Практическое занятие №1 по теме «Основные элементы инновационного менеджмента» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие №1 по теме «Основные элементы инновационного менеджмента»



ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания к практическим занятиям студентами экономического факультета, обучающимися по направлению – «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии строительства», «Экономика и управление на предприятии лесного комплекса», «Экономика и управление на предприятии природопользования» всех форм обучения

 

Брянск 2011


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Брянская государственная инженерно- технологическая академия»

 

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

Утверждены

научно-методическим советом БГИТА

протокол №__от «__»_______2010 г.

 

 

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания к практическим занятиям студентами экономического факультета, обучающимися по направлению – «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии строительства», «Экономика и управление на предприятии лесного комплекса», «Экономика и управление на предприятии природопользования» всех форм обучения

 

Брянск 2011

 

УДК 658.1 (075)

 

 

Инновационный менеджмент: Методические указания к практическим занятиям студентами экономического факультета, обучающимися по направлению – «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии строительства», «Экономика и управление на предприятии лесного комплекса», «Экономика и управление на предприятии природопользования» всех форм обучения

/ Брянск. гос.инж.- технол. акад. Сост. И.Н. Лямцева, О.М. Пожеленкова – Брянск: БГИТА, 2011. – 59 с.

 

Рецензент:

 

 

Рекомендованы редакционно- издательской и учебно-методическими комиссиями экономического факультета БГИТА.

Протокол № от года

 

 

© Брянская государственная инженерно-

технологическая академия, 2011 г.

 

Содержание

 

Введение. 5

Практическое занятие №1 по теме «Основные элементы инновационного менеджмента» 6

Практическое занятие № 2 по теме «Субъекты инновационной деятельности» 12

Практическое занятие №3 по теме «Государственное регулирование инновационных процессов в Российской Федерации».. 17

Практическое занятие №4 по теме «Управление инновационной средой фирмы» 22

Практическое занятие № 5 по теме «Управление маркетингом в инновационной сфере» 34

Практическое занятие №6 по теме «Риски в инновационной деятельности» 44

Практическое занятие № 7 по теме «Эффективность инновационной деятельности» 51

Список литературы.. 57

Приложение. 59

 

Введение

 

В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.

Целью дисциплины является получение студентами знаний в области инновационного менеджмента. Основу курса составляют изучение методов мировой и отечественной науки и практики управления инновационными процессами.

При изучении дисциплины студенты должны научиться принимать решения при формировании инновационных процессов, на практике овладеть методами отбора и оценки нововведений для обеспечения эффективной деятельности и конкурентоспособности инновационных предприятий.

 

 

Практическое занятие №1 по теме «Основные элементы инновационного менеджмента»

 

Общие положения

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация -продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация – процесс).

Инновацию нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и научно-технических достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также связанных с этим дополнительных научных исследований и разработок.

Он связан с созданием, освоением и распространением инновации. Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Первая из них предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Оно в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Во втором случае новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный же инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует развитию конкуренции и обусловленному ею совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Субъектами инновационного процесса являются новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие. Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это индивидуальные изобретатели, исследовательские организации.

В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Такие реципиенты получили название «пионерных» организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

Инновационный процесс начинается с инициализации, в которую включается поиск инновационной идеи.

Этот поиск - самый важный и наиболее трудный момент, характеризуемый использованием специально разработанных методов.

Инновационная идея содержит общее представление об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь намеченного замысла, отражающего осознание потребности и выступающего отправной точкой творческого процесса.

В творческом процессе можно выделить три этапа: замысел (появление самой идеи), превращение идеи в план работы, реализация намеченного плана (воплощение идеи в материальную форму). Эти этапы носят условный характер, так как в реальной творческой деятельности их последовательность не является жестко регламентированной.

Поиск идеи - это творческий процесс, в котором можно выделить три этапа: замысел, превращение идеи в план работы, реализация плана работы. Важная роль в поиске идеи отводится воображению.

Наиболее эффективными методами поиска идеи являются методы: проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики. Существуют и другие методы поиска новых идей.

Разработка и реализация инноваций может включать в себя четыре основные фазы, отражающие стадии жизненного цикла:

1) исследовательская - новый продукт или новая технология в результате исследовательского поиска и отбора получают свое «рождение» в виде идеи;

2) конструкторская - нововведение от идеи «вырастает» до некоего серийно применимого образца;

3) концептуальная - образец «созревает» до готового товара и может вырабатываться в промышленных масштабах;

4) дистрибутивная - процесс разработки полностью завершен (наступает «спад» креативной активности) и инновация готова для коммерциализации и массового сбыта.

