Лекция 1. Теоретические основы менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Теоретические основы менеджмента



МЕНЕДЖМЕНТ: КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Учебное пособие

 

 

Под общей редакцией

доктора исторических наук, профессора,

заслуженного деятеля науки Российской Федерации

А.Н. Бурова

 

 

Волгоград

«ПАРАДИГМА»

 

УДК 658.5.014.1(076.5)

ББК 65.290я7

М 50

 

 

Авторы:

А.Н. Буров, д-р ист. наук, проф., заслуженный деятель науки Российской Федерации;

Г.Г. Слышкин, д-р филол. наук, проф.;

Д.А. Дильман, д-р социол. наук, проф.;

И.С. Дмитриева, канд. социол. наук, ст. преп.;

С.И. Копылов, канд. социол. наук, доц.;

Н.А. Кустова, канд. социол. наук, ст. преп.;

С.В. Воронцов, канд. социол. наук, доц.;

Н.В. Мартыненко, канд. социол. наук, ст. преп.;

А.С. Калинин, канд. пед. наук, ст. преп.;

Д.А. Почевалов, асс.;

Д.Р. Дасаева, асс.

Рецензенты: П.П. Жидков, канд. экон. наук, доц.;

Г.М. Писков, канд. экон. наук, доц.

 

М 50 Менеджмент: конспект лекций: учеб. пособие / Волгоградский филиал ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»; Под общ. ред. А.Н. Бурова. – Волгоград: Парадигма, 2010. – 216 с.

 

Учебное пособие содержит краткое изложение лекционного материала по курсу «Менеджмент», практические рекомендации для изучающих данную дисциплину, список литературы, тесты, примерный перечень вопросов к экзамену и тематику контрольных работ и рефератов. Учебное пособие окажет реальную помощь студентам, изучающим проблемы менеджмента, а также специалистам, участвующим в формировании новой системы управления.

Предназначено для студентов специальностей «Коммерция (торговое дело)», «Маркетинг», «Мировая экономика», «Товароведение и экспертиза товаров», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии».

 

ISBN 978-5-903601-33-2

УДК 658.5.014.1(076.5)

ББК 65.290я7

 

 

ISBN 978-5-903601-33-2

 

 

© ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», 2010

© Коллектив авторов, 2010

 

Содержание

 

Введение. 4

Лекция 1.Теоретические основы менеджмента. 4

Лекция 2. Эволюция концепций менеджмента. 15

Лекция 3. Особенности развития менеджмента России. 23

Лекция 4. Особенности национального менеджмента. 31

Лекция 5. Организация как система управления. 37

Лекция 6. Организационные структуры управления. 52

Лекция 7. Функции менеджмента. 62

Лекция 8. Методы менеджмента. 78

Лекция 9. Решение в менеджменте. 88

Лекция 10. Управление персоналом. 96

Лекция 11. Мотивация. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. 106

Лекция 12. Формы власти и влияния. 118

Лекция 13. Основные теории лидерства. Стили лидерства. 121

Лекция 14. Самоменеджмент. 130

Лекция 15. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. 135

Лекция 16. Оценка эффективности менеджмента. 162

Лекция 17. Особенности менеджмента на внутреннем и международном
рынках…………………………………………………………………………...171

Список литературы.. 177

Тематика контрольных работ по курсу. 177

Тесты.. 187

 


Введение

В настоящее время происходят коренные изменения в управлении всеми сферами человеческой деятельности. Ликвидация старой административно-командной системы управления открыла дорогу для внедрения в России новейших достижений науки управления, накопленного в мире в течение десятилетий опыта рациональной организации человеческой деятельности, стимулирования работников к высокопродуктивному труду в условиях либерализации экономики.

В период экономического реформирования в нашей стране становится необходимым поиск новых форм и методов управления, позволяющих предприятиям адаптироваться к динамике внешней среды, рационально использовать производственно-рыночный потенциал во всей совокупности его составляющих, наращивать конкурентные преимущества и создавать на этой основе реальные предпосылки к обеспечению стратегической устойчивости в обозримой перспективе. Главное в изучении мирового опыта обеспечения экономического роста, выхода из кризисных ситуаций и применения на практике его достижений – выявить методы и механизмы управления, обеспечивающие удовлетворение спроса потребителей, высокую окупаемость и надежность эффекта от инвестиций, ориентацию на современные новейшие технологии и способы высокопродуктивного ведения хозяйства.

Сложившаяся за рубежом система менеджмента не может быть перенесена на российскую почву путем слепого копирования. Поэтому менеджмент не должен рассматриваться как набор готовых решений, годных на все случаи жизни.

Вопросы для самопроверки

1. Почему необходимо управление?

2. Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент»?

3. Что представляет собой менеджмент?

4. Каковы основные категории менеджмента?

5. Что представляет собой организация как система управления?

6. Каковы основные закономерности менеджмента?

7. Каковы основные принципы управления?

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные этапы эволюции концепций менеджмента?

2. В чем состоит вклад школы научного управления в теорию менеджмента?

3. Каковы основные положения теории Тейлора?

4. Каковы главные принципы производительности Г. Эмерсона?

5. Каковы основные функции, принципы и элементы управления сформулированные А. Файолем?

6. В чем заключаются основные положения административной школы?

7. В чем суть теории человеческих отношений в управлении Э. Мейо?

8. Каковы основные положения поведенческой школы?

9. Каковы главные положения школы науки управления (количественный подход)?

 

Вопросы для самопроверки

Вопросы для самопроверки

1. Какие четыре основные формы привлечения рабочих к управлению получили распространение в США?

2. Каковы основные принципы современного менеджмента по Питеру Ф. Друкеру?

3. Что является сущностью японской модели менеджмента?

4. Какая система найма характерна для крупных японских фирм?

5. Перечислите особенности американского и японского менеджмента.

6. Какие основные положения включает концепция «социального рыночного хозяйства» по Эрхарду?

7. Что считал главным в шведской модели социализма Г. Мюрдаль?

8. Каковы особенности западноевропейской модели менеджмента?

Цели

Организация – это, по крайней мере, два человека с осознанными общими целями.

Цели есть конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли.

Структура

Структура организации отражает сложившиеся в ней выделение отдельных подразделений, связи между ними и объединение подразделений в единое целое.

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функционирования областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре, является специализированное разделение труда. Характерной особенностью большинства организаций является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям.

Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Оно необходимо для успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число, подчиненных одному руководителю, представляет сферу контроля.

Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущностью, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях.

Задачи

Еще одним направление разделением труда в организации является формирование задач.

Задачи – это предписанная работа, ее часть или серия, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. Считается, что если задача выполняется таким способом, и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Существует три категории задач: работа с людьми, предметами, информацией.

Изменения в характере и содержании задач тесно связаны с эволюцией специализации.

Технология

Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают.

По мнению социолога Ч. Перроу технология является средством преобразования сырья – будь то люди, информация, физические материалы – в искомые продукты и услуги [75].

Технология предусматривает стандартизацию и механизацию. Существует несколько видов классификации технологии.

Классификация технологии по Дж. Вудворду пользуется наибольшей известностью. Она выделяет три категории технологий:

1) единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где единовременно изготавливается одно изделие;

2) массовое или крупносерийное производство, применяющееся при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи;

3) непрерывное производство, использующее автоматизированное оборудование.

Только люди определяют пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор.

Люди

Люди являются основой любой организации: без них она не существует, именно люди создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе. Люди, работающие в организации сильно отличаются друг от друга по многим параметрам, все эти отличия могут оказывать серьезное влияние, как на характеристики, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий [17].

Несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, происходящих во внутренней жизни организации можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации которые являются объектами управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие:

· производство;

· маркетинг;

· финансы;

· работа с кадрами;

· эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности)

Управление производством состоит в осуществлении управления процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который предлагается внешней среде.

Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации, созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов и достижение целей организации [23; 36].

Управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации.

Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка). Также оно предполагает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма [94; 104].

Управление эккаунтингом означает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций.

Все составляющие внутренней среды организации тесно взаимосвязаны, рис. 5.1. [49].

 

Рис.5.1. Взаимосвязь составляющих внутренней среды организации

Любая организация взаимодействует с внешней средой и зависима от нее.

Внешняя среда организации – это вся совокупность факторов, окружающих организацию.

Эти факторы взаимодействуют с основными составляющими внутренней среды организации и оказывают огромное влияние на ее жизнедеятельность. Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию представлена на рис. 5.2.

 

Рис. 5.2. Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию

Факторы внешней среды постоянно меняются и могут оказывать различное влияние на деятельность организации. В зависимости от степени воздействия на организацию факторы внешней среды подразделяются на среду прямого и среду косвенного воздействия.

Рис. 5.3. Среда прямого воздействия

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации, рис 5.3. Известный специалист по управлению П.Ф.Друкер, говоря о цели организации, выделял единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя. Под этим следует понимать следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.

Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию.

Современное развитие науки и техники в условиях НТП существенно обострило конкурентную борьбу между фирмами. Важнейшим условием процветания фирмы является ее постоянное совершенствование и прежде всего на базе современных достижений науки и техники.

Среда косвенного воздействия, или общее внешнее окружение, обычно не влияет на организацию так заметно, как факторы среды прямого воздействия. Но факторы ее необходимо учитывать.

К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические, рис. 5.4.

 

Рис. 5.4. Среда косвенного воздействия

Сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, организации должны идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

Социокультурные факторы (установки, жизненные ценности, традиции) влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. От них зависят и способы ведения организациями своих дел. Все факторы внешней среды взаимосвязаны, рис. 5.5.

Поскольку организация является социальной системой, при изучении ее функционирования уместно применение системного подхода [19].

 

 

Рис. 5.5. Взаимодействие факторов внешней среды

Менеджмент трактует все современные организации как системы управления [11].

Система (от греч. systema) означает совокупность связанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих единое целое.

Система управления – это совокупность элементов (подсистем), объединенных информационными связями и процессами, направленными на достижение целей.

Для организации характерны все свойства системы:

1) наличие множества элементов;

2) их относительная самостоятельность;

3) единство главной цели для всех элементов;

4) наличие связей между ними;

5) определенная структура;

6) четко выраженное управление.

Организация состоит, из множества элементов, которые могут быть представлены в виде следующих подсистем:

социальной — объединения людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними; основу этой подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, обеспечение соответствующего качества трудовой жизни и т.п.;

производственно-технологической — комплекса машин, оборудования, сырья и материалов, используемых для получения конечного продукта или услуги; оказывает значительное воздействие, например, на уровень образования и квалификацию персонала, конкурентную позицию и имидж организации;

информационной — комплекса организационно-технических средств, предоставляющих необходимую информацию для эффективных коммуникаций и управления организацией;

экономической — совокупности экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели;

маркетинговой, которая направлена на удовлетворение потребностей клиентов в продуктах или услугах организации путем изучения рынка, создания системы сбыта, формирования оптимального ценообразования и эффективной рекламы.

По содержанию и выполняемым функциям элементы существенно различаются. В определенной степени они самостоятельны, но одновременно совместимы.

Совместимость обеспечивается единством главной цели, которой подчинено функционирование каждого элемента. Главная цель — это миссия организации. Она объясняет суть деятельности, специфику бизнеса и путь развития — все то, что отличает данную организацию от остальных в этой отрасли. Миссия является основой для постановки целей каждой подсистемы: социальной, экономической, маркетинговой и т.д. В свою очередь, цели помогают перейти от общей формулировки миссии к ее практической реализации.

Для реализации миссии и достижения целей необходимо сформировать упорядоченные связи между элементами системы, т.е. определенную структуру. Организационная структура отражает внутреннее строение организации, сложившееся в ней разделение труда, связи и взаимодействие подразделений. Она закрепляет задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным подразделением.

Координация деятельности всех звеньев организации достигается путем выделения:

управляемой части, или объекта управления, т.е. того, чем управляют (исполнительные звенья);

управляющей части, или субъекта управления, т.е. того, что управляет (дирекция, административно-управленческий аппарат, менеджеры).

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь — это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь — это информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении команд и состоянии управляемой части.

Таким образом, организация — это система, и при этом управляемая.

Различают два основных типа систем — закрытые и открытые. Закрытые системы имеют четкие границы и независимы от окружающей их среды. Открытые системы, наоборот, находятся в динамическом взаимодействии с внешней средой и подвергаются ее влиянию. Идея организации как открытой системы впервые предложена автором многочисленных работ по теории управления Честером Барнардом еще в 1930-х годах, однако для широкого признания этой концепции потребовалось 30 лет. Сегодня, называя организацию системой, мы имеем в виду именно открытую систему; иными словами, мы признаем, что организация постоянно взаимодействует с окружающей средой.

Деятельность организации как открытой системы описывается в терминах входящих ресурсов, процесса трансформации, выходящих ресурсов, обратной связи и внешней среды (рис.5.6). Входящими ресурсами любой компании являются сырье, финансы, люди, информация и другие ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг. В процессе трансформации эти ресурсы превращаются в готовые товары или услуги под воздействием служащих, управленческой деятельности и применения технологий и методов работы, используемых в данной организации. Выход включает в себя товары и услуги, финансовые результаты деятельности компании, а также человеческий фактор, например степень удовлетворенности работой и уровень производительности труда работников.

Рис. 5.6. Организация как открытая система

 

Открытые системы не являются самодостаточными. Именно из окружающей среды организации получают необходимые им входящие ресурсы, и, кроме того, среда поглощает вырабатываемые ими продукцию и услуги. Ни одна компания не может существовать, если она не выполняет правительственные постановления, не поддерживает отношений с поставщиками либо игнорирует иные внешние факторы. Структура, система управления и функционирование организации не только определяются внутренними решениями или выбором, но и в значительной степени зависят от изменчивых факторов внешней среды. Подобная зависимость приводит к необходимости постоянно адаптироваться к изменениям во внешней среде, что предполагает:

• выделение факторов внешней среды, оказывающих воздействие на организацию;

• выявление требований каждого из выделенных факторов;

• адаптацию организации к данным требованиям.

Одним из наиболее популярных методов изучения среды косвенного воздействия является РЕSТ-анализ (от англ. Роlitiса1, Есоnоmiс, Sосio-сultural, Technological), т.е. анализ политических, экономических, социокультурных и технологических факторов.

При анализе среды прямого воздействия (деловой среды) необходимо учитывать следующие ее характеристики:

сложность (чем больше количество и более разнообразны элементы, тем сложнее среда);

изменчивость, связанную с тем, насколько динамичны компоненты среды (для нестабильной среды характерны частые изменения,

связанные, например, с действиями конкурентов, появлением новых технологий и т.д.);

неопределенность — отсутствие необходимой информации о
среде и непредсказуемость происходящих в ней изменений (чем
сложнее и изменчивее среда, тем выше ее неопределенность).

Для того чтобы ослабить ресурсную зависимость организации от деловой среды и снизить уровень ее неопределенности, менеджерам необходимо обеспечить адаптивность своей организации. Адаптивность — это способность организации изменять сложившееся в ней положение вещей, т.е. приспосабливать внутреннее содержание организации к внешним условиям. Возможны следующие пути адаптации организации:

• улучшение взаимодействия и информированности о состоянии внешней среды;

• совершенствование организационной структуры;

• стратегическое планирование;

• повышение квалификации персонала и т.д.

Таким образом, согласно системному подходу ключевые факторы успеха организации находятся как во внешней, так и во внутренней среде. Именно внешнее окружение диктует стратегию развития организации. Эффективность внутренней среды определяется ее способностью быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Становление взглядов на организацию с точки зрения живого организма, к которому применимы принципы и законы сохранения и развития биологических систем, привело, в частности, к развитию концепции жизненного цикла организации.

Под жизненным циклом организации понимается совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни. Организации рождаются, взрослеют, достигают зрелости и умирают. Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной последовательностью. Как правило, выделяют четыре стадии: рождения, роста, зрелости и спада рис. 5.7.

На стадии рождения происходит создание организации. Переход к стадии роста означает серьезные изменения стиля управления, разделение труда и рост специализации. Главная задача здесь: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

На стадии зрелости организация достигает лидирующего положения на рынке.

На стадии спада снижается спрос на продукцию или услуги организации, возрастает роль цены и качества в конкурентной борьбе.

Вместе с пониманием основных элементов организации, этапов ее развития и взаимосвязей с внешней средой для успешного управления важно знание особенностей разных видов организаций.

Классификация организаций предполагает их объединение по определенным критериям, таким, как формализация, отношение к прибыли, вид деятельности, размер, форма собственности, организационно-правовая форма и др.

На основании критерия формализации выделяются формальные и неформальные организации.

Формальная организация — это организация, намеренно созданная по воле руководства, которая имеет четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи. В эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные учреждения.

В рамках формальной структуры всегда существует неформальная организация. Это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. При этом они не связаны должностной иерархией и объединены на основе дружеских симпатий, общих интересов. Как правило, работники, которые вступают в подобные организации, испытывают потребность в общении, принадлежности, защищенности и взаимопомощи. Неформальная организация оказывает большое влияние на моральное состояние, мотивацию, удовлетворенность работой и производительность персонала. Она может предоставить своим членам огромные возможности для развития, проявления инициативы и творческих способностей – как на пользу организации, так и в своих собственных целях.

Различия между формальной и неформальной организации представлены в табл. 5.1.

 

 

Рис. 5.7. Жизненный цикл организации

 

Создание Рост Зрелось Спад
Предпринимательство Коллективность Формализация Спад
· нечеткие цели · высокие творческие возможности · неформальное общение и структура · высокие обязательства · формализация правил · стабильная комплексная структура · упор на эффективность · децентрализация · диверсифицированные рынки · снижение эффективности · высокая текучесть кадров · возрастающие конфликты

Таблица 5.1.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой внутренняя среда организации?

2. Как выглядит классификация технологии по Дж. Вудворду?

3. Каковы основные составляющие внутренней среды организации?

4. Что представляет собой внешняя среда организации?

5. Какие пять групп функциональных процессов охватывает деятельность любой организации?

6. Каковы основные субъекты среды прямого воздействия?

7. Какие факторы включает среда косвенного воздействия?

8. Каковы основные этапы жизненного цикла организации?

9. Каковы основные виды организаций и признаки их классификации?

10. Каковы основные факторы, оказывающие влияние на выбор организационно – правовой формы торговой фирмы?

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные структуры управления?

2. Каковы основные требования, предъявляемые к структуре управления?

3. Назовите основные признаки иерархических (бюрократических) структур управления.

4. Перечислите виды механистических структур управления.

5. Каковы преимущества и недостатки функциональных структур управления?

6. Каковы преимущества и недостатки линейной структуры управления?

7. Каковы преимущества и недостатки линейной – функциональной структуры управления?

8. Каковы условия практического применения дивизиональных структур управления?

9. Каковы признаки ограничений (адаптивных) структур управления?

10. Каковы недостатки матричных структур управления?

11. Опишите стадии процесса организационного проектирования.

12. Каковы тенденции современного развития организационных структур управления.

 

 

Планирование как функция менеджмента

В системе функций менеджмента планирование играет ведущую роль. Планирование следует рассматривать как управленческую деятельность, состоящую в проектировании желаемого будущего и определении эффективных путей его достижения на основе целеполагания. Таким образом, планирование состоит в установлении целей развития организации и ее структурных подразделений, необходимых для их достижения средств, распределении ресурсов, определении сроков, методов, приемов и способов реализации планов.

Деятельность по планированию включает следующие взаимосвязанные направления:

• определение предназначения организации и ее миссии;

• формирование стратегии и ключевых целей организации;

• разработка тактических и оперативных планов организации по основным направлениям ее деятельности.

Виды планирования различают по следующим признакам:

— период планирования — долгосрочное (от 5 лет и более), среднесрочное (от 1 до 5 лет), краткосрочное (до 1 года);

— цель планирования — стратегическое, тактическое, оперативное;

— уровень планирования — организация в целом, подразделение (группа лиц), отдельный исполнитель;

— предмет планирования — НИОКР, маркетинг, персонал, финансы и др.;

— содержание планирования — тематическое, ресурсное, календарное.

В управленческой практике ключевое значение имеют стратегическое, тактическое и оперативное планирование.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений по разработке и реализации стратегии, предназначенной для достижения миссии организации. Стратегическое планирование осуществляется, как правило, на уровне высшего руководства компании и рассчитано на долгосрочную перспективу (свыше пяти лет). Оно опирается на установление концептуального видения организации (vision) — образного представления смысла деятельности и перспектив организации. Видение будущего крупной компании — это представление о политической, экономической, социальной ситуации в стране, отрасли, а также о желаемом положении предприятия в этой ситуации. Процесс стратегического планирования включает ряд последовательно осуществляемых этапов (рис. 7.2.) [119].

Рис. 7.2. Процесс стратегического планирования

1. Определение миссии организации.

Миссия организации (от лат. missio — предназначение) — основная общая цель организации, выражающая смысл (причину) ее существования. Формирование миссии должно отражать интересы клиентов, раскрывать сущность и особенности организации, отличные от внешнего окружения и выгодные потребителям. Определение миссии должно быть основано на анализе, прогнозировании и мониторинге состояния социально-экономической среды.

По мнению П. Друкера, основу миссии современной компании должны составлять следующие элементы:

— товар или услуга — описание товара (услуги), который организация предлагает на рынке;

— целевая аудитория — определение конкретного сегмента потребительского рынка;

— стратегический ориентир — заявление о перспективе с учетом реальной выгоды для потребителей;

— заинтересованные группы — круг субъектов рыночного пространства, связанных с деятельностью организации (персонал, акционеры, собственники, покупатели, поставщики, партнеры, государственные органы, общественность);

— основа конкурентоспособности — обоснование конкурентных преимуществ, которые выгодно отличают данный товар (услугу) от конкурентного окружения.

Миссия призвана позиционировать организацию во внешней среде, являясь средством коммуникации, которое дает потребителям и обществу в целом представление о ключевых целях задачах и ценностях организации. Тем самым миссия позволяет судить о внутреннем пространстве организации.

Формирование миссии позволяет людям, работающим в организации, придать осмысленность и принципиальное значение их текущим действиям с перспективной точки зрения. Таким образом, при формировании миссии необходимо учитывать не только внешнюю направленность, но и ее внутреннюю значимость.

2. Постановка целей, позволяющих реализовать выбранную миссию.

Цель организации — это идеальное представление результата деятельности организации (желаемое состояние в будущем).

Цели должны удовлетворять следующим требованиям:

• конкретность;

• объективность;

• обоснованность;

• измеримость;

• определенность во времени;

• согласованность;

• мотивирующая сила.

Цели необходимо преобразовать в четко сформулированные задачи с указанием ожидаемых результатов, на достижение которых будет направлена деятельность конкретных исполнителей и организации в целом.

3. Оценка и анализ внешней среды.

Внешняя среда организации включает совокупность факторов, которые влияют на деятельность организации извне. В совокупности они формируют «среду обитания», которая определяет основные условия выживания и достижения успеха организацией. Факторы внешней среды несут в себе как угрозы, которые могут оказывать негативное влияние, так и благоприятные возможности, которые могут позитивно воздействовать на результаты деятельности организации.

4. Обследование внутренней среды.

Внутренняя среда организации определяет сильные и слабые стороны, способствующие или препятствующие эффективному достижению корпоративного стратегического ориентира. Факторы внутренней среды обуславливают формирование конкурентных преимуществ, необходимых для выживания и устойчивого развития организации в высокодинамичном рыночном пространстве.

От состояния внутренних компонентов зависит способность организации к противостоянию агрессивным вызовам со стороны внешних сил и использованию благоприятных возможностей внешнего окружения для эффективной реализации выбранной стратегии.

5. Анализ стратегических альтернатив.

Стратегия (от греч. strategos — искусство генерала) — генеральная программа (направление) деятельности организации, обеспечивающая достижение поставленных целей и реализацию ее миссии [73].

Выбор стратегии должен осуществляться на альтернативной основе. Базовыми видами стратегий являются:

— активная (наступательная) — предусматривает цели, обеспечивающие осуществление экспансионистской политики;

— защитная (оборонительная) — характеризуется целями, предусматривающими максимально возможный адекватный ответ на воздействие конкурентного окружения;

— сочетание — последовательное либо параллельное следование целям, характерным для активной и защитной стратегий.

6. Выбор стратегии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.203 с.)