Воскресенский собор (Новоиерусалимский) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воскресенский собор (Новоиерусалимский)



По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона – верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666-1667 годов, осудившего патриарха.

 
Что нового вы узнаете об Иерусалимском монастыре? Как велось строительство? Какое положение, согласно Никону, должен был занять этот собор? Вспомните из истории, какие замыслы преследовал Никон, будучи патриархом, фактически поставленным во главе государства? Почему после церковного собора 1666-1667 годов строительство собора прекратилось?

 


«Насаждение Древа Государства Российского»

«Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение древа государства российского») – это вариант Владимирской богоматери, созданный в 1668 году Симоном Ушаковым. Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, ныне находится в Третьяковской галерее.

Внизу на изображении кремлёвской стены в среднике надпись с датой, справа в нижнем углу авторская подпись:

«А писал сии образъ его государевъ зографъ Пимин зовомый Симон Ушаковъ».

«На гравюре, провозглашающей преемственность власти Романовых от Рюриковичей, из чресл святого равноапостольного князя Владимира произрастает древо, на котором в цветочных чашечках изображены царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и трое их сыновей».

 
Рис.83. «Похвала Владимирской иконе. Древо государства Российского». 1668 г.
В современной диссертации рассматривается вопрос иконографии: «Древа, рассматриваемые обычно как аналог родовых галерей, могут трактоваться и как «Древа власти». Значимость каждой личности утверждается через приобщение её к ряду не столько родовому, сколько функциональному, в данном случае – держателя власти: древа в XVII в. всегда объединяют 2 династии, а род Романовых в них не прослеживается глубже Михаила Федоровича. Выделены 2 варианта Древа, их композиционная схема строится в соответствии с различными жанровыми принципами: 1) в виде расходящейся в две стороны виноградной лозы – в этом случае используется структура ктиторского жанра; 2) в виде прямостоящего дерева – символа царской власти из сна царя Навуходоносора – в таком случае древо занимает центральное положение как самый значимый

 

сакральный элемент, и уже святые изображаются в предстоянии ему, что сопоставимо со структурой символико-догматического и гимнографического жанра древнерусской живописи. Однако сами российские государи на ветвях древа практически всегда изображались в позе ктиторского предстояния (…) Оба символа государственной власти – Древо и гербовый орёл – сохраняли идущий от их истоков религиозный характер. Это нашло отражение и в формальной структуре композиций, соотносимых со структурой гимнографического жанра иконописи. Таким образом, самодержавная власть в представлениях XVII в. сохраняла исключительно сакральный характер».

С каким новым художественным произведением Симона Ушакова вы познакомились? Исходя из документа, в котором приведены сведения из современной диссертации, какие существуют варианты и жанры этого произведения? Найдите дополнительный материал и на его основе расскажите об этих жанрах.

Запомните новые слова:

Юриспруденция – наука, изучающая свойства государства и права.

Русское узорочье – архитектурный стиль XVII века в России, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Московское барокко – стиль русской культуры в конце XVII века, основной особенностью которого является богатство золотой росписи, противопоставление русскому раздолью, обращение к европейской сдержанности.

Ктиторский жанр – древняя форма религиозного изображения портрета.

Гимнографический жанр – жанр литургических произведений, входящих в богослужебные книги христианской Церкви.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.005 с.)