Профессиональный компонент мотивационной сферы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональный компонент мотивационной сферы.



 

Мотив познания – это мотив, на-правленный на получение, хранение, узнавание, преобразование и воспро-изведение информации, он формирует профессионально-ориентированные когнитивно-познавательные состояния субъективно нового знания, что явля-ется самостоятельным смыслообразу-ющим фактором учебной деятельнос-ти. Данный мотив измерен при помощи шкал: познавательный мотив (Т.И. Ев-менова), общая активность (В.Э. Миль-ман).

 

Мотив достижения успеха – это мотив, направляющий профессиональ-ную деятельность как на сам процесс, так и на получение конечного результа-та высокого уровня. Это желание соот-ветствовать стандартам деятельности

в любой ее ситуации. Данный мотив измерен при помощи шкал: мотивация достижения успеха (Т. Элерс), мотив достижения (Т.И. Евменова), мотив до-стижения (Ф.Ф. Сопова, Л.В. Карпуши-на).

Мотив избегания неудач – это мотив, выявляющий стремление лич-ности к исключению возможных соци-альных санкций осуждения в случае неудачи. Данный мотив измерен при помощи шкал: мотивация избегания неудач (Т. Элерс), избегание неудач


 

(А.А. Реан и В.А. Якунин, модифика-ция Н.Ц. Бадмаевой). Мотив социаль-ной идентификации в профессии – это мотив, определяющий принадлежность личности к конкретной профессиональ-ной общности, который способствует установлению положительных взаимо-отношений с ней, ведет к развитию со-циально -значимых профессиональных качеств. Данный мотив измерен при помощи шкал: сохранение собственной индивидуальности в профессии, собс-твенный престиж в профессии (Ф.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина), широкие социальные мотивы, мотив престижа (А.А. Реан и В.А. Якунин, модифика-ция Н.Ц. Бадмаевой).

 

Мотив прагматический – это мо-тив, имеющий для личности утили-тарно-прагматический смысл, т.е. ре-ализующий потребность во внешнем благополучии (материальном и/или социальном). Данный мотив измерен при помощи шкал: поддержание жизне-обеспечения, комфорт (В.Э. Мильман), высокое материальное положение (Ф.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина).

 

Мотив самоактуализации – это мотив, проявляющийся в познании своих индивидуальных особенностей, направленных на постоянное развитие своих профессиональных способнос-тей и других личностных характерис-тик для самореализации в профессии. Данный мотив измерен при помощи шкал: развитие себя в профессии, ду-ховное удовлетворение профессией, креативность в профессии (Ф.Ф. Сопо-ва, Л.В. Карпушина), мотив творчес-кой активности (В.Э. Мильман), мотив творческой самореализации (А.А. Реан

 

и В.А. Якунин [3;4], модификация Н.Ц. Бадмаевой).

Мотив общественной полезности

 

– это мотив, определяющий получение

 



Непрерывное образование


 

объективного, значимого результата от реализации профессиональной деятель-ности и возможности принести пользу обществу. Данный мотив измерен при помощи шкалы – общественная полез-ность (В.Э. Мильман).

 

Мотив карьерного роста – это мо-тив, проявляющийся в стремлении к завоеванию определенного места на ка-рьерной лестнице, в признании обще-ством достижений в профессиональной сфере. Данный мотив измерен при по-мощи шкалы – социальный статус (В.Э. Мильман).

 

Каждый мотив представлен уров-нем выраженности:

 

1) низкий уровень – мотив в струк-туре мотивационной сферы представ-


 

 

лен слабо (низкая степень влияния мо-тива на эффективность деятельности), нет значимых связей с показателями;

 

2) средний уровень – мотив в структуре мотивационной сферы пред-ставлен наравне с другими (средняя степень влияния мотива на эффектив-ность деятельности), присутствуют значимые связи с показателями;

3) высокий уровень – мотив в структуре мотивационной сферы пред-ставлен ярко (высокая степень влияния мотива на эффективность деятельнос-ти), присутствует большое количество связей с другими показателями (см. табл.1).

