Тема 1 Предмет микроэкономики. Методологические принципы исследования предмета микроэкономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Предмет микроэкономики. Методологические принципы исследования предмета микроэкономики



МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ микроэкономикА

(Пособие для иностранных студентов.)

Доц. Калинчак О.В.

Одесса 2008


Содержание

Введение. 3

Тема 1 Предмет микроэкономики. Методологические принципы исследования предмета микроэкономики. 7

1 Методологические принципы анализа рыночных отношений. 7

1.1. Предмет микроэкономики. 7

1.2. Методы исследования предмета микроэкономики. 8

2.Основы рыночных отношений. Рыночные отношения как отношения экономической обособленности фирмы.. 9

2.1. Отношения собственности, как правовые рамки рыночных отношений 9

2.2. Рыночные отношения, как отношения экономике обособленности разделения труда. 9

Тема 2. Фирма, как экономически – обособленное звено общественного производства 11

2. Теория спроса и предложения. 13

Понятие предложения, функции и объем предложения. 14

Взаимодействие спроса и предложения. 14

Выводы: 15

Тема 3 Економічні теорії xx століття. 16

1. Особенности формирования неоклассической школы.. 16

2. Неокласическая теория Дж.М.Кейнса. 16

Тема 4. 18

Возникновение и сущность монополии. 18

Формы монополии. 18

Тема 5. 20

Монополия, олигополия, конкуренция. 20

Тема 6. 23

Монополия и олигополия. 23

Тема 7. 25

Цели корпорации. 25

Тема 8. 27

Прибыль. Издержки производства. 27

Издержки производства, их классификация. 28

Предельный доход. 28

Тема 9. 31

Финансовый рынок и его связь с деятельностью корпорации. 31

Корпорации и биржи. 32

Тема 10. 34

Ценные бумаги, выпускаемые корпорацией. 34

Учебно – методическая литература. 36

Основная. 36

Дополнительная. 36

Введение

Цель и задача учебной дисциплины “Микроэкономика” - формирование экономического мышления, приобретение экономических знаний и практических навыков, необходимых для хозяйственной и производственной деятельности в условиях рыночной экономики; усвоение базовых теоретических положений современной экономической теории для анализа деятельности фирмы и корпорации, как обособленных звеньев; умение принимать экономически обоснованные управленческие решения в условиях существующего корпоративного производства с учетом его особенностей; наработка навыков самостоятельного изучения научной литературы.

Дисциплина изучает теоретические аспекты современного экономического анализа экономики на микроуровне, основанного на следующих методологических принципах:

1) экономические отношения рассматриваются как органичная целостность;

2) необходимость отличий моментов общего и специфического в экономических исследованиях;

3) использование гипотезы в экономическом анализе;

4) необходимость обобщения опыта в прикладной экономике и системе графического анализа.

Излагаются вопросы сущности рыночных отношений и особенности деятельности фирмы, корпорации в современных условиях; монополия фирмы и олигополия, особенности корпоративного производства и эффективность, ценообразование в условиях господства крупных корпораций; связь корпорации с финансовым рынком и его характеристика; роль биржи в развитии кредитных отношений фирмы, переплетение финансовых интересов национальных корпораций, их выход на мировой финансовый и кредитный рынок.

Дисциплина основана на знаниях и умении, которые студенты получили после изучения дисциплин: “Политэкономия» и «История экономических учений».


 

 

5. Монополія фірми та особливості конкуренції.

5.1 Основні передумови створення монополій та етапи їх розвитку.

5.2 Монополії і їх форми. Олігополія.

5.3 Зародження процесів акціонування і їх сутність.

5.4 Фірма як корпоративне виробництво.

 

6. Цілі великих корпорацій і їх ефективність.

6.1 Поведінка фірми, корпорації в умовах ринку.

6.2 Прибуток корпорації в нових умовах конкуренції.

6.3 Структура управління корпорацією.

6.4 Наука як визначна сила діяльності корпорацій. Корпорація, як безпосередньо -

суспільне виробництво.

6.5 Особливості корпорацій в другій половині xx століття, характерних для таких країн як США, Японія, Германія.

