Кафедра детских инфекционных болезней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра детских инфекционных болезней



КАФЕДРА ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДЕТСКИМ ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 6 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ВЕССЕННИЙ СЕМЕСТР

Владикавказ – 2011

 

ТЕМА 1: «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ВИРУСНОЙ И БАКТЕРИАЛЬНОЙ ЭТИОЛОГИИ»

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний.

1. Назовите свойства вирусов гриппа, парагриппа, РС-инфекции, аденовирусов, хламидий и микоплазм.

2. Укажите возможные источники гриппа и др. ОРЗ.

3. Особенности иммунитета при гриппе и др. ОРЗ.

4. Клиника нейротоксикоза при гриппе.

5. Клиника крупа при парагриппе.

6. Клиника фаринго-конъюнктивальной лихорадки при аденовирнусной инфекции.

7. Признаки обструктивного синдрома при РС-инфекции.

8. Клиника респираторного хламидиоза.

9. Опишите катар верхних дыхательных путей микоплазменной этиологии.

10. С какими заболеваниями следует дифференцироватьь грипп, аденовирусную инфекцию, РС-инфекцию, респираторный хламидиоз, катар верхних дыхательных путей микоплазменной этиологию?

11. Укажите дифференциально-диагностические признаки гриппа, аденовирусной, РС- и риновирусной инфекций.

12. Назовите методы лабораторной диагностики гриппа и др. ОРЗ вирусной и бактериальной этиологии.

13. Лечение гипертермического и судорожного синдромов.

14. Назовите этиотропные препараты, применяющиеся при лечении гриппа, аденовирусной и РС-инфекции.

15. Принцип лечения ОРЗ вирусной этиологии.

16. Лечение хламидиозов и микоплазмоза.

17. Укажите противогриппозные вакцины.

18. Профилактика ОРЗ вирусной и бактериальной этиологии.

 

II Целевые задачи.

Студент должен знать: 1. Этиологию вирусных и бактериальных ОРЗ (токсические свойства, антигенная структура, изменчивость вируса гриппа, особенности других респираторных вирусов; свойства хламидий и микоплазм). 2. Эпидемиологию, особенности вспышки гриппа и др. ОРЗ в детских коллективах. 3. Правила размещения этих больных в стационаре с целью предупреждения внутрибольничного инфицирования. 4. Патогенез и морфологические изменения в органах и системах. 5. Методика осмотра больного. 6. Основные клинические синдромы гриппа и др. ОРЗ у детей, показатели тяжести. 7. Особенности клинических проявлений у детей раннего возраста. 8. Лабораторную диагностику (вирусологическое, РСК, РТГП, ИФА, РИА, МИФ), принципы ЦПР. План обследования больного. 9. Ранние признаки гриппа и др. ОРЗ, критерии диагностики. 10. Заболевания, с которыми следует проводить дифференциальный диагноз. 11. Алгоритм лечения больного с ОРЗ с учетом возраста, преморбидного фона, тяжести и периода заболевания. 12. Профилактические мероприятия в очаге, методы спец. профилактики гриппа. Студент должен уметь: 1. Соблюдать правила работы у постели больного с ОРЗ. 2. Собрать эпиданамнез, анамнез заболевания, направить больного в стационар, оформить документацию. 3. Осмотреть больного, выявить ведущие синдромы заболевания: нейротоксикоз, круп, обструктивный и абдоминальный синдромы, конъюнктивит и др. Выявить диагностические признаки гриппа и др. ОРЗ. 4. Отразить данные анамнеза и осмотра больного в истории болезни, обосновать предварительный диагноз. 5. Провести обследование больного, взять смывы из носа и зева на вирусы, испражнения на энтеро- и аденовирусы, мазки из зева на флору, взять кровь из вены для бактериологического, биохимического и серологического исследования. 6. Дать интерпретацию результатов лабораторного обследования. 7. Назначить лечение в зависимости от этиологии заболевания, основного синдрома, тяжести и периода болезни, возраста и сопутствующих заболеваний; оказать неотложную помощь детям больным ОРЗ; выписать рецепты на основные лекарственные средства. 8. Выписать ребенка в детский коллектив, написать эпикриз, дать рекомендации. 9. Провести противоэпидемические мероприятия в очаге. 10. Показания для госпитализации детей больных ОРЗ, принять больного в стационаре, оформить документацию. Осуществить госпитализацию по категориям изоляции. 11. Соблюдать морально-этические и профессиональные принципы работы при выявлении инфекционного больного, профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Список рекомендуемой литературы: Обязательная 1. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. инфекционные болезни у детей. М. «Медицина» 1990 г. Дополнительная 1. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным заболевания у детей Москва 1999 г. 2. Таточенко В.К. и др. «Вакцинопрофилактика (справочник для врачей)». – М:, Медицинв, 1994 г. 3. Минздрав РФ, союз педиатров России, Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка, «Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика». Пособие для врачей. Москва, 2002 г. 4. Учайкин В.Ф., Молочный В.П. «инфекционные токсикозы у детей» Москва 2002 г.
  1. Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности «Педиатрия» 040200
Москва, ВУНМЦ 2000г.
  1. Типовые тестовые задания по специальности «Педиатрия». Под редакцией профессора Володина Н.Н. и профессора Фадеевой М.А. Москва, ВУНМЦ 1998 г.
 