 

 

Таблица 1

 


Описание основных показателей мотивационно сферы личности студентов

 

Показатели мотивационной сферы студентов

 

Мотивы   Уровень влияния на эффективность деятельности    
                       
  Высокий     Средний     Низкий    
               
           
Учебно-позна- Высокий уровень В основном преобла- Учебно-познаватель-  
вательный мо- потребности в новых дают познавательные ный мотив развит  
тив   знаниях, студент ори- мотивы, направлен- слабо, в основном с  
    ентирован на само- ные на эффектив- доминированием ори-  
    стоятельную работу и ность учения, а не на ентации на избегание  
    углубленное изучение овладение   профес- неприятностей  
    предмета, с доминиро- сией (с доминирова-      
    ванием ориентации на нием ориентации на      
    процесс и на результат результат)            
                 
Научно-позна- Высокий уровень Стремление к овла- Студенту не интере-  
вательный мо- стремления к овладе- дению новыми средс- сен научно-познава-  
тив   нию новыми средства- твами, способами, тельный процесс  
    ми, способами, мето- методами   осущест-      
    дами осуществления вления научно-про-      
    научно -профессио - фессиональной де-      
    нальной деятельности ятельности, присутс-      
    на практике     твующей в учебной      
          деятельности        
                         

 


 


Казанский педагогический журнал             3‘ 2012
       
       
П р о ф е с с и о - Высокий уровень учеб- Интерес к профессии Профессиональный
нальный мотив но -познавательных в основном стимули- интерес в учебной де-
  мотивов   выступает рует учебная деятель- ятельности не имеет
  источником формиро- ность студента   значимости  
  вания профессиональ-            
  ных знаний, умений и            
  навыков в профессио-            
  нальной деятельности            
         
Мотив взаимо- Стремление построить Стремление к взаи- Стремление к конфор-
действия (кон- процесс образования, модействию, но так- мности, «как все, так и
формизм-нон- чтобы он максималь- же и утверждению я»; главное отличать-
комформизм) но соответствовал собственного я через ся в срок и не быть
  всем особенностям процесс обучения и отстающим учени-
  личности.   Желание профессионализации ком, студентом и т.п.
  быть оригинальным,         Стремление к само-
  демонстрировать свои         достаточности в сфе-
  жизненные принципы.         ре обучения на каком-
  Стремление   добить-         либо этапе жизненно-
  ся как конкретного         го пути, связанном с
  результата своего об-         другими жизненными
  разовательного про-         целями и высокой са-
  цесса (диплом, защита         мооценкой  
  диссертации), так и            
  др. жизненных целей,            
  достижение которых            
  зависит от уровня об-            
  разования                  
       
Мотив взаимо- Интерес к людям, эмо- В межличностных от- Затруднения в уста-
помощи (эмпа- циональность, общи- ношениях склонность новлении контактов
тия) тельность, быстрое ус- судить о других по их с людьми, предпочте-
  тановление контактов. поступкам, чем дове- ние уединенным за-
  Неконфликтность и рять своим личным нятиям конкретным
  поиск компромиссных впечатлениям. Само- делом, а не работе с
  решений,   переносит контроль. В общении, людьми. Точные фор-
  критику в свой адрес. внимательны, дели- мулировки и рацио-
  Предпочитает рабо- катны. Затруднения нальные решения. Це-
  тать с людьми, нежели в прогнозировании нит людей за деловые
  в одиночку. Нуждается развития отношений качества и ясный ум,
  в социальном одобре- между людьми, поэ- чем за чуткость и от-
  нии своих действий   тому их поступки по- зывчивость  
              рой оказываются для    
              вас неожиданными    
                         

 


 

 


Непрерывное образование

 

Мотив дости- Высокое стремление Возникновение це- Студент   не видит
жения успехов к достижению пос- лей по мере после- смысловой   нагруз-
в професси- тавленной цели путем довательного изуче- ки в изучении проф.
ональной де- углубленного изуче- ния проф. предметов предмета, а в ходе
я т е л ь н о с т и ния спец. предметов *интерес к изучению выполнения профес-
(критерий ус- как теоретически, так спец. предмета по- сиональных функций
пешности)   и на практике, а при является по мере его в первую очередь ори-
        выполнении   профес- изучения), а в ходе ентирован на возмож-
        сиональных функций, практик, в основном ные негативные пос-
        преимущественно ори- ориентирован на про- ледствия деятельнос-
        ентирован на процесс цесс деятельности, ти, чем на результат
        и конечный результат конечный результат          
        деятельности     значим, но менее, чем          
                    собственный   соци-          
                    альный статус в гла-          
                    зах других              
             