 

7. Конкуренція і ціноутворення в умовах панування великих корпорацій. Умови і методи встановлення цін корпораціями.

7.1 Ціна і її еволюція з розвитком ринкових відносин в xx столітті.

7.2 Метод встановлення цін монополією і олігополією.

7.3 Особливості встановлення цін корпорацією.

7.4 Олігополія і процес ціноутворення.

 

8..Корпорація, ціна, витрати, прибуток, ефективність.

8.1 Сутність ціни та чинників на неї впливаючих в умовах корпоративного виробництва.

8.2 Витрати корпоративного виробництва.

8.3 Прибуток корпорацій та основні чинники на неї впливаючих.

8.4 Взаємозв’язок ціни і прибутку.

8.5 Проблема ефективності корпорацій в нових умовах ціноутворення.

 

9. Корпорація. Ціна. Попит і пропонування. Ефективність.

9.1 Особливості планування корпораціями об’ємів продаж та покупок.

9.2 Основні дії, корпорації по плануванню виробництва.

9.3 Основні фактори підвищення ефективності.

9.4 Роль спеціалістів в плануванні попиту та пропозиції.

 

10. Корпорація і фінансовий ринок. Роль біржі в розвитку кредитних відносин фірм.

10.1 Грошовий ринок і його зв’язок з корпорацією.

10.2 Сутність фінансового ринку.

10.3 Грошовий ринок як кредитний ринок і його зв’язок з інтересами фірм.

10.4 Роль біржі в розвитку кредитних відносин фірм.

10.5 Особливості процесу фінансування корпорацій та система руху грошей.

 

11. Цінні папери, які випускаються корпораціями, їх економічна сутність.

11.1 Економічна сутність цінних паперів, що випускаються корпораціями.

11.2 Види цінних паперів та їх сутність.

11.3 Права акціонерів, утверджених в різних країнах

11.4 Сутність діведентної політики корпорацій.

11.5 Особливості акціонування в сучасних умовах, як підрив приватної власності і початок розвитку безпосередньої асоціації представленої в корпорації.

 

12. Корпорація, банки, біржа.

12.1 Банки, як акціонерні товариства. Переплетення інтересів банків і корпорацій.

12.2 Історія виникнення бірж і особливості їх функціонування в сучасних умовах.

12.3 Сутність організації бірж та їх функції.

12.4 Види угод та особливості функціонування великих світових бірж.

12.5 Роль банків в умовах панування бірж. Еволюція фондових бірж в xx столітті.

 

13. Переплетення фінансових інтересів національних корпорацій та їх вихід на світовий фінансовий і кредитний ринок.

13.1 Міжнародні ринки цінних паперів та особливості їх функцюювання.

13.2 Процеси переплетення фінансових інтересів національних корпорацій.

13.3 Особливості розвитку світової фінансової системи в останнє десятиліття.

13.4 Проблеми вдосконалення кредитної системи.

13.5 Корпорації та їх кредити.

 

14. Управління корпорацією попитом, пропонуванням на гроші. Ефективність кредиту.

14.1 Роль корпорації на вплив попиту і пропонування на ціну на гроші.

14.2 Проблема сполучення інтересів вкладчика і фірми, корпорації та роль біржі в цьому процесі.

14.3 Процес формування корпорацією курсів акцій та інших цінних паперів.

14.4 Система кредитних відносин і її особливості.

14.5 Проблема ефективності кредиту.

 

15. Задачі України у формуванні ринкових відносин на мікрорівні.

15.1 Сутність основних моделей економічного розвитку України.

15.2 Основні шляхи виходу України з кризи.

15.3 Вплив держави на встановлення корпоративного виробництва в Україні та галузі зв’язку.

15.4 Особливості акціювання в галузі зв’язку.

3.3 Перелік тем семінарських занять.

1. Методологічні принципи аналізу ринкових відносин.

2. Основи ринкових відносин. Ринкові відносини як відносини економічної відркремленності.

3. Фірма як економічно-відокремлена ланка суспільного виробництва.

4. Економічні теорії xx століття.

5. Монополія фірми та особливості конкуренції.

6. Цілі великих корпорацій і їх ефективність.

7. Конкуренція і ціноутворення в умовах панування великих корпорацій.

8. Корпорація, ціна, витрати, прибуток, ефективність.

9. Корпорація. Ціна. Попит і пропонування. Ефективність.

10. Корпорація і фінансовий ринок. Роль біржі в розвитку кредитних відносин фірм.

11. Цінні папери, які випускаються корпораціями, їх економічна сутність.

12. Корпорація, банки, біржа.

13. Переплетення фінансових інтересів національних корпорацій та їх вихід на світовий фінансовий і кредитний ринок.

14. Управління корпорацією попитом, пропонуванням на гроші. Ефективність кредиту.

15. Задачі України у формуванні ринкових відносин на мікрорівні.


 

Предмет микроэкономики

Предмет экономической теории – это система экономических отношений, отношений, которые возникают между людьми на том или ином уровне развития производства в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ..

Экономические отношения, возникающие между людьми могут носить материальный и нематериальный характер. И они связаны, прежде всего, с производством материальных благ их обменом, распределением и потреблением. В основе развития и формирования систем экономических отношений находится общественное производство, которое базируется на тех или иных формах собственности. Основным импульсом развития общественного производства является развитие личных и вещественных факторов производства, то есть самого работника и применяемых им средств производства.

Экономическая система это, прежде всего, рыночная система стимулом которой является экономический интерес. В современной экономической науке, эта экономическая система рассматривается как сложная организованная. С точки зрения её целостности,как само развивающей системы, которая имеет определённый внутренний источник к самоуправлению и к самоперестройке.

Одним из важнейших моментов характеризующих развитие экономической системы, рыночной системы с её новыми проявлениями в 20-м веке, является то, что рынок, прежде всего, ориентирован на потребителя на его потребности. Основой развития рынка 20-го века, есть, прежде всего, преодоление его стихийности, а также поддержание главной пропорции между производством и потреблением. Современная экономическая теория, формирование которой происходило весь 20-й век, подразделяется на 2 части: микро и макроэкономика.

Микроэкономика изучает, прежде всего, на микро уровне деятельность фирм, корпораций, различных акционерных обществ, предприятия и даже фермерских хозяйств.

 

Теория спроса и предложения

В конце ХIX в. Английским ученым А. Маршаллом была разработана теория спроса и предложения. Это было связано с тем, что на рынке в то время уже проявилась тенденция к обострению противоречия между производством и потреблением. Дело в том, что объем производимой продукции, превысил объем потребления ее на рынке, поэтому необходимо было выработать в экономическом анализе универсальное средство, которое могло быть применено к целевому кругу разнообразных проблем, возникших в то время на рынке:

- влияние меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства;

- оценка влияния государственного регулирования экономики в направлении установления контроля над ценами, а также определения минимальной зарплаты и экономических стимулов для развития предпринимательской деятельности. Особую роль, как на развитие предпринимательской деятельности, так и на спрос потребителей начала играть налоговая политика. Государство также через субсидии, пошлины на импорт и установление определённых квот на ввозимую продукцию также влияют на производителей и на потребителей.

Если государство не будет вмешиваться в рыночный механизм, влиять на предложение и спрос, то спрос и предложение должны будут уравновеситься стихийно и в момент этого равновесия на рынке будут установлены рыночные цены. Между ценой товара и его количеством существует определённая взаимосвязь, которая математически может быть выражена графически.

Из соответствующего графика следует, что чем выше цена, тем меньше спрос и на оборот. Кривая спроса на графике отображает обратно пропорциональную зависимость между ценой, объемом производства и спросом, однако цена не единственный фактор, который влияет на спрос. К другим факторам относится:

-доходы потребителей;

-цены на товары, удовлетворяющие аналогичные потребности;

-налоги;

-ожидание будущего изменения цен;

-демографический фактор.

