К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста



К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

· Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст без фактических ошибок –

· В комментарии допущена 1фактическая ошибка, связанная с пониманием текста –

· Сформулированная проблема не прокомментирована, или нет опоры на исходный текст, или допущено более одной фактической ошибки, или вместо комментария дан пересказ, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста –

__________________________________________________________

К3 Отражение позиции автора исходного текста

· Верно сформулирована позиция автора, без фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста –

· Позиция автора не сформулирована или сформулирована неверно-

__________________________________________________________

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

· Выражено своё мнение, приведено не менее двух аргументов: из художественной, публицистической и научной литературы –

· Выражено своё мнение, приведён только один пример из художественной, публицистической или научной литературы –

· Выражено своё мнение, но приведён только один пример из жизненного опыта(без опоры на литературу) –

· Аргументы отсутствуют, или мнение экзаменуемого выражено формально, или не выражено вовсе –

___________________________________________________________

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

· Последовательность не нарушена, логических ошибок нет, нет нарушений абзацного членения текста –

· Есть одна логическая ошибка или одно нарушение абзацного членения –

· Более одной логической ошибки, или два случая абзацного членения –

_____________________________________________________________

К6 Точность и выразительность речи

(!!! Высший балл по этому критерию выставляется, если высший балл получен по К10)

· Работа характеризуется точностью выражения, разнообразием грамматического строя речи. Допущено не более одной речевой ошибки –

· Прослеживается однообразие грамматического строя, есть нарушения точности выражения мысли –

· Бедный словарь, однообразие грамматического строя речи –

__________________________________________________________

К7 Орфографические нормы

· Нет ошибок (или одна негрубая) –

· Не более двух ошибок –

· 3-4ошибки –

· Более 4-х ошибок –

__________________________________________________________

К8 Пунктуационные нормы

· Ошибок нет (или одна негрубая) –

· 3ошибки –

· 4-5ошибок –

· Более 5 ошибок –

______________________________________________________________

К9 Грамматические ошибки

· Ошибок нет –

· 1-2 ошибки –

· Более 2ошибок –

_____________________________________________________________

К10 Речевые ошибки

· Не более одной –

· 2-3 –

· Более 3-х –

__________________________________________________________

К11 Этические нормы

· Ошибки отсутствуют –

______________________________________________________________

К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

· Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют –

_______________________________________________________________

!!! При оценке грамотности (К7 – К 10) учитывается объём сочинения

150(160) – 300

Если сочинение имеет объём от 70 до 150 слов (!!! Не более 150), по всем критериям по грамотности (К7 – К10) максимально ставится по 1 баллу

 

Структура сочинения-рассуждения

1. Введение в проблему

2. Формулировка проблемы, поставленной в предложенном тексте

3. Комментарий к сформулированной проблеме

4. Формулировка авторской позиции

5. Высказывание собственного мнения и подкрепление его аргументами

6. Заключение

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Цель: подготовка читателя к восприятию сочинения и введение в сформулированную проблему прочитанного текста.

· Назывные предложения, создающие картину по тональности, близкую исходному тексту

· Ключевое слово – круг ассоциаций, которое вызывает у вас это слово - проблема

· Вопросительные предложения, фиксирующие внимание на ключевых понятиях – проблема

· Небольшое обобщение – проблема

· Цитата, взятая из текста – проблема

Проблема – это общественно значимый вопрос, который автор поднимает в тексте и ищет ответ не него.

Примеры:

Человек и родина. Что такое родина

Родина… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. …(имя автора текста) заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия.

Примерный шаблон сочинения

 

«…» (наиболее яркая фраза, отражающая идейное содержание текста) Мне кажется, предложенный текст Н. об этом. В нём говорится о … (тема – в 1-2 словах: о войне, о природе, о книге и т.д.). Рассуждая на эту тему, автор рассказывает (повествует, размышляет) о … (краткий пересказ). Таким образом, Н. затрагивает важную, на мой взгляд, проблему … (и ставит перед читателем вопрос: «..?»). В заключение публицист (писатель) приводит нас к выводу о том, что… (основная мысль). В этом, я думаю, заключена основная мысль текста.

Я полностью согласна с мнением Н.: …(тот же вывод, но другими словами). Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. Б. в повести (романе, произведении) «…» показал (отразил, выразил), как… (автор, произведение в кавычках, имена персонажей, связанных с данной проблемой, конкретные ситуации из книги). Так и Н. отмечает, что (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).

… (тезис-вывод в виде утверждения), потому что …(свой аргумент, основанный на личном опыте в виде размышления). Н. тоже пишет, что… (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение). … (свое размышление + конкретный пример из личного опыта или жизни знакомых).

… (размышляем, обыгрываем начальную фразу, связывая с проблемой текста, показывая значимость проблемы для общества, конкретно для определенной группы людей, обращаясь к содержанию предложенного текста; подводим итоги, по возможности оптимистично).

