России Издательство «ПАЛАДИН» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

России Издательство «ПАЛАДИН»



КЛАСС

Культура

России Издательство «ПАЛАДИН»

V часть Под редакцией Воронкова Данилы

 

 

 

 

V ЧАСТЬ

КУЛЬТУРА

РОССИИ

Класс

Тетрадь для общеобразовательных

учреждений

Первое издание

Под редакцией Воронкова Данилы

 

Город Ржев

«ПАЛАДИН»

2015 года

 

 

(оглавление см. на стр. 76)


Введение

Сегодня вы открываете новую тетрадь, с помощью которой будете

продолжать изучать культуру России. Вы уже провели начальное

ознакомление с культурой нашей Родины. Она очень близка нам,

потому что ее создателями являются наши предки.

Наша Родина является крупнейшей в мире страной (ее площадь

в современных границах составляет более 17 миллионов квадратных

километров), расположенной на северо-востоке Евразии (Европы и

Азии). Уральские горы делят страну на две крупные части: европей-

скую и азиатскую. На всей этой территории испокон веков проживали

различные племена и народы.

Каждый народ вносил свой вклад в развитие культуры, языка, хо-

зяйства, то есть в формирование российской цивилизации.

В этом классе вы начинаете продолжать знакомство с культурой

своей Родины. Узнаете о том, каковы особенности архитектуры Мос-

квы и Московского Кремля, как единый русский народ своими усили-

ями создавал великую Российскую державу и великую российскую

культуру, как отстаивал интересы своей Родины в борьбе с врагами.

Вы, несомненно, уже проходили на уроках истории 6 класса культуру

России XVI века, ее архитектуру, храм Василия Блаженного, Успен-

ский собор, как развивалось летописание в XV-XVI веках, русская

культура XV – начала XVI века и так далее. Более подробно о культу-

ре России XVII века вы узнаете, прочитав эту тетрадь.

 

 

Иван IV Грозный Колокольня Ивана Великого в Кремле

 

Г л а в а

КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И КНЯЖЕСТВ XII –

Документ

Отправляясь на север из Киевской земли, Андрей увез с собой

одну из киевских святынь – икону Божьей Матери. Как повествует

летописец, кони, везшие повозку с иконой, остановились в окрестнос-

тях Владимира, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Князю

пришлось заночевать в поле. Во сне Андрею явилась Богородица,

повелевшая основать церковь на месте видения, а икону оставить во

 
Владимире. Князь выстроил вместе с церковью великолепный бело-

каменный дворец. Его новая резиденция получила название

 

 


Боголюбово, а сам князь – прозвище Боголюбский. Столицей владе-

ний Андрея стал Владимир. С этого времени и можно называть

Северо-Восточную Русь Владимиро-Суздальским княжеством, по име-

ни ее главных городов.

Вопросы. Кто такой Андрей Боголюбский и что вы знаете нем из исто-

рии? За что Андрей получил прозвище Боголюбский?

Запомните новые слова:

Майолика – разновидность керамики из обожженной глины с

использованием расписной глазури.

Архитектурный ансамбль – несколько зданий, выдержанных в еди-

ном стиле.

 

Первые книги на Руси

Первые книги на Руси были обычно переводами с греческого

языка, осуществленными славянами в Моравии и Болгарии, а также

на русской земле. Это были библейские книги: Псалтирь, Евангелие и

другие. Оригинальными произведениями русских авторов являются

поучения, жития святых, летописи, слова.

Большинство книг имело религи-

озное содержание (творения

Святых Отцов, жития святых,

богослужебные книги). А вот книг

исключительно светского содер-

жания в то время писалось нем-

ного. И это было естественным

положением вещей, ведь наши

древнерусские предки очень тре-

петно относились к рукописи,

считали, что в письменном сло-

ве должно было выражаться в

первую очередь Слово Божест-

венное.

Наиболее ранние из сохра-

нившихся рукописных книг отно-

сятся ко второй половине XI – на-

чалу XII веков. Самая ранняя –

Остромирово Евангелие

 
(1056-1057 годы). Чуть позже

были написаны два «Изборника»

князя Святослава Ярославича

(первый – в 1073 году, второй – в

10 году). В начале XII века

появилось Мстиславово Евангелие

(1115 год). Евангелия и Изборники –

великолепные образцы книжного

искусства Древней Руси. Они напи-

саны уставным письмом на перга-

мене. Листы книг богато орнамен-

тированы, украшены миниатюрами.

