Каково значение учителя в становлении личности человека? Проблема ответственности учителя перед обществом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каково значение учителя в становлении личности человека? Проблема ответственности учителя перед обществом.



Ч. Айтматов — повесть «Первый учитель». Основное со­держание повести — это письмо-исповедь главной героини, известного ученого, преподавателя. Она вспоминает свое детство, своего первого учителя Дюйшена, который открыл в их ауле первую школу, учил детей, переносил их зимой через ле­дяную воду, т.к. дорога в школу шла через небольшую речку, всеми силами своими боролся против косности и невежества местных жителей. Среди учеников его была очень способная девочка Алтынай. Но она была сиротой, и родственники вско­ре насильно выдали ее замуж. Однако учитель вмешался и спас Алтынай, а затем отправил ее в город, где она смогла учиться дальше. И образ первого учителя навсегда остался в ее сердце. Герой Айтматова — настоящий подвижник, и под­виг Дюйшена — в его борьбе с трудностями, верности детям, своим идеалам, в готовности к самопожертвованию.

В. Распутин — повесть «Уроки французского». «Стран­но: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после», — так писатель начинает свою повесть «Уроки французского». В основе ее обычная история: в голодное послевоенное время учительница приглашает к себе ученика для дополнительных занятий, пытается помочь ему, подкормить. Но мальчик от­казывается от помощи. Тогда Лидия Михайловна, зная о том, что он играет «в чику» на деньги, предлагает ему сыграть и, конечно же, проигрывает. Обо всем происходящем становит­ся известно директору, и он, не разобравшись в ситуации, увольняет молоденькую учительницу. Так уроки француз­ского становятся для рассказчика уроками доброты, сердеч­ности, благородства. Искусство, поэзия. Музыка, живопись. В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности? Трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойствен­ную природу. Он становится и смертельным заклятием, и выс­шим божественным даром. Служение искусству требует от че­ловека самоотдачи, подвига; настоящий художник должен все возложить на алтарь поэзии, включая собственную жизнь. В этом состоит идея долга художника перед людьми. А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин исследует природу гениальности. Он изображает два типа художников — гениального Моцарта, тво­рящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. Гений, по мысли автора, — это человек, призванный природой творить добро. «Гений и злодейство — две вещи несовместные», — го­ворит А.С. Пушкин. Сальери завидует славе и таланту Мо­царта, тайно отравляет его и тем самым губит собственную душу. Таким образом, истинный талант, по мысли поэта, без­защитен перед жизнью.

И.С. Лесков — сказ «Левша». В этом сказе автор ис­следует природу подлинного таланта. Каким же предстает Левша у Лескова? Это добрый, терпеливый, верующий че­ловек, гениальный мастер, с чистой детской душой, любя­щий Россию, людей, природу. В душе его нет ни Тени корыс­ти, хитрости, рациональности. Пожалуй, этот герой, как никто другой в нашей литературе, раскрывает менталитет русского человека.

Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге автор размышляет о приро­де подлинного таланта. В качестве примера он приводит А.С. Пушкина. Писатель указывает читателю на разницу между гением и просто одаренным, неплохим писателем. Так­же он отмечает необыкновенную гармоничность, теплоту, сол­нечность пушкинского творчества. Поэзия Пушкина — это великолепное средство от беды, горя, депрессии. Пушкин — национальный гений, несущий в себе вечную загадку.

Проблема природы творческого процесса. А.А. Ахматова — стихотворение «Творчество». В этом стихотворении поэт пытается понять природу творческого процесса, вдохновения. Рождение стиха — это величайшее открытие, тайна. «Это умение среди неумолчного шума, в глу­хой, не высказавшей себя жизни услышать звук, который за­ставляет утихнуть все другие, стирает помехи, ведет к откры­тию сокровенного: “Так вокруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котом­кой лихо…”». Этот звук подчиняет себе все остальное: раска­ты грома и звон часов, неузнанные «жалобы» и «стоны». И вот наконец этот звук становится полностью доминирующим, он словно материализуется, обретает форму и плоть: Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. И стих начинает течь легко и свободно, словно помимо воли автора. А.А. Ахматова — стихотворение «Мне ни к чему одичес­кие рати…». В этом стихотворении А. Ахматова пишет о при­роде творческого процесса. И поэт здесь словно смотрит на все со стороны, искренне удивляясь, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Но, вместе с тем, процесс этот так же естествен, как и все, происходящее в природе и в жизни: «жел­тый одуванчик у забора», «сердитый окрик», «дегтя запах све­жий», «таинственная плесень на стене». И все это соцветье впечатлений рождает в душе поэта ответные эмоции: И стих уже звучит, задорен, нежен. На радость всем и мне.

