Во главу угла скептики ставили сомнения в существовании какого-либо надёжного критерия истины, обращая внимание на относительность человеческого знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Во главу угла скептики ставили сомнения в существовании какого-либо надёжного критерия истины, обращая внимание на относительность человеческого знания.



Основателем и самым значительным представителем скептицизма был Пиррон из Элиды (360 – 270гг. до н.э.).

Особенности и характерные черты философии скептиков: - мудрец – это человек, который знает и может помочь понять, как научиться жить; мудрец своего рода мастер, но не в научном знании, это умелец в жизни;
- ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Всякому нашему утверждению о любом предмете может быть противопоставлено противоречащее ему утверждение;
- человек всегда должен сохранять невозмутимое спокойствие и стремиться к счастью. Для этого необходимо воздержаться от суждений, т.к. невозможно достичь истины, т.е. познать суть вещей, Такое воздержание полезно, т.к. даёт невозмутимость и спокойствие духу, что составляет высшую степень блаженства;

 

Т.о., скептики исходили из принципа: «не знаю, а потому живу, как живётся; воздерживаюсь от суждений, следуя обычаю или здравому смыслу, благоразумию или жизненному опыту».

У истоков школы эпикурейцев находился афинский философ Эпикур (341 – 270гг. до н.э.).

Он родился и вырос на о. Самос.В 306г. до н.э. Эпикур, увлёкшись идеями Демокрита, в своём саду в Афинах основал философскую школу, на воротах которой была начертана надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо». Эта школавошла в историю, как сад Эпикура.

Эпикур написал около 300 произведений, из которых до нас дошли лишь некоторые.

Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий.

Взгляды Эпикура: - учение о природе и космосе: - ничего не происходит из несуществующего и ничто не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в неё и произвести изменения (закон сохранения материи). Вселенная вечна и бесконечна; - все вещества состоят из атомов и пустоты. Атомы и пустота вечны. Атомы находятся в постоянном движении: - «мира чистых идей» не существует, существует множество материальных миров во Вселенной.
- учение о познании: - окружающий мир познаваем, основным видом познания является чувственное познание; - невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение; - ощущения возникают благодаря восприятию человеком образов предметов окружающей жизни;
- учение о человеке и его поведении: - своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям). Человек есть результат биологической эволюции; - боги, возможно, существуют, но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела. Судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов; - душа является особым видом материи. Душа человека смертна, как и тело; - человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни. Счастье человека состоит в удовольствии. Удовольствие – это отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом; - нормой жизни должны стать разумное ограничение желаний, потребностей, невозмутимость и безмятежность, мудрость.

 

Учение Эпикура перешло на римскую почву в I в. до н.э. Огромную роль в распространении этого учения сыграло поэтическое творчество Тита Лукреция Кара. Знакомство с идеями атомизма в эпоху Возрождения началось с публикации его поэмы «О природе вещей».

Неоплатонизм – последнее направление античной философии, в основу которого легло требование согласовать платонизм с аристотелизмом, принцип единства духовного начала.

Его наиболее яркими представителями были Плотин (205 – 270), его ученик Порфирий (233 – 304) и Прокл (410 – 485).

Основоположник неоплатонизма - Плотин. Сначала он преподавал устно и только в зрелом возрасте стал записывать свои мысли. Систематизировал все сочинения Плотина Порфирий. Он разделил их на шесть групп по девять произведений в каждой группе, поэтому они и получили название «Эннеады» (по-гречески «эннеада» - девятка).

Порфирий - продолжатель философии Плотина. Он автор более 70 трактатов, из которых до нас дошло 18. Самые известные – «Жизнеописания Плотина», «Введение» к работе «Категории», «Сентенции».

Порфирий более ясно излагал плотиновское учение, делая упор на его практической стороне, т.е. нравственных проблемах.

Философом, который завершает развитие античного неоплатонизма был Прокл - глава Афинской школы неоплатоников.

Он оставил большое литературное наследие. В своём сочинении «Богословское элементарное учение» Прокл даёт энциклопедическое изложение всей системы неоплатонизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.003 с.)