Осуществление инвестиционной деятельности на территории свободных экономических зон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осуществление инвестиционной деятельности на территории свободных экономических зон.



Правовая регламентация деятельности субъектов хозяйствования в свободных экономических зонах (СЭЗ) на территории Республики Беларусь осуществляется Законом Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» (в ред. от 22.12.2011, далее – Закон о СЭЗ), Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» (в ред. от 24.02.2012, далее – Указ № 262).

В соответствии со ст. 1 Закона СЭЗ свободная экономическая зона (СЭЗ) – часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Российские исследователи предлагают более узко трактовать СЭЗ, не выделяя в качестве признака наличие специального правового режима. Так, по мнению Целовальниковой И.Ю., СЭЗ – это часть национального экономического пространства…, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других частях»[97].

Между тем СЭЗ – это не только льготы и стимулы, но и специальные правила при осуществлении государственной регистрации субъектов хозяйствования в части уполномоченных на ее осуществление субъектов, поскольку в соответствии с п. 9 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (в ред. от 28.05.2012), государственная регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах осуществляется администрациями СЭЗ. Кроме того, применительно к порядку распоряжения государственным имуществом администрации свободных экономических зон уполномочены осуществлять ряд распорядительных действий (п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом»), поскольку и сама СЭЗ и ее администрация как орган управления СЭЗ (является республиканским юридическим лицом – учреждением) создаются в специально установленном порядке.

Таким образом, перечисленные особенности СЭЗ и ряд других позволяют констатировать не только применение ряда льгот и стимулов или преференций, но и наличие специального правового режима в рамках СЭЗ, то есть совокупности правовых норм, устанавливающих специальные правила создания и деятельности СЭЗ, специальные правила для резидентов СЭЗ, в том числе особые порядок и условия исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, включая налоговые льготы. Данный правовой режим устанавливается в том числе и в целях создания благоприятных инвестиционных условий и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь.

В этом контексте логична норма законодательства о том, что в рамках СЭЗ создается специальный правовой режим СЭЗ, понимаемый как совокупность правовых норм, предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности (ст. 1 Закона о СЭЗ).

В настоящее время в Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ: СЭЗ "Брест", СЭЗ "Минск", СЭЗ "Гомель-Ратон", СЭЗ "Витебск", СЭЗ "Могилев" и СЭЗ "Гродноинвест" на соответствующих территориях.

Надо отметить, что законодательством предусмотрена возможность создания в Республике Беларусь СЭЗ функционального типа, который определяется целями создания свободной экономической зоны и характером планируемой в ней деятельности, а также комплексных СЭЗ для реализации целей и осуществления деятельности, свойственных различным функциональным типам свободных экономических зон. С учетом типизации существующие в республике СЭЗ следует отнести к комплексным.

Каждая СЭЗ действует на основании законодательства, в том числе на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 657 «Об утверждении положений о свободных экономических зонах и внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь (признании отдельных из них либо их положений утратившими силу) по вопросам деятельности свободных экономических зон» (в ред. от 12.05.2010), которым утверждены Положение о свободной экономической зоне "Брест", Положение о свободной экономической зоне "Витебск", Положение о свободной экономической зоне "Гомель-Ратон", Положение о свободной экономической зоне "Гродноинвест", Положение о свободной экономической зоне "Минск", Положение о свободной экономической зоне "Могилев".

Целями создания СЭЗ в Законе о СЭЗ обозначены содействие социально-экономическому развитию Республики Беларусь и отдельных административно-территориальных единиц, привлечение инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны (ст. 3).

