Тема 1: «дифференциальная диагностика острых респираторных заболеваний вирусной и бактериальной этиологии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: «дифференциальная диагностика острых респираторных заболеваний вирусной и бактериальной этиологии»



I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний.

1. Назовите свойства вирусов гриппа, парагриппа, РС-инфекции, аденовирусов, хламидий и микоплазм.

2. Укажите возможные источники гриппа и др. ОРЗ.

3. Особенности иммунитета при гриппе и др. ОРЗ.

4. Клиника нейротоксикоза при гриппе.

5. Клиника крупа при парагриппе.

6. Клиника фаринго-конъюнктивальной лихорадки при аденовирнусной инфекции.

7. Признаки обструктивного синдрома при РС-инфекции.

8. Клиника респираторного хламидиоза.

9. Опишите катар верхних дыхательных путей микоплазменной этиологии.

10. С какими заболеваниями следует дифференцироватьь грипп, аденовирусную инфекцию, РС-инфекцию, респираторный хламидиоз, катар верхних дыхательных путей микоплазменной этиологию?

11. Укажите дифференциально-диагностические признаки гриппа, аденовирусной, РС- и риновирусной инфекций.

12. Назовите методы лабораторной диагностики гриппа и др. ОРЗ вирусной и бактериальной этиологии.

13. Лечение гипертермического и судорожного синдромов.

14. Назовите этиотропные препараты, применяющиеся при лечении гриппа, аденовирусной и РС-инфекции.

15. Принцип лечения ОРЗ вирусной этиологии.

16. Лечение хламидиозов и микоплазмоза.

17. Укажите противогриппозные вакцины.

18. Профилактика ОРЗ вирусной и бактериальной этиологии.

 

II Целевые задачи.

Студент должен знать: 1. Этиологию вирусных и бактериальных ОРЗ (токсические свойства, антигенная структура, изменчивость вируса гриппа, особенности других респираторных вирусов; свойства хламидий и микоплазм). 2. Эпидемиологию, особенности вспышки гриппа и др. ОРЗ в детских коллективах. 3. Правила размещения этих больных в стационаре с целью предупреждения внутрибольничного инфицирования. 4. Патогенез и морфологические изменения в органах и системах. 5. Методика осмотра больного. 6. Основные клинические синдромы гриппа и др. ОРЗ у детей, показатели тяжести. 7. Особенности клинических проявлений у детей раннего возраста. 8. Лабораторную диагностику (вирусологическое, РСК, РТГП, ИФА, РИА, МИФ), принципы ЦПР. План обследования больного. 9. Ранние признаки гриппа и др. ОРЗ, критерии диагностики. 10. Заболевания, с которыми следует проводить дифференциальный диагноз. 11. Алгоритм лечения больного с ОРЗ с учетом возраста, преморбидного фона, тяжести и периода заболевания. 12. Профилактические мероприятия в очаге, методы спец. профилактики гриппа. Студент должен уметь: 1. Соблюдать правила работы у постели больного с ОРЗ. 2. Собрать эпиданамнез, анамнез заболевания, направить больного в стационар, оформить документацию. 3. Осмотреть больного, выявить ведущие синдромы заболевания: нейротоксикоз, круп, обструктивный и абдоминальный синдромы, конъюнктивит и др. Выявить диагностические признаки гриппа и др. ОРЗ. 4. Отразить данные анамнеза и осмотра больного в истории болезни, обосновать предварительный диагноз. 5. Провести обследование больного, взять смывы из носа и зева на вирусы, испражнения на энтеро- и аденовирусы, мазки из зева на флору, взять кровь из вены для бактериологического, биохимического и серологического исследования. 6. Дать интерпретацию результатов лабораторного обследования. 7. Назначить лечение в зависимости от этиологии заболевания, основного синдрома, тяжести и периода болезни, возраста и сопутствующих заболеваний; оказать неотложную помощь детям больным ОРЗ; выписать рецепты на основные лекарственные средства. 8. Выписать ребенка в детский коллектив, написать эпикриз, дать рекомендации. 9. Провести противоэпидемические мероприятия в очаге. 10. Показания для госпитализации детей больных ОРЗ, принять больного в стационаре, оформить документацию. Осуществить госпитализацию по категориям изоляции. 11. Соблюдать морально-этические и профессиональные принципы работы при выявлении инфекционного больного, профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Список рекомендуемой литературы: Обязательная 1. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. инфекционные болезни у детей. М. «Медицина» 1990 г. Дополнительная 1. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным заболевания у детей Москва 1999 г. 2. Таточенко В.К. и др. «Вакцинопрофилактика (справочник для врачей)». – М:, Медицинв, 1994 г. 3. Минздрав РФ, союз педиатров России, Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка, «Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика». Пособие для врачей. Москва, 2002 г. 4. Учайкин В.Ф., Молочный В.П. «инфекционные токсикозы у детей» Москва 2002 г.
  1. Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности «Педиатрия» 040200
Москва, ВУНМЦ 2000г.
  1. Типовые тестовые задания по специальности «Педиатрия». Под редакцией профессора Володина Н.Н. и профессора Фадеевой М.А. Москва, ВУНМЦ 1998 г.
 