К показателям состояния инновационного процесса относятся: квалификация научных кадров, исполнение маркетинговых прогнозов, расход инвестиционных средств на инновации, производственное ресурсосбережение, реализация проекта в заданные сроки, результативность инновационнго развития.

1. Показатель Dк %, квалификации научных кадров:

(1)

где Зокр.пред - объем опытно-конструкторских работ, выполненных силами предприятия, без привлечения сторонних организаций, руб.:

Зокр.ф - фактически выполненный объем опытно-конструкторских работ, руб.

Показатель Dкндает оценку профессиональной деятельности и потенциала инновационного подразделения. Он позволяет ответить на вопрос, насколько самостоятельно предприятие может выполнять НИОКР в различных сферах на базе собственного профессионально-кадрового состава.

2. Показатель Dмп, %, исполнения маркетинговых прогнозов:

(2)

где Vи.ф - фактический объем продаж инновационной продукции, руб.;

Vи.пл - планируемый объем продаж инновационной продукции, руб.

Показатель Dмп является достаточно емким критерием эффективности коммерциализации инновации. Если прогнозы маркетологов не оправдались, то устанавливают возможные причины этого, начиная с фиксации цены продаж до использованных методов маркетинговых исследований и их исполнителей. И наоборот, если планируемый объем продаж практически совпадает с фактическим, то при разработке новых инновационных стратегий важно использовать и, по возможности, усовершенствовать все те подходы, которые сложились и применяются на предприятии.

3, Показатель Dр, %. расхода инвестиционных средств:

(3)

где Iф - размер инвестиционных средств, фактически потраченных на реализацию инновационного проекта, руб.;

Iпл - то же планируемых, руб.

На практике частыми являются случаи, когда предприятия вынуждены приостанавливать на неопределенные сроки финансирование начатых инновационных проектов вследствие нехватки средств на их завершение. В связи с этим планово-финансовому отделу будут полезными данные о размере дефицита (или возможной экономии) инвестиционных средств по предыдущему инновационному проекту при формировании инвестиционно-финансовых источников для разработки и внедрения новых технологий.

4. Показатель Dп, %, производственного ресурсосбережения:

 

(4)

где Сф - фактическая себестоимость производства и реализации инновационной продукции, руб.:

Спл - то же планируемая, руб.

Планирование себестоимости инновационной продукции и. соответственно, прогнозирование размера необходимого оборотного капитала - достаточно сложная задача в процессе стратегического проектирования. После реализации стратегии инновационного развития важно проконтролировать несколько параметров, связанных с формированием затрат и результатов по проекту. Среди них - эффективность используемых методик и их качество, организационный уровень цехового и фабрично-заводского управления инновационным производством, а также качество проектируемой инновационной и фактически производимой продукции.

5. Показатель D %, реализации проекта в заданные сроки:

 

(5)

где Tф - время, фактически затраченное на реализацию инновационного проекта, мес.;

Tпл - то же планируемое, мес.

 

Общие положения

Под организационной формой инновационной деятельности следует понимать комплекс предприятий, отдельное предприятие или их подразделения, характеризующиеся определенной иерархической структурой и соответствующим специфике инновационных процессов механизмом управления, обеспечивающие обоснование необходимости инноваций и выявляющие основные идеи их создания.

Инфраструктура инновационной деятельности включает:

· органы государственного управления экономической, научной и инновационной деятельностью;

· крупные, средние, малые и микропредприятия, в т.ч. промышленные предприятия, научно-исследовательские институты (НИИ), высшие учебные заведения (ВУЗы), специфические инновационные фирмы, бизнес-инкубаторы;

· экономические объединения предприятий на базе горизонтальной и вертикальной интеграции;

· территориальные научно-технологические зоны.