 

III Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Перечислите симптомы, характерные для гриппа:

 

а)
б)
в)

 

2. Укажите возможные осложнения при гриппе:

 

а)
б)
в)

 

3. Впишите синдром, характерный для парагриппа:

 

 

 

4. Какой симптом называют «визитной карточкой» аденовирусной инфекции:

 

 

 

5. Какой синдром является ведущим для РС-инфекции?

 

 

 

6. Опишите признаки характерные для бронхиолита:

 

а)
б)
в)

 

7. Укажите симптом, который является ведущим для риновирусной инфекции:

 

 

 

8. Какие симптомы характерны для микоплазменной инфекции?

 

а)
б)
в)

 

9. Назовите признаки типичные для респираторного хламидиоза:

 

а)
б)
в)
г)

 

10. Какой метод является оптимальным для диагностики хламидиоза?

 

 

 

 

11. Укажите наиболее эффективный этиотропный препарат, применяющийся при свином гриппе:

 

 

12. Проведите дифференциальную диагностику гриппа с менингококковой инфекцией:

 

а)
б)
в)
г)

 

13. Укажите признаки, отличающие дифтерийный круп от парагриппозного:

 

а)
б)
в)

 

14. Проведите дифференциальную диагностику аденовирусной инфекции с мононуклеозоподобным синдромом от инфекционного мононуклеоза:

 

а)
б)
в)
г)
д)

 

15. Какие признаки отличают коклюш от РС-инфекции?

 

а)
б)
в)
г)

 

16. Чем отличается крупозная пневмония от микоплазмозной?

 

а)
б)
в)
г)

 

 

17. Составить ситуационную задачу, из которой бы следовало, что у ребенка 5 лет грипп, назначить лечение.

18. Составьте таблицу дифференциально-диагностических критериев ОРВИ

 

признаки грипп Парагрипп Аденовирусная инфекция РС-инфекция Риновирусная инфекция Реовирусная инфекция
Ведущий клинический синдром            
Синдром интоксикации            
Температура тела            
Катаральный синдром            
Ринит            
Кашель            
Изменения в ротоглотке            
Ведущий с-м поражение респираторного тракта            
Поражение глаз            

Тестовый контроль

Укажите один правильный ответ.

1. Укажите, к какому семейству относится вирус гриппа:

а) ретровирусы

б) ортомиксовирусы

в) пикорнавирусы

2. Укажите симптом характерный для гриппа:

а) высокая лихорадка

б) увеличение печени и селезенки

в) некротическая ангина

3. Какое осложнение отмечается при гриппе:

а) пневмония

б) орхит

в) инвагинация кишечника

4. Выберите синдром, характерный для парагриппа:

а) экзантема

б) круп

в) пленчатый конъюнктивит

5. Укажите симптом, характерный для аденовирусной инфекции:

а) узловая эритема

б) конъюнктивит

в) боли в суставах

6. Укажите характерное проявление РС-инфекции:

а) сегментарный отёк легкого

б) бронхиолит

в) мелкопластинчатое шелушение

7. Укажите симптом, характерный для риновирусной инфекции:

а) упорный насморк

б) экзантема

в) параличи

8. Что характерно для микоплазменной инфекции:

а) упорные катаральные явления без экссудативного компонента

б) ригидность затылочных мышц

в) артрит

9. Что характерно для бронхиолита:

а) экспираторная одышка

б) сегментарный отек легкого

в) ангина

10. Какой признак типичен для респираторного хламидоза:

