нарушениях сна и др.; - при определении целесообразности посещения ребенком группы продленного дня; - в работе с детьми и родителями, в том числе при выявлении соотношения тревожности детей и родителей/педагогов (при проведении с родителями/педагогами взрослого варианта шкалы). Методика предъявляется ребенку на индивидуальном бланке. На первой странице бланка проставляются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, возраст, пол, класс, дата и время проведения и др.). Здесь же целесообразно оставить место для записи оценки и выводов по результатам исследования. На второй странице имеется инструкция к методике и примеры: Инструкция. На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: «ВЕРНО» и «НЕВЕРНО». В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, подчеркни слово «ВЕРНО», если нет - «НЕВЕРНО». Не думай долго над ответом. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления текста, естественно, исключен. Примерное время выполнения теста - 15-25 мин. Вопросы: Давай потренируемся:
№ п/п Вопросы Ответы
  Ты мальчик ВЕРНО НЕВЕРНО
  Тебе больше нравится играть во дворе, а не дома ВЕРНО НЕВЕРНО
  Твой любимый урок - математика ВЕРНО НЕВЕРНО


А теперь отмечай нужные ответы на следующие утверждения:

№ п/п Вопросы Ответы
  Тебе трудно думать о чем-нибудь одном ВЕРНО НЕВЕРНО
  Тебе неприятно, если за тобой наблюдают, когда ты что-нибудь делаешь ВЕРНО НЕВЕРНО
  Тебе очень хочется быть во все самым лучшим ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты легко краснеешь ВЕРНО НЕВЕРНО
  Все твои знакомые тебе нравятся ВЕРНО НЕВЕРНО
  Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты очень сильно стесняешься ВЕРНО НЕВЕРНО
  Бывает, что тебе хочется быть как можно дальше от того места, где ты находишься ВЕРНО НЕВЕРНО
  Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя ВЕРНО НЕВЕРНО
  В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать ВЕРНО НЕВЕРНО
  В глубине души ты многого боишься ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты боишься оставаться дома один ВЕРНО НЕВЕРНО
  Тебе трудно решиться на что-либо ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что хочется ВЕРНО НЕВЕРНО
  Часто тебя что-то мучает, а что - непонятно ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты всегда и со всеми вежлив ВЕРНО НЕВЕРНО
  Тебя беспокоит, что скажут родители ВЕРНО НЕВЕРНО
  Тебя легко разозлить ВЕРНО НЕВЕРНО
  Часто тебе трудно дышать ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты всегда хорошо себя ведешь ВЕРНО НЕВЕРНО
  У тебя потеют руки ВЕРНО НЕВЕРНО
  В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям ВЕРНО НЕВЕРНО
  Другие ребята удачливее тебя ВЕРНО НЕВЕРНО
  Для тебя важно, что о тебе думают другие ВЕРНО НЕВЕРНО
  Часто тебе трудно глотать ВЕРНО НЕВЕРНО
  Часто ты беспокоишься из-за того, что, как выясняется позже, не имеет значения ВЕРНО НЕВЕРНО
  Тебя легко обидеть ВЕРНО НЕВЕРНО
  Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты никогда не хвастаешься ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться ВЕРНО НЕВЕРНО
  Вечером тебе трудно уснуть ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты очень переживаешь из-за отметок ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты никогда не опаздываешь ВЕРНО НЕВЕРНО
  Часто ты чувствуешь неуверенность в себе ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты всегда говоришь только правду ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты боишься, что тебе скажут: "Ты все делаешь плохо" ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты боишься темноты ВЕРНО НЕВЕРНО
  Тебе трудно сосредоточиться на учебе ВЕРНО НЕВЕРНО
  Иногда ты злишься ВЕРНО НЕВЕРНО
  У тебя часто болит живот ВЕРНО НЕВЕРНО
  Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты часто делаешь то, чего не стоило бы делать ВЕРНО НЕВЕРНО
  У тебя часто болит голова ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты беспокоишься, что с твоими родителями что-нибудь случится ВЕРНО НЕВЕРНО
  Иногда ты не выполняешь свои обещания ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты быстро устаешь ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты часто грубишь родителям и другим взрослым ВЕРНО НЕВЕРНО
  Тебе нередко снятся страшные сны ВЕРНО НЕВЕРНО
  Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой ВЕРНО НЕВЕРНО
  Бывает, что ты врешь ВЕРНО НЕВЕРНО
  Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое ВЕРНО НЕВЕРНО



Обработка результатов.
Предварительный этап.
1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы - «верно») или правосторонней (все ответы - «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.
Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков двойные ответы (то есть подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и так далее. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более 3 пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS. В значительной степени это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, то есть является показателями скрытой тревожности.