«Остромирово Евангелие»

долго считалось вообще первой

древнерусской книгой. Однако в

2000 году, во время археологичес-

ких раскопок в Новгороде были

найдены три деревянные дощечки

с древнерусскими текстами,

которые ученые считают страница-

ми из деревянной книги –

«Псалтыри». Было установлено,

что деревянная «Псалтирь» была

создана в конце X – начале XI ве-

ков.

Исследованием содержания

рукописей занимаются Филология

(изучение культуры народа),

Источниковедение (разработка

теории и истории исторических

источников, а также методика их изучения) и палеография (греческое

«палайос» - древний, «графо» - пишу) – историческая дисциплина,

которая исследует закономерности развития письменных источников

с их внешней стороны: изменения материал, орудий письма, особен-

ностей почерков и украшений и так далее. Одна из основных задач

палеографии – установление времени и места написания источника,

 
подлинности произведения, потому что даты написания, имеющиеся в

рукописной книге, часто не соответствует действительности. Датиро-

вать рукопись можно по особенностям материала, на котором она

написана, знаков письменности – букв, украшений, особенностей

древнерусского языка.

Основной материал рукописных книг – пергамен и бумага. Перга-

мен (от названия города Пергам в Малой Азии) – особо выделанная

телячья кожа. В Древней Руси этот материал называли «харатья»

(от греческого «хартион», или телятина). Слово «пергамен» (перко-

мент) проникло на Русь уже в XVI веке из польского языка. На перга-

мене книги писали до второй половины XIV века. С этого времени

пергамен начал заменяться бумагой, сначала привозной, а потом и

отечественного производства.

Материалом для письма служили чернила и краски. Чернила

были железистые (черные, с коричневым оттенком – отсюда и назва-

ние) и постепенно выцветали. Для заглавных букв употреблялась

красная краска – киноварь. В летописях киноварью выделяли каждое

обозначение года.

Рукописи обычно переплетались. Книга стоила дорого, а непере-

плетенная быстро растрепывалась. Переплет делали так: корешок

тетради прошивали веревками, концы которых прикреплялись к дере-

вянным домам. Внешняя сторона доски покрывалась тканью, барха-

том, кожей. В особых случаях делался металлический оклад. Обяза-

тельны были застежки, чтобы книга не теряла свою форму. Часто

переплеты украшались металлическими угольниками на углах пере-

плетных досок, они предотвращали переплет от порчи. Древнейший

сохранившийся переплет – к Мстиславову Евангелию 1115 года.

В разное время отличалось начертание букв. Различают три

типа письма: устав, полуустав и скоропись. Устав – древнейшее

русское письмо XI-XIV веков, отличавшееся геометрическим начерта-

нием букв. в XIII-XIV веках устав менялся и терял геометрические

очертания, вместо прямых линий появлялись округлые и кривые –

писцы стремились упростить письмо, сделать его более быстрым.

Полуустав – более мелкое написание букв с наклоном, лигатур, то

есть связанного написания двух стоящих рядом букв. Оно появилось

с XV-XVI веков. На рубеже XIV-XV веков в деловом письме появляется

новый начерк – скоропись. Это беглое письмо со слитным написании-

 

 

ем многих букв в словах, сокращениями слов. В рукописные книги она

проникает к концу XVI века.

Вопросы и задания. 1. Как назывались первые книги на Руси? Кто и как их

переводили? 2. Что содержалось в древнерусских книгах? 3. Какие науки занима-

ются исследованием содержания рукописей? 4. Расскажите подробно об изготов-

лении книг: основной материал, чем писали, как украшалась книга. 5. Как изменя-

ется начертание букв со времен Древней Руси до конца XVI века?

Запомните новые слова

Пергамент – материал рукописных книг из телячьей кожи.

Киноварь – красная краска, которой писалась заглавная буква в древнерусской книге.

Устав – древнейшее русское письмо XI-XIV веков по строгим геомет-

рическим правилам.

Полуустав – более мелкое написание букв с наклоном c XV-XVI веков.

Скоропись – быстро письмо на рубеже XIV-XV веков со слитным на-

писанием и сокращением слов.

 

Мозаики, фрески и иконы.

Наиболее известным ансамблем домонголь-

ского периода в Киеве являются мозаики и фрес-

ки Софийского собора. Роспись отвечала визан-

тийской традиции, но содержала ряд особеннос-

тей. Например, в барабане центрального купола

были изображены 12 апостолов, выражая идею

проповеди христианства во все концы мира.

Очень подробен для XI века цикл евангельских

событий, а на западной стороне помещался лишь

Рис.8. Икона частично сохранившийся портрет семьи князя

Владимирской Ярослава. Главный купол и алтарь был украшен

Богоматери мозаиками, остальные части интерьера были

расписаны фреской.

Станковая живопись на Руси представлена

исключительно иконописью. Икона (от византий-

ского «eikon» - образ, изображение) писалась по

иконографическим канонам, и различать произве-

дения византийских мастеров и работы первых

отечественных мастеров еще было трудно. На

иконах изображали святых, их земную жизнь и чу-

деса, образ Христа и Богородицы. Писать их дол-

жны были только святые с чистой душой. Икону

почитали на Руси, а в домах выделяли специаль-

Рис.9. Старец ный красный угол для них – «Красный кут». Зате-

 
Макарий Египетский. сать ее новым сюжетом мог только иконописец.

Фреска.

 

 

В доме иконы брались через чистое высушенное полотенце. Во время

пожара в первую очередь заботились об иконах. За длительное хра-

нение при свете лампад икона становилась закопченной, и после

устаревания ее пускали на воду по «Божьему пути». Существовало

понятие «мерная икона» - при рождении давалась ребенку с его раз-

мера и хранилась в семье. Икона возникла от Фаюмского портрета

(Египет, рис.10) - изображения восковыми красками на досках.

В Византии на икону целых два

века были гонения, считалось, что

те, кто ее почитают, занимаются

идолопоклонничеством. Их

сжигали на площадях. Византийский император Лев III в

VIII веке запретил почитание икон.

Лишь после его правления в 843

году почитание иконы было воз-

вращено.

Иконостас.

Иконостас – это алтарная преграда, отделяющая подкуполь-

ное пространство церкви от алтаря. Заходить в него могли только лю-

ди, служащие в церкви. Постепенно сложился к XV веку, его стали

устанавливать по определенным правилам. Самый древний иконо-

стас находится в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405

год). Сохранились его авторы: Андрей Рублев и Феофан Грек. Высота

некоторых икон составляет 2 метра. При пожарах икону успевали

спасти и реставрировать.

На первом ярусе иконостаса рас-

положена иконография местно-

го ряда. Она строится вокруг

росписи «царских» врат, на створ-

ках которых традиционно изобра-

жается Благовещение и фигуры

евангелистов или святителей.

По сторонам от прохода находят-

ся парные изображения Богома-

тери и Спасителя. Справа от лика

Христа располагается храмовая

икона, которая представляет со-

бытие святого, в честь которого

освящен храм. Следующий ярус

иконостаса занимают иконы Хрис-

Рис 14. Иконостас
та, Богоматери, Иоанна Предте-

чи, а также апостолов и святых, составляющие деисус-

ный ряд. Первые три представляют трехчастную композицию – Деисус. Иконогра-

фия Деисуса определена строгим каноном. Праздничный чин, расположенный

 
третьим ярусом, представляет иконы господских и богородичных праздников. Вы-

ше располагается пророческий ряд, который включает в себя иконы 16

ветхозаветных пророков: Ильи, Гедеона, Захария, Соломона, Давида и многих

других. В сочетании основных рядов православный иконостас выражает практи-

чески все основные ступени в истории и иерархии православной церкви. Деисус

представляет Христа во Славе и перекликается с иконографией Страшного Суда.

Пророческий ряд отсылает к ветхозаветной истории. Пятый, праотеческий, ряд,

который вошел в композицию православных иконостасов с начала XVI столетия,

содержит изображения праотцев и представляет древнейшую, высшую иерархию

христианской божественной сущности. Здесь располагаются изображения ветхо-

заветных пророков и первых людей, включая иконы Адамы, Евы, Авеля, Авраама.

В центре, над царскими вратами и изображением Христа, традиционно распола-

гают икону, связанную с образом Бога Отца – «Троицу» или «Отечество».