В развитие названных целей постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2006 № 1264 «О критериях оценки эффективности деятельности резидентов свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» установлен ряд критериев оценки эффективности деятельности резидентов СЭЗ, а именно:

Ø формирование размера уставного фонда в сроки и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь;

Ø привлечение инвестиций в сроки и размерах, предусмотренных в бизнес-планах инвестиционных проектов;

Ø осуществление производственной деятельности в соответствии со сроками, определенными в бизнес-планах инвестиционных проектов;

Ø реализация не менее 70 % от общего объема реализуемых товаров (работ, услуг): за пределы Республики Беларусь; другим резидентам СЭЗ; относящихся к импортозамещающим в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, иным лицам на внутреннем рынке. Однако 70%-ное соотношение может быть снижено резиденту СЭЗ на определенный срок на основании решения Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики, которая образована на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. № 382 «Об образовании Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики». Принятое решение закрепляется в дополнительном соглашении к действующему договору об условиях деятельности в СЭЗ;

Ø создание рабочих мест в количестве, определенном в бизнес-планах инвестиционных проектов (п. 1).

Перечень импортозамещающих товаров, производимых резидентами СЭЗ и поставляемых на внутренний рынок республики, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2012 № 39.

Помимо критериев эффективности установлены и условия деятельности на территории СЭЗ в качестве резидента СЭЗ: заявленный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующего на регистрацию в качестве резидента СЭЗ, после 1 апреля 2008 г. должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн. евро (подп. 1.1-1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» в ред. от 24.02.2012).

Резидентом СЭЗ – признается юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель Республики Беларусь, зарегистрированные администрацией СЭЗ в качестве резидента свободной экономической зоны в порядке, установленном законодательством о СЭЗ.

Резидент СЭЗ вправе заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ с соблюдением общих правил, установленных законодательством. При этом на такую деятельность не распространяется специальный правовой режим СЭЗ.

На резидентов СЭЗ распространяются гарантии прав инвесторов и защиты инвестиций, предусмотренные законодательством об инвестиционной деятельности (ч. 2 ст. 27 Закона о СЭЗ).

В качестве резидента СЭЗ регистрируются только юридические лица Республики Беларусь или индивидуальные предприниматели Республики Беларусь с местом нахождения в границах данной свободной экономической зоны, заключившие с администрацией свободной экономической зоны договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

При этом регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента СЭЗ осуществляется в день заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на срок действия такого договора (ч. 4 ст. 19 Закона о СЭЗ).

Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне заключается между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и администрацией СЭЗ и определяет порядок и условия реализации резидентом СЭЗ предложенного им инвестиционного проекта; договор заключается на срок реализации инвестиционного проекта. Примерная форма договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне утверждается администрацией СЭЗ.

В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 657 «Об утверждении положений о свободных экономических зонах и внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь (признании отдельных из них либо их положений утратившими силу) по вопросам деятельности свободных экономических зон» (в ред. от 12.05.2010) утверждены соответствующие положения о СЭЗ, где дополнительно закреплено право администрации СЭЗ утверждать примерную форму договора об условиях деятельности в конкретной СЭЗ, а также форму бизнес-плана инвестиционного проекта, представляемого для регистрации в качестве резидента.

Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть продлен соглашением сторон по заявлению ее резидента, которое представляется в администрацию СЭЗ не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного договора. К заявлению должен прилагаться бизнес-план реализуемого в свободной экономической зоне инвестиционного проекта, содержащий обоснование необходимости и возможности продолжения его реализации. Администрация СЭЗ рассматривает представленные документы в течение 10 рабочих дней со дня их подачи, принимает решение о продлении либо об отказе в продлении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и в течение 3 рабочих дней письменно уведомляет резидента СЭЗ о принятом решении.

В случае продления договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне одновременно продлевается срок регистрации в качестве резидента СЭЗ.

Решение об отказе в продлении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне может быть обжаловано резидентом СЭЗ в хозяйственный суд в месячный срок со дня его принятия (ст. 20 Закона о СЭЗ).

Резидент СЭЗ может быть лишен своего статуса по решению администрации СЭЗ согласно заявлению резидента СЭЗ, а также в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения им условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, несоблюдения сроков формирования уставного фонда и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

В случае лишения статуса резидента СЭЗ администрация СЭЗ обязана не позднее чем за месяц до принятия решения о лишении статуса резидента СЭЗ письменно уведомить резидента свободной экономической зоны о предстоящем решении с указанием оснований для его принятия (за исключением случая лишения статуса резидента СЭЗ согласно заявлению резидента СЭЗ).