 

Человек и природа

Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы

И.С. Тургенев — повесть «Поездка в Полесье», стихо­творение в прозе «Природа». Человек смертен, а природа веч­на. Человек — дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе неведомо ни добро, ни зло, разум не является для нее законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с легкостью дает жизнь и легко отнимает ее у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта.

Н.А. Заболоцкий — стихотворения «Я не ищу гармонии в природе», «Вчера, о смерти размышляя…», «Метаморфозы». Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармо­нии, нет разумности. Человек — всего лишь мысль природы, «зыбкий ум ее». Человеческое сознание не в силах соединить «смерть и бытие». Человеческая жизнь преходяща, но человек может оставить себя в этом мире, явившись туда вновь «дыханием цветов», ветвями большого дуба.

Б. Васильев — повесть «Не стреляйте в белых лебедей». Герой этой повести, лесник Егор Полушкин, его сын Колька противопоставлены браконьерам, людям, бездушно уничто­жающим природу. Чернобыльская катастрофа (взрыв на Чернобыльской АЭС, унесший жизни людей, когда в окружающую атмосфе­ру было выброшено большое количество радиоактивных ве­ществ), проблемы загрязнения озера Байкал, разрушение тер­ритории Кавказского заповедника.

Проблема взаимодействия человека и природы. Как достичь гармоничного сосуществования? К.Г. Паустовский — сказка «Растрепанный воробей». Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный бу­кетик, который отец, находящийся на фронте, подарил ког­да-то ее маме.

Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир. Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои ис­тинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не конче­на, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназ­начения.

Ю. Яковлев — рассказ «Разбуженный соловьями». При­рода пробуждает в душе человека лучшие человеческие каче­ства, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рас­сказа — эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его — Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.

Проблема дефицита милосердия по отношению к животным. Равнодушие, жестокость людей Ф. А. Абрамов — рассказ «О чем плачут лошади». Сюжет рассказа несложен: пришел однажды рассказчик к лошадке Рыжухе, своей любимице, а она с грустью поведала ему та­кую историю. На летнем сенокосе услышала она от старой кобылы, что раньше было такое время, когда люди заботи­лись о лошадях и ценили их. Но когда Рыжуха стала петь эту песню на своем поле, остальные лошади не поверили ей и по­просили ее замолчать. И тогда она обратилась к рассказчику с вопросом, правда ли, что были на свете такие времена. И он не знал, что ей ответить. Ведь лошадь всегда была в крестьян­ской семье надеждой и опорой, кормилицей. Она была вместе с хозяином не только на работе, но и в праздник, в масленич­ные гулянья, когда «радугами плясали в зимнем воздухе цве­тастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начи­щенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души…». Первой игрушкой крестьянского сына всегда был деревянный конь. Смелый, отважный конь был неизменным спутником богатыря в русских былинах и сказках. И на фрон­тах всех войн лошади воевали, многие погибли. Наконец, в русской литературе образ «розового коня» ассоциируется у нас первыми мечтами лучшей поры нашей жизни — юности. А как же сейчас к ним относятся люди? Пьяный конюх зача­стую забывает о них, почти все животные сгорблены от рабо­ты, висит клочьями шкура, гноятся глаза. Что получили они в благодарность за свой труд? Лишь равнодушие. Несправед­ливо отнесся к ним человек. Вот и плачут лошади от обиды. Писатель в этом рассказе осуждает черствость, безразличие и эгоистичность людей по отношению к нашим верным друзь­ям и помощникам — лошадям.

Проблема бездушного отношения людей к прекрасному: Ф.М. Достоевский — роман «Идиот». В романе Ф.М. До­стоевского звучит мотив оскорбленной и поруганной красо­ты. Красота Настасьи Филипповны, призванная спасти мир, уничтожена и растоптана ее опекуном, барином Тоцким. Став жертвой чувственности барина Тоцкого, а затем предметом ци­ничного денежного торга, Настасья Филипповна «из такого ада чистая» вышла. Пораженный ее «удивительным лицом», князь размышляет над ее портретом: «Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две кос­точки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!». А художница Аделаида Епанчина, глядя на тот же портрет, находит, что красота — такая «сила», с которой «можно мир перевернуть!». В романе звучит фило­софская мысль автора о жестокости мира, уничтожающего красоту.

Язык и речь. Влияние книги на человеческую душу. Проблема бережного отношения к русскому языку, чуткого, уважительного отношения к русскому слову. Проблема засорения языка жаргонизмами, иностранными словами, канцеляризмами, матом. И.С. Тургенев — стихотворение в прозе «Русский язык». Автор говорит о том, что русский язык поддерживает его во дни «сомнений», «тягостных раздумий» о судьбах России. В душе его оживает вера в то, что такой язык дан великому народу.

Н. Галь — книга «Слово живое и мертвое». В своей книге Н. Галь исследует такие языковые явления, как засилье в язы­ке канцелярского стиля, засорение речи словами-штампами, жизнь иностранных слов. Также очень много размышляет она о труде переводчика, приводит примеры удачных и неудачных переводов.