К XIV веку иконы Деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пи-

шут не меньше семи. Первый пример ростового деисусного чина –

иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

(рис.15). Этот чин выделяется составом (11 икон) и размерами (высо-

та 210 см). Точно установлено, что этот чин не

мог первоначально предназначаться для Благо-

вещенского собора, а был перенесен в него из

какого-то другого храма. Важнейшей иконогра-

фической особенностью этого чина является

изображение на центральной иконе Спаса в си-

лах, то есть Христа на престоле в окружении

небесных сил. Позднее эта иконография станет

для русских иконостасов самой распространен-

ной, вытеснив более простое изображение Спа-

Рис.15. Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля
са на престоле в Новгороде.

Иконостас Архангельского собора содержит

важное нововведение. В нем праздничный ряд

перенесен под деисусный чин и находится го-

раздо ниже, сразу над местным чином. Причи-

ной этому могло послужить желание приблизить

мелкие иконы праздников к рассматривающим их верующим. Новое

расположение праздников с этого времени становится общеприня-

тым. Еще одним новшеством стал деисус с 12 апостолами вместо

прежних чинов, куда входили святители, мученики и столпники. Введе-

ние «апостольского» деисуса было сделано патриархом Никоном по

примеру греческого обычая, сложившегося к тому времени.

 


 

 

Вопросы и задания. 1. Что такое иконостас? Как

он развивался в Древней Руси? 2. В каком году и в

какой церкви было изобретено двойное отделение

иконостасом нефов от апсиды? 3. Какие бывают яру-

сы иконостаса? Расскажите о каждом из них (особен-

ности, кого изображали, о чем). 4. Чем интересен

иконостас Архангельского собора (рис.16)? 5. Что

такое Царские врата? Как называется самый боль-

шой ряд икон в иконостасе?

Запомните новые слова:

Иконостас – алтарная перегородка, состоя-

щая из одного или нескольких рядов упоря-

доченно размещенных икон, отделяющая

Рис.16. Иконостас Архангельского Собора Московского Кремля
алтарную часть православного храма от

остального помещения.

Царские врата – вход для священнослужите-

лей.

Чины – высшие места.

II ГЛАВА

ТУРА МОСКВЫ.

Вопросы

Какова была творческая манера Феофана Грека? Чем он отличался от большинства художников того времени? Какое влияние он оказал на русское искусство?

 
Запомните новые слова:

Полуустав – беглое и свободное письмо

 

 

Эпос – совокупность произведений устного народного творчества.

Документ

III ГЛАВА

КУЛЬТУРА РОССИИ XVII ВЕКА

 


Образование и культура в XVII веке

 
Образование. В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения. Это объяснялось оживлением торгово-промышленной деятельности, ростом государственного аппарата в центре и на местах, возобновлением прерванных Смутой связей с зарубежными странами. К концу века в Москве грамотой владело 24% взрослого мужского посадского населения. Это был весьма высокий показатель. Особенно быстро росла грамотность среди дворян. Однако и среди черносошных и даже крепостных крестьян были «грамотеи», успешно передававшие свои знания односельчанам. Тем не менее подавляющее большинство крестьян и женщины всех сословий оставались неграмотными.

 

 

 

Для XVII века самой распространенной формой получения образования было домашнее обучение. Детей посадских учили в основном чтению, письму и счету. Учителя выступали либо владевшие грамотой члены данной семьи, либо «мастера» из числа духовенства. В семьях дворян и бояр обычным делом постепенно становилось привлечение к делу образования детей учителей из-за границы (главным образом из Речи Посполитой). Впервые достаточно широко началось обучение иностранным языкам (в основном латыни и польскому).

Выпуск печатных книг. Во второй половине века лишь Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно для разных слоев населения (буквари стоили, например, одну копейку).

Назрела необходимость создания сети школ. Как правило, они открывались при церквях и монастырях. За образец брались украинские и белорусские школы, в качестве учителей приглашали ученых монахов из Речи Посполитой. В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий (рис.59). Будучи не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком, он внес важный вклад в развитие отечественного просвещения. По его предложению в 1665 году при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных

подъячих для приказов.

 

 

 


Рис.60. Царь Алексей Михайлович
Рис.59. Симеон Полоцкий

 

 

В 1687 году греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (рис.61) (позже – академия). Прием в него был разрешен детям из свободных сословий. По замыслу Полоцкого, в училище должны были приниматься только православные, русские. В нем преподавались как духовные науки, так и светские (физика, логика, юриспруденция, философия, языки). Основными преподавателями этой академии стали греческие монахи, доктора Падуанского университета, братья Лихуды, Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь. Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

 
Рис.62. Симеон Полоцкий проверяет знания учителя для царевича. Рисунок XVII века
Научные знания. Невзирая ни на что, развитие образования приняло к концу XVII века необратимый характер. Как пишет историк С. Смирнов, благодаря академии «русские примирились с мыслью о пользе науки».

