Практическое занятие №4 по теме «Управление инновационной средой фирмы » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие №4 по теме «Управление инновационной средой фирмы »



Общие положения

Система инновационного менеджмента (далее - ИМ) предприятия включает:

управляющую подсистему (подразделения научно-производственной структуры предприятия);

управляемую подсистему (инновационная деятельность);

обеспечивающую подсистему (методическое, правовое, организационное и ресурсное обеспечение).

Стратегической целью ИМ на предприятии является формирование особой инновационной культуры, способствующей повышению экономической, социальной и экологической эффективности и конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках.

Цели второго уровня определяются элементами инновационной культуры (табл. 1).

 

Таблица 1 - Совокупность базовых целей ИМ предприятия

Составляющая организационной культуры Основные цели развития инновационной культуры
   
Материальная (производственная) культура внедрение информационных и компьютерных технологий управления производственными процессами, автоматизированных и роботизированных технологических линий, способствующих качественному изменению факторов производства и интеллектуализации труда; повышение качества и конкурентоспособности продукции за счет применения в основе ее технической новизны уникальных и радикальных высоких технологий, достижения мультифункциональности изготавливаемых изделий или, напротив, простоты использования и минифункциональности продукции; изменение культуры условий труда на основе дополнения базовых характеристик обеспечения санитарно-гигиенических и физиологических условий трудовой деятельности психологическими, социальными и эстетическими, способствующими повышению качества трудовой жизни; развитие информационной культуры предприятия как системы ценностей, обеспечивающей созидание и накопление новых знаний и способствующей внедрению информационных технологий во всех подсистемах функционирования предприятия (производство, документооборот, управление, внутренние и внешние коммуникации)

Продолжение таблицы 1

Духовная культура формирование культуры кадрового потенциала, открыто воспринимающего инновации, поддерживающего творчество и интеллектуальное развитие и таким образом стимулирующего различные виды инновационной активности предприятия через систему максимизации ценности знаний и предпринимательского капитала; формирование инновационной деловой культуры руководителя предприятия, стимулирующего распространение ценности инновационного развития во все сферы деятельности предприятия; формирование благоприятного морально-психологического климата в мультифункциональных командах, обеспечивающих проведение научных изысканий, технологической разведки, опытно-конструкторских работ и ускоренного освоения новых видов продукции (услуг);
  инновационное развитие личности через систему актуализации потребностей персонала предприятия в обучении, повышении квалификации, деловом, творческом и интеллектуальном росте, мотивации ведения здорового образа жизни и организационной приверженности
Экологическая культура формирование особого корпоративного имиджа предприятия, базирующегося на понятиях ценности окружающей среды и безопасности жизнедеятельности, что требует: поиск инновационных подходов к созданию экологически чистого и ресурсосберегающего производства; совершенствование экологических стандартов и стандартов качества выпускаемой продукции; пропаганда охраны окружающей среды.

 

Задачи управления инновационной деятельностью на предприятии определяются заданными целями, стадиями жизненного цикла нововведения и функциями ИМ.

 

Современные особенности организации ИМ предприятия:

­ усиление децентрализации управления инновациями;

­ региональная ориентация лабораторий НИОКР и маркетинговых служб;

­ интеграция с НИИ и вузами в рамках фундаментальных исследований;

­ использование аутсорсинга;

­ реорганизация предприятий с целью объединения отделов НИОКР и маркетинга в единое подразделение управления инновациями;

­ переход к интеграционным организационным структурам (матричной, сетевой, структуры по принципу «внутреннего рынка»);

­ активное использование венчурных подразделений, мультифункциональных команд, проектных бригад, а также координационных центров;

­ создание подразделений технологической разведки.

 

Сетевая структура управления инновациями предполагает виртуальное руководство инновационной деятельностью входящих в корпорацию предприятий единой управляющей компанией на основе использования информационных технологий сети Интернет.

Проектная форма организации инновационной деятельности предполагает создание временной мультифункциональной команды с одним руководителем для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации).

Матричная структура управления инновационной деятельностью представлена на рис. 1.

 

 

Руководитель организации

 


Рисунок 1 - Матричная структура управления инновационной деятельностью

 

Сердцевину структуры организации управления инновационной деятельностью по принципу «внутреннего рынка» составляют новые предприятия, образованные на основе производственных подразделений по производству продукции (услуг). Вспомогательные подразделения являются коммерческим центрами, продающими свои услуги другим подразделениям. Построение организации по принципу «внутреннего рынка» показано на рис.2.

Высший руководитель

 

Рисунок 2 - Структура управления инновационной организацией с «внутренним рынком»

 

Комплексная подготовка производства - это особый вид деятельности, совмещающий выработку научно-технической информации с ее превращением в материальный объект - новую продукцию; процесс непосредственного приложения труда коллектива работников в целях разработки и организации выпуска новых видов продукции или модернизации изготовляемых изделий.

Процесс подготовки производства по своей структуре неоднороден и состоит из множества процессов с различным содержанием.

По отношению к объекту управления выделяются собственно процессы подготовки производства и процессы управления подготовкой производства.