Формы малого инновационного предпринимательства:

интрапренерские подразделения, имеющие разную организационно-правовую форму и степень самостоятельности и изыскивающие новые возможности для производства товаров и услуг с целью получения дополнительной прибыли на основе использования внутренних ресурсов материнской организации;

«спинофф» - фирмы, ориентированные на поиск коммерческих приложений инноваций вне сфере основного назначения или коммерциализацию побочных эффектов и продуктов инновационной деятельности;

инжиниринговые фирмы, базирующиеся на выполнении проектных, изыскательских и консультационных работ в инженерно-технической области;

фирмы, специализирующиеся на разработке материально-технических инноваций высокой степени радикальности или обеспечении функций трансферта технологий;

исследовательские лаборатории, включающие в своем составе проектные бригады, ученых и студентов различных вузов;

бизнес-инкубаторы – фирмы, специализирующиеся на предоставлении услуг малым предприятиям по развитию инновационной деятельности на льготных условиях;

индивидуальные предприниматели, занимающихся исследованиями и изобретательством.

Особенности малого предпринимательства в инновационной сфере:

1. Углубление специализации научных разработок.

2. Специализация на мелкосерийном производстве и выпуске единичных экземпляров.

3. Преимущественная ориентация на создание продуктовых инноваций и оказание инновационных услуг, а не новых технологий.

4. Зависимость степени интенсивности инновационной деятельности от отрасли, в которой действуют малые предприятия.

Формами организации крупного инновационного бизнеса являются:

· крупные и средние промышленные предприятия;

· экономические объединения предприятий на базе интеграции;

· технопарковые структуры;

· технополисы.

К формам экономических объединений в рамках кооперации относятся:

консорциумы – краткосрочные объединения компаний по интересам, базирующиеся на временном совместном выполнении задач, управлении и исследованиях;

стратегические технологические альянсы – объединения промышленных компаний различных стран с целью углубленной научно-технической кооперации;

концерны – среднесрочные объединения компаний для осуществления крупных проектов;

совместные предприятия – объединения компаний на основе односторонней передачи лицензий или их взаимного обмена, а также совместного использования экспериментальных и производственных баз партнеров;

транснациональные корпорации и холдинги, образующие глобальную сеть предприятий, объединенных различными формами кооперации с целью концентрации интеллектуального капитала, активизации инновационных процессов и реализации задач «технологического прорыва» (всемирно известные компании «Интел», «Майкрософт», «Ксерокс», «Федерал Экспресс» и др.)

Технопарковые структуры - объединения в рамках единого территориального пространства и системы управления малых и крупных промышленных предприятий, исследовательских лабораторий и научно-исследовательских институтов, консалтинговых фирм и бизнес-инкубаторов.

Организуемые с целью инициирования и ускорения инновационных процессов технопарковые структуры занимаются комплексным решением важных задач по:

капитализации интеллектуального потенциала предприятий и созданию благоприятной и стимулирующей инновационную деятельность инфраструктуры;

мониторингу и созданию «информационного поля» знаний, изобретений и технологий;

повышению творческой активности персонала предприятий и генерированию инновационных идей;

проведению научно-технических изысканий и опытно-конструкторских разработок;

коммерциализации инноваций.

Технопарковые структуры имеют следующие организационные формы:

исследовательские и промышленные парки,

научно-технические, информационно-технологические и грюндерские центры,

парки высоких технологий.

Особую форму развития инновационного бизнеса представляют технополисы - территориальные зоны «высоких технологий», целью управления которыми является создание благоприятных условий жизнедеятельности специалистов и развитой инфраструктуры, необходимых для стимулирования экономического развития, экологической безопасности, социального комфорта и интенсификации освоения собственных интеллектуальных и творческих ресурсов.

В числе наиболее крупных технополисов и научно-технических парков можно назвать всемирно известную «Силиконовую долину» (Калифорния, США), сосредоточившую 17 концернов, ведущих разработки в области высоких технологий: «IBM», «Xerox», «HP», «Майкрософт» и другие, а также военно-промышленные научно-технические комплексы; «Бионическую долину» (Юта, США), «Дорога 128» (Массачусетс, США), «София-Антиполис» (Лазурный берег, Франция), технопарк «Зеленоград» (Московская область, Россия), Научный парк «Измайлово» (Москва, Россия).

Сетевая форма организации инновационного бизнеса представляет собой группу людей, объединившихся в управляющей компании, для заключения контрактов с промышленными предприятиями, транспортными агентствами, торгово-посредническими фирмами и предприятиями розничной торговли, объединенными в сеть.

Особенности сетевых организаций состоят в следующем:

§ использование коллективных активов нескольких компаний, расположенных в разных точках ценностной цепи;

§ использование рыночных механизмов управления потоками ресурсов;

§ рост заинтересованности участников в конечных результатах деятельности.

 

Общие положения

Рынок инноваций – специфический рынок, предметом торговли на котором является научно-техническая продукция, инновационные товары и услуги; характеризуется уникальностью предмета торговли, индивидуальным подходом к ценообразованию и условиям договора купли-продажи.

Научно-техническая продукция - результаты интеллектуальной деятельности, имеющие коммерческое значение и реализуемые потребителю преимущественно в нематериальной форме как совокупность научно-технической информации:

аналитические отчеты по научно-исследовательским, проектно-конструкторским, технологическим работам, результатами которых являются объекты интеллектуальной собственности; конструкторско-технологическая документация; программные продукты; бизнес-планы и т.д.;

знания и опыт, связанные с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Интеллектуальная собственность – собирательное понятие, означающее права на конкретные результаты интеллектуальной творческой деятельности человека в любой отрасли, а также права на средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненные работы и услуги.

Понятие интеллектуальной собственности введено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, в 1967 году.

 

Объекты интеллектуальной собственности:

1) объекты авторского и смежного права (произведения науки, включая программы для ЭВМ, базы данных, научные труды; произведения литературы и искусства);

2) объекты промышленной собственности (изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товара, пресечение недобросовестной конкуренции, топологии интегральных микросхем);

3) научные открытия (несмотря на отсутствие права собственности, имеют присвоенное имя первооткрывателя);

4) селекционные достижения.

Научно-техническая продукция монополизирована ее владельцами через авторское и патентное право, является товаром и имеет цену, определяемую доходностью ее применения и соответствующими стратегиями ценоообразования. На рынке научно-технической продукции широко применяется система дискриминационных цен, учитывающая инновационные возможности продавца и покупателя.

Трансферт (передача) технологий – процесс реализации научно-технической продукции.

Направления трансферта: вертикальное и горизонтальное.

Международный трансферт технологий осуществляется посредством международного экономического сотрудничества, разновидностями которого являются:

­ внешнеторговая кооперация;

­ инвестиционное сотрудничество;

­ производственная кооперация;

­ научно-техническое сотрудничество;

­ экономическое и техническое содействие;

­ валютно-финансовое сотрудничество.

Основу трансферта технологий могут составлять:

­ лицензионные соглашения, предполагающие среднесрочную передачу прав на «ноу-хау»;

­ франчайзинг, связанный со среднесрочной или долгосрочной передачей прав на использование торговой марки;

­ лизинг, подразумевающий аренду прав, технологий как таковых, лицензий;

­ кооперационные соглашения, обусловленные осуществлением специализированного производства комплектующих по технологии одного из партнеров, взаимным обменом технологиями между партнерами или совместной разработкой продукции, включая ее проектирование, изготовление и сборку.

Общие положения

Система инновационного менеджмента (далее - ИМ) предприятия включает:

управляющую подсистему (подразделения научно-производственной структуры предприятия);

управляемую подсистему (инновационная деятельность);

обеспечивающую подсистему (методическое, правовое, организационное и ресурсное обеспечение).

Стратегической целью ИМ на предприятии является формирование особой инновационной культуры, способствующей повышению экономической, социальной и экологической эффективности и конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках.

Цели второго уровня определяются элементами инновационной культуры (табл. 1).

 

Таблица 1 - Совокупность базовых целей ИМ предприятия

Составляющая организационной культуры Основные цели развития инновационной культуры
   
Материальная (производственная) культура внедрение информационных и компьютерных технологий управления производственными процессами, автоматизированных и роботизированных технологических линий, способствующих качественному изменению факторов производства и интеллектуализации труда; повышение качества и конкурентоспособности продукции за счет применения в основе ее технической новизны уникальных и радикальных высоких технологий, достижения мультифункциональности изготавливаемых изделий или, напротив, простоты использования и минифункциональности продукции; изменение культуры условий труда на основе дополнения базовых характеристик обеспечения санитарно-гигиенических и физиологических условий трудовой деятельности психологическими, социальными и эстетическими, способствующими повышению качества трудовой жизни; развитие информационной культуры предприятия как системы ценностей, обеспечивающей созидание и накопление новых знаний и способствующей внедрению информационных технологий во всех подсистемах функционирования предприятия (производство, документооборот, управление, внутренние и внешние коммуникации)