 

 

Научные знания находились еще на начальной стадии развития. Главным их источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др.

Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в начале века (буквально через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба (рис.63).

По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы территории России. Появились первые сводные карты страны, пояснения к ним. Обычным делом было составление карт отдельных районов государства, географических справочников для путешественников.

Рис.63. Первая русская подзорная труба XVII века
Обширные сведения о зарубежных странах стали с этого времени постоянно собираться и обобщаться в отчетах русских послов. Во второй половине века интересные сведения были получены русским послом Н. Спафарием о Китае и пограничных с ним территориях Сибири.

В 1678 году была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов XVII века – «Синопсис», ставшая одной из самых популярных книг,

 

по которой и в XVIII веке изучалась история нашей страны.

Полученные научные знания использовались, как правило, на практике. В 1615 году русскими мастерами была изготовлена первая пушка с винтовой нарезкой. За один год был отлит колокол весом в 12,5 тысяч пудов (более 200 тонн).

Русские мастера успешно владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели.

Познания в астрономии применялись в точном определении дней переходящих (не имевших постоянной даты) церковных праздников.

Рис.65. Изразцы XVII века
Русские первопроходцы. Развивалась историческая мысль, расширялась география не только завоевательных, но и исследовательских походов. XVII век стал веком великих русских географических открытий, которые внесли большой вклад в мировую науку. Середина и вторая половина XVII века были временем непрерывных экспедиций русских первопроходцев на восток. В результате были открыты сибирские и дальневосточные земли не только для России, но и для Европы и всего мира.

Сибирский казак Семен Иванович Дежнев еще в конце 30-х годов начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера России. В июле 1647 года он предпринял попытку пройти на реку Анадырь морем, но встретил большие льды и вернулся. В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыв пролив между Азией и Америкой.

 
Русский землепроходец Василий Данилович Поярков в 1643-1646 годах руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья. Он стал первым

 

русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану.

Рис.66. Русские землепроходцы
Енисейский казак (позже – якутский казачий атаман) Михаил Васильевич Стадухин был организатором похода на реки Оймякон и Анадырь (1641-1642). В 1649 году в ходе своей сухопутной экспедиции сложнейшим путем через Становой хребет он дошел до Анадырского острога и затем вышел к Охотскому морю.

В 1649-1653 годах ряд экспедиций в Приамурье предпринял выдающийся русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров. По их результатам он составил первый «Чертеж реки Амур». В 1697-1699 годах казачий пятидесятник В. Атласов обследовал Камчатку.

Героическими усилиями этих и других великих землепроходцев Россия не только прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.

 
Рис.67. Острог, построенный первопроходцами в Сибири
Литература. Новые явления происходили и в литературе. Она перестала быть церковной – появились первые «светские»

 

произведения. XVII век был последним веком летописания на Руси. «Новый летописец» описывает события от времени правления Ивана Грозного и до окончания Смуты. «Новый летописец» четко, лаконично и логично обосновывает права дома Романовых на царский престол.

В XVII веке впервые стали записываться выдающиеся произведения устного народного творчества – былины, пословицы, песни, заговоры.

Появились новые литературные жанры, например сатирические повести («О шемякином суде», «О Ерше Ершовиче» (рис.68)), в которых обличались феодальные порядки, крючкотворство, продажность и волокита феодального суда. «Повесть о Фоме и Ереме» (рис.69) высмеивала неспособных к труду дворянских детей.

Реальных исторических героев сменили вымышленные. Из наиболее популярного литературного жанра, каковым были жития святых, начал формироваться новый жанр – биографическая повесть (например, «Повесть об Улиании Осорьиной», в центре которой – образ ничем не примечательной женщины-дворянки).

Рис.68. Сказка о Ерше Ершовиче
Первым произведением в виде автобиографической повести стало «Житие» протопопа Аввакума, ценность которого состоит не только в воспроизведении мытарств лидера старообрядцев, но и в образности языка, обличении социальной несправедливости и тому подобного: «Страна варварская,

 

 

 

 


иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, - кользко горазо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: «Матушка-государыня, прости!» А протопопица кричит: «что ты, батько, меня задавил?» Я пришел, - на меня, бедная, пеняет, говоря: «долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петровичь, ино еще побредем».

