Монополия, олигополия, конкуренция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополия, олигополия, конкуренция



С развитием капитализма и господства монополий на рынке капитализм стал монополистическим. Законы рынка свободной конкуренции перестали быть не силой, осуществлять власть над производством, в этом время на смену стихии рыночных отношений приходят новые отношения - планомерные, которые несут в себе монополия. В 20 веке стали появляться, такие совершенные формы монополии как конкуренция, корпорации, транснациональные корпорации. Основное место в экономике высокоразвитых капиталистических странах стали занимать корпорации.

Корпорация - это определенное хозяйственное объединение, основанное на акционерных началах. В этом ее юридический статус корпорации предшествовал единоличный собственник, т. е. изначально корпорацией управлял владелец контрольных пакетов акций или семья, которые управляли корпорацией в собственных интересах, т. е. собственность и управление были представлены в одном лице. Корпорация относится к акционерным обществам, поэтому корпорации отвечают за внесенные первоначальные капиталы тех собственников, которые доверили их ей. Только появились на рынке, корпорация проявила себя как монополия, в стремлении получить max прибыль, установив монопольную цену. Однако, с принятием антимонопольного законодательства, она, как и другие монополии попадает под запрет,поэтому в корпорации и ее поведении на рынке происходит эволюция.

Корпорация как акционерное общество отвечает за первоначальные капиталы, должна обеспечивать своим акционерам реализацию права голоса на их собраниях(1 раз в год) предоставляет или отчеты о своей деятельности и обсуждает стратегию дальнейшего развития корпорации, а также дивидендную политику.

Особенностью новой корпорации заключается ни только в ее масштабах (это, как правило, наука и капиталистическое производство), ни только в высокой степени концентрации производства, но и высокой степени концентрации собственности. Как правило, они господствуют в, так называемых, базовых отраслях (производящих средства производства в связи). Таким образом, корпорация- это крупная фирма, которая существует на акционерных началах, где первоначально собственники крупных пакетов акций управляли ею, и пользовались результатами ее деятельности. Иногда корпорация вырастала до огромных размеров и охватывала своей деятельности не одну отрасль, а многие, сама выбирала свои рынки сбыта, определяла свой объем производства (в зависимости от спроса и предложения этих товаров рынка), формировала спрос и предложение, организовала источники поступления капитала для своего развития и иногда диктовала цены на рынке, если такого продукта не было. Таким образом, корпорация первоначально являлась крупным монопольным объектом, которым могло властвовать, как сформировать производство, так и в формировании обращения.

Корпорация представляет собой правовое организованное производство, когда планируется такая стратегия деятельности корпорации, в основе которой заложены устойчивые темпы роста производства на новой НТ основе. Постепенно корпорация меняет свое поведение на рынке, таким образом, т. к. власть рынка для нее опасна, она стремиться к созданию своего рынка, так называемого, олигополистического рынка.

Олигополия – по своей экономической сущности является, так называемой, несовременной монополией.

Как правило, олигополия создается на отраслевых рынках, поэтому существует следующее название, отраслевой рынок на котором действует несколько фирм и вступление, в который новых фирм затруднено. Товар представленный на таком рынке может быть, как дифференцирован (авто, электра приборы), так и стандартизированные (сталь, медь, алюминий). Производители могут сотрудничать и как правило заключают между собой договор о ценах, о рынках сбыта и объеме выпускаемой продукции.

Встречается и другое определение олигополии. Олигополия - это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами. Каждая из них способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями, которые оговорены в олигополистическом соглашении. В такой ситуации возможно поведения олигополистов в их стремлении получить максимальную прибыль,однако они не могут не учитывать фактор спроса для конкурентов. Как правило, создаются барьеры входа, которые удерживают потанцыальных покупателей конкурентов от проникновения в отрасль, существуют олигополисты: первого рода – производители однородной продукции; второго рода – могут выставлять на рынок дифференцированную продукцию. Поведение олигополии определяется двумя силами, действующими в разных направлениях:

1- простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли по средствам сговора;

2- совместных действий фирм,как если бы они были единственным монополистом на рынке.

Таким образом на олигополистическом рынке, существует сговор, который проявляется как явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объема выпуска. В литературе встречаются также понятия, как явный и молчаливый сговор. Явный – фактическое соглашение между фирмами в отрасли. В то время, как молчаливый подразумевает взаимопонимание между фирмами без слов.

Иногда олигополисты вовлекают в соперничество между собой, пытаясь отнять дело друг у друга, проводят политику так называемого слияния и поглощения.