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель лишаются статуса резидента СЭЗ со дня принятия администрацией свободной экономической зоны решения о лишении статуса резидента СЭЗ.

Решение о лишении статуса резидента СЭЗ может быть обжаловано юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в хозяйственный суд в месячный срок со дня его принятия.

Помимо лишения статуса резидента СЭЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель утрачивают статус резидента свободной экономической зоны в случае:

1. ликвидации свободной экономической зоны;

2. исключения из границ СЭЗ территории с местом нахождения данных юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3. ликвидации (прекращения деятельности) данных юридического лица или индивидуального предпринимателя;

4. изменения места нахождения данных юридического лица или индивидуального предпринимателя, если новое место нахождения располагается вне территории этой СЭЗ;

5. прекращения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Лишение либо утрата статуса резидента СЭЗ влекут прекращение обязательств по договору об условиях деятельности в свободной экономической зоне и иным договорам, заключение которых обусловлено наличием у юридического лица или индивидуального предпринимателя статуса резидента СЭЗ.

Правовые последствия лишения или утраты статуса резидента СЭЗ: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не вправе применять специальный правовой режим свободной экономической зоны.

Для резидентов СЭЗ установлен ряд льгот и преференций неналогового и налогового характера. В частности, можно выделить неналоговые льготы:

1. резиденты СЭЗ не осуществляют компенсационные посадки и компенсационные выплаты стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира при строительстве в границах СЭЗ объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, с правом удаления, пересадки объектов растительного мира. Но резиденты СЭЗ, зарегистрированные до 1 января 2012 г., имеют право на применение данной льготы после 1 января 2017 г. (подп. 1.1-2 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262);

2. резиденты СЭЗ освобождаются от платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах СЭЗ. Но резиденты СЭЗ, зарегистрированные до 1 января 2012 г., имеют право на применение данной льготы после 1 января 2017 г. (подп. 1.1-3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262);

3. финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ с заявленным объемом инвестиций в размере, эквивалентном сумме более 10 млн. евро, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке (подп. 1.14-1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262).

Налогообложение в СЭЗ имеет свои особенности и урегулировано гл. 42 Налоговым кодексом Республики Беларусь (Особенная часть).

Для применения особенностей налогообложения в СЭЗ, установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь:

Ø товары (работы, услуги) должны являться товарами (работами, услугами) собственного производства резидента СЭЗ, осуществляющего их реализацию, и должны быть произведены (выполнены, оказаны) им на территории СЭЗ, резидентом которой он является;

Ø копия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в установленном порядке, должна быть представлена резидентом СЭЗ в налоговый орган по месту постановки его на учет (п. 4 ст. 326 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Определяющее значение имеет ведение раздельного учета выручки (доходов), затрат (расходов), сумм, участвующих при определении налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) по деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ, поскольку при отсутствии раздельного учета указанных выручки (доходов), затрат (расходов) и сумм исчисление и уплата налогов, сборов (пошлин) производятся резидентами СЭЗ без применения особенностей налогообложения в СЭЗ (п. 8 ст. 326 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Особенности налогообложения:

1) резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза:

Ø налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки, установленной п. 1 ст. 142 Налогового кодекса Республики Беларусь (т.е. от ставки в 18 % с учетом особенностей налогообложения в ст. 142 Налогового кодекса Республики Беларусь), но не более чем по ставке 12 %.

При этом прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли (п. 3 ст. 327 Налогового кодекса Республики Беларусь)[98];

Ø налог на добавленную стоимость;

Ø акцизы;

Ø налог на недвижимость;

Ø экологический налог;

Ø налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

Ø земельный налог;

Ø государственную пошлину;

Ø патентные пошлины;

Ø оффшорный сбор;

Ø гербовый сбор;

Ø таможенные пошлины;

Ø таможенные сборы;

Ø местные налоги и сборы[99];

2) резиденты СЭЗ выполняют обязанности налоговых агентов, в том числе обязанности исчислять, удерживать и перечислять при выплате (начислении) заработной платы и иных доходов налоги, сборы (пошлины)[100].