Рис.69. Повесть о Фоме и Ереме
Большой популярностью у образованных людей пользовалась зарубежная художественная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, плутовские новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы.

Рис.70. Протопоп Аввакум
Главную роль в литературе XVII века занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи XVII века была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое произведение XVII века – «Сказание Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В этом произведении автор высказывает свое понимание о смутном времени, рассуждает о причинах Смуты и ее событиях.

 
Было в литературе XVII века еще несколько ценных рукописных трудов. Книга «Скифские Истории» за авторством А. И. Лызлова описывает борьбу русского народа и европейцев

 

со «скифами». К «скифам» автор отнес монголов – татар и турок. Ценность труда Лызлова состоит в том, что в книге он умело связал знания русских и европейских источников, составив достаточно правдивую и ясную картину происходящего.

Литература XVII века включила в себя не только исторические повествования далекого прошлого. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательного произведения не установлен, но есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку оставила литература XVII века.

Рис.71. Теремной дворец Московского Кремля XVII века
Архитектура. Как и в других направлениях культуры, в архитектуре шел постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это проявилось, в частности, в стремлении к внешней нарядности, охарактеризованной современниками как стиль дивного «русского узорочья». Один из самых ярких

 

 


памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля (рис.71), созданный в 1635-1636 годах для Михаила Федоровича архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л. Ушаковым. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид.

Рис.72. Дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском
Другим выдающимся памятником архитектуры был загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой (рис.72). Он отличался не только своими размерами (одних окон здесь было три тысячи), но и красотой убранства, вычурностью русского народного орнамента в оформлении окон, наличников, дверей, кровли. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединенных переходами. Своим богатым экзотическим декором неизменно вызывал восхищение у видевших его иностранцев. Снесен позднее 1767 года, «воссоздан» по сохранившемуся макету в 2010 году.

 
Выдающиеся творения были созданы русскими мастерами в церковной архитектуре.

 

«Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе (рис.73). По заказу купцов Скрипиных в 1647-1650 годах был построен один из красивейших храмов Ярославля – церковь Ильи Пророка (рис.74). Это четырехстолпный многообъемный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединенными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золоченый резкой иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные

 
Рис.74. Церковь Ильи Пророка в Ярославле

 

 


порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Рис.75. Новоиерусалимский монастырь
Почти сорок лет (1656-1694) шло строительство монументального комплекса Новоиерусалимского монастыря (рис.75), который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха. В 70-80-х годах был построен ансамбль Ростовского Кремля, в котором со временем были установлены самые красиво звучавшие на Руси колокола. Кремль удачно расположен рядом с берегом озера Неро. Кремль имеет одиннадцать башен.

Рис.76. Ростовский Кремль
Изменила свой облик архитектура многих монастырей: богатой, декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева монастырей.

 
Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624-1625 годах на приземистой прежде Спасской башне Б. Огурцов надстроил еще один ярус и украсил его

 

Рис.77. Московский Кремль в XVII веке
белокаменными узорами и статуями (рис.77). Под руководством английского мастера Х. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне. Вслед за Спасской башей архитектурные украшения были к концу века помещены и на других башнях Московского Кремля. Великолепие обновленной главной площади столицы отразилось в ее названии – она стала именоваться Красной (Красивой).

Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.

В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Наиболее яркими примерами московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях (рис.78).

Этот новый стиль как бы подвел черту под средневековым этапом развития русской архитектуры.

Живопись. Живописные произведения в XVII веке, как и прежде, представлены в основном иконами. Новым было то, что усилилось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей.

 
Сложились художественные центры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата в Москве. Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626-1686).

 

Рис.79. Церковь Рождества Богородицы в путинках

 
Рис.81. Жатва. Фреска XVII века из церкви Ильи Пророка в Ярославле
Рис.80. Троица. Художник. С. Ушаков
Рис.78. Церковь Покрова в Филях

 


Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица. Наиболее известным его произведением, неоднократно повторенным автором, был «Спас Нерукотворный» (рис.82).

Новым явлением в русской живописи в XVII веке стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII века портреты (парсуны) писались в старой иконописн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.209 с.)