Мотив избега- Студент не осознает Ориентирован на ос- Осознание студентом
ния неудач   все возможные риски, мысление опаснос- всевозможных рис-
        связанные с овладе- тей, связанных с по- ков, связанных с овла-
        нием профессии, и не терей материального, дением проф. деятель-
        ориентирован в воз- социального и психо- ности, и стремление
        можных неудачах, и, логического статуса, его к познанию путей
        как следствие, не стре- за счет чего процесс и избегания неудач в
        мится их избежать   результат профессио- процессе обучения
                    нальной деятельнос-          
                    ти становится мало          
                    значимым              
                         
Мотив соци- Высокий     уровень Потребность в зна- Выбор     изучения
альной иденти- стремления овладения чимых отношениях профессии   является
фикации   профессией с целью с другими людьми в самостоятельным,
        быть похожим на зна- процессе профессио- потребность в само-
        чимую личность, пот- нальной деятельнос- детерминации вы-
        ребность быть вклю- ти выражена слабо, сокая, потребность
        ченным в значимые потребность в само- быть включенноым в
        отношения с другими детерминации   зна- значимые   отношения
        людьми в процессе чима, но не является с другими людьми, в
        п рофессиона льной доминантой в самои- процессе деятельнос-
        деятельности, низкая дентификации     ти адекватна собс-
        потребность в самоде-           твенным     представ-
        терминации (потреб-           лениям, так как сама
        ность ощущать самого           профессия   является
        себя источником собс-           значимой   для лич-
        твенной активности)           ности и существует
                              возможность реализо-
                              вать в профессии свой
                              потенциал и свои пот-
                              ребности        
                                       

 



Казанский педагогический журнал           3‘ 2012
                   
                   
  Мотив самоак- Высокий   уровень Раскрытие личнос- Мотив самоактуали-  
  туализации стремления студента к тного потенциала и зации в профессио-  
    раскрытию своего по- актуализация имею- нально-личностном  
    тенциала в профессио- щихся способностей становлении у сту-  
    нальной сфере, форми- не является основопо- дента отсутствует,  
    ровании новых качеств лагающим фактором это проявляется в  
    профессионала, обес- в профессиональном безразличном отно-  
    печивающих успешное становлении студен- шении к обучению и  
    выполнение профес- та     ориентирован на пас-  
    сиональных функций,       сивное приобретение  
    и подготавливающих       профессиональных  
    студента к переходу на       знаний и навыков    
    новую качественную                
    ступень развития                
                 
  Мотив карьер- Высокий уровень под- Карьерный рост не Карьерный рост не  
  ного роста разумевает стремле- является значимым имеет значения (де-  
    ние студента к даль- в предметном изуче- ятельность – ради дея-  
    нейшему достижению нии специальности   тельности)      
    определенных карьер-                
    ных высот, получение                
    социального статуса                
                         


 

Необходимо определить, что яв-ляется критерием перехода от одной деятельности к другой, опосредующим смену мотивации. Существуют много-образные подходы к выявлению кри-териев, определяющих структурные составляющие мотивационной сферы личности студентов, отметим некото-рые из них. Для А.К. Марковой таким критерием является тип отношения к учению и характер доминирующего мотива. Т.В. Климова рассматривает успешность учебно-профессиональной

 

и профессиональной деятельностей исходя из результатов сдачи сессий студентами, экспертного мнения педа-гогов, субъективного представления учащихся об успешности их обучения

 

и уровня удовлетворенности учебной деятельностью.

 

В.А. Якунин, Е.С. Цыганова [4] отмечают, что критерием успешного перехода от учебно-профессиональ-


 

 

ной к профессиональной деятельности служит учебная активность студентов, которая в свою очередь определяет-ся академической успешностью. В.Ю. Кокарева [2] рассматривает в качестве критериев: стремление получить более высокий балл по рейтинговой системе оценки студентов педагогами вуза; сис-тематическую учебно-познавательную деятельность; своевременное выполне-ние работ, предусмотренных графиком учебного процесса; посещение занятий; творческую активность, научно-иссле-довательскую деятельность и др.