 

III Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Перечислите симптомы, характерные для гриппа:

 

а)
б)
в)

 

2. Укажите возможные осложнения при гриппе:

 

а)
б)
в)

 

3. Впишите синдром, характерный для парагриппа:

 

 

 

4. Какой симптом называют «визитной карточкой» аденовирусной инфекции:

 

 

 

5. Какой синдром является ведущим для РС-инфекции?

 

 

 

6. Опишите признаки характерные для бронхиолита:

 

а)
б)
в)

 

7. Укажите симптом, который является ведущим для риновирусной инфекции:

 

 

 

8. Какие симптомы характерны для микоплазменной инфекции?

 

а)
б)
в)

 

9. Назовите признаки типичные для респираторного хламидиоза:

 

а)
б)
в)
г)

 

10. Какой метод является оптимальным для диагностики хламидиоза?

 

 

 

 

11. Укажите наиболее эффективный этиотропный препарат, применяющийся при свином гриппе:

 

 

12. Проведите дифференциальную диагностику гриппа с менингококковой инфекцией:

 

а)
б)
в)
г)

 

13. Укажите признаки, отличающие дифтерийный круп от парагриппозного:

 

а)
б)
в)

 

14. Проведите дифференциальную диагностику аденовирусной инфекции с мононуклеозоподобным синдромом от инфекционного мононуклеоза:

 

а)
б)
в)
г)
д)

 

15. Какие признаки отличают коклюш от РС-инфекции?

 

а)
б)
в)
г)

 

16. Чем отличается крупозная пневмония от микоплазмозной?

 

а)
б)
в)
г)

 

 

17. Составить ситуационную задачу, из которой бы следовало, что у ребенка 5 лет грипп, назначить лечение.

18. Составьте таблицу дифференциально-диагностических критериев ОРВИ

 

признаки грипп Парагрипп Аденовирусная инфекция РС-инфекция Риновирусная инфекция Реовирусная инфекция
Ведущий клинический синдром            
Синдром интоксикации            
Температура тела            
Катаральный синдром            
Ринит            
Кашель            
Изменения в ротоглотке            
Ведущий с-м поражение респираторного тракта            
Поражение глаз            

Тестовый контроль

Укажите один правильный ответ.

1. Укажите, к какому семейству относится вирус гриппа:

а) ретровирусы

б) ортомиксовирусы

в) пикорнавирусы

2. Укажите симптом характерный для гриппа:

а) высокая лихорадка

б) увеличение печени и селезенки

в) некротическая ангина

3. Какое осложнение отмечается при гриппе:

а) пневмония

б) орхит

в) инвагинация кишечника

4. Выберите синдром, характерный для парагриппа:

а) экзантема

б) круп

в) пленчатый конъюнктивит

5. Укажите симптом, характерный для аденовирусной инфекции:

а) узловая эритема

б) конъюнктивит

в) боли в суставах

6. Укажите характерное проявление РС-инфекции:

а) сегментарный отёк легкого

б) бронхиолит

в) мелкопластинчатое шелушение

7. Укажите симптом, характерный для риновирусной инфекции:

а) упорный насморк

б) экзантема

в) параличи

8. Что характерно для микоплазменной инфекции:

а) упорные катаральные явления без экссудативного компонента

б) ригидность затылочных мышц

в) артрит

9. Что характерно для бронхиолита:

а) экспираторная одышка

б) сегментарный отек легкого

в) ангина

10. Какой признак типичен для респираторного хламидоза:

а) малиновый язык

б) бронхит с признаками мучительного кашля

в) сегментарный отек легкого

г) интерстициальная пневмония

д) нормальная СОЭ

е) ускоренная СОЭ

11. Для диагностики гриппа иммунофлюоресцентным методом в лабораторию направляют:

а) мочу

б) кал

в) носоглоточную слизь

г) кровь

12. Для экспресс-диагностики хламидоза оптимальным является:

а) ИФА

б) РСК в парных сыворотках

в) РТГА

г) РНГА

13. Лечение хламидоза проводят:

а) макролидами

б) нитрофуранами

в) пенициллинами

14. Выберите этиотропный препарат, применяющийся при гриппе:

а) пенициллин

б) арбидол

в) преднизалон

15. Проводится ли специальная профилактика хламидоза в РФ:

а) да

б) нет

16. Для синдрома крупа характерна одышка:

а) инспираторная

б) смешанная

в) экспираторная

17. При определении степени стеноза гортани необходимо учитывать:

а) наличие в легких влажных хрипов

б) степень дыхательной недостаточности

в) наличие систолического шума в сердце

г) шумное дыхание

 

Эталоны ответов:

1. б

2. а

3. а

4. б

5. б

6. б

7. а

8. а

9. а

10. б

11. в

12. а

13. а

14. б

15. б

16. а

17. б

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.041 с.)