а) малиновый язык

б) бронхит с признаками мучительного кашля

в) сегментарный отек легкого

г) интерстициальная пневмония

д) нормальная СОЭ

е) ускоренная СОЭ

11. Для диагностики гриппа иммунофлюоресцентным методом в лабораторию направляют:

а) мочу

б) кал

в) носоглоточную слизь

г) кровь

12. Для экспресс-диагностики хламидоза оптимальным является:

а) ИФА

б) РСК в парных сыворотках

в) РТГА

г) РНГА

13. Лечение хламидоза проводят:

а) макролидами

б) нитрофуранами

в) пенициллинами

14. Выберите этиотропный препарат, применяющийся при гриппе:

а) пенициллин

б) арбидол

в) преднизалон

15. Проводится ли специальная профилактика хламидоза в РФ:

а) да

б) нет

16. Для синдрома крупа характерна одышка:

а) инспираторная

б) смешанная

в) экспираторная

17. При определении степени стеноза гортани необходимо учитывать:

а) наличие в легких влажных хрипов

б) степень дыхательной недостаточности

в) наличие систолического шума в сердце

г) шумное дыхание

 

Эталоны ответов:

1. б

2. а

3. а

4. б

5. б

6. б

7. а

8. а

9. а

10. б

11. в

12. а

13. а

14. б

15. б

16. а

17. б

 

Тестовый контроль.

Лечение хламидиоза проводят

а)аминогликозидами

б) цефалоспоринами

в) нитрофуранами

г) макролидами

д) пенициллином

 

Установите соответствие

 

Заболевание Характер сыпи

1) скарлатина а) пятнисто-папулезная

2) корь б) везикулярная

3) брюшной тиф в) мелкоточечная

г) розеолезная

д) анулярная

Ответы: 1____, 2____, 3____

 

I Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний.

1. Свойства возбудителей гнойных и серозных менингитов, энцефалитвов.

2. Источники и пути передачи данных форм нейроинфекции.

3. Патогенез.

4. Назовите основные синдромы гнойного и серозного менингита и энцефалита.

5. Клинические формы этих заболеваний.

6. Клиника ИТШ и отека-набухания мозга.

7. Укажите изменения в общем анализе крови и в ликворе при гнойных и серозных менингитах, энцефалитах.

8. Проведите дифференциальный диагноз этих заболеваний.

9. Перечислите принципы лечения.

10. Укажите противоэпидемические мероприятия в очаге.

 

II Целевые задачи.

Студент должен знать: 1. Правила размещения больных с нейроинфекциями в стационарах с целью предупреждения внутрибольничной инфекции. 2. Правила проведения противоэпидемических мероприятий в очаге. 3. Этиологию, эпидемиологию и патогенез гнойных и серозных менингитов и энцефалитов. 4. Ведущие симптомы и ранние признаки нейроинфекции, классификацию. 5. Методику осмотра больного ребенка с нейроинфекцией. 6. План обследования больного, методику проведения спинномозговой пункции, оценить результаты исследования ликвора. 7. Алгоритм лечения больного с учетом возраста, преморбидного фона, тяжести и периода заболевания. 8. Неотложную терапию ИТШ и отека-набухания головного мозга. 9. Специфическая профилактика, особенности при менингококковом менингите. 10. Признаки патогенности возбудителей нейроинфекции. 11. Принцип постановки серологических реакций РПГА, РСК, ИФА, ПЦР и др.   Студент должен уметь: 1. Соблюдать правила работы у постели больных детей с нейроинфекциями. 2. Собрать анамнез заболевания и эпид.анамнез, направить больного в стационар, оформить документацию. 3. Принять больного с нейроинфекцией в стационар, оформить документацию, осуществить госпитализацию по категориям изоляции. 4. Осмотреть больного и выявить наличие и характер сыпи (при менинго- и пневмококкемии), гиперестезию, гиперакузию, светобоязнь, оценить состояние ЦНС, степень нарушения сознания, менингиальные и энцефалические симптомы. 5. Отразить данные в истории болезни, обосновать предварительный диагноз. 6. Провести параклиническое обследование: взятие мазков из носоглотки на микрофлору, смывы слизи из носоглотки на вирусы, соскоб элементов сыпи, бактериологическое и вирусологическое исследование крови, ликвора; назначить серологическое обследование, оценить анализ периферической крови; обратить внимание на изменения глазного дна, назначить ЭЭГ и др. инструментальные исследования по показаниям. 7. Назначить лечение в зависимости от формы нейроинфекции, возраста, периода болезни, преморбидного фона; выписать рецепты на препараты используемые в лечении (пенициллин, цефтриаксон, зовиракс и др.). 8. Спланировать противоэпидемические мероприятия в очаге. 9. Выписать ребенка из стационара в детский коллектив. Написать эпикриз, указать рекомендации, сроки диспансерного наблюдения. 10. Соблюдать морально-этические и профессиональные принципы работы при выявлении инфекционного больного, проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Список рекомендуемой литературы: Обязательная 1. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. инфекционные болезни у детей. М. «Медицина» 1990 г. Дополнительная 1. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным заболеваниям у детей. - Москва, 1999 г. 2. Лещинская Е.В., Мартыненко И.Н. «Острые вирусные энцефалиты у детей». – М: Медицина 1990 г. 3. Покровский В.И., Фаворова Л.А., Костюкова Н.Н. «Менингококковая инфекция». – М.: «Медицина», 1976 г. 4. Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности «Педиатрия» 040200 Москва, ВУНМЦ 2000г. 5. Типовые тестовые задания по специальности «Педиатрия». Под редакцией профессора Володина Н.Н. и профессора Фадеевой М.А. Москва, ВУНМЦ 1998 г.  