Создание новой продукции в отраслях промышленности осуществляется в определенной последовательности фаз единого процесса подготовки производства:

­ теоретические исследования, имеющие фундаментальный и поисковый характер;

­ прикладные исследования;

­ опытно-конструкторские работы;

­ технологическое проектирование и проектно-организационные работы;

­ техническое оснащение нового производства;

­ освоение производства новой продукции;

­ промышленное производство;

­ использование вновь созданного продукта в сфере эксплуатации;

­ разработка и освоение выпуска новых видов продукции;

­ обеспечение надлежащих технико-организационных условий для существенного повышения производительности труда в народном хозяйстве;

­ создание новой продукции, которая обладала бы высоким качественным уровнем при минимальных затратах на ее производство;

­ ускоренное освоение производства новых изделий;

­ экономия затрат, связанных с подготовкой производства и освоением новой продукции.

Освоением производства новых изделий называется производственный процесс их изготовления, в течение которого происходит необходимая отладка технологии, организации и планирования производства с целью выпуска новой продукции в заданном объеме, требуемого качества и достижение проектных экономических показателей.

Различают техническое, производственное и экономическое освоение.

Под техническим освоением понимается производственный процесс, в течение которого производство выходит на проектный уровень технических показателей новой продукции.

Производственное освоение начинается с выпуска первых серийных образцов и заканчивается выходом производства на проектную мощность по количеству выпускаемых машин.

Экономическое освоение новых изделий характеризуется постепенным снижением повышенных расходов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, вызванных освоением, снижением себестоимости продукции, повышением производительности труда, рентабельности, эффективности производства.

К методам организации перехода на выпуск новых изделий относятся: последовательный, параллельный, агрегатный, комплексно-совмещенный.

Процессу подготовки производства к выпуску новой продукции предшествует поиск и отбор идей инновации, который состоит из следующих последовательных этапов:

• поиск и генерирование идей нового продукта;

• предварительный отбор и оценка идей;

• детальная оценка идей нового продукта с тонки зрения их соответствия требованиям потребителей;

• окончательный отбор идей, принятие управленческого решения о приостановке или продолжении разработки нового продукта.

Социально-психологическая подготовка производства - это система мероприятий, направленных на повышение инновационной восприимчивости персонала предприятия.

Главной задачей социально-психологической подготовки производства является создание условий не только для исключения оппозиционного отношения (психологического барьера) к новой технике, но и для заинтересованности всего коллектива работников в скорейшем ее внедрении. Преодоление психологического барьера может быть достигнуто, если параллельно с организационно-техническими мероприятиями проводятся социально-психологические воздействия на коллектив.

Особую роль в повышении инновационной восприимчивости предприятия является формирование на нем особого инновационного типа организационной культуры.

Методы планирования инноваций можно классифицировать по следующим основным группам:

· продуктово-тематическое планирование инноваций;

· объемно-календарное планирование инноваций;

· сетевое планирование инноваций.

В системе инновационного прогнозирования выделяют следующие методы:

· прогнозирование на основе экстраполяции;

· экспертные методы прогнозирования;

· методы моделирования.

Затраты на инновационную деятельность – выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности.

Содержание затрат зависит от вида инновационной деятельности, которую осуществляет предприятие:

1) выполнение научных исследований, опытно-конструкторских разработок (НИОКР);

2) осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции;

3) выпуск новой или усовершенствованной продукции;

4) маркетинговая деятельность по продвижению новой или усовершенствованной продукции;

5) создание и развитие инновационной инфраструктуры;

6) организация финансирования инновационной деятельности;

7) передача или приобретение прав на объекты промышленной собственности;

8) экспертиза, консультационные, информационные и другие услуги по созданию и промышленному применению новой или усовершенствованной продукции.

Планирование затрат на инновационную деятельность – это часть планирования инновационных процессов, включающая планирование целей и задач инновационных решений, путей, средств, необходимых для достижения поставленных целей, методов и этапов их достижения.

При планировании инновационных затрат применяются следующие методы:

1) нормативный;

2) параметрический;

3) метод прямого счета (калькулирования);

4) метод аналогов;

5) НИР-мультипликатор;

6) метод определения затрат по удельным технико-экономическим показателям;

7) бенчмаркинг;

8) метод Райта.

Инновационный маркетинг – вид деятельности предприятия, направленный на выявление нужд и потребностей рынка и их удовлетворение путем создания инновационной продукции и услуг и открытия новых рынков.

Деятельность предприятия в рамках инновационного маркетинга включает:

проведение маркетинговых исследований и анализ рыночных возможностей;

отбор целевых рынков;

разработку комплекса стратегий маркетинга (товарная, ценовая, сбытовая, коммуникационная);

реализацию стратегий;

проведение рыночных испытаний инновационных продуктов и услуг.

Выделяют стратегический, тактический и оперативный инновационный маркетинг.

Стратегия управления инновационной деятельностью является важным элементом общей стратегии развития предприятия и служит основой динамического развития процесса воспроизводства.

К основным инновационным стратегиям относятся:

§ активно наступательная;

§ умеренно наступательная;

§ оборонительная;

§ остаточная.

Комплексная готовность новой продукции предполагает организационную, техническую, технологическую, экономическую, социально-психологическую, экологическую и правовую готовность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.024 с.)