Основной этап.
1. Подсчитываются данные по контрольной шкале - субшкале «социальной желательности».
Таблица 1.
Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов CMAS):

Ответ "Верно" Ответ "Неверно"
5, 17, 21, 30, 34, 36 10, 41, 47, 49, 52


Критическое значение по данной субшкале - 9. Этот и более высокий результат свидетельствует о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.
2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности.
Таблица 2.
Ключ к субшкале тревожности:

Ответы "Верно"
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53


Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую» оценку.
3. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка («стены»). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Тревожность. Перевод «сырых» баллов в «стены»

Ответы "Верно"
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53


4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого. Характеристика уровней тревожности:

"Стены" Характеристика Примечания
1-2 Состояние тревожности испытуемому не свойственно Подобное "чрезмерное спокойствие" может иметь или не иметь защитного характера
3-6 Нормальный уровень тревожности Необходим для адаптации и продуктивной деятельности
7-8 Несколько повышенная тревожность Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни
  Явно повышеная тревожность Обычно носит "разлитой", генерализованный характер
  Очень высокая тревожность Группа риска

 

 

Список литературы методического материала:

1) Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня. С-П.- Рига, Педагогический центр «Эксперимент». 1998.

2) Казанский О. А. Игры в самих себя. М. Роспедагентство. 1995.

3) Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. М.. 1993.

4) Руководство практического психолога. (Под ред. Дубровиной И. В.) М. «АсаdеmiА». 1995.

10) Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. Творческий центр «Сфера». 2001.

5) Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. 2. 3. 4. - М.: «Генезис», 2003.

6) Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. – Ярославль: «Академия развития». 1997


 

2. Коррекционно-развивающая программа для конкретного клиента на примере художественного произведения («Меркурий в опасности»)

Введение

 

Основу программы коррекционной работы составляет понятие детского аутизма.

Слово аутизм происходит от латинского слова «autos» – «сам» и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком. Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность его проявлений. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка. Для таких детей характерно резкое нарушение социальной адаптации, отсутствие простейших навыков общения. Они стремятся уйти от общения, неспособны играть с другими детьми, отсутствует интерес к окружающему миру, в поведении наблюдаются стереотипность, страхи, агрессия, самоагрессия. Для семьи, в которой воспитывается такой ребенок, осознание проблемы зачастую наступает внезапно. В момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем».

 

Теоретический обзор

В последние годы аутизму уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество людей, больных аутизмом, с каждым годом растет. По состоянию на 1 января 2015 г. в медицинских организациях одного округа РФ состоит на диспансерном учете 141 ребенок с диагнозом «детский аутизм», из них от 0 до 14 лет – 126 детей, в возрасте от 15 до 17 лет – 15 детей. Из них детей с диагнозом, установленным впервые в жизни в 2014 году – 16 человек, все эти дети в возрасте от 0 до 14 лет (информация получена от департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в 10 раз и считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем. Учитывая глобальность проблемы, в ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме.

 

Приложение 1

Шкала оценки А. В. С. (аутистическое поведение)

Фамилия, имя ребёнка___________________________ Дата рождения____________

 

Инструкция: обведите в кружок цифры к тем утверждениям, которые, по Вашему мнению, наилучшим образом описывают ребенка. При этом не учитывайте номинальное значение каждой цифры
ВОСПРИЯТИЕ
 

КОНТАКТ
 

ПОВЕДЕНИЕ
 

РЕЧЬ/ ЯЗЫК
 

ПРОЧЕЕ
 

1. Вертится \ крутится длительные периоды          
2. Осваивает простое задание, но быстро «забывает» его          
3. Не обращает внимания на предпринимаемые попытки со стороны окружающих людей наладить контакт или другое влияние с их          
стороны 4. Не сразу реагирует на простые призывы к действию – сядь, подойди сюда, встань и т.д.          
5. Не использует игрушки по их прямому предназначению (крутит колесом машинки, но не водит ее по полу и т.д.)          
6. Плохо развитая способность визуального выделения в процессе обучения (фиксирует внимание на отдельных деталях предмета, размере, цвете или расположении предмета)          
7. Не улыбается при встрече или в ответ на улыбку          
8. Неправильное использование личных местоимений (например, говорит «ты» вместо «я»)          
9. Требует/ хочет иметь у себя определенные предметы          
10. Впечатление, что ребенок плохо слышит/ подозрение на снижение слуха          
11. Речь однотонная и неритмичная          
12. Качается всем телом длительные периоды времени          
13. Не протягивает ручки (или не протягивал в грудном возрасте), когда человек наклоняется над ним \ ней          
14. Явно выраженное сопротивление вносимым изменениям в заведенный порядок или окружающую среду          

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.097 с.)