Олигополистический рынок характеризуется тем, что, как правило, существует барьер для входа в него и выход из него свободный, олигополисты как правило в своём сговоре придерживается следующих правил, которые делают сговор более вероятным:

1 вероятность сговора тем выше, чем в большей степени правовая система благоприятствует явным соглашениям с целью повышения цены и ограничению продукции;

2 вероятность сговора тем выше, чем меньше фирм к нему причастны, так как если большое количеств фирм вступает в сговор, то труднее проследить за их поведением на рынке и выявить нарушения в рамках договорного соглашения;

3 вероятность сговора тем выше, когда фирмам легко договорится о наилучших совместных действиях, и когда соглашения такого рода, с учетом рыночной ситуации, могут измениться во времени;

4 вероятность продления договорных соглашений тем выше, чем легче выявляются нарушения в рамках соглашения;

5 сговор, как правило, обуславливает повышение цен и прибыли, и тем самым привлекают новые фирмы, поэтому чтобы сговор был прибыльным в долгосрочной перспективе необходимо предотвратить проникновение новых продавцов на рынок.

Таким образом, олигополистический сговор представляет собой картельное соглашение, которое проявляется в создании картелей по тем же показателям, которые указали ранее среди олигополистов как правило, может присутствовать, как фирма, которого с молчаливого согласия других диктует свою цену и если она меняется он предупреждает об этом других.

Таким образом, на олигополистическом рынке может присутствовать ценовой лидер для ограничения входа на рынок. Олигополисты применяют практику назначения самой низкой цены.

Практика сдерживания цен.

Олигополисты, таким образом, вступают на путь хищнического ценообразования, чтобы такая политика приносила прибыль. Вход на рынок принесет еще и другими трудности и сама политика олигополиста должна быть обусловлена поиском путей и издержек производства.


Тема 6

Монополия и олигополия

Развитие органической системы товарных отношений обеспечивается законом стоимости. Его действия осуществляется через организм внутри и межотраслевой конкуренции. Потребности человека и общества безграничны, их удовлетворение требует рационального использования ресурсов, так как ресурсы ограничены. Оптимальное использование ресурсов достигается благодаря саморегулированию рынка, через конкурентов.

Внутриотраслевая конкуренция, в которой участвуют товары, формирует рыночную цену товара. Её природа есть постоянное отклонение от стоимости. Это отклонение обеспечивает движение системы. Если предположить совпадение цены и стоимости то исключается в этом случае возможность действия конкуренции, такое предположение будет описывать статическое состояние системы, а не процесс её движения.

Межотраслевая конкуренция обеспечивает рациональное распределение ресурсов и оптимально отраслевую структуру общества. В результате конкуренции происходит увеличение масштабов индивидуального капитала, начинают формироваться монополии.

Монополия – результат действия конкуренции. Монополия не противостоит конкуренции, а переводит конкурентную борьбу в более жёсткую сферу. Когда масштабы индивидуального капитала увеличиваются, капиталист получает возможность влиять на формирование цены, в данном случае цена планово определяется им до процесса производства, мы видим, что природа цены изменяется в ней, стали, проявляется новые отношения, для которых уже не характерна стихийная рыночная ценообразование.

С целью изучения совремённых отношений в соответствии с развитием монополии экономисты выделяют 4 типа рынка:

- чистая монополия;

- чистая конкуренция;

- монопольная конкуренция;

- олигополистический рынок.

Методы ценообразования на каждом типе рынков различны, например, при анализе олигополистического рынка наиболее приемлемыми выступают методы формирования цены на лидерство в целом, система заключённых соглашений. Если в условии свободной конкуренции в цене реализовалась цель деятельности получения максимальной прибыли то в олигополистическом рынке, через цену фирмы стремятся обеспечить себе стабильность деятельности, оградив себя от хаоса рынка. Данная цель требует, что бы цена товара обладала жесткостью и не была подвержена постоянным изменениям. Стабильность цены может быть достигнута путем договора между олигополистами.

Законный способ договора – это применение системы лидерства в целом, его содержание следует. Олигополист – лидер. Устанавливает цену на свою продукцию с учетом получения прибыли не только в собственном производстве, но и в получении прибыли аутсайдером, которые выпускают сигнальную продукцию фирмы – аутсайдеры принимают такую цену, чем минимизируют ценовую конкуренцию.

Применение данной системы ценообразования можно рассматривать как реализацию единой цели олигополистов.

Применение системы заключенных соглашений предполагает, что не одна из фирм олигополистов не может установить max высокую цену при условии низкой эластичности спроса. Это обеспечивается тем, что существует риск потери потребителя и следовательно уменьшение продаж. Таким образом, ни одна из фирм олигополиста не может достигнуть в данной цели максимальной прибыли.

