Нально-личностного роста учителя (по 5-ти балльной шкале) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нально-личностного роста учителя (по 5-ти балльной шкале)



 

Параметры Значения параметров
     
Модальность   3.1
     
Широта   3.3
     
Активность   3.6
     
Уровень сформированности среды   3.3
     
Как свидетельствуют данные таб- Учитывая важность в процессе
лицы, стартовый уровень среды соста- формирования развивающей среды, в
вил 3.3 балла (по 5-ти балльной шкале), которой находится учитель в конкрет-
что соответствует всего лишь высоко- ной школе, характеристик его профес-
му порогу низкого уровня ее сформи- сионально-личностного уровня, была
рованности. Вместе с тем мы обратили проведена диагностика его исходного
внимание на то, что значение такого па- значения. В этих целях использовалась
раметра среды как «активность» нахо- разработанная нами ранее методика
дилось в рамках среднего уровня. Это оценки, в соответствии с которой на
вселяло уверенность в успехе работы основе анализа уровня профессиональ-
по активизации процесса формирова- но-личностных затруднений учителя
ния развивающей среды школы для рассчитывался уровень его професси-
профессионально-личностного роста онально-личностного развития по 3-
учителя в начальной школе. бальной шкале (см. табл. 2).

 

Таблица 2

 

Характеристика исходного уровня профессионально-личностного развития учите-

 

Ля начальных классов

 

Компоненты и показатели профессионально-личностного развития Уровень
  развития
   
Самоактуализирующий компонент  
   
1. Интерес к профессионально-личностному развитию 2.3
   

 


 


Казанский педагогический журнал     3‘ 2012
       
       
2. Удовлетворенность уровнем своего профессионально-личностного   1.6  
развития        
         
Итого     1.9  
       
Когнитивный компонент      
       
3. Интерес к новым психолого-педагогическим знаниям   2.0  
       
4. Владение аналитико-оценочными методами   1.8  
       
5. Владение основными законами психолого-педагогической науки   1.8  
         
6. Оперирование научной терминологией     1.4  
         
Итого     1.8  
       
Операционально-деятельностный компонент      
       
7. Стремление и умение анализировать свой опыт и перенимать опыт   1.9  
других        
       
8. Способность пересмотреть свои мотивы, цели, ценности и смыслы   1.4  
деятельности        
       
9. Стремление и способность к осознанию способов своего профессио-   1.6  
нально-личностного развития        
       
10. Умение оценивать свои возможности в работе, видеть свои плюсы   1.7  
и минусы        
       
11. Способность осознавать ход и смысл своих педагогических дей-   2.1  
ствий        
       
12. Способность и стремление к саморазвитию и самовоспитанию   2.2  
       
13. Умение творчески решать исследовательские задачи в педагогичес-   1.8  
кой ситуации        
       
14. Умение прогнозировать возможные затруднения учащихся   2.1  
       
15. Умение применять на практике полученные знания   2.0  
         
Итого:     1.9  
         
Всего:     1.9  
       
Количественно выделяется высо- Анализ полученных данных так
кий уровень развития – выше 2.5 балла, же показал, что относительно наиболее
средний – 2.5-1.5 балла, низкий – ниже высокие показатели, характеризующие
1.5 балла. Данные таблицы позволили уровень профессионально-личностного
констатировать, что в целом уровень развития учителя, относятся к группе,
профессионально-личностного разви- так называемых, мотивационно-цен-
тия учителей начальной школы соста- ностных факторов. Среди них: «инте-
вил 1.9 балла по трех балльной оценоч- рес к профессионально-личностному
ной шкале, что соответствует среднему развитию» (2.3 балла); «способность и
уровню, хотя далеко не исчерпывает стремление к саморазвитию и самовос-
его все возможности (максимальное питанию» (2.2 балла); «интерес к но-
значение данного уровня 2.3 балла). вым психолого-педагогическим знани-
  ям» (2.0 балла).    

 



Педагогика и психология профессионального образования


 

Проанализированные данные поз-волили сделать важный вывод о сфор-мированной потребности (готовности) педагогов к профессионально-личност-ному развитию и к тем условиям, пос-редствам которых они могут его реали-зовать.