 

 

III Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Укажите возбудителя гнойных менингитов у детей до 3 месяцев:

 

а)
б)
в)
г)
д)
е)

 

2. Впишите ранний признак гнойного менингита:

 

 

 

3. Перечислите менингиальные симптомы:

 

а)
б)
в)
г)
д)

 

4. Какие симптомы отмечаются у детей грудного возраста при менингококковом менингите:

 

а)
б)
в)
г)
д)

 

5. Опишите изменения ликвора при гнойном менингите:

 

а)
б)
в)
г)
д)

 

6. Какая особенность характерна для гемофильного менингита:

 

 

 

7. При каком менингите в первые сутки болезни наблюдается расстройства сознания:

 

 

 

8. Ликвор при серозном менингите энтеровирусной этиологии: прозрачный, цитоз лимфоцитарный-

а) верно

б) неверно

 

9. Впишите признаки, характерные для герпетического энцефалита

 

а)
б)
в)

 

10. Когда развивается энцефалит при кори:

 

 

 

11. В каком возрасте у детей возможен энцефалит при краснухе:

 

 

 

12. Какой отдел ЦНС чаще поражается при ветряночном энцефалите:

 

 

 

 

13. Составьте ситуационную задачу, из которой будет следовать, что у ребенка 8 лет ветряночный энцефалит, назначьте лечение.

14. Составьте таблицу дифференциально-диагностических признаков менингитов у детей.

 

Признаки Паротит н ый менингит Энтеровирусный менингит Хорио менингит Менингит при гриппе и др. ОРВИ Туберкулез ный менингит Менингит приобщих инфекционных заболеваниях Менингит менингококковый Менингит вторичный гнойный
Эпидемиологические данные                  
Сезонность                    
Возраст                    
Характерное начало                  
Общеинфекционные симптомы                  
Общесоматические признаки                  
Сроки проявления менингиального синдрома                  
Наличие очаговых симптомов                  
Динамика неврологической симптоматики                  
Изменения цереброспинальной жидкости                  

Тестовый контроль

Менингиты и менингоэнцефалиты при инфекционных заболеваний у детей.

Укажите один правильный ответ.

1. Укажите возбудитель гнойного менингита:

а) вирус Эпштейн-Барр

б) менингококк

2. Пути передачи менингококковой инфекции:

а) воздушно-капельный

б) контактный

в) фекально-оральный

г) пищевой

3. У детей грудного возраста, больных менингококковым менингитом, отмечается:

а) отек шейной клетчатки

б) выбухание большого родничка

в) желтуха

4. Сыпь при менингококкемии:

а) аннулярная

б) геморрагическая звездчатая

в) пятнисто-папулёзня

5. Фульминантная форма менингококковой инфекции чаще возникает у детей:

а) раннего возраста

б) старшего возраста

6. Рвота при менингитах:

а) не связана с приёмом пищи

б) возникает по утрам

7. Для серозного менингита при энтеровирусной инфекции характерен:

а) прозрачный лимфоцитарный ликвор

б) мутный ликвор

в) нейтрофилез в ликворе

8. Для герпетического энцефалита свойственна:

а) потеря сознания

б) боли в животе

в) лимфаденит

9. Серозный менингит отмечается при паратитной инфекции:

а) верно

б) не верно

10. Клинический симптом характерный для паротитного менингита:

а) геморрагическая сыпь на коже

б) менингеальные знаки

в) диарея

11. Суточная доза пенициллина при менингококковом менингите:

а) 300-400 тыс. ЕД/кг массы тела

б) 50-100 тыс. ЕД/кг массы тела

в) 100-200 тыс. ЕД/кг массы тела

12. При менингококковом менингите отменить антибиотик возможно при цитозе в ликворе:

а) 1000 клеток в 1 мкл.

б) 50 клеток в 1 мкл.

в) 300 клеток в 1 мкл.

13. При герпетическом энцефалите назначают:

а) зовиракс (ациловир)

б) бисептол

14. Диспансерное наблюдение детей, перенесших гнойный менингит проводится:

а) в течение 2 лет

б) в течение 6 месяцев

в) не проводится

15. Профилактика менингококковой инфекции прводится:

а) живой вакциной

б) убитой вакциной

в) полисахаридной вакциной

 

Эталоны ответов:

1. в

2. а

3. б

4. б

5. а

6. а

7. а

8. а

9. а

10. б

11. а

12. б

13. а

14. а

15. а

 

Тема 6: Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний, сопровождающихся экзантемами.

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. Этиологическая структура заболеваний, сопровождающихся появлением экзантем.

2. Какие элементы сыпи относятся к первичным, а какие к вторичным.

3. Какие заболевания сопровождаются появлением мелкоточечной сыпи.

4. Какие заболевания сопровождаются появлением пятнисто-папулезной сыпи.

5. Какие заболевания сопровождаются появлением везикулезной сыпи.

6. Какие заболевания сопровождаются появлением геморрагической сыпи.

7. Понятие истинного и ложного полиморфизма сыпи.

8. При каких заболеваниях встречается истинный полиморфизм сыпи.

9. При каких заболеваниях встречается ложный полиморфизм сыпи.

 

II. Основные знания и умения:

Студент должен знать: 1. Правила размещения больных с инфекционными экзантемами в стационарах с целью предупреждения внутрибольничной инфекции. 2. Правила проведения противоэпидемических мероприятий в очаге. 3. Этиологическую структуру заболеваний, сопровождающихся экзантемами. 4. Ведущие симптомы заболеваний, сопровождающихся экзантемами. 5. Основные этапы патогенеза возникновения сыпи. 6. Методику осмотра ребенка с кожными высыпаниями. 7. План обследования больного ребёнка. 8. Критерии диагностики экзантем на начальном и заключительном этапе заболевания. 9. Алгоритм лечения больного с учетом возраста, преморбидного фона ребенка, тяжести и периода заболевания. 10. Особенности проведения профилактики. 11. Признаки патогенности возбудителей инфекционных заболеваний. 12. Принцип постановки серологических реакций РПГА, РСК, иммуноферментного анализа, цепной полимеразной реакции и др.   Студент должен уметь: 1. Собрать анамнез инфекционного больного и эпидемиологический анамнез. 2. Направить инфекционного больного в стационар, оформить документацию. 3. Принять инфекционного больного в стационаре, оформить документацию. Осуществить госпитализацию по категориям изоляции. 4. Соблюдать основные принципы работы у постели инфекционного больного в условиях общего и боксированного детского отделения. 5. Осмотреть инфекционного больного, выявить диагностические признаки инфекционного заболевания. 6. Обосновать диагноз. Оформить историю болезни инфекционного больного в стационаре, наметить план обследования и лечения, написать этапный и заключительный эпикриз. 7. Провести следующие диагностические манипуляции: - взять кровь из вены для бактериологического, серологического и биохимического исследования; - провести забор материала для бактериологического исследования кала и мочи. 8. Назначить лечение инфекционному больному, выписать рецепты на основные лекарственные препараты. 9. Оказать неотложную помощь инфекционному больному. 10. Выписать ребёнка после перенесенного инфекционного заболевания из стационара в детский коллектив, оформить соответствующую документацию. 11. Осуществить катамнестическое и диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими инфекционное заболевание, с оформлением соответствующей документации. 12. Соблюдать морально-этические и профессиональные принципы работы при выявлении инфекционного больного, проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий. Перечень учебной литературы к занятию. Обязательная. 1. В.Ф. Учайкин, Н.И. Нисевич, О.В. Шамшева «Инфекционные болезни у детей», 2006 г. 2. Н.И. Нисевич, В.Ф. Учайкин "Инфекционные болезни у детей" Москва "Медицина" 1990г. Дополнительная. 1. Руководство по инфекционным болезням у детей. В.Ф. Учайкин. Москва "ГЭОТАР МЕДИЦИНА" 1999г. 2. Э.Н. Симованьян «Инфекционные болезни у детей. Справочник в вопросах и ответах», 2002 г. 3. Э.Н. Симованьян «Инфекционные болезни у детей», 2006 г. 4. В.Ф. Учайкин, А.А. Новокшонов, Л.Н. Мазанкова, Н.В. Соколова "Классификация острых кишечных инфекций у детей по типу диареи, критерии диагностики и лечения" Пособие для врачей. Москва 2004г. 5. Приказ Минздрава Российской Федерации №270 19.02.2002 г. «Об утверждении программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году». 6. Приказ Минздрава Российской Федерации №117 от 21.03.2003 г. "О реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году"". 7. Постановление Минздрава Российской Федерации, главного государственного санитарного врача РФ Г.Г. Онищенко №42 от 25.11.2002 г. «О введении в действие санитарных правил СИ 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита». 8. Учайкин В.Ф., Шамшева О.В. Вакцинопрофилактика. Настоящее и будущее. Москва «ГЭОТАР МЕДИЦИНА», 2001 г. C. 135–141. 9. Рамонова А.М., Албегова Б.З., Гуссоева И.Г., Геладзе Н.А., Бесаева О.Б. «Инфекционные болезни у детей». Сборник методических материалов для студентов шестого курса педиатрического факультета. Часть I. Г.Владикавказ 2008 год 10. Рамонова А.М., Албегова Б.З., Гуссоева И.Г., Геладзе Н.А., Бесаева О.Б. «Инфекционные болезни у детей». Сборник методических материалов для студентов шестого курса педиатрического факультета. Часть II. Г.Владикавказ 2008 год 11. Рамонова А.М., Албегова Б.З., Гуссоева И.Г., Геладзе Н.А., Бесаева О.Б. «Инфекционные болезни у детей». Сборник методических материалов для студентов шестого курса педиатрического факультета. Часть III. Г.Владикавказ 2008 год

III. Задания для самостоятельной работы:

1. Дополните:

Корь – ___________ инфекция, передающаяся ____________________ путем, характеризующаяся _________________ течения, синдромами интоксикации, ____________________ и ____________.

 

2. Дополните:

Эпидемиологическая классификация случаев кори (по приказу):

- случай острого заболевания, при котором имеется один или несколько типичных клинических признаков кори, перечисленных, выше следует считать ____________________

- случай острого заболевания, при котором имеются клинические признаки, отвечающие стандартному определению случая кори, следует считать ______________________

- случай острого заболевания классифицированный как «подозрительный» или «вероятный» после лабораторного подтверждения диагноза считается ___________________

 

3. Впишите в квадрат:

Что включает «классический синдром врожденной краснухи»:

           
 
 
 
 
 
 

 


4. Составьте схему дифференциальной диагностики инфекционных заболеваний, сопровождающихся везикулезной сыпью.

5. Геморрагическая сыпь является ведущим симптомом следующих инфекционных заболеваний (назовите 2-3):

·

·

·

 

6. Составьте ситуационную задачу, согласно которой у ребенка 6 лет «Ветряная оспа. Среднетяжелая форма».

7. Составьте 3 тестовых задания по характерным особенностям сыпи при кори, скарлатине, менингококкцемии.

 

IV. Тестовые задания для самоконтроля:

1. Для герпетической инфекции характерна сыпь:

1) геморрагическая

2) везикулезная

 

2. Для менингококцемии звездчатая геморрагическая сыпь

1) характерна

2) не характерна

 

3. Появление звездчатой сыпи при менингококцемии обусловлено

1) образованием иммунных комплексов

2) бактериальными тромбами

3) повышением проницаемости сосудов

 

4. Сыпь при ветряной оспе

1) мелкоточечная

2) везикулезная

3) пятнисто-папулезная

 

5. Типичными для энтеровирусной экзантемы являются

1) мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне кожи

2) мелкоточечная сыпь на неизмененном фоне кожи

3) лихорадка

4) склерит

5) катаральные явления

6) пятнисто-папулезная сыпь

 

6. Сыпь при краснухе

1) пятнистая, иногда папулезная, розового цвета, на неизмененном фоне кожи

2) уртикарная, неправильной формы, иногда сливается

3) папулезно-везикулезная

4) геморрагическая

 

7. Заболевание Характер сыпи

1) брюшной тиф а) обильная, розеолезно-петезиальная

2) кишечный иерсиниоз б) пятнисто-папулезная или

скарлатиноподобная

в) необильная, типа розеол.

 

8. Сыпь при ветряной оспе появляется

1) в течении нескольких дней, «толчкообразно»

2) поэтапно: в 1-й день болезни - на лице, во 2-й день болезни - на туловище, в 3-й день болезни - на конечностях.

 

9. Заболевание Характер сыпи

1) скарлатина а) уртикарная

2) ветряная оспа б) геморрагическая

3) корь в) везикулезная

4) менингококковая инфекция г) мелкоточечная

д) пятнисто-папулезная

 

10. Развитие сыпи при ветряной оспе

1) ___-корочка

2) ___-везикула

3) ___-пятно

4) ___-папула

 

11. Для кори характерна сыпь

1) мелкоточечная

2) пятнисто-папулезная

3) везикулезная

 

12. Коревую сыпь характеризуют

1) одномоментность высыпания

2) пятнисто-папулезный характер

3) гиперемированный фон кожи

4) этапность высыпания

5) тенденция к слиянию элементов сыпи

6) геморрагическое пропитывание сыпи

7) пластинчатое шелушение

 

13. Заболевание Характер сыпи

1) скарлатина а) пятнисто-папулезная

2) корь б) везикулярная

3) брюшной тиф в) мелкоточечная

г) розеолезная

д) анулярная

 

14. Сыпь у больного псевдотуберкулёзом чаще появляется

1) на 1-3 день болезни

2) на 5-7 день болезни

3) на 7-10 день болезни

4) на 10-14 день болезни

 

Эталоны ответов:

 

1. 2

2. 1

3. 2

4. 2

5. 2, 3, 4, 6

6. 1

7. 1 – в, 2 – б

8. 1

9. 1 – г, 2 – в, 3 – д, 4 – б

10. 3 – 4 – 2 – 1

11. 2

12. 2, 4, 5

13. 1 – в, 2 – а, 3 – г

14. 1

 

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

Пути инфицирования Э.И.

а) трансмиссивный

б) фекально-оральный

в) воздушно-капельный

г) трансплацентарный

Что характерно для Э.И.

а) боли в суставах

б) лихорадка

в) миалгия

г) энцефаломиокардит новорожденных

д) узловая эритема

Тестовый контроль.

I Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний.

1. Какова этиология вирусных гепатитов?

2. Пути инфицирования вирусных гепатитов.

3. Этиология врожденных гепатитов.

4. Имеет ли значение для возникновения врожденного гепатита высокая концентрация и персистенция возбудителя в организме беременной?

5. Какое значение имеет для возникновения врожденного гепатита концентрация HBsAg и особенно наличие HBeAg в крови матери?

6. Варианты течения врожденного гепатита и основные симптомы.

7. Имеют ли решающее значение обнаружение маркеров HB – вирусной инфекции у ребенка и матери (HBsAg, HBeAg, анти-HBcIgM и др.)?

8. Протокол лечения.

9. Врожденный цитомегаловирусный гепатит возникает изолированно или на фоне общего тяжелого состояния с вовлечением в патологический процесс ЦНС, легких, ЖКТ?

10. На чем основывается диагностика врожденного цитомегаловирусного гепатита?

11. Лечение ЦМВ-гепатита.

12. Врожденный токсоплазмозный гепатит, особенности клинических проявлений.

13. Диагностика врожденного токсоплазмозного гепатита.

14. Исходы врожденного токсоплазмозного гепатита.

15. Лечение токсоплазмозного гепатита.

16. Клинические особенности врожденного герпетического гепатита.

17. Лечение. Диагноз. Исходы врожденного герпетического гепатита.

18. Врожденный энтеровирусный коксаки гепатит. Клинические особенности, диагностика, лечение.

19. Клинические особенности врожденного листериозного гепатита. Дифференциальный диагноз. Лабораторная диагностика. Лечение.

20. Клинические особенности стафилококкового врожденного гепатита.

 

II Целевые задачи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.48 с.)