На рынке чистой монополии цена товара зависит от эластичности спроса на данный товар, чем ниже эластичность спроса, тем большую цену может установить монополист.

Данное условие может быть использовано при объяснении парадокса Гиффена, согласно которому бывают такие ситуации, когда повышение цены на товар сопровождается увеличением объема продаж. Парадокс Гиффена можно наблюдать, например, когда изменяется структура потребления слоев населения с низким доходом. Повышение цен на какой-либо товар приводит к тому, что растет потребление другого товара, цена которого также увеличилась, но в меньшей степени.

 

 


 

Тема 7

Цели корпорации

Условия системы ценообразования на рынке, где господствуют крупные корпорации.

Материальной основой деятельности корпорации стала кооперация всеобщего труда, когда корпоративное производство носит планомерный характер, прогнозирует и формирует спрос на производственную продукцию. Корпоративное производство- это в основном автоматизированное производство, а значит затраты живого труда.

И поэтому совершенные рыночные факторы (спрос и предложение) оказывают большее влияние на формирование цены.

Для корпорации характерно, постоянное обновление производства, а значит развитие науки и внедрение новых научных открытий, изменяющих качественные характеристики производимой продукции, внедрение новых методов управления корпорации, а значит привлечение не только специалистов технологов, но и высокого уровня менеджеров.

Для решения цели корпорации особую роль играет внедрение НТП. С одной стороны это связанно с повышением затрат на производство, а с другой – в последствие сокращение времени в цепочки производства – потребления, а также опережение конкурентов.

К цели корпорации относят стремление получение min, но стабильной прибыли, для дальнейшего самосохранение и саморазвитие на рынке, т. к. в основном целями корпорации является

- стабильность

-самосохранение

- саморазвитие

Важными процессами, которые происходят в корпорации, является процесс ценообразования.

Условие системы ценообразования на рынке, где господствуют крупные корпорации.

В цене, которую устанавливает крупная корпорация, реализует ее цели. Однако процессы ценообразования происходят под влиянием относительной конкуренции, в которой вступает та или иная корпорация. Если корпорация является монополистом, то она устанавливает цены на рынке, которые, по сути, являются монополистическими ценами и размер прибыли регулируется самой корпорацией, однако предел монопольной цены – спрос потребителя. На олигополистическом рынке, когда корпорации договариваются о ценах, о выпускаемой на рынок продукции, о рынках сбыта, процессы ценообразования носят согласованный характер, т. к. эти корпорации договариваются о цене, то конкуренция между ними сохраняется за качество выпускаемой продукции и за снижение издержек производства. Общие тенденции процесса ценообразования характерные для крупной корпорации является такой цены, которая может носить эластичный характер от времени пребывания товара на рынке, влияния других рыночных условий (спроса, предложения или других субъективных факторов), которые связанны как с экономическими, так и с природными катаклизмами. Как правило, корпорация устанавливает две планки цены: верхняя планка – спрос потребителя. Это установление max цены на новую продукцию и уровень этой цены, связан с высокими затратами на производство данной продукции, а также с тем, что такой продукции на рынке нет, но потребитель с высоким уровнем дохода обязательно должен быть. Затем при насыщении этой группы потребителей в корпорации проводится политика снижения цены до уровня массовых продаж.

С увеличением времени пребывания товара на рынке возможно снижение цены, до уровня затрат на производство. При такой политики ценообразования корпорация уже разрабатывает новую продукцию с новыми качественными характеристиками, чтобы заменить ту продукцию, на которою спрос падает.

В политике ценообразования отмечают две, так называемые политики:

1. Политика «снятия сливок»;

2. Демпинговая политика;

Первая, связанная с тем, что корпорации выпускают новую продукцию, которой нет на рынке по достаточно высоким ценам, получают более высокую прибыль, чем другие корпорации производящую одну продукцию.

Вторая – если корпорация хотят завоевать новый рынок сбыта своей продукции, они могут выпустить на рынок продукцию по более низким ценам, чем другие корпорации присутствующие на нем.

Сегодня особую роль в политики ценообразования играют различные способы формирования спроса потребителя, путем проведения рекламной деятельности и различных методов привлечения потребителей. В свою очередь, цены должны, прежде всего, отражать интересы и потребителя, и производителя. Потребитель должен иметь возможность приобрести качественную продукцию (рынок ориентируется на массового потребителя), а производитель должен получить прибыль, необходимую ему для реализации его целей (самосохранение, саморазвитие).


 

Тема 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.021 с.)