Основные механизмы антикризисного регулирования сельскохозяйственных организаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные механизмы антикризисного регулирования сельскохозяйственных организаций.



СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Наименование тем стр.
1. Основные задачи и механизмы антикризисного управления  
2. Анализ финансово-экономического положения предприятия с позиции выбора направления антикризисного регулирования его деятельности  
3. Внесудебные процедуры антикризисного управления. Механизмы восстановления платежеспособности:  
3.1. Реструктуризация долгов  
3.2. Реструктуризация бизнеса  
3.3. Оптимизация размеров землепользования  
3.4. Совершенствование внутрихозяйственных отношений  
3.5. Разработка внутрихозяйственного кодекса  
4. Передача ресурсов неплатежеспособных СХО к эффективным пользователям и собственникам  
4.1. Общие положения. Цели и принципы передачи ресурсов, выбор механизмов передачи ресурсов  
4.2. Привлечение инвесторов  
4.3. Присоединение СХО к эффективному хозяйствующему субъекту  
4.4. Приобретение инвестором контрольного пакета акций в Уставном капитале СХО  
4.5. Внесение имущества СХО в Уставный капитал  
4.6. Приобретение имущества эффективным собственником у неплатежеспособной СХО по гражданско-правовым договорам  
4.7. Аренда имущества у платежеспособной СХО, а также передача ее имущества в безвозмездное пользование  
4.8. Учет и налогообложение сделок при передаче имущества более эффективному собственному или пользователю  
4.9. Переход земли к новым пользователям и собственниками  
4.10. Регулирование трудовых отношений при передаче ресурсов неплатежеспособных СХО более эффективному собственнику или пользователю  
5. Судебные механизмы антикризисного управления  
5.1. Арест имущества судебными приставами-исполнителями и его продажа  
5.2. Процедуры банкротства, в том числе внешнее управление как способ восстановления платежеспособности  
5.3. Продажа предприятия во внешнем управлении и конкурсном производстве. Продажа имущества арбитражным управляющим  
5.4. Особенности банкротства (продажа имущества) отсутствующего должника. Банкротство ликвидируемого должника  
6. Законодательное и административное обеспечение антикризисного управления  
7. Мониторинг реализации механизмов антикризисного управления  

ЛЕКЦИЯ №1

«Основные задачи и механизмы антикризисного управления»

 

Антикризисное регулирование (управление) -комплекс мероприятий, проводимых в хозяйствующем субъекте и направленных на восстановление его платежеспособности, повышение финансовой устойчивости, технологическую модернизацию действующего производства, оптимизацию организационной структуры и в целом на предотвращение банкротства.

Основными задачами курса являются:

- изучение причин кризисной ситуации в сельском хозяйстве на микро- и макроуровне;

- определение основных механизмов антикризисного регулирования сельской экономики;

- выявление основных способов финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций в рамках отдельных механизмов;

- знакомство с основными документами правового характера в области антикризисного регулирования.

Предметом изучения в рамках данного курса является хозяйственная деятельность сельскохозяйственных организаций.

Объектом исследования – крупные и средние сельскохозяйственные предприятия России.

Курс сам по себе носит междисциплинарный характер.

Материал, который преподносится, прошел апробацию в рамках двух крупнейших институциональных проектов, проводимых МСХ РФ. Одобрен научно-техническим Советом МСХ РФ.

Причины кризисной ситуации в сельском хозяйстве:

Чем характеризуется кризисная ситуация в сельском хозяйстве?

Около 80 % сельскохозяйственных организаций неплатежеспособны: просроченные более чем на 3 месяца долги перед кредиторами, задерживают выплату заработной платы, сокращают ее размер, переходят на натуральную оплату труда; банковские счета заблокированы; поступающие средства списываются в безакцептном порядке на уплату налогов и исполнение судебных решений; имущество арестовано судебными исполнителями и выставлено на продажу; не имеют возможности получить банковские кредиты, не могут продать продукцию за безналичный расчет; деятельность ориентирована на бартерные сделки, на товарные кредиты, на полутеневой бизнес.

Последствия кризиса?

- сокращение посевных площадей;

- поголовья скота;

- увольнение работников;

- почти полный износ техники (активной части основных фондов) – свыше 80 %.

Причины кризисной ситуации?

- диспаритет цен (рост цен на продукцию сельского хозяйства в 6-7 раз отставал от роста цен на материально-технические ресурсы);

- неэффективная система государственного регулирования АПК:

слабый доступ к кредитным ресурсам;

отсутствие дешевых кредитных источников;

неразвитая система страхования с.-х. рисков;

принуждение к производству невыгодной продукции через госзаказ;

внутрироссийские региональные барьеры движению сельскохозяйственной продукции;

слабая защита отечественных производителей;

- незавершенность реформ в сельском хозяйстве (ОПФ хозяйств не приведены в соответствие с действующим законодательством);

- устаревший менеджмент: отсутствие заинтересованности в концентрации капитала и повышении эффективности своих предприятий.

Попытки антикризисного регулирования, предпринимаемые в 90-ые годы.