М. Кронгауз — книга «Русский язык на грани нервного срыва. Заметки просвещенного обывателя». Автор исследует такие языковые явления, как слова-паразиты, модные слова, перегруженность языка молодежным жаргоном и жаргоном интернет-пользователей, засилье цифр в названиях, гламур­ная лексика, русский мат, речевой этикет в обращениях, при­ветствиях, политическая лексика, реформа русского языка.

Образование. Наука. Профессия. Какую роль играет образование, наука в жизни человека, в развитии его личности, в развитии общественного прогресса? Деятельность Ломоносова и ее значение для развития российской науки. М.В. Ломоносов — стихотворение «Ода на день восше­ствия на всероссийский престол ея величества государыни им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». В этом произве­дении поэт говорит о значении науки в человеческой жизни, о том, насколько целительно влияние ее для любого возраста, для жизненных невзгод: «Науки юношей питают, Отраду ста­рым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут…».

В. Дудинцев — роман «Белые одежды». В основе сюжета лежит реальная история преследования ученых-биологов со­ветскими властями, конфликт их с академиком Лысенко, ко­торый осуществил разгром советской генетики, объявив ее «лженаукой». В результате деятельности Лысенко были лик­видированы все исследования по перспективным направле­ниям биологии, уничтожена научная база сельского хозяй­ства, была полностью дискредитирована советская наука за рубежом. Все это, безусловно, тормозило развитие науки, об­щественного прогресса, страны. Эпиграфом к роману автор взял слова из Откровения Иоанна Богослова: «Сии, облечен­ные в белые одежды, — кто они и откуда пришли?». Кого же здесь имеет в виду автор? Вероятно, людей, не предавших сво­их убеждений, тех, кто служил вечной истине, правде, науке. Такими героями у Дудинцева являются Федор Иванович Дежкин, Стригалев, полковник Свешников. Им в романе противопоставлены персонажи, выбравшие путь лжи, коры­сти, материального благополучия, — Краснов, академик Рядно. Таким образом, роман Дудинцева поднимает важней­шие жизненные вопросы — поиска истины, нравственного выбора ученого, значения науки в жизни человека и общества в целом.

Проблема выбора профессии, жизненного пути, поиска предназначения.

В.В. Маяковский — стихотворение «Кем быть?». В этом стихотворении поэт в шутливой форме размышляет о различ­ных профессиях, о возможностях юного человека избрать себе настоящее увлекательное дело.

Ю. Герман — трилогия «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за все». Главным героем трилогии является врач-хирург Владимир Устименко, всю свою жизнь посвятивший своему любимому делу. Мы узнаем о юности героя, о его первых успехах в медицине, о любви, об участии в качестве военного врача в Великой Отечественной войне, о послевоенных годах. Трилогия рассказывает нам о становлении личности врача, вся жизнь которого подчинена выполнению профессионального долга. Каковы особенности профессии врача? Проблема долга доктора перед каждым человеком, перед обществом.

Б. Полевой — повесть «Доктор Вера». Героиня повес­ти — молодой хирург Вера Трешникова. Во время Великой Оте­чественной войны, в октябре 1941 -го, она остается в госпита­ле вместе с ранеными, которых не успели эвакуировать. В те­чение долгих месяцев оккупации городка она ведет опасную игру с гестапо, согласившись стать начальником немецкого госпиталя для гражданских лиц. Но только так можно было спасти жизнь раненых советских бойцов. Героиня Полевого демонстрирует нам честное выполнение своего врачебного долга перед обществом, является примером душевной стой­кости, мужества, беззаветной преданности своему делу.

Н. Амосов — повесть «Мысли и сердце». Автор повести «Мысли и сердце» — известный хирург Н. М. Амосов. В этой книге он ставит вопрос о долге врача перед своими пациента­ми, о врачебной этике, размышляет о кибернетике, о приме­нении ее в медицине. Он рассказывает о случаях из своей практики, об удачных и неудачных операциях, о борьбе хи­рургов за человеческие жизни, о смерти. Повествование по­рой напоминает исповедь, в которой автор предельно откро­венен со своим читателем и с самим собой. Мы видим, каким нелегким, сложным является труд хирурга, какой самоотда­чи, душевной стойкости, благородства требует от человека эта профессия.

Ф. Углов — автобиографическая повесть «Сердце хирур­га». В этой книге Ф. Углов рассказывает о своей жизни, се­мье, учебе в университете, сельской практике, о своей работе в Ленинграде, в Абхазии. Смелый экспериментатор, талант­ливый хирург, он спас жизни тысячам людей. Работа стала его истинным призванием, он посвятил этому занятию всю свою жизнь.

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

· Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст без фактических ошибок –

· В комментарии допущена 1фактическая ошибка, связанная с пониманием текста –

· Сформулированная проблема не прокомментирована, или нет опоры на исходный текст, или допущено более одной фактической ошибки, или вместо комментария дан пересказ, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста –

__________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.035 с.)