Указанные выше особенности налогообложения распространяются на реализацию резидентами СЭЗ:

1. за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ (при условии наличия договора, заключенного между резидентом СЭЗ и иностранным юридическим или физическим лицом, на основании которого осуществляется реализация товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих реализацию и вывоз товаров за пределы территории Республики Беларусь (таможенные декларации с соответствующими отметками таможенных органов, товарно-транспортные накладные, транспортные и иные документы), выполнение работ, оказание услуг (акты выполненных работ, акты об оказании услуг и иные документы в зависимости от характера выполненных работ, оказанных услуг), и документов, подтверждающих вывоз результатов работ за пределы территории Республики Беларусь);

2. на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (при условии наличия заключенного резидентом СЭЗ договора, на основании которого осуществляется реализация товаров на территории Республики Беларусь, и документов, подтверждающих реализацию товаров на территории Республики Беларусь (товарно-транспортные накладные и (или) иные документы));

3. товаров (работ, услуг) собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, другим резидентам СЭЗ согласно заключенным с ними договорам (при условии наличия договора, заключенного между резидентами СЭЗ, на основании которого осуществляется реализация товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих реализацию товаров (товарно-транспортные накладные и (или) иные документы), выполнение работ, оказание услуг (акты выполненных работ, акты об оказании услуг и иные документы в зависимости от характера выполненных работ, оказанных услуг), а также копии свидетельства о регистрации, выданного администрацией СЭЗ и подтверждающего регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве резидента СЭЗ, которому реализуются товары (работы, услуги). Копия свидетельства должна быть заверена печатью и подписью руководителя (уполномоченного им лица) такого юридического лица, печатью (при ее наличии) и подписью указанного индивидуального предпринимателя (уполномоченного им лица)).

Кроме того, ст. 327 Налогового кодекса Республики Беларусь устанавливает:

а) резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования (п. 4 ст. 327 Налогового кодекса Республики Беларусь)[101];

б) налог на добавленную стоимость, исчисляемый по ставкам, установленным п. 1 ст. 102 Налогового кодекса Республики Беларусь, за исключением ставки 10 (9,09) процентов, уплачивается резидентами СЭЗ в размере 50 процентов от подлежащей уплате суммы указанного налога с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров (кроме общественного питания, деятельности в сфере игорного бизнеса, деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговой и торгово-закупочной деятельности, операций с ценными бумагами; реализации товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории; деятельности банков и страховых организаций). Этот порядок уплаты налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных до 1 января 2011 года (п. 5 ст. 327 Налогового кодекса Республики Беларусь);

в) обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров (кроме общественного питания, деятельности в сфере игорного бизнеса, деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговой и торгово-закупочной деятельности, операций с ценными бумагами; реализации товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории; деятельности банков и страховых организаций) облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере десять (10) процентов. Эта ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 года (п. 5-1 ст. 327 Налогового кодекса Республики Беларусь)[102].

На территории СЭЗ для ее резидентов создаются свободные таможенные зоны.

Порядок создания и прекращения функционирования свободных таможенных зон, требования к их обустройству и оборудованию, обязанности владельцев свободных таможенных зон определяются Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 66 «Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон» (в ред. от 05.01.2012).

Свободная таможенная зона – это специально выделенная территория в границах СЭЗ с сооружениями (помещениями) или без них, определенная и обустроенная в соответствии с требованиями, установленными Положением о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон, используемая резидентом СЭЗ, для которого определены пределы СТЗ, в целях осуществления предпринимательской деятельности согласно договору об условиях деятельности в СЭЗ и инвестиционному проекту (п. 2 Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2006 № 66).

В СТЗ допускается размещение товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для их хранения и использования путем совершения с ними предусмотренных в Соглашении по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года и Положении о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон операций, а также размещение, хранение и использование с соблюдением требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Республики Беларусь товаров Таможенного союза, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и иностранных товаров, помещенных под иные таможенные процедуры (п. 4 Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.146.184 (0.04 с.)