Говоря о теории спроса, имеем в виду рыночный спрос множества покупателей. По мере того как на рынок поступает большое количество товара, их цена постепенно понижается. В этом проявляется закон постепенного понижения цены, существование которого заключается в следующем: если на рынок поступает большое количество товара, то при прочих равных условиях он может реализоваться по более низкой цене, чем прежде. Функция спроса в рыночном механизме является определяющей, так как она заставляет производителей выпускать необходимые населению товары, улучшать качество и ассортимент, спрос в свою очередь зависит от потребностей людей. На рынке, как правило, сталкиваются интересы покупателей и продавцов. Первые хотят купить дешевле, а другие – продать дороже, но здесь существует определённый придел – та максимальная цена, которую потребители готовы заплатить за свой товар, она называется – цена спроса, и рыночная цена не должна её превысить.

Закон спроса выявляет и другую особенность рынка, когда существует постепенное убывание спроса, покупателей на один и тот же товар, это как следствие насыщения потребностей, таким образом, закон спроса описывает 2 важнейшие особенности рынка:

-обратная зависимость между ценой и покупаемым количеством товара;

-убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

 

Тема 4

Формы монополии

1. Картели - это крупные монополистические объединения индивидуальных капиталистов, как правило, производители однородной продукции по поводу ее реализации по заранее оговоренным ценам и рынкам сбыта при этом сохраняют производительную самостоятельность

2. Синдикаты - объединили ряд предприятий одной отрасли, связанных одной технической цепочкой по вопросам реализации продукции, договоренности о ценах, о рынке сбыта и источниках сырья, объединили функции сбыта и снабжения, при этом сохранив свою самостоятельность.

3. Трест – объединение предприятий, которые утрачивают свою самостоятельность. Т. е. предприятия, которые объединились для производства новой продукции, которой ранее не было на рынке, на конкурентной основе. Ранее были одноотраслевые, комбинированные, многоотраслевые. Комбинированный трест объединил ряд предприятий разных отраслей с целью получения дополнительной прибыли за счет использования побочных продуктов и отходов других отраслей, а во-вторых, за счет вертикального комбинирования, когда одно предприятие перерабатывает сырьё, другое делает детали и узлы, трете, выпускает конечный продукт. Комбинированный трест стал основой формирования концернов.

4. Концерны - крупные монополистические объединение, которое объединяло взаимосвязанные отраслевые производства, а также учреждения транспорта, торговли и финансовые кредитные институты (банки, биржи). Его цель состояла в том, что бы взять за свой контроль не только промышленное производство, но и сферу реализации произведённого продукта и денежно кредитную сферу, однако в концернах много предприятий сохранили производственную самостоятельность.

5. Концерном особого рода является, конгломерат, он объединял не связанные, друг с другом предприятия и промышленно производственные комплексы, предоставляя их полную самостоятельность и контролируя их деятельность по сравнительно не большому списку финансовых показателей.

В 20 веке получили своё образование и распространение, такие формы монополии как корпорации, транснациональные корпорации.

 

 


 

Тема 5

Тема 6

Монополия и олигополия

Развитие органической системы товарных отношений обеспечивается законом стоимости. Его действия осуществляется через организм внутри и межотраслевой конкуренции. Потребности человека и общества безграничны, их удовлетворение требует рационального использования ресурсов, так как ресурсы ограничены. Оптимальное использование ресурсов достигается благодаря саморегулированию рынка, через конкурентов.

Внутриотраслевая конкуренция, в которой участвуют товары, формирует рыночную цену товара. Её природа есть постоянное отклонение от стоимости. Это отклонение обеспечивает движение системы. Если предположить совпадение цены и стоимости то исключается в этом случае возможность действия конкуренции, такое предположение будет описывать статическое состояние системы, а не процесс её движения.

Межотраслевая конкуренция обеспечивает рациональное распределение ресурсов и оптимально отраслевую структуру общества. В результате конкуренции происходит увеличение масштабов индивидуального капитала, начинают формироваться монополии.