Каким должен быть настоящий писатель, актер, художник? Ремесленником, нацеленным на получение материальных благ, или же бескорыстным служителем муз? Н. Полевой — повесть «Живописец». В своем произведе­нии Полевой исследует различные типы художественного творчества. Герой повести, художник Аркадий, не признает искусство-забаву и искусство-ремесло (той же позиции при­держивается и сам автор). Он устремлен душой к небесному идеалу, жаждет постичь высшую, таинственную природу твор­чества. Однако он несчастлив, талант его не признан в обще­стве. Автор, таким образом, отстаивает в повести истинное искусство, уникальность подлинного таланта. А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери» (см. «В чем состоит загадка подлинного таланта?»). Н.В. Гоголь — поэма «Мертвые души». В 7-й главе по­эмы Н.В. Гоголь размышляет о двух типах художников, пред­ставляя читателям писателя-романтика, развлекающего пуб­лику внешне занимательными сюжетами, и писателя-реали­ста, обнажающего паутину мелочей повседневной жизни. Первый творит в угоду публике, толпе, участь его — призна­ние, слава, благополучие. Второй же бескорыстно служит са­мому искусству, правде, поэтому не может пройти мимо ха­рактеров «скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью». В результате его ждет поношенье критиков, непонимание читателей, одиночество. Все это тре­бует от художника душевной стойкости, мужества, терпения. М.А. Булгаков — роман «Мастер и Маргарита». Одна из главных проблем, поставленных М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», — проблема истинного и ложного твор­чества. Автор представляет нам два типа художников. Пер­вый — литераторы МАССОЛИТа во главе с Берлиозом. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена лите­ратурных интересов интересами сугубо материальными. Они озабочены получением дач, квартир, устройством собствен­ной карьеры. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные, прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку. Мастер — единственный настоящий писатель в этом романе. Он создает гениальный роман о Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа, поднимает в нем вечные проблемы — тру­сости и душевной стойкости, раскаяния и наказания за гре­хи. Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор, подобно Гоголю, сжигает свой роман. Но «рукописи не горят». Миру Латунских и Берлиозов противо­поставляет М.А. Булгаков мир вечных человеческих ценнос­тей - любви, свободы, творчества, поиска истины.

Как искусство помогает человеку во времена войн, исторических катаклизмов? Музыка — Д.Д. Шостакович «Ленинградская» симфо­ния (№ 7). Композитор начал писать эту симфонию еще до Великой Отечественной войны, а закончил в 1941 г. Первое исполнение ее состоялось в Куйбышеве в 1942 г., а затем ее стали репетировать ленинградские музыканты. В дни блока­ды некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были приостановлены в декабре. И возобновились лишь в марте. Поскольку осталось всего 15 музыкантов, для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из во­енных частей. 9 августа 1942 года симфония прозвучала в бло­кадном Ленинграде. Исполнял симфонию Большой симфо­нический Оркестр Ленинградского радиокомитета. Этой сим­фонии придавалось огромное значение. Несмотря на авиа­удары, в филармонии были зажжены все люстры. Зал филармонии был полон: моряки, вооруженные пехотинцы, завсегдатаи филармонии — все пришли на концерт. Новое произведение Шостаковича произвело огромное впечатление: слушатели плакали, не скрывая слёз. Гениальная музыка су­мела передать то лучшее, что объединяло людей: веру в победу, готовность к подвигу, стойкость духа, безграничную любовь к Ленинграду и стране.