 

Таким образом, на этапе входной диагностики были выявлены основные показатели, характеризующие состо-яние развивающей среды школы для профессионально-личностного роста учителя в начальной школе, что стало ориентиром для поступательного осу-ществления комплекса мер по ее фор-мированию и обеспечению устойчиво-го функционирования.

 

В ходе почти трехлетней работы были достигнуты соответствующие ре-зультаты, значения которых определя-лось сравнительно-сопоставительным методом, то есть сравнительным ана-лизом исходных и конечных результа-тов, зафиксированных нами процессе опытно-экспериментальной работы.

 

Полученные результаты позволили нам констатировать в целом успех про-деланной работы, эффективность тех-нологии формирования развивающей среды школы для профессионально-личностного роста учителя начальных классов, а так же увидеть недостатки


 

 

и наметить очередные задачи по ста-бильному функционированию и даль-нейшему совершенствованию среды. Это стало возможным на основе анали-за особенностей и динамики показате-лей данной среды, а именно:

 

1) показателей динамики уровня сформированности среды школы;

2) показателей динамики уровня профессионально-личностного разви-тия педагогов.

Рассмотрим основные тенденции процесса формирования развивающей среды для профессионально-личност-ного роста учителя в начальной школе.

 

1. Тенденции, характеризующие процесс формирования параметров среды. Основные характеристики по-казателей динамики сформированнос-ти среды представлены в таблице (см.

рис.1).

Как видно, по всем параметраль-ным характеристикам среды в процес-се эксперимента отмечен рост.

Графически динамику показате-лей сформированности развивающей среды для профессионально-личност-ного ростаучителя в начальной школе в процессе эксперимента (по 5-ти балль-ной шкале) можно представить следую-щим образом (см. рис. 1).

 


 

 

Рис. 1. Диаграмма динамики показателей сформированности развивающей среды: 1 – модальность; 2 – широта; 3 – активность; 4 – уровень сформированности.


 


Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 

2. Тенденции, характеризующие ной мотивации не представляется

 

профессионально-личностное развитие возможным сам процесс профессио-
учителя начальных классов. нально-личностного развития учителя.
Данные динамики изменений по- Конечный уровень профессионально-
казателей профессионально-личнос- личностного развития в наблюдаемый
тного развития учителей в процессе период составил 2.5 балла (на входе 1.9
эксперимента на основе результатов балла), что свидетельствует о достаточ-
«входной» и «выходной» диагностики но высоком уровне и устойчивой дина-
свидетельствуют в целом о позитив- мики профессионально-личностного
ных тенденциях этого процесса. развития.
Обращает на себя внимание от- При сравнительно-сопоставитель-
носительно более высокий уровень ном анализе профессионально-лич-
развития самоактуализирующего (мо- ностного развития учителей «до» и
тивационно-ценностного) компонента «после» эксперимента (по 3-х балльной
(2.6 балла), в том числе показателей шкале) это подтверждается и высоким
его составляющих (интерес к профес- значением такого важного показателя
сионально-личностному саморазвитию как «интерес учителя к своему про-
– 2.7 балла).       фессионально-личностному развитию»
Это очень важный момент, пос- (2.7 балла) и уровнем мотивационно-
кольку без позитивно ориентирован- ценностного компонента в целом.

 

Рис. 2. Диаграмма профессионально-личностного развития учителей «до» и «после» эксперимента (по 3-х балльной оценочной шкале): 1 – самоактуализирующий компонент; 2 – когнитивный; 3 – деятельностный.

 

Подводя итоги проделанной ра- исследования. Отвечая на вопросы ан-
боты, нами был проведен итоговый кеты, учителя высказали мнения по
опрос педагогов школы по оценке ре- поводу проводимого эксперимента, его
зультатов формирования развивающей результатов и тех условий, которые его
среды школы, который убедил нас в сопровождали (см. табл.3).
правомерности выдвинутой гипотезы  

 


 

 


Педагогика и психология профессионального образования

 

Таблица 3

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.024 с.)