Монополия – результат действия конкуренции. Монополия не противостоит конкуренции, а переводит конкурентную борьбу в более жёсткую сферу. Когда масштабы индивидуального капитала увеличиваются, капиталист получает возможность влиять на формирование цены, в данном случае цена планово определяется им до процесса производства, мы видим, что природа цены изменяется в ней, стали, проявляется новые отношения, для которых уже не характерна стихийная рыночная ценообразование.

С целью изучения совремённых отношений в соответствии с развитием монополии экономисты выделяют 4 типа рынка:

- чистая монополия;

- чистая конкуренция;

- монопольная конкуренция;

- олигополистический рынок.

Методы ценообразования на каждом типе рынков различны, например, при анализе олигополистического рынка наиболее приемлемыми выступают методы формирования цены на лидерство в целом, система заключённых соглашений. Если в условии свободной конкуренции в цене реализовалась цель деятельности получения максимальной прибыли то в олигополистическом рынке, через цену фирмы стремятся обеспечить себе стабильность деятельности, оградив себя от хаоса рынка. Данная цель требует, что бы цена товара обладала жесткостью и не была подвержена постоянным изменениям. Стабильность цены может быть достигнута путем договора между олигополистами.

Законный способ договора – это применение системы лидерства в целом, его содержание следует. Олигополист – лидер. Устанавливает цену на свою продукцию с учетом получения прибыли не только в собственном производстве, но и в получении прибыли аутсайдером, которые выпускают сигнальную продукцию фирмы – аутсайдеры принимают такую цену, чем минимизируют ценовую конкуренцию.

Применение данной системы ценообразования можно рассматривать как реализацию единой цели олигополистов.

Применение системы заключенных соглашений предполагает, что не одна из фирм олигополистов не может установить max высокую цену при условии низкой эластичности спроса. Это обеспечивается тем, что существует риск потери потребителя и следовательно уменьшение продаж. Таким образом, ни одна из фирм олигополиста не может достигнуть в данной цели максимальной прибыли.

На рынке чистой монополии цена товара зависит от эластичности спроса на данный товар, чем ниже эластичность спроса, тем большую цену может установить монополист.

Данное условие может быть использовано при объяснении парадокса Гиффена, согласно которому бывают такие ситуации, когда повышение цены на товар сопровождается увеличением объема продаж. Парадокс Гиффена можно наблюдать, например, когда изменяется структура потребления слоев населения с низким доходом. Повышение цен на какой-либо товар приводит к тому, что растет потребление другого товара, цена которого также увеличилась, но в меньшей степени.

 

 


 

Тема 7

Цели корпорации

Условия системы ценообразования на рынке, где господствуют крупные корпорации.

Материальной основой деятельности корпорации стала кооперация всеобщего труда, когда корпоративное производство носит планомерный характер, прогнозирует и формирует спрос на производственную продукцию. Корпоративное производство- это в основном автоматизированное производство, а значит затраты живого труда.

И поэтому совершенные рыночные факторы (спрос и предложение) оказывают большее влияние на формирование цены.

Для корпорации характерно, постоянное обновление производства, а значит развитие науки и внедрение новых научных открытий, изменяющих качественные характеристики производимой продукции, внедрение новых методов управления корпорации, а значит привлечение не только специалистов технологов, но и высокого уровня менеджеров.

Для решения цели корпорации особую роль играет внедрение НТП. С одной стороны это связанно с повышением затрат на производство, а с другой – в последствие сокращение времени в цепочки производства – потребления, а также опережение конкурентов.

К цели корпорации относят стремление получение min, но стабильной прибыли, для дальнейшего самосохранение и саморазвитие на рынке, т. к. в основном целями корпорации является

- стабильность

-самосохранение

- саморазвитие

Важными процессами, которые происходят в корпорации, является процесс ценообразования.

Условие системы ценообразования на рынке, где господствуют крупные корпорации.

В цене, которую устанавливает крупная корпорация, реализует ее цели. Однако процессы ценообразования происходят под влиянием относительной конкуренции, в которой вступает та или иная корпорация. Если корпорация является монополистом, то она устанавливает цены на рынке, которые, по сути, являются монополистическими ценами и размер прибыли регулируется самой корпорацией, однако предел монопольной цены – спрос потребителя. На олигополистическом рынке, когда корпорации договариваются о ценах, о выпускаемой на рынок продукции, о рынках сбыта, процессы ценообразования носят согласованный характер, т. к. эти корпорации договариваются о цене, то конкуренция между ними сохраняется за качество выпускаемой продукции и за снижение издержек производства. Общие тенденции процесса ценообразования характерные для крупной корпорации является такой цены, которая может носить эластичный характер от времени пребывания товара на рынке, влияния других рыночных условий (спроса, предложения или других субъективных факторов), которые связанны как с экономическими, так и с природными катаклизмами. Как правило, корпорация устанавливает две планки цены: верхняя планка – спрос потребителя. Это установление max цены на новую продукцию и уровень этой цены, связан с высокими затратами на производство данной продукции, а также с тем, что такой продукции на рынке нет, но потребитель с высоким уровнем дохода обязательно должен быть. Затем при насыщении этой группы потребителей в корпорации проводится политика снижения цены до уровня массовых продаж.

С увеличением времени пребывания товара на рынке возможно снижение цены, до уровня затрат на производство. При такой политики ценообразования корпорация уже разрабатывает новую продукцию с новыми качественными характеристиками, чтобы заменить ту продукцию, на которою спрос падает.

В политике ценообразования отмечают две, так называемые политики:

1. Политика «снятия сливок»;

2. Демпинговая политика;

Первая, связанная с тем, что корпорации выпускают новую продукцию, которой нет на рынке по достаточно высоким ценам, получают более высокую прибыль, чем другие корпорации производящую одну продукцию.

Вторая – если корпорация хотят завоевать новый рынок сбыта своей продукции, они могут выпустить на рынок продукцию по более низким ценам, чем другие корпорации присутствующие на нем.

Сегодня особую роль в политики ценообразования играют различные способы формирования спроса потребителя, путем проведения рекламной деятельности и различных методов привлечения потребителей. В свою очередь, цены должны, прежде всего, отражать интересы и потребителя, и производителя. Потребитель должен иметь возможность приобрести качественную продукцию (рынок ориентируется на массового потребителя), а производитель должен получить прибыль, необходимую ему для реализации его целей (самосохранение, саморазвитие).


 

Тема 8

Предельный доход

 

Существуют издержки производства, которые изменяются с течением времени, поэтому в экономической литературе принято различать издержки краткосрочных и долгосрочных интервалами. С краткосрочными временными интервалами, связанны переменные издержки, с помощью которых можно изменять объем производимой продукции, т. к. предприятие не может сразу увеличить объем производимой продукции, в следствии того, что потребуется значительно расширить производимые площади, увеличить парк машин и обновить технологию, то такие изменения должны происходить постепенно в течении долгосрочного периода времени. Поэтому, на долгосрочных временных интервалах, объём выпускаемой продукции можно регулировать с помощью переменных издержек производства (издержки на труд, электроэнергию, сырьё, труд). При увеличении спроса на производимую продукцию могут ориентироваться на дополнительные постоянные издержки в долгосрочном интервале.

Долговременные изменения средних издержек в деятельности фирмы обычно рассматривают, как изменения в масштабе производства. Как правило, средние издержки предприятия уменьшаются с ростом выпуска продукции. В этом случае предприятие имеет экономию, обуславливающую масштабам производства.

Экономика издержек производства является главнейшем фактором эффективной работы предприятия. Источником экономии издержек производства является качественное изменение в технологии производства, в результате внедрения новейших достижений в области науки и техники, процесс изготовления продукции, рациональная организация самого процесса производства (внедрение совершенных методов управления производством и организация труда). Не маловажную роль в экономики издержек производства играет кооперация и специализация участников в производственном процессе. Следует отметить повышение роли науки, знания, профессионализма и квалификации работников, занятых в корпоративном производстве. Для того, чтобы определить эффективность или неэффективность принятых альтернативных экономических решений по снижению издержек производства, необходимо провести анализ на основе предельных составляющих издержек производства, связанных с приращением объёма производства. Т. к. следует проанализировать, будут ли эти приращения объёма производства положительны или отрицательны. Таким образом, определения характера издержек производства связано не только с определением предельной полезности товара, но и с прогнозированием дальнейшей деятельности предприятия.

Существуют также понятия предельного дохода. Основным показателем работы предприятия является прибыль, которая в основном рассчитывается путём вычитания из совокупного дохода издержек производства. В экономической литературе различают бухгалтерскую прибыль, в которой учитываются только явные издержки предприятия, т.е. денежные выплаты за труд, ресурсы, энергию, аренду, комплектующие изделия и другие факторы. Эти все затраты отражаются в бухгалтерской отчетности. Существуют также понятия чистой эк. прибыли, в которой кроме явных издержек производства учитываются еще так называемые неявные издержки производства. К ним относятся издержки, не предусмотренные контрактами, а также различные выплаты, которые могут иметь форму налога.

Предельный доход – под ним понимается дополнительный доход, полученный от продажи дополнительной единицы товара. Если предельные издержки сравниваются с предельным доходом, то можно получить максимальную прибыль. Каждое предприятие заинтересованно в том, чтобы уменьшить свои предельные и вместе с тем средние издержки, т. к. это в основном зависит от его внутренних возможностей.

 


 

Тема 9

Корпорации и биржи

Биржи, как институт денежного рынка, впервые появились еще в 1549 году, и назывался «бурса». Это было место, где проводились первые коммерческие операции, а первые биржи, где производились обменные операции по ценным бумагам, была Амстердамская биржа, которая начала свою деятельность в 1600 году. Эти биржи ценных бумаг по началу были в основном частными организациями и сделки на них носили стихийный характер. Они назывались «дикими биржами», так как не контролировались государствами. Впоследствии, произошло появление государственных бирж. Первой такой биржей стала Парижская биржа. Некоторая биржа в 20 веке с самого своего возникновения становились корпоративными объединениями, т. е. биржами основными на акционерном капитале. Поэтому в 20 веке произошло разделение бирж – на государственные и частные.

Биржи по организации обмена ценными бумагами стали называться фондовыми биржами. Появление фондовых бирж было вызвано объективными причинами, которые способствовали процессу акционирования необходимыми для образования крупных промышленных объединений, монополий.

Биржи в то время назывались «дикой», в силу того, что обменные операции не регулировались, стихия рынка соответствовала пропорций обмена бумаг через биржевые кризисы и банкротства. Обмен ценных бумаг на бирже приобретал характер игры, которая была подвержена стихии рынка, т. е. падение и взлета цен за право пользования или владения ценных бумагами.

Такие «дикие» биржи процветали до 30 – х годов, т. е. до великого кризиса (29- 33гг) этот кризис захватил и финансовую сферу. Поэтому в деятельность бирж стало вмешиваться государство, т. е. появилась необходимость установления государственного контроля под их деятельностью. Это проявилось при формировании работы фондовых бирж. Это проявилось в следующем: произошли изменения в организации самой деятельности бирж, ужесточение процедур проверок реальной деятельности корпорации, продающей ценные бумаги, недопущение на рынок предприятий не состоятельных или банкротов, была повышена ответственность биржевых посредников (в некоторых странах они утверждались министерствами, комиссией), были введены новые элементы в организации биржевых операций с целью недопущения резких колебаний биржевых курсов (цен на ценные бумаги); был установлен биржевой контроль над деятельностью участников сделок с целью обеспечения защиты мелких и средних держателей акций; государством может осуществляться регулирование учётной ставки. Для реального обеспечения стабилизации деятельности биржи в различных странах были приняты биржевые кодексы, регламентирующие деятельность фондовых бирж.

Таким образом, биржи из «диких» превратились в цивилизованные биржи. Это означает, прежде всего, подрыв стихии рынка, дикой конкуренции и зарождение плановых начал в кредитно-денежном обращении. Т.к. деятельность корпораций тесно взаимосвязана с фондовыми биржами, то в её интересах стабильность в их деятельности. Крахи на фондовых биржах для неё опасны.