Как музыка воздействует на человеческую душу? Каким должен быть музыкант, чему должен служить он своим искусством? А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин изображает два типа музыкантов — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. В то же время Сальери тоскует по прекрасно­му: «Быть может, посетит меня восторг, И творческая ночь, и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им…». И к этому живому искусству он стремится всей душой, и сбывается мечта его, появляется «новый Гай­дн» — Моцарт. Его «Реквием», полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери. Он плачет, слушая «Реквием». Тут исчезает суетное, под воздействием прекрасной музы­ки очищается душа его от зависти. И только тут герой начи­нает осознавать весь драматизм происходящего. Моцарт от­равлен — Сальери погубил гения, навсегда отнял у людей «но­вого Гайдна». «Таким образом, музыка Моцарта, иррацио­нальная и боговдохновенная, без слов опрокидывает сухую и бездушную логику Сальери». Особый смысл обретает здесь и случайно оброненная реплика Моцарта: «Гений и злодей­ство — две вещи несовместные». Ему не нужно обосновывать и доказывать эти слова; за него это делает музыка, открывая связь искусства с жизнью, любовью, Богом. А.П. Чехов — рассказ «Скрипка Ротшильда». В этом рас­сказе автор размышляет о покаянии и связи искусства с жиз­нью, с душой человека. У гробовщика Якова внезапно уми­рает жена, старуха Марфа. Его начинают мучить угрызения совести, он раскаивается в плохом обращении с ней, в конце концов сам тяжело заболевает и впервые задумывается о сво­ей жизни. В душе его рождаются вопросы, ответов на которые он не находит: «Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно?», «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?», «…зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, кото­рая дается человеку только один раз, проходит без пользы?». По мысли писателя, такие вопросы задает человеку не только сама жизнь, но и искусство. Герой «Скрипки Ротшильда» не просто мастеровой. Это человек, наделенный музыкальным даром. Он играет на скрипке. Яков не боится смерти, лишь осиротевшая скрипка вызывает в нем чувство сожаления. В финале рассказа он играет свою последнюю мелодию, в ко­торой отражены все переживания, завладевшие его душой. И единственным его слушателем становится еврей Ротшильд, человек, которого он ненавидел. Музыка вызывает слезы и у Якова, и у Ротшильда. Скрипка становится символом духов­ного единства людей, внешне далеких, разобщенных. И перед смертью, думая о своих грехах, Яков просит отдать скрипку Ротшильду. Этот грех — отношение к еврею — он ещё может искупить, а несчастная жизнь жены и её смерть как избавле­ние от несчастий — это навсегда остается на его совести. После смерти Якова сочиненную им мелодию играет Рот­шильд, и звучит она так уныло и скорбно, что окружающие плачут. Так пробудившаяся в человеке душа продолжает жить в музыке, рождая в окружающих живые чувства.

К.Г. Паустовский — рассказ «Беглые встречи». Автор рассказывает о своем случайном знакомстве с композитором, о том, каким необыкновенным человеком тот оказался — «зо­лотой отблеск бросает на нас искусство». К.Г. Паустовский — рассказ «Корзина с еловыми шиш­ками». Это рассказ о композиторе Эдварде Григе, о том, как он посвятил одно свое произведение юной девочке, сделав ей такой подарок, который в известном смысле определил всю ее дальнейшую жизнь. К.Г. Паустовский — рассказ «Избушка в лесу». Автор размышляет о том, что музыка способна достучаться до лю­бой души и пробудить ее. Каково воздействие живописи на человеческую душу? Чему должен служить своим искусством настоящий художник? Н. Полевой — повесть «Живописец» (см. «Каким дол­жен быть настоящий писатель, актер, художник?») К.Г. Паустовский — рассказ «Бег времени». Автор раз­мышляет о том, что у художника особое видение мира, челове­ка, природы. Одно мгновенье — и рождается шедевр, чудо, восхищающее окружающих.