Продолжение таблицы 1

Духовная культура формирование культуры кадрового потенциала, открыто воспринимающего инновации, поддерживающего творчество и интеллектуальное развитие и таким образом стимулирующего различные виды инновационной активности предприятия через систему максимизации ценности знаний и предпринимательского капитала; формирование инновационной деловой культуры руководителя предприятия, стимулирующего распространение ценности инновационного развития во все сферы деятельности предприятия; формирование благоприятного морально-психологического климата в мультифункциональных командах, обеспечивающих проведение научных изысканий, технологической разведки, опытно-конструкторских работ и ускоренного освоения новых видов продукции (услуг);
  инновационное развитие личности через систему актуализации потребностей персонала предприятия в обучении, повышении квалификации, деловом, творческом и интеллектуальном росте, мотивации ведения здорового образа жизни и организационной приверженности
Экологическая культура формирование особого корпоративного имиджа предприятия, базирующегося на понятиях ценности окружающей среды и безопасности жизнедеятельности, что требует: поиск инновационных подходов к созданию экологически чистого и ресурсосберегающего производства; совершенствование экологических стандартов и стандартов качества выпускаемой продукции; пропаганда охраны окружающей среды.

 

Задачи управления инновационной деятельностью на предприятии определяются заданными целями, стадиями жизненного цикла нововведения и функциями ИМ.

 

Современные особенности организации ИМ предприятия:

­ усиление децентрализации управления инновациями;

­ региональная ориентация лабораторий НИОКР и маркетинговых служб;

­ интеграция с НИИ и вузами в рамках фундаментальных исследований;

­ использование аутсорсинга;

­ реорганизация предприятий с целью объединения отделов НИОКР и маркетинга в единое подразделение управления инновациями;

­ переход к интеграционным организационным структурам (матричной, сетевой, структуры по принципу «внутреннего рынка»);

­ активное использование венчурных подразделений, мультифункциональных команд, проектных бригад, а также координационных центров;

­ создание подразделений технологической разведки.

 

Сетевая структура управления инновациями предполагает виртуальное руководство инновационной деятельностью входящих в корпорацию предприятий единой управляющей компанией на основе использования информационных технологий сети Интернет.

Проектная форма организации инновационной деятельности предполагает создание временной мультифункциональной команды с одним руководителем для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации).

Матричная структура управления инновационной деятельностью представлена на рис. 1.

 

 

Руководитель организации

 


Рисунок 1 - Матричная структура управления инновационной деятельностью

 

Сердцевину структуры организации управления инновационной деятельностью по принципу «внутреннего рынка» составляют новые предприятия, образованные на основе производственных подразделений по производству продукции (услуг). Вспомогательные подразделения являются коммерческим центрами, продающими свои услуги другим подразделениям. Построение организации по принципу «внутреннего рынка» показано на рис.2.

Высший руководитель

 

Рисунок 2 - Структура управления инновационной организацией с «внутренним рынком»

 

Комплексная подготовка производства - это особый вид деятельности, совмещающий выработку научно-технической информации с ее превращением в материальный объект - новую продукцию; процесс непосредственного приложения труда коллектива работников в целях разработки и организации выпуска новых видов продукции или модернизации изготовляемых изделий.

Процесс подготовки производства по своей структуре неоднороден и состоит из множества процессов с различным содержанием.

По отношению к объекту управления выделяются собственно процессы подготовки производства и процессы управления подготовкой производства.

Создание новой продукции в отраслях промышленности осуществляется в определенной последовательности фаз единого процесса подготовки производства:

­ теоретические исследования, имеющие фундаментальный и поисковый характер;

­ прикладные исследования;

­ опытно-конструкторские работы;

­ технологическое проектирование и проектно-организационные работы;

­ техническое оснащение нового производства;

­ освоение производства новой продукции;

­ промышленное производство;

­ использование вновь созданного продукта в сфере эксплуатации;

­ разработка и освоение выпуска новых видов продукции;

­ обеспечение надлежащих технико-организационных условий для существенного повышения производительности труда в народном хозяйстве;

­ создание новой продукции, которая обладала бы высоким качественным уровнем при минимальных затратах на ее производство;

­ ускоренное освоение производства новых изделий;

­ экономия затрат, связанных с подготовкой производства и освоением новой продукции.