Биржа стала играть существенную роль в централизации всех временно свободных денежных средств у всех групп населения. В бирже сосредоточены денежные средства банков, страховых компаний, различных инвестиционных фондов, крупных различных компаний. Важнейшими моментами в организационной деятельности биржи стало то, что она должна была обеспечить связь продавцов и покупателей ценных бумаг, создание условий для осуществления между ними обменных операций, установлении единый цен на ценные бумаги для всех покупателей и обеспечения гарантий участников обмена реальности сделок (то есть, исключение фиктивных сделок). Регламентация в организации деятельности бирж, её штата и функции, выполняемые ими, утверждаются с соответствующими законодательными актами, которые утверждаются либо биржами, либо государством.

Существуют различные типы бирж по своей организационной структуре:

1. Государственные фондовые биржи – публичные правовые учреждения с ограниченной самостоятельностью;

2. Частные биржи;

3. Биржи, как ассоциации, т.е. корпорации.

 

Тема 10

Основная

1 Маркс К., Энгельс Ф. Изд. 2-ое, соч., т.23 гл.1-5, а так же Маркс К. Капитал, т.1,с.332, 390; т.25,ч.1,с. 478 – 485; т.25, ч.2, с.484; т.26, ч.1, с.421 – 422; т.35, с.359; т.46, ч.1, с.231; т. 46, ч.2, с.164.

2 Мартыновский С.В. Монопольные цены мирового рынка. – М.,1985.

3 Миженкая Э.Ф., Пусенкова И.В. Формирование потребности в труде. М.Экономика, 1986.

4 Пусенкова И.В. Микроэкономика: Учебное пособие. – Одесса: УГАС им. А.С.Попова, 1997.

5 Пусенкова И.В. Непосредственно – общественный труд при социализме. М.: Мысль, 1976. ч.1, с.3 - 102 (проблемы методологии, развития капитализма и переходных форм отношений).

6 Пусенкова И.В. Методология анализа развития отношений от экономики к интеллекту. – Одесса «Астропринт»,2001.

Дополнительная

1 Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей экономистов до Маркса. М.,1985.

2 Астахов В.П. Ценные бумаги. М.,1995.

3 Балабанов В.С. Рынок ценных бумаг (коммерческая азбука). М.: Финансы и статистика, 1994.

4 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994.

5 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юрист, 2000г. с. 7 – 354.

6 Васильева Н.Э., Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных условиях. М.,1995.

7 Волков А.М. Швеция: Социально- экономическая модель. М.: Мысль,1991.

8 Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс,1969.

9 Гелбрейт Дж.К. Жизнь в наше время, М.:Прогресс, 1986, с.42.

10 Долан Э.Д. Деньги, банки и денежно– кредитная политика. Санкт- Петербург,1994.

11 Долан Э.Д. Микроэкономика. Санкт-Петербург,1998.

12 Камаев В.Д. Экономическая теория. М.:ВЛО(?) ДОС, 2000. с. 9 – 256.

13 Кейнс Д. Общая теория процента, занятости и денег. М. 1985.

14 Лисовский В.И. Фондовые биржи капиталистических стран. М., 1978.

15 Мартыновский С.В. Экономическая наука от Аристотеля до наших дней. Одесса: «Друк», 2001. с.25 – 182.

16 Маршал А. Принципы экономической науки (в 3-х томах). М.: Прогресс, Универс, 1993.

17 Мировая экономика М.: Анкил, 1995.

18 Мусатов В.Т. США. Биржа и экономика. М., 1985.

19 Павлов С.В. Фондовая биржа и её роль в экономике современного капитализма. М., 1989.

20 Пильгуй Н.А. История мировых экономических идей. К.: Лыбид, 1992.

21 Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. М., 1986.

22 Самуэльсон П.А. Экономика. М.Алгон, 1992г.

23 Черпиков Г.П. Фондовая биржа. М.: Международные отношения, 1991.

24 Япония: смена модели экономического роста. М. 1990.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ микроэкономикА

(Пособие для иностранных студентов.)

Доц. Калинчак О.В.

Одесса 2008


Содержание

Введение. 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.134 с.)