Философские проблемы. Проблема противостояния добра и зла в мире. М.А. Булгаков — роман «Мастер и Маргарита». В рома­не Булгакова сложно переплетаются понятия добра и зла. Во­ланд — сатана, традиционно должен быть абсолютным во­площением зла, но он зачастую восстанавливает справедли­вость на земле, разоблачая человеческие пороки. Самое же большое зло, по мысли Булгакова, сосредоточено в мире чело­веческого общества. И так было во все времена. Об этом пи­сал Мастер в своем романе, раскрывая историю сделки про­куратора Иудеи с собственной совестью. Понтий Пилат от­правляет на казнь ни в чем не повинного человека, бродячего философа Иешуа, так как такого решения ждет от него обще­ство. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. Положение же в современной Булгакову Москве еще плачевнее: там нарушены все мораль­ные нормы. И Воланд словно пытается восстановить их не­зыблемость. За четыре дня пребывания в Москве сатана от­крывает «истинное лицо» многих персонажей — деятелей куль­туры, искусства, чиновников, местных обывателей. Он точно определяет внутреннюю сущность каждого: Степа Лиходеев, известный деятель культуры, — бездельник, кутила и пьяни­ца; Никанор Иванович Босой — взяточники мошенник; про­летарский поэт Александр Рюхин — лжец и лицемер. А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд в прямом и переносном смысле разоблачает гражданок, позарившихся на то, что можно получить даром. Примечательно, что все про­делки Воланда почти незаметны на фоне повседневной жизни Москвы. Тем самым автор как бы намекает нам, что реаль­ный быт тоталитарного государства, с его узаконенной партийной иерархией, насилием — это и есть главное дьяволь­ское действо. В этом мире нет места творчеству и любви. По­этому Мастеру и Маргарите нет места в этом обществе. И здесь мысль Булгакова пессимистична — для настоящего худож­ника счастье на земле невозможно. В мире, где все определя­ется социальным положением человека, все-таки существует добро и истина, но им приходится искать защиты у самого дьявола. Таким образом, по мысли Булгакова, противостоя­ние добра и зла вечно, но понятия эти относительны.

Что такое духовность? Проблема понимания духовности. А.С. Пушкин — стихотворение «Пророк». Тема духовно­го прозрения личности звучит в стихотворении А.С. Пушки­на «Пророк». Традиционно мы привыкли видеть в этом сти­хотворении становление поэта, однако попробуем рассмот­реть это произведение в ином ракурсе. Реминисцентным ис­точником произведения стал рассказ библейского пророка Исайи о том, как Бог наделил его вещим даром. В этих стихах выражена необыкновенная энергия творческого познания, радость всевидящей мудрости. Человек готов к подвигу, готов нести людям правду, очищать мир от скверны. Через мучение, через страдание он становится пророком. Таким образом, идея стихотворения глубока и значительна: чтобы стать гласом Божьим, нужно от многого отрешиться — от лукавства, лести, праздности, суетности жизни. Именно в таком ракурсе рас­сматривали произведение современные Пушкину критики, отмечая аллегоричность основной идеи стихотворения — идеи о борьбе талантливого, томимого «духовной жаждою» челове­ка со своими пороками, о преодолении их, постепенном очи­щении души и нравственном просветлении. Таким образом, духовность в понятии А.С. Пушкина — это высочайшая сила духа, способность человека к самосовершенствованию. Жизнь и деяния Серафима Саровского, деятельность ма­тери Терезы, академика Д.С. Лихачева. Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В сво­ей книге автор размышляет о том, что такое «духовная культу­ра», о нашей любви к старым зданиям, улицам, вещам. И он приходит к выводу: «Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, — это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь при­обретает для него содержательность».

Как найти прекрасное в обыденном, в давно знако­мом пейзаже, человеке? А.С. Пушкин — стихотворение «Зимнее утро». В этом стихотворении звучит мотив «прекрасного в обыденном». Ут­ренний зимний пейзаж предстает в восприятии поэта чудес­ной картиной пробуждения природы после ночного сна: «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на сол­нце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит». Состояние при­роды здесь гармонично перекликается с душевным состоя­нием лирического героя. В мире его царит радость, любовь, веселье.

Проблема самосовершенствования. Как человеку бороться со своими пороками, как преодолеть их? А. И. Герцен — книга «Былое и думы». Жанр: синтез ме­муаров, публицистики, автобиографического романа, лите­ратурных портретов, исторической хроники, новелл. Писа­тель замечает, что многие люди слишком категоричны в своих оценках происходящих событий и поступков окружающих. Они любят критиковать, давать резкие оценки действиям ок­ружающих. Сердце такого человека смягчается в результате тяжелых испытаний, выпадающих ему на долю. Тогда взор его обращается на собственные недостатки, он начинает со­знавать, насколько дурен он сам. С тех пор роль судьи и кри­тика вызывает в нем отвращение. Жизнь Л.Н. Толстого, его самообразование и самовос­питание, борьба со своими пороками (ленью, тщеславием, кутежами, страстью к карточной игре), размышления о смысле жизни, стремление к добру, справедливости.