Решение всех проблем сводилось к осуществлению следующих групп мероприятий:

- реструктуризация долгов (в 1995, 1998 и 2001 гг.) – принимались соответствующие Постановления Правительства РФ. В 1995 г. – участвовало 4-9 % СХО, в 1998 г. – 20 %. Все закончилось полной неудачей, т.к. были ограниченные сроки проведения реструктуризации, а также невозможно было осуществлять текущие платежи;

- реформирование СХО. После принятия ГК РФ, Законов об «ООО и «АО» «О сельскохозяйственной кооперации» предпринимались шаги по приведению учредительных документов сельскохозяйственных предприятий в соответствие с законодательством и рыночными требованиями. Крен произошел не в сторону рыночно-ориентированных форм хозяйства (АО, ООО, ТНВ, КФХ), а в сторону СХПК;

- передача имущества неплатежных СХО государственным структурам. Во многих регионах были предприняты попытки передачи имущества неплатежеспособных СХО в муниципальные и государственные унитарные предприятия и акционерные общества, контролируемые государственными структурами;

- привлечение инвесторов. Частные инвесторы стремились получить в первую очередь в собственность землю, а затем решали проблемы развития сельского хозяйства (ГАЗПром, Стойленская Нива, Агрико, ОГО, Разгуляй, РусАгрокапитал и др.). С другой стороны, 1% СХО, которые находятся в собственности инвесторов, дают 19 % всей ВП сельского хозяйства.

Внесудебные процедуры.

Судебные процедуры.

Внесудебные процедуры включают в себя:

1.1. восстановления платежеспособности за счет:

- реструктуризации долгов (в т.ч.: уступка требования, перевод долга, новация);

- реструктуризации бизнеса (анализ финансового состояния, разработка бизнес-плана);

- совершенствования внутрихозяйственных отношений и управления, концентрация земли и капитала у эффективных собственников.

1.2. передачу земли и других ресурсов неплатежеспособных СХО более эффективным пользователям и собственникам путем:

- реорганизации (присоединение, выделение, разрешение);

- продажи имущества (прямой договор купли-продажи);

- передачи имущества посредством продажи контрольного пакета акций;

- внесения имущества в УК организации;

- аренды;

- передачи имущества в пользование.

Судебные процедуры включают в себя:

2.1. Исполнительное производство, которое предполагает обращение взыскание на имущество должника (арест, изъятие, принудительная реализация). Продается имущество судебными исполнителями-приставами;

2.2. Банкротство (в т.ч. ускоренное банкротство, банкротство отсутствующего должника). Этапы банкротства:

- возбуждение дела о банкротстве;

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение в деле о банкротстве.

В рамках процедур банкротства особое внимание будет уделяться:

- продаже имущества внешними и конкурсными управляющими;

- продаже бизнеса (предприятия) во внешнем и конкурсном управлении;

- продаже акций во внешнем управлении и при ускоренном банкротстве.

Очень важным разделом курса является раздел, посвященный переходу земли новым пользователям и собственникам, который включает в себя:

- инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения (изучение порядка);

- определение правовых оснований использования земель;

- оформление права собственности на земельный участок;

- оценку балансовой стоимости земельного участка;

- передачу арендованных земель;

- передачу земель, находящихся в пользовании;

- передачу земель, находящихся в общей долевой собственности граждан.

 


ЛЕКЦИЯ №2

«Анализ финансово-экономического положения предприятия с позиции выбора направления антикризисного регулирования его деятельности»

АКТИВ

Наименование статей На начало отчетного периода На конец отчетного периода
тыс. руб. % к итогу баланса тыс. руб. % к итогу баланса
Быстрореализуемые активы (БА) 250+260*
Среднереализуемые активы (СА) 214+215+240
в том числе дебиторская задолженность (ДЗ)  
Медленнореализуемые активы (МА) 211+212+213+216+217+220+230+270
Текущие активы (ТА) БА+СА+МА
Труднореализуемые активы (ТРА)  
ИТОГО актив баланса  
         

ПАССИВ

Наименование статей На начало отчетного периода На конец отчетного периода
тыс. руб. % к итогу баланса тыс. руб. % к итогу баланса
Краткосрочные обязательства (КО) 610+620
в том числе кредиторская задолженность (КрЗ) из них – просроченная   Ф. 5, раздел 2, стр. 231+241, гр.3 и гр.6
Прочие краткосрочные обязательства (ПКО) 630+640+650+660
Долгосрочные обязательства (ДО)  
Собственный капитал (СК)  
ИТОГО пассив баланса  
         

* Номера строк баланса предприятия за 2001 г.

Балансовые пропорции. Расчет балансовых пропорций позволяет оценить обеспеченность активов соответствующими источниками финансирования. На этой основе можно судить о состоянии платежеспособности и запаса (дефицита) финансовых ресурсов у предприятия.

Первая балансовая пропорция, которая характеризует текущую платежеспособность предприятия, предусматривает, что быстрореализуемые активы должны быть больше или, как минимум, равны кредиторской задолженности предприятия:

БА > = Кр 3

Нарушение данного соотношения свидетельствует о временной неплатежеспособности предприятия.

Вторая балансовая пропорция характеризует возможность предприятия восстановить платежеспособность в ближайшие 6 месяцев. Для этого необходимо, чтобы средне реализуемые активы предприятия были больше или, как минимум, равны его краткосрочным займам и кредитам:

СА > = КЗ

Невыполнение второй балансовой пропорции свидетельствует о временной неплатежеспособности СХО и угрозе ее перерастания в полную неплатежеспособность.

Третья балансовая пропорция характеризует способность СХО восстановить платежеспособность в течение одного года. Это может быть достигнуто, если медленно реализуемые активы будут больше или, как минимум, равны долгосрочным обязательствам:

МА>= