И.Ш. Мухаметзянов, А.В. Мочалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И.Ш. Мухаметзянов, А.В. Мочалов



 

Активное использование средств информационных и коммуникационных технологий, технологии дистанционного образования, современных средств ре-абилитации инвалидов значительно облегчают доступность образования для ин-валидов. В статье рассматриваются вопросы организационного и санитарно-ги-гиенического обеспечения образовательного процесса данной группы населения.

 

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии,специ-альные технические средства реабилитации инвалидов.

 

Workplace of the disabled person with the personal computer: organizational and sanitary-and -hygienic aspects. Active use of means of information and communicationtechnologies, technologies of remote education, modern means of rehabilitation of disabled people considerably facilitate availability of education to disabled people. In article questions organizational and hygienic ensuring educational process of this group of the population are considered.

 

Key words: information and communication technologies, special means ofrehabilitation of disabled people.

 

Сегодня в России насчитывается следующие: болезни нервной системы
свыше 13 млн. инвалидов, или 9.1% на- и органов чувств – около половины
селения [2]. У 60% россиян старше 50 всех случаев; около 30% психические
лет – серьёзные проблемы со зрением, заболевания; около 20% врожденные
каждый пятый из них страдает глауко- аномалии развития [13]. Все дети – ин-
мой. Число инвалидов по зрению в Рос- валиды имеют ограничения по уровню
сии составляет до 500 тысяч человек, здоровья, что определяет и их особые
20% из них являются инвалидами с де- образовательные потребности, обуслов-
тства. От воспалительных заболеваний ленные не только процессом получения
ежегодно нарушается зрение у 4 мил- знания, но и формированием условий,
лионов россиян. Из них, по данным из способствующих данному процессу [4].
разных источников, до 1,5 млн. человек Существующая инфраструктура обра-
составляют дети. К основным причи- зовательного процесса не рассчитана
нам детской инвалидности относятся на реализацию инклюзивного образо-

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

вания. Вместе с тем, в условиях перехо-да системы специального образования на использование возможностей совре-менных ИКТ, приоритетом становится

 

и интеграция их в контекст отечест-венной традиции, для которой ценнос-тью является максимально возможное развитие ребенка в процессе обучения, преодоление уже имеющихся и пре-дупреждение новых отклонений в раз-витии, вторичных по своей природе [3]. Использование современных образова-тельных (в том числе, дистанционных технологий) с использованием ИКТ предусматривает организацию ком-пьютеризированного рабочего места инвалида по месту жительства, компо-ненты которого носят индивидуальный характер, что в значительной степени влияет на стоимость такого места.

 

В соответствии с Указом Прези-дента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» намечено увели-чить к 2020 году долю образовательных учреждений среднего и высшего про-фессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25%. В тоже время, со-гласно Концепции долгосрочного со-циально-экономического развития Рос-сийской Федерации на период до 2020 года, к этому году 40% российских ин-валидов должны быть трудоустроены. Все это предъявляет особые требования к организации рабочих мест инвалидов, как в образовательных учреждениях, так и в сфере экономики. В соответс-твии с Приказом Министерства здра-воохранения и социального развития Российской Федерации от 12 июля 2011


 

г. №712н «О мерах по реализации пос-тановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 «О государственной программе Российс-кой Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы» в части реализации

 

в 2011 – 2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации» предусматривает прове-дение пилотных проектов в Республи-ке Татарстан, Саратовской и Тверской областях. В рамках данного проекта в сфере образования планируется:

 

• оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным компьютерным оборудовани-ем;

 

• оборудование части общежития для проживания иногородних обучаю-щихся инвалидов, включая приобрете-ние специализированной мебели для общежития, адаптированной для ин-валидов, и приобретение оборудования для социально – бытовой адаптации;

• предоставление доступа к ком-пьютерным технологиям, подходящим для студентов – инвалидов;

• обеспечение автотранспортом, приспособленным для проезда к месту учебы инвалидов;

 

• обучение инвалидов с учетом ограничения жизнедеятельности.

В сфере информации и связи:

 

• адаптация официальных сайтов органов исполнительной власти субъ-ектов Российской Федерации в сети Интернет с учетом особых потребнос-тей инвалидов по зрению;

 

• обеспечение доступности к ин-формационным службам, включая экс-тренные службы, инвалидов с учетом

 



Информационные технологии в профессиональной школе


 

их особых потребностей и других ма-ломобильных групп населения;

 

• обеспечение надлежащими вспомогательными слуховыми уст-ройствами инвалидов по слуху, предо-ставляемыми на общественных мероп-риятиях и собраниях;

 

• обеспечение альтернативных форматов печатных материалов (на-пример, крупный шрифт или аудио файлы);

 

• выпуск периодических печат-ных изданий для инвалидов, в том чис-ле для инвалидов по зрению.

Такой, достаточно масштабный и ресурсоемкий проект, требует значи-тельной проработки в части формиро-вания инфраструктуры образования инвалидов, специальных технических средств и соответствия организации процесса Санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требова-ния к условиям труда инвалидов».

 

Из самой большой группы детей

 

– инвалидов в нашем исследовании обратим внимание на инвалидов по зрению, т.к. создание для каждого из них личностно – ориентированной ин-формационной образовательной среды является наиболее ресурсоемким. Если инвалиды по слуху могут восприни-мать информацию с традиционных дисплеев, то для инвалидов по зрению требуются определенные технические решения, позволяющие трансформи-ровать традиционную информацию в форму, доступную данной группе на-селения.

 

Согласно приказу МОН РФ от 21 сентября 2009 г. № 341 «Требования

к оснащению рабочих мест для детей

 

– инвалидов и педагогических работ-ников, а также центров дистанционно-


 

 

го образования детей – инвалидов ком-пьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для орга-низации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключе-нию и обеспечению технического об-служивания указанных оборудования

 

и программного обеспечения» пре-дусматривается наличие специальных требований к средствам ИКТ и специ-альному программному обеспечению. Например, в п. 1.1.3. «Общие требо-вания к специальным функциям про-граммного обеспечения, упрощающим работу с компьютерным оборудова-нием для детей с ограниченными воз-можностями здоровья» предусматрива-ется, что: используемое программное обеспечение в составе поставляемых комплектов программно-технических средств должно стандартно обеспечи-вать следующие возможности:

 

• увеличения изображения экра-на компьютера в любой момент работы независимо от используемых программ не менее чем в 20 раз, а также сглажива-ния его, инвертирования изображения экрана компьютера в любой момент ра-боты с использованием серых оттенков, изменения контрастности изображения экрана;

 

• управления компьютером толь-ко при помощи мыши или клавиатуры;

• озвучивания всех основных элементов интерфейса операционной системы и программ, а также любых текстов, отображаемых на экране ком-пьютера;

 

• вывода информации на брай-левские дисплеи;

 

• изменения режима ввода сим-волов с клавиатуры для более комфорт-

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

ной работы за компьютером, такие как задержка действия нажатия клавиш, последовательный ввод сочетаний кла-виш вместо одновременного их нажа-тия, сопровождения визуально и зву-ком нажатия клавиш-модификаторов (Alt, Ctrl, Shift и прочее);

 

• поддержки специализирован-ных устройств ввода информации, ко-торые обеспечивают управление ком-пьютером и набор текстов с помощью одной кнопки.

В разделе 1.1.4. «Общие требования

 

к наличию специального программно-го обеспечения, обеспечивающего под-держку процесса дистанционного обу-чения» рассматриваются требования

 

к программному обеспечению в части мультимедиа и конференцсвязи. Нор-мативное обеспечение качества исполь-зуемой техники регулируется ГОСТ Р

 

50917-96: «Устройства, печатаю-щие шрифтом Брайля. Общие техни-ческие условия» и ГОСТ Р 52873-2007: «Синтезаторы речи для специальных компьютерных рабочих мест для инва-лидов по зрению. Технические требова-ния».

 

Предусматривается и расширен-ный комплект оборудования для орга-низации компьютеризированного ра-бочего места инвалида, дополняемый специальными элементами для детей

 

– инвалидов по зрению. Это брайлев-ский портативный дисплей, принтер с рельефно – точечным шрифтом Брайля и программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи.

 

В процессе внедрения тифлотех-нических средств обучения можно вы-делить три этапа.

 

Начальный этап –главная зада-

 

ча данного этапа сформировать у ре-


 

бенка техническую грамотность. На данном этапе компьютер и другие тех-нические средства обучения выступа-ют как предмет обучения. В каждом предмете зафиксирован определенный опыт действий с ним. Учащийся мо-жет использовать предмет по назначе-нию только тогда, когда овладеет этим опытом действия с ним. Он должен научиться использовать современные технические средства для получения новых знаний и умений, приобрести достаточно устойчивые навыки работы

 

с ними, а по возможности ознакомиться

 

с их устройством. Данные задачи реша-ются при изучении дисциплины «Ос-новы информатики». Основной этап

 

– главная задача сформировать у уча-щегося достаточный уровень овладения техническими средствами обучения. На данном этапе происходит постепен-ный переход от использования техни-ческих средств обучения и компьютер-ной техники в учебной деятельности как предмета обучения к применению их в качестве средства практической деятельности. Важным является ак-центуация внимания учащегося на неукоснительное соблюдение правил безопасности при их применении [1]. В практической части учащиеся должнысвободно научиться пользоваться сов-ременной образовательной тифлотех-никой.

 

Как на этом этапе, так и позднее, особую значимость имеет организация рабочего места учащегося. Мебель для организации компьютеризированного рабочего места инвалида отличаетсяот стандартной. При организации рабо-чего места инвалида необходимо исхо-дить из того, что рабочая площадь стола должна превышать рекомендуемую для

 



Информационные технологии в профессиональной школе


 

обычного пользователя. Если она будет использоваться инвалидом-колясочни-ком, то необходимо наличие достаточ-но большого свободного пространства под столешницей. Размещение допол-нительных отделений и полок должно быть на расстоянии, доступном для конкретного пользователя. Необходи-мо и место крепления дополнительных секций, держателей и т.д. Область ох-вата увеличивает полукруглый вырез в столешнице. Кроме того, необходимо, чтобы стол был подвижный с возмож-ностью его фиксации в определенном месте и положении столешницы. Необ-ходимо учитывать то, что в ряде случа-ев стол будет выполнять опорную фун-кцию для инвалида и, соответственно, крепление его компонентов и опорная система должны быть повышенной прочности.

 

Вспомогательные средства для людей с нарушениями двигательной активности. Для детей-инвалидов стяжелым нарушением функциональ-ных возможностей рук предусматри-вается наличие специализированной клавиатуры с минимальным усилием для позиционирования и ввода или клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой (в зависимости от индивидуальных осо-бенностей ребенка); набор цветных вы-носных компьютерных кнопок малых; выносная компьютерная кнопка сред-няя; компьютерный джойстик или рол-лер (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка). Для детей – ин-валидов с отсутствием верхних конеч-ностей комплект оборудования допол-няется головной компьютерной мышью (компьютерным джойстиком/роллером – в зависимости от индивидуальных


 

 

особенностей ребенка). Кроме того, ис-пользуются педали, заменяющие кла-виши Alt, Shift и Ctrl, световые перья, мыши в форме ручки и альтернативные клавиатуры. Примером такой клавиа-туры может служить IntelliKeys USB

 

– сенсорная панель, функционирующая как интеллектуальная, программируе-мая клавиатура, которая обеспечивает доступ на компьютер для людей, кото-рые имеют проблемы в использовании компьютерной мыши или стандартной клавиатуры.

 

Другим вариантом может быть клавиатура и мышь фирмы Lomak (The Lomak Laser Keyboard) [5] представ-

 

ляющая собой светочувствительную панель с буквами и цифрами как на обычной клавиатуре и функциями ма-нипулятора в виде круговых диаграмм, 87 клавиш клавиатуры и 18 функций мыши, световая указка закрепляется на руке или голове пользователя. Луч указки, закрепленной на руке или го-лове, направляется на нужный символ или функцию.

 

Вариантом клавиатуры для лево и праворуких пользователей со значи-тельным снижением остроты зрения может служить Maltronsinglehandedkey boards [6]. Клавиатура с большими гра-вированными буквами на клавишах и группой «горячих» клавиш.

 

Рассматривая манипуляторы, счи-таем необходимым, обратить внимание на следующие из них:

 

Устройство управления ПК при помощи ног SoftStep KeyWorx [7] уп-

 

равление компьютером с помощью ног. В основе прибора панель с размещен-ными на ней 10 крупными кнопками. Пользователь нажимает на эти кнопки ногами. Каждая из них настроена на

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   


 

выполнения определенных команд, а комбинация кнопок позволяют выпол-нять более 100 различных команд.

 

Мышь TrackerPro [8] предназна-чена для применения лицами, способ-ными управлять ПК только движением головы. Камера, установленная на мо-ниторе, фиксирует движения головы, переводя их в соответствующие коман-ды. Выполняет все функции стандарт-ной клавиатуры.

 

В случаи, когда пользователь ли-шен возможности использовать для управления ПК конечности, возможно использование манипулятора Integra Mouse [9], когда управляющее действие реализуется через движение головы

 

и рта. Данный вариант манипулятора реализует все функции стандартной мыши.

 

В случаи, если пользователь стра-дает мышечной дистрофией возмож-но использование вспомогательных средств управления виртуальной кла-виатурой. Это могут быть кнопки – пе-реключатели с гиперчувствительной мембраной; клавиша – подушка, при-крепляемая к одежде, на специальных кронштейнах или мебели.

 

Сенсорные манипуляторы предна-значены для трансформации любой ос-таточной контролируемой двигатель-ной функции пользователя (веки, губы, шея и т.д.) в соответствующий сигнал, передаваемый на виртуальную клавиа-туру. Может быть как контактный, так

 

и бесконтактный.

 

В общий перечень требований наряду с требованиями к организации рабочего места ребенка – инвалида включаются требования к организации рабочего места педагога, требования


 

 

к оснащению центра дистанционного обучения детей-инвалидов.

 

В отличие от существующе-го нормирования в рамках СанПиН

 

2.2.2/2.4.1340-03 в рассматриваемом до-

 

кументе регламентируются требования

 

к интерактивным доскам, проекторам, графическим планшетам, клавиатурам, манипуляторам и специальным средс-твам (брайлевский дисплей и клавиа-тура, принтер с рельефно-точечным шрифтом Брайля). Хотя эти требования

и носят, в большей степени, технико

 

– технологический и педагогический характер, но они охватывают техничес-кие средства, которые не нормируются современный санитарным законода-тельством и реализация потенциала которых предусматривает возможность их применения на мультиплатформен-ной основе.

 

Рассмотрим более подробно не-которые из специальных компонентов компьютеризированного рабочего мес-та ребенка-инвалида.

 

Подбор периферии ПК для инва-лидов с ограниченной подвижностью определяется степенью утраты двига-тельной функции. При высокой степе-ни (спастическая кисть, отсутствие ко-ординации движения) рекомендуются клавиатуры с клавишами увеличенного размера, разнесенными между собой на расстоянии, что делает невозможным использование нескольких клавиш од-новременно. Такие же клавиатуры мо-гут быть использованы для управления компьютером с помощью пальцев ног.

 

В случаи ограничения радиуса движения (дистрофия мышц, заболева-ния суставов, отсутствие конечностей

 

и др.) предпочтительно использования клавиатур с ограниченным радиусом

 



Информационные технологии в профессиональной школе


 

движения и использованием клавиш повышенной чувствительности. Воз-можно разнесение панели на несколько составных частей, установка на вынос-ных устройствах, адаптация для прав-шей и левшей.

 

При полном отсутствии движения конечностями возможно использование альтернативных источников ввода ин-формации в виде сенсорных устройств, реагирующих на движение головы, век, языка, дыхание человека и т.д. Ввод информации производится однократ-ными импульсами, посылаемыми через сенсорные устройства на виртуальную клавиатуру. Guger Technologies [10] раз-работала неивазивное устройства ввода информации для пользователей, стра-дающей тяжелейшей формой паралича, вызывающей полную неподвижность всего тела, за исключением глаз, а так-же потерю речи. В основе устройства электроэнцефалограф, снимающий параметры электрической активности мозга и передающей ее в обрабатываю-щий комплекс, а позднее реализуемый

 

в виде команд. На экране ПК представ-лена виртуальная клавиатура на 50 символов. При анализе ЭЭГ использу-ется непроизвольный подъем сигнала P300 (длиннолатентные вызванные по-тенциалы, отражающие когнитивную деятельность) и возникающие при не-ожиданном событии. Для создания ко-манды, пользователь должен фиксиро-вать внимание на определенном значке на дисплее. Значки случайным образом появляются на экране, и в момент по-явления нужного значка, происходит подъем сигнала P300. Прибор опреде-ляет символ, заинтересовавший поль-зователя, и представляет его в виде пе-чатного знака. Использование прибора


 

 

позволяет инвалидам вести переписку посредством социальных сетей и элек-тронной почты.

 

Вспомогательные средства для пользователей с нарушениями зрения. Для детей – инвалидов по зрению, в зависимости от степени его утраты, используются различные технические решения по реализации ввода – вывода информации и обработки информации.

 

К ним можно отнести ряд дополнитель-ных устройств.

 

Для детей – инвалидов по зре-нию применяемые тифлотехнические средства включают в себя: брайлевские дисплеи и программы синтеза речи, что позволяет им работать в Интернет. Брайлевский дисплей представляет со-бой устройство, отображающее тексто-вую информацию (от 40 до 80 символов одновременно) в виде шеститочечных символов шрифта Брайля. Использова-нии такого рода дисплеев подразумева-ет наличие специального программного обеспечения, позволяющего трансфор-мировать информацию из цифрового в «осязаемый» вид. Кроме того, информа-ция может быть представлена в бумаж-ном виде с использованием принтера Брайля с возможностью двусторонней печати.

 

Для слабовидящих использование пакетов экранного доступа с увеличе-нием изображения (электронная лупа) обеспечивает адекватную деятельность в рамках приложений и пакетов общего и специального назначения. Это, в пер-вую очередь, технология увеличения текста от увеличения кегля шрифта до модулей считывания и представления экранной информации (синтезаторы речи).

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

Виртуальная осязательная систе-ма (Virtual Touch System) представляет собой манипулятор по типу «компью-терная мышь» с тремя параллельными сенсорными клавиатурами, каждая из которых содержит 32 штырька разной высоты, определяющей характер цве-та или оттенка – белый, светло-серый, темно-серый, черный. В процессе ис-пользования данная система трансфор-мирует символы на экране символы со-гласно шрифту Брайля.

 

Наиболее популярным из техни-ческих средств для незрячих людей яв-ляются читающие машины. Сканеры, особенно в сочетании с системами оп-тического распознавания текста, – это основной инструмент слепых пользова-телей. Читающая машина обеспечивает незрячему человеку возможность чте-ния любых плоскопечатных текстов с помощью синтезатора речи. Примером может служить ElecGeste INFA – «чи-тающая машина» для слепых и слабо-видящих на базе технологии ABBYY, в основе которой воспроизведение обыч-ных печатных текстов посредством синтеза речи. Машина применима даже людьми, не имеющими навыка работы

 

с компьютером. Управление машиной осуществляется при помощи голосово-го меню.

 

Не менее интересна сканирующая и читающие машины SARA™ CE, PAC Mate Omni, RUBY и другие (Freedom Scientific) [11] – это новое поколение ав-тономных сканирующих и читающих машин на основе карманных компью-теров для незрячих и слабовидящих пользователей. При установке камеры поверх печатной информации машина начинает читать текст синтезирован-ным голосом. В стационарном варианте


 

прибор дополнен специальной клавиа-турой. Прибор автоматически скани-рует и распознает информацию (на 18 языках, включая русский) и читает ее. Озвучиваются все манипуляции поль-зователя, информация сохраняется на встроенном жестком диске или сторон-нем носителе. Предусмотрено подклю-чение к дисплею Брайля.

 

Читающие машины серии Книго-люб (BAUM Retec AG) [12] и приборы для слабовидящих Video Light VGA. Первый прибор озвучивает плоско расположенную страницу и может выводить информацию на специали-зированный принтер. Второй прибор представляет собой автоматически фо-кусирующуюся камеру, объединенную

с настольной лампой и отображающую информацию из рабочей зоны с увели-чением от 3 до 72 раз на монитор ПК или телевизор. Пользователь в рамках рабочей зоны может проводить любые манипуляции, т.к. деятельность прибо-ра реализуется посредством ножного управления.

Из наиболее перспективных раз-работок в сфере средств информацион-ных и коммуникационных технологий для инвалидов можно отметить неко-торые из них.

 

Одним из наиболее интересных является т.н. «Машина зрения», кото-рая снимает изображение и проециру-ет его на неповрежденные участки сет-чатки. Внутри аппарата вместо лазера, как в офтальмоскопе, установлены дио-ды. Пока пользователь не может читать текстовую информацию, но способен получать достоверное отображение ок-ружающей информации в виде видео-ряда.

 



Информационные технологии в профессиональной школе


 

Не менее интересно и механичес-кое устройство для брайлевской печа-ти, для которого не нужно электричес-тво. Прибор печатает одновременно до 6 знаков, тогда как аналогичные изде-лия предыдущего поколения были спо-собны наносить за один рабочий цикл только один знак. Прибор имеет собс-твенную клавиатуру из 6 кнопок, с по-мощью которых можно «конструиро-вать» все необходимые буквы, цифры и знаки препинания шрифтом Брайля.

 

«Умные очки» используют мини-атюрные камерами, светодиоды. Ин-формация обрабатывается карманным компьютером. Видеокамеры фиксиру-ют изображение, которое после обра-ботки поступает пользователю очков

 

в виде световых вспышек, характери-зующих объект, находящийся перед ним. Информация может передаваться и через наушники в звуковом виде. Это та информация, которая представлена в виде текста.

 

Очки Braille Sight состоят из оп-равы и пластины. Оправа надевается на голову, как обычные очки. В нее встроена камера, которая снимает ок-ружающее пространство и передает по беспроводной технологии цифровое изображение на пластину. Пластина преобразует полученную информацию

 

в точечный рисунок. Чтобы «увидеть» картинку, пользователь «читает» изоб-ражение по технологии шрифта Брай-ля.

 

Для инвалидов по слуху также предусмотрены технические средства, позволяющие организовать эффектив-ную коммуникацию с окружающими.

 

В случаях, когда организуется ра-бочее место инвалидов с полной или частичной потерей речи специальные


 

 

устройства и системы позволяют ком-пенсировать подобные ограничения. Наиболее широко используется т.н. SILK – интерфейса (от англ. speech

 

– речь, image – образ, language – язык, knowledge – знание) – на экране по рече-вой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим.

 

Системы речевого вывода дан-ных представляют собой малогабарит-ные и удобные в применении устройс-тва связи, которые преобразуют в речь сообщения, вводимые при помощи клавиатуры. Система предусматривает возможность подключения принтера или же может быть подключена к ком-пьютеру.

 

Вспомогательные средства для людей с расстройствами слуха. Тради-

ционно люди с тяжелыми нарушения-ми слуха и глухие общаются с другими при помощи языка жестов или же при помощи вспомогательных средств. В условиях информатизации образования и жизни социума у этих лиц появляют-ся новые коммуникационные возмож-ности, обусловленные коммуникаци-онным потенциалом средств ИКТ. Это и возможности, заложенные произво-дителями с существующих операцион-ных системах, в части трансформации звуковых сигналов в экранные пиктог-раммы и ряд других.

 

Таким образом, организация обра-зовательного процесса для инвалидов, как в виде инклюзивного, так и в виде дистанционного образования, пред-ставляет собой ресурсоемкий процесс, требующий использования не только специальной техники, но и особой ди-дактики образовательного процесса. С социально-психологической точки

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

зрения, самый главный эффект, резуль-тирующий использование ИКТ в це-лях компенсации недостатков здоровья учащихся, заключается в значительном повышении уровня их жизни. Активное вовлечение этой группы во все боль-шее число доступных видов деятель-ности делает их более уверенными в себе, более позитивными, а значит и более успешными в дальнейшем. Мож-но говорить о том, что привнесение в образовательный процесс средств ин-формационных и коммуникационных технологий позволяет вести не только образовательную деятельность, но и обеспечить инвалиду дополнительный канал социализации, реабилитации и интеграции в жизнь социума.

 

Литература:

 

1. Бойков Д.И. Технические средства

 

и компьютерные программы для обучения детей с нарушениями опорно-двигательно-го аппарата// Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного ап-парата. СПб. Изд. РГПУ им. А. И. Герцена. 2002. С. 19.

 

2. Всероссийское Общество Инвали-

 

дов \http://www.voi.ru›press.asp?view=7964


 

 

3. Кукушкина О.И. Использованиеинформационных технологий в различ-ных областях специального образования: Дисс... д-ра пед. наук. Москва. РАО ИКП. 2005. 381 с.

4. Образование лиц с ограниченны-ми возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический обзор/Под ред. акад. Г. А. Бордовского. СПб.Изд-воРГПУ-им. А. И. Герцена.2007. 81 с.

 

5. Lomak Opto-Mechatronics Technol-ogy Company Limited/http://www.lomak. co.nz

6. PCD Maltron Ltd. / http://www.mal-tron.com/

7. Keith McMillen Instruments /http:// www.keithmcmillen.com/keyworx/overview

8. GSTS Designs, LLC\http://www.gst-sdesigns.com

9. LIFEtool Solutions GmbH\http:// www.integramouse.com

10. G.tec medical engineering GmbH\ http:// www.gtec.at

11. Freedom Scientific BLV Group\http:// www.freedomsci.com

12. BAUM Retec AG\http://www.tibsev.

 

org

 

13. Статистика RU. Портал статис-

 

тических данных \ http://statistika.ru/ zdr/2007/12/12/zdr_9933.html

 


 

 


Информационные технологии в профессиональной школе

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СРЕДОВОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.143 с.)