Проблема соотношения мечты и реальности в нашей жизни. А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В ро­мане «Евгений Онегин» в лице Ленского и Онегина поэт пред­ставляет нам два типа людей: романтика-идеалиста и реалиста-скептика. Эти герои обладают полярным мироощущени­ем, противоположными взглядами на жизнь. Онегин — Какова роль веры в человеческой жизни? А.С. Пушкин — стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны». Это стихотворение является поэтическим пере­ложением молитвы Ефрема Сирина. Пушкин здесь говорит о благотворном воздействии молитвы на человеческую душу, о том, что молитва способна укрепить сердце, спасти человека в дни жизненных невзгод.

М.Ю. Лермонтов — стихотворение «Молитва». В этом стихотворении лирический герой говорит о молитве, о той ми­нуте, когда человек впадает в тоску и отчаяние и обращается к Богу. И молитва эта — «чудная», она обладает «благодатной силой», спасая в минуты сомнений. В финале стихотворения уходит томленье, тоска, раздирающие душу сомнения — ос­тается лишь мир, покой, надежда.

Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге писатель размышляет о вере, ее значении в нашей жизни. Он считает, что верующий чело­век не способен к насилию, поэтому не будет стремиться к коренным изменениям в стране. Человек же неверующий и честолюбивый в этом плане может быть очень опасен для стра­ны и народа.

Юность, зрелость, старость, человеческий возраст. Что значит пора юности в жизни человека? Ю. Мориц — стихотворения «Когда мы были молодые…», «Хорошо — быть молодым!» Особое восприятие мира, приро­ды в молодые годы. Юность — прекрасная пора, человек нео­пытен, делает ошибки, склонен мечтать. Все видится иначе, чем в зрелые годы. Б.Ш. Окуджава — стихотворение «Быстро молодость проходит…». Осмысление автором ушедшего времени. Осоз­нание того, что с годами приходит мудрость, опыт. Он дается человеку тяжело, путем проб и ошибок: «лоб в поту, душа в уши­бах». Грустное осознание, что вместе с опытом уходит возмож­ность восприятия жизни как загадки. Человек мудреет, делает меньше ошибок. Дорога его становится ровной, гладкой. К. Паустовский — рассказ «Рождение рассказа». Звучит мотив животворного влияния юности на человеческую душу. Юная девушка рождает в писателе порыв вдохновения.

Проблема скоротечности времени, подчиненности человека общему закону природы. А.С. Пушкин — стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Автор размышляет о бренности человеческого бы­тия. Антитеза смерти и «младой жизни». Равнодушный взгляд природы на эти процессы. М. Цветаева — стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…» Авторское осмысление конечности своего суще­ствования. Человек — лишь песчинка в огромном Космосе. Его жизнь может промелькнуть незаметно. А небо вечно. С. Есенин — стихотворения «Не жалею, не зову, не пла­чу…», «Отговорила роща золотая…» В первом стихотворении звучит мысль автора о бренности человеческой жизни, но мысль — просветленная. Лирический герой мирится с этим и благословляет человеческий век, признает разумность и гар­монию законов природы. Во втором стихотворении звучит го­речь, сожаление о безвозвратно ушедшей юности. Антитеза юности и зрелого возраста. Мысль о конечности человечес­кого существования. Мотивы тоски, тихой грусти. Но все разрешает светлый аккорд: юность прошла не зря, в смене жизненных периодов есть смысл, как в смене времен года. Проблема одиночества человека в этом мире А.П. Чехов — рассказ «Тоска». Сюжет рассказа прост: у извозчика Ионы Потапова умер сын. И ему не к кому пойти со своим горем. Люди не желают слушать его. Тогда он рас­сказывает обо всем лошади. И только так рассеивается его тоска.

Проблема наглости и хамства в человеческом общении. С. Довлатов — статья «Это непереводимое слово «хам­ство». В своей статье С. Довлатов рассказывает о том, что В. Набокову, читавшему лекции в американском университе­те, было очень трудно объяснить американским славистам, что такое «хамство». По мысли автора, хамство — это грубость.

Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге Ф. Искандер размышляет о том, что такое грубость и хамство. Он сетует на то, что эти понятия часто обозначаются красивым словом «дерзость». Од­нако смысл явления от этого не меняется.

Проблема пьянства в современном обществе. Ф.М. Достоевский — роман «Преступление и наказание». В этом романе Ф.М. Достоевский представляет нам «дно» пе­тербургской жизни. Трогательно-жалким, несчастным пред­стает в романе спившийся чиновник Мармеладов. Осознавая пагубность своей дурной привычки, он не может побороть ее. Семья его на краю гибели, дочь Соня вынуждена стать про­дажной женщиной, чтобы помочь всем выжить. Сам Марме­ладов погибает под колесами богатого экипажа. А.М. Горький — пьеса «На дне». В этой пьесе автор пред­ставляет нам мир босяков, жуликов, шулеров, людей, брошен­ных на «дно жизни». Одним из персонажей является Актер. Он беспробудный пьяница, опустившийся человек, страдаю­щий от бессмысленности собственного существования. В финале он кончает жизнь самоубийством, так и не найдя в себе сил бороться с беспощадной действительностью и с са­мим собой. Позиция автора здесь вполне определенна: пьян­ство — абсолютное зло, оно не может спасти человека от жиз­ненных невзгод. В. Астафьев — роман «Печальный детектив». В романе В. Астафьев изображает современное общество, в котором нет места порядочности, честности, радости. Картины, создан­ные писателем, не просто неприглядны и мрачны, но и страш­ны: разбой, насилие, пьянство. Человек в пьяном виде у Аста­фьева подобен зверю: отвратительны пьяные парни, напав­шие на тетку Граню, отвратительна алкоголичка Урна, безоб­разна сцена, в которой пьяные хулиганы пристают к Сошнину в подъезде его родного дома, ужасающа сцена убийства моло­дой беременной женщины на железнодорожной насыпи. Пьянство, по мысли писателя, — страшное зло, ввергнувшее мир в хаос, ведущее общество к полной деградации.

Каким должен быть настоящий интеллигент? Каковы его жизненные приоритеты? Проблема интеллигенции и революции, проблема взаимодействия интеллигенции с народом. М.А. Булгаков — повесть «Собачье сердце». В этой пове­сти М А. Булгаков создает образ подлинного московского ин­теллигента — профессора Преображенского. Это человек вы­дающегося ума, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке. Но герой обладает еще и не­зависимым умом, своей точкой зрения на все происходящее. Так, Филипп Филиппович открыто говорит о своем отноше­нии к победившему пролетариату. «Почему когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» — недоумевает профессор. «Разру­ха», — пытается объяснить ему коллега, доктор Борменталю «Что такое ваша разруха?.. Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». Научный эксперимент с Шариком, пересадка собаке человеческих органов становит­ся для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создает «новейшего пролетария», грубого, на­глого, подлого, агрессивного человека, не имеющего ни ма­лейшего представления о культуре и морали, но стремящегося все «поделить». И профессор предпринимает обратное дей­ствие, вновь превращая его в собаку. Образ интеллигента у Булгакова противопоставлен образу пролетария. Авторская позиция здесь вполне определенна: любое насилие над приро­дой и человеком, форсирование естественного процесса эво­люции оборачивается неизбежной трагедией. И история под­твердила нам правоту гениального писателя. Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В этой книге Д.С. Лихачев размышляет о том, что такое ин­теллигентность. Интеллигентность не нужно путать с образованностью, интеллектом. Интеллигент — это доброжелатель­ный, воспитанный человек, уважающий культуру прошлого, обладающий эстетическим чутьем, любящий получать зна­ния. Интеллигентность, по мысли ученого, — это способность к пониманию другого, к восприятию, «терпимое отношение к миру и людям». Ученый считает, что нужно развивать в себе все эти качества, так как именно они обеспечивают наше нравственное здоровье. Образ академика Д.С. Лихачева, подлинного русского интеллигента, выдающегося деятеля науки.

Проблема детской и юношеской жестокости, насилия, преступности в современном обществе. Л. Разумовская — пьеса «Дорогая Елена Сергеевна». В этой книге автор говорит о жестокости, цинизме подрост­ков, потере ими всех нравственных ориентиров. Ученики при­ходят к своей учительнице и просят у нее ключ от сейфа, где лежат их экзаменационные работы. Они планируют заменить их правильно выполненными вариантами. Елена Сергеевна отказывается помочь им. Тогда они пускают в ход грубость, подкуп, мольбы, угрозы, шантаж, пытаясь морально сломать героиню. Однако им этого не удается. Автор здесь представ­ляет нам новое поколение — циничных, безнравственных лю­дей, озабоченных лишь карьерой, материальным благополу­чием. Им противопоставлена наивная учительница, защища­ющая совсем иные ценности.

Проблема знания русской истории и уважения к ней. Проблема сохранения культурного наследия, памятников старины, церквей, икон, русских деревень. А. Блок — цикл стихотворений «На поле Куликовом». В цикле «На поле Куликовом» А. Блок обращается к одному из самых тяжелых периодов русской истории — татаро-мон­гольскому нашествию. Центральной темой произведения ста­новится тема Родины, поэт пытается осмыслить весь многовековой исторический путь России. Сопоставляя прошлое и настоящее, поэт пытается предвидеть будущее. История пред­стает перед ним в неумолимости и неизбежности своего дви­жения сквозь кровь, горе, битвы. Таковой была Куликовская битва. Таково прошлое России, таким может быть и ее буду­щее. Заканчивается стихотворение мыслью поэта о грядущей битве: Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. — Молись! Образ будущего в стихотворении А. Блока символичен. Своеобразным провозвестником этого будущего является сама душа русского человека, противоборство в ней темного и свет­лого начал, и как следствие — сложная, непредсказуемая судь­ба Родины, собравшиеся над ней тучи. И наша история пока­зала, насколько поэт был прав в своем предвидении.

В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека.

Н.С. Лесков — повесть «Очарованный странник». В этом произведении писатель исследует свойства русской души. «Очарованному страннику» Ивану Флягину суждено пройти через множество испытаний, которыми становятся для него убийство невинного монаха, татарский плен, гибель краса­вицы Груши, участие в войне, скитания по Руси. Постепенно открывается для него истинный смысл жизни, он раскаива­ется в своих грехах, обретает душевное умиротворение в мо­настыре. Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В этом ро­мане автор открывает нам душевную красоту русского наро­да. Наташа Ростова, княжна Марья, Пьер Безухов, Денисов, Тушин, Тимохин, Платон Каратаев — все эти герои имеют некие общие черты. Это доброта, человечность, любовь к Рос­сии. Ростовы отдают свои подводы раненым солдатам, на войне погибает их младший сын — Петя, Наташа ухаживает за уми­рающим князем Андреем, примирившись с ним. Также рус­ские люди у Толстого очень поэтичны, музыкальны, госте­приимны, обладают широкой душой. Так, семья Ростовых очень хлебосольна, у них всегда много гостей, они не умеют экономить, прощают старые долги близким друзьям. Прекрас­на в романе сцена охоты, сцена пляски Наташи, ее мечтаний в Отрадном. Таким образом, любовь к природе, к Родине, му­зыкальность и поэтичность, доброта, широта души, госте­приимство, семейственность, мужество, близость к народу — вот лучшие характерные черты русских натур в романе. М.А. Шолохов — рассказ «Судьба человека». В этом рас­сказе писатель представляет нам героя, воплотившего русский национальный характер. Все испытания (войну, плен, потерю близких) вынес простой русский солдат Андрей Соколов. Но душа его не ожесточилась, в ней остались доброта, великоду­шие, способность к любви. В финале он усыновляет ребенка-сироту, маленького Ванюшку, отдав ему всю свою любовь и нежность.

Проблема противостояния личности и власти, государства. А.С. Пушкин — поэма «Медный всадник». Проблема про­тивостояния личности и государства необычайно остро по­ставлена в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Поэт рассказывает о наводнении в Петербурге, разрушившем судь­бу «маленького человека», бедного чиновника Евгения. В од­ночасье он лишился своей невесты, будущего счастья. Горе помутило его рассудок. И маленький человек, утратив свое счастье, проникается жгучей ненавистью к державному ку­миру, создателю Петербурга. Он грозит ему, но вскоре отсту­пает и погибает. Таким образом, тема «Медного всадника» — драматический разрыв между государством и личностью. Пе­тербург, погубивший личное счастье Евгения, нужен для сла­вы нации, для торжества просвещения, для мощи государства. А как же тогда жизнь бедного чиновника? Где же выход из обнаженных противоречий? Мы не находим в сюжете поэмы окончательного разрешения конфликта. Поэт лишь говорит нам о том, что между государством и личностью — огромный, драматический разрыв, который, по мысли поэта, пока не­преодолим. О. Мандельштам — стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков». Размышление «о времени и о себе» видим мы в стихотворении О.Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков». Поэт осознает свое время как трагическую эпоху, мир, где нет ни Бога, ни вечности, ни любви. Основные чувства лирического героя — подавленность и безысходность, осознание своего одиночества в этом мире. «Хлипкая грязца», «кровавые крови в колесе», трусы — это живые приметы вре­мени, эпохи 30-х годов. Век-волкодав явно враждебен лири­ческому герою, он кидается ему на плечи, пытаясь превратить человека в волка. Однако для лирического героя самое страш­ное в жизни — это утрата человеческого облика. Он отказы­вается быть волком («не волк я по крови своей»). Выходом становится уход героя в мир природы, в мир ночи, сибирских степей, Енисея. Этот мир красочен, ярок (там сияют «голубые песцы», сосна «до звезды достает»), и он противопоставлен миру социальной жизни. Таким образом, стихотворение по­строено по принципу антитезы. Основная идея его — веку- волкодаву не сломить лирического героя, не превратить его в волка, в одного из многих. Миссия поэта — «прорвать своим голосом оцепенение эпохи». Дару поэта равновелика лишь природа, и в ней он находит своеобразное укрытие.

Проблема чинопочитания. Каким предстает российский чиновник? А.П. Чехов — рассказ «Толстый и тонкий». В этом рас­сказе автор поднимает проблему чиновничьей субординации, чинопочитания. Сюжет его прост. Встречаются два старых приятеля, сначала они очень рады друг другу, общаются за­просто, но затем «тонкий» узнает о том, что его старый знако­мый занимает важный государственный пост. И вся простота общения тут же подменяется соблюдением чиновничьей су­бординации. «Тонкий» начинает разговаривать с «толстым» подобострастно, заискивать перед ним. Второй же герой со­храняет невозмутимость и добродушие на протяжении всего повествования. Таким образом, писатель выступает здесь про­тив рабской психологии человека, приводящей к чинопочи­танию, лести и подобострастию.

Проблема парадоксальности России, русской жизни. Ф.И. Тютчев — стихотворение «Умом Россию не понять». В этом стихотворении поэт говорит об извечной загадке Рос­сии и русской души. Страна наша иррациональна, она не под­дается традиционному взгляду, ее нельзя измерить «общим ар­шином». В Россию нужно только «верить». И эта вера жива в душе каждого русского человека.

Нравственные проблемы: добро, зло, предательство, жестокость, дружба, правда и ложь, совесть. Проблема душевной черствости, бестактности, равнодушия в отношениях людей В. Тендряков — повесть «Ночь после выпуска». В этой повести писатель поднимает проблему душевной черствости, равнодушия, бестактности в человеческих отношениях. Ложь и лицемерие присутствуют в отношениях школьников, счи­тающихся друзьями. И только в ночь после выпускного бала они впервые оценивают другу друга откровенно. И выясняет­ся, что в отношениях этих нет теплоты, отзывчивости, пони­мания, сочувствия. Эгоизм, себялюбие, черствость, желание покрасоваться — только эти черты они видят друг в друге. Лишь в финале повести герои начинают понимать, что в каж­дом человеке есть хорошее и плохое. Школа, дав ребятам зна­ния, не научила их благородству, умению прощать, дружить, любить…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.031 с.)