Тема 2. Фирма, как экономически – обособленное звено общественного производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Фирма, как экономически – обособленное звено общественного производства



1 Концепция: фирма с позиции труд - стоимость – цена – капитал.

2 Сущность теории спроса и предложения.

3 Понятие эластичности и факторов на нее влияющих.

4 Сущность категории “потребительское поведение”. Взаимосвязь эластичности со спросом, предложением и цены.

1. Фирма, как обособленное звено общественного производства вступает в рыночные отношения, участвуя в общественном разделении труда специализирующееся, как правило, на производстве какого-либо одного рода товара. Эта фирма сама решает «что?», «сколько?» и «по какой стоимости?» производить товар. Это подчеркивает ее экономическую обособленность от других фирм - производителей. Если фирма вступает в отношения свободной конкуренции на рынке, то она, как правило, основана на индивидуальном или на небольшом коллективном капитале. На таких фирмах, основанных на индивидуальном капитале, большой удельный вес занимают в производстве товара затраты живого труда. Сама такая фирма основана на кооперации живого труда, с его материальной базой, системой машин и производства, специализация труда. На одной фирме это заключается в закреплении работников к определенной профессии через систему зарплаты. Современная мировая цивилизация по уровню развития общественного разделения труда такова, что несет в себе обособленность производственного звена.

Основным производственным звеном является предприятие, которое имеет замкнутый технологический цикл и выходит на готовую продукцию. Это относится к средним и мелким производствам, материальной основой кооперации труда на данных производствах является система машин со значительным удельным весом ручного труда. В этих условиях фирма, так или иначе связывает свой материальный интерес с частной работой, с частным интересом владельца предприятия(получение прибыли) и наемного работника(получение зарплаты).

ХХ век внес существенные коррективы в отношения фирмы, как экономически обособленного звена общественного производства. Новый уровень обобществления производства на базе накопления капитала развития отраслей тяжелой промышленности, концентрации производства и капитала, развития различных типов рынка и зарождения новых экономических отношений, связанных с появлением олигополий и монополий.

2. Концепция анализа деятельности фирмы, основанной индивидуальном капитале следует рассматривать с позиции труд – стоимость – цена – капитал. Стоимость товара рассчитывается по формуле:

 

T=C+V+M

Цена—это денежное выражение стоимости. Товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость, как сторона товара, представляет собой его естественное природное свойство. Это та или иная вещь, которая по ее полезным свойствам удовлетворяет потребности человека. Данная сторона товара связана, в первую очередь, с интересами покупателей, его потребности она должна удовлетворять. Вторая сторона стоимости - единственное свойство вещи – товара, которое проявляется на рынке, в момент приравнивания вещей, в процессе их купли-продажи.

В товаре за его свойствами стоят производители, как частные работники. Их интересы с одной стороны, должны быть способны, а с другой стороны слиться воедино иначе они себя не реализуют как товаропроизводители.

Абстрактный труд проявляется через стоимость. Начинается анализ абстрактного труда и стоимости: труд - стоимость. Труд - закон для стоимости. Стоимость проявляется лишь через свою природную стоимость. Этой формой есть меновая стоимость. Стоимость становится законом цены. Цепочка продолжается, и противоречия обмена разрешены: труд – стоимость - цена.

При определенных условиях, как данных возможны варианты обмена. В обмене или меновой стоимости:

- -будет выражена величина стоимости товара, это означает, что цена совпадает с ней;

- -цена отклонится в сторону увеличения от величины стоимости товара;

- -цена отклонится в сторону уменьшения от величины стоимости товара.

Таким образом, под действие закона стоимости, в меновом отношении возможные цены с величиной стоимости, так и отклонение цены плюс или минус по отношению к ней.

 


 

Теория спроса и предложения

В конце ХIX в. Английским ученым А. Маршаллом была разработана теория спроса и предложения. Это было связано с тем, что на рынке в то время уже проявилась тенденция к обострению противоречия между производством и потреблением. Дело в том, что объем производимой продукции, превысил объем потребления ее на рынке, поэтому необходимо было выработать в экономическом анализе универсальное средство, которое могло быть применено к целевому кругу разнообразных проблем, возникших в то время на рынке:

- влияние меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства;

- оценка влияния государственного регулирования экономики в направлении установления контроля над ценами, а также определения минимальной зарплаты и экономических стимулов для развития предпринимательской деятельности. Особую роль, как на развитие предпринимательской деятельности, так и на спрос потребителей начала играть налоговая политика. Государство также через субсидии, пошлины на импорт и установление определённых квот на ввозимую продукцию также влияют на производителей и на потребителей.

Если государство не будет вмешиваться в рыночный механизм, влиять на предложение и спрос, то спрос и предложение должны будут уравновеситься стихийно и в момент этого равновесия на рынке будут установлены рыночные цены. Между ценой товара и его количеством существует определённая взаимосвязь, которая математически может быть выражена графически.

Из соответствующего графика следует, что чем выше цена, тем меньше спрос и на оборот. Кривая спроса на графике отображает обратно пропорциональную зависимость между ценой, объемом производства и спросом, однако цена не единственный фактор, который влияет на спрос. К другим факторам относится:

-доходы потребителей;

-цены на товары, удовлетворяющие аналогичные потребности;

-налоги;

-ожидание будущего изменения цен;

-демографический фактор.

Говоря о теории спроса, имеем в виду рыночный спрос множества покупателей. По мере того как на рынок поступает большое количество товара, их цена постепенно понижается. В этом проявляется закон постепенного понижения цены, существование которого заключается в следующем: если на рынок поступает большое количество товара, то при прочих равных условиях он может реализоваться по более низкой цене, чем прежде. Функция спроса в рыночном механизме является определяющей, так как она заставляет производителей выпускать необходимые населению товары, улучшать качество и ассортимент, спрос в свою очередь зависит от потребностей людей. На рынке, как правило, сталкиваются интересы покупателей и продавцов. Первые хотят купить дешевле, а другие – продать дороже, но здесь существует определённый придел – та максимальная цена, которую потребители готовы заплатить за свой товар, она называется – цена спроса, и рыночная цена не должна её превысить.

Закон спроса выявляет и другую особенность рынка, когда существует постепенное убывание спроса, покупателей на один и тот же товар, это как следствие насыщения потребностей, таким образом, закон спроса описывает 2 важнейшие особенности рынка:

-обратная зависимость между ценой и покупаемым количеством товара;

-убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.007 с.)