Освоением производства новых изделий называется производственный процесс их изготовления, в течение которого происходит необходимая отладка технологии, организации и планирования производства с целью выпуска новой продукции в заданном объеме, требуемого качества и достижение проектных экономических показателей.

Различают техническое, производственное и экономическое освоение.

Под техническим освоением понимается производственный процесс, в течение которого производство выходит на проектный уровень технических показателей новой продукции.

Производственное освоение начинается с выпуска первых серийных образцов и заканчивается выходом производства на проектную мощность по количеству выпускаемых машин.

Экономическое освоение новых изделий характеризуется постепенным снижением повышенных расходов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, вызванных освоением, снижением себестоимости продукции, повышением производительности труда, рентабельности, эффективности производства.

К методам организации перехода на выпуск новых изделий относятся: последовательный, параллельный, агрегатный, комплексно-совмещенный.

Процессу подготовки производства к выпуску новой продукции предшествует поиск и отбор идей инновации, который состоит из следующих последовательных этапов:

• поиск и генерирование идей нового продукта;

• предварительный отбор и оценка идей;

• детальная оценка идей нового продукта с тонки зрения их соответствия требованиям потребителей;

• окончательный отбор идей, принятие управленческого решения о приостановке или продолжении разработки нового продукта.

Социально-психологическая подготовка производства - это система мероприятий, направленных на повышение инновационной восприимчивости персонала предприятия.

Главной задачей социально-психологической подготовки производства является создание условий не только для исключения оппозиционного отношения (психологического барьера) к новой технике, но и для заинтересованности всего коллектива работников в скорейшем ее внедрении. Преодоление психологического барьера может быть достигнуто, если параллельно с организационно-техническими мероприятиями проводятся социально-психологические воздействия на коллектив.

Особую роль в повышении инновационной восприимчивости предприятия является формирование на нем особого инновационного типа организационной культуры.

Методы планирования инноваций можно классифицировать по следующим основным группам:

· продуктово-тематическое планирование инноваций;

· объемно-календарное планирование инноваций;

· сетевое планирование инноваций.

В системе инновационного прогнозирования выделяют следующие методы:

· прогнозирование на основе экстраполяции;

· экспертные методы прогнозирования;

· методы моделирования.

Затраты на инновационную деятельность – выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности.

Содержание затрат зависит от вида инновационной деятельности, которую осуществляет предприятие:

1) выполнение научных исследований, опытно-конструкторских разработок (НИОКР);

2) осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции;

3) выпуск новой или усовершенствованной продукции;

4) маркетинговая деятельность по продвижению новой или усовершенствованной продукции;

5) создание и развитие инновационной инфраструктуры;

6) организация финансирования инновационной деятельности;

7) передача или приобретение прав на объекты промышленной собственности;

8) экспертиза, консультационные, информационные и другие услуги по созданию и промышленному применению новой или усовершенствованной продукции.

Планирование затрат на инновационную деятельность – это часть планирования инновационных процессов, включающая планирование целей и задач инновационных решений, путей, средств, необходимых для достижения поставленных целей, методов и этапов их достижения.

При планировании инновационных затрат применяются следующие методы:

1) нормативный;

2) параметрический;

3) метод прямого счета (калькулирования);

4) метод аналогов;

5) НИР-мультипликатор;

6) метод определения затрат по удельным технико-экономическим показателям;

7) бенчмаркинг;

8) метод Райта.

Инновационный маркетинг – вид деятельности предприятия, направленный на выявление нужд и потребностей рынка и их удовлетворение путем создания инновационной продукции и услуг и открытия новых рынков.

Деятельность предприятия в рамках инновационного маркетинга включает:

проведение маркетинговых исследований и анализ рыночных возможностей;

отбор целевых рынков;

разработку комплекса стратегий маркетинга (товарная, ценовая, сбытовая, коммуникационная);

реализацию стратегий;

проведение рыночных испытаний инновационных продуктов и услуг.

Выделяют стратегический, тактический и оперативный инновационный маркетинг.

Стратегия управления инновационной деятельностью является важным элементом общей стратегии развития предприятия и служит основой динамического развития процесса воспроизводства.

К основным инновационным стратегиям относятся:

§ активно наступательная;

§ умеренно наступательная;

§ оборонительная;

§ остаточная.

Комплексная готовность новой продукции предполагает организационную, техническую, технологическую, экономическую, социально-психологическую, экологическую и правовую готовность.

 

О



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.197 с.)