 

Для выявления критериев необхо-димо было определить основные компо-ненты мотивационной сферы. В качест-ве таких компонентов рассматривались комплексы учебно-профессиональных, профессиональных и коммуникатив-ных мотивов, являющихся, с одной стороны, относительно независимыми образованиями, с другой – взаимодей-

 



Непрерывное образование


 

ствующими и взаимообусловленными

 

в своем развитии компонентами еди-ной системы.

 

Критериями учебно-профессио-нальной мотивации являются: участие

в открытых семинарах с докладом; ведение научной работы (успешное выполнение курсовых и дипломных проектов).; участие в профильных сту-денческих сообществах,; участие в ро-левых, имитационных, операционных и деловых играх.

 

Критериями коммуникативной мотивации являются: участие в дискус-сионных клубах, круглых столах, где происходит дискуссионное обсуждение актуальных тем совместно с пригла-шенными специалистами. Студенты не только реализуют навыки учебного и профессионального общения, но так же проявляют свои творческие способнос-ти; активное участие в студенческой жизни вуза, где студенты участвуют в олимпиадах, спортивных состязаниях, спартакиадах, КВН, на конференци-ях, в проводимых социальных акциях, студенческих праздниках и т.д.

 

Критериями профессиональной мотивации являются: успешное про-хождение практик, предусмотренных учебным процессом вуза, работа по специальности в процессе профессио-нализации; наличие в вузе института наставничества, создание проектов, связанных с реализацией профессио-нальных навыков, добровольное учас-тие в социальных программах.

 

Перечисленные критерии были оценены студентами разных направле-ний профессионального образования по степени выраженности их на каж-дом курсе обучения. Таким образом, студенты были опрошены в конце 1, 2, 3, и 4-го курсов обучения при помощи анкеты, где им необходимо было отме-


 

 

тить степень своей активности: очень активен; иногда активен, иногда нет; не активен.

 

Для студентов направления «Фар-мацевт» критерии учебно-професси-ональной мотивации, в основном, от-ражены в начале обучения на уровне

– иногда активен, иногда нет, к концу обучения на уровне – активен. При этом существенные изменения проис-ходят к концу третьего курса обучения, а к концу четвертого – происходят из-менения критериев: «участие в откры-тых семинарах с докладом» и «ведение научной работы».

Для студентов направления «Сес-тринское дело» критерии учебно-про-фессиональной мотивации в основном отражены в начале обучения на уровне

 

– не активен, на втором курсе – иногда активен, иногда нет, и к концу обучения на уровне – активен. Существенные из-менения происходят на третьем и чет-вертом курсах обучения. Студенты на первом курсе обучения не активны в «участии в ролевых, деловых, операци-онных и имитационных играх».

 

Динамика критериев коммуника-тивной мотивации отражена в таблице по разным направлениям професси-онального образования. Так, для сту-дентов направления «Фармацевт» кри-терии коммуникативной мотивации в начале обучения отражены на уровне

 

– не активен, к концу – иногда активен, иногда нет. При этом существенные из-менения происходят к концу третьего курса для критерия «активное участие в студенческой жизни», а концу чет-вертого для критериев: «участие в дис-куссиях, круглых столах» и «шефская взаимопомощь».

Для студентов направления «Сес-тринское дело» критерии коммуника-тивной мотивации в начале обучения

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

отражены на уровне – иногда активен, иногда нет, к концу – активен. При этом существенные изменения критериев происходят к концу четвертого курса обучения, кроме изменяющегося уже на третьем курсе критерия «активное участие в студенческой жизни».

 

В процессе всего обучения неко-торые критерии неизменны на уровне

– иногда активен, иногда нет: «участие в институте наставничества», «ведение проектов связанных с профессиональ-ной деятельность» и «добровольное участие в социальных программах».

Для студентов направления «Фар-мацевт» критерии профессиональной мотивации в течение всего обучения отражены на уровне – иногда активен, иногда нет: «прохождение учебных и производственных практик», «работа по специальности», «участие в инсти-туте наставничества». К концу третьего курса критерий «ведение проектов свя-занных с профессиональной деятель-ностью» представлен на уровне – акти-вен, а критерий «добровольное участие в социальных программах» только к концу четвертого курса представлен уровнем – иногда активен, иногда нет.


 

Для студентов направления «сест-ринское дело» критерий «ведение про-ектов связанных с профессиональной деятельностью» в течение всего обуче-ния отражены на уровне – иногда акти-вен, иногда нет. К концу третьего курса на уровне – активен, представлены кри-терии: «прохождение учебных и произ-водственных практик», «работа по спе-циальности», «добровольное участие

 

в социальных программах», а к концу четвертого курса критерий «участие в институте наставничества».

 

Литература:

 

1. Алишев Б.С. Ценности и социаль-ные установки современных студентов: структура и динамика. Казань: Данис ИПППО РАО.2010. 240 с.

 

2. Кокарева В.Ю. Психологическиекритерии учебной деятельности студентов

 

в вузе. М. 20007. С.27-35.

 

3. Реан А.А., Бородовская, Разум С.И.

 

Психология и педагогика. СПб. Питер. 2000. 432 с.

4. Якунин В.А. Психологические про-блемы профессионального самоопределе-ния/ Вестник ЖУ. 2003. С.98

 


 


Непрерывное образование

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВНУТРИФИРМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ

 

А.Р. Масалимова

 

В данной статье показана роль формирование и развитие исследовательской компетенции в процессе внутрифирменной подготовки, под которым понимает-ся комплекс мероприятий, направленных на их дальнейшее карьерное продвиже-ние, реализуемых на базе предприятия. Раскрыты требования предприятий – за-казчиков кадров к компетенциям выпускников высших профессиональных учебных заведений, среди которых акцент сделан на исследовательскую компетенцию специалистов технического профиля. Представлены формы пост обучающего сопровождения внутрифирменной подготовки специалистов технического про-филя, направленные на развитие и совершенствование их исследовательской компетенции. Обозначены задачи организации исследовательской деятельнос-ти, заключающиеся в обучении студентов эффективному применению научных методов, активному научному поиску, оптимальному применению полученных результатов исследования необходимых для их будущей профессиональной де-ятельности в нефтяной отрасли региона.

Ключевые слова: исследовательская компетенция,пост обучающее сопро-вождение, внутрифирменная подготовка, требования предприятий

 

Engineers researching competency of formation and development in the post educational accompany process of their in- house training. In the article the importanceof engineers post educational accompany in the in- house training process is shown which can be understood as a complex of events which is directed on their further career advancement and which is realized at the enterprise. The enterprises’ demands who order them to the high professional schools graduates’ competences are revealed with the accent on engineers’ research competency. Engineers’ post educational accompany forms in in-house training are presented which are directed on the development and improvement of their research competency. Tasks of research competency activity which can be represented as students’ teaching to effective application of scientific methods, active scientific search, optimal application of research’s ready results which are actual for their future professional activity in oil industry are pointed.

 

Key words: researching competency, post educational accompany, in-housetraining, enterprises demands


 

Современный рынок труда остро нуждается в квалифицированных спе-циалистах, способных самостоятельно решать профессиональные задачи ме-


 

 

тодами научного познания для дости-жения позитивных экономических пре-образований на предприятии. В связи с этим как в технических вузах, так и на

 


 


Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

предприятиях необходимы оптималь-ные условия для развития научно-ис-следовательских и творческих способ-ностей молодых специалистов, новые организационные формы, методы и технологии, предполагающие творчес-кий подход, научный поиск в решении проблемы формирования их исследо-вательской компетенции.

 

Решению проблемы развития и совершенствования исследовательской компетенции специалистов техничес-кого профиля способствует пост обуча-ющее сопровождение в процессе внут-рифирменной подготовки, под которым мы понимаем комплекс мероприятий, направленных на их дальнейшее карь-ерное продвижение, реализуемых на базе предприятия.

 

Прежде чем перейти к формам постобучающего сопровождения внут-рифирменной подготовки специалистов технического профиля, способствую-щих развитию их исследовательских компетенций, необходимо отметить, что формированию данной компетен-ции недостаточно времени уделяется

 

в технических вузах. В связи с этим, основываясь на квалификационных требованиях к магистрам техники и технологии, а также на социальном за-казе на современного конкурентоспо-собного специалиста, С.И. Дворецкий и Е.И. Муратоваразработали содержание следующих компонентов готовности магистров технических направлений к научно-исследовательской деятельнос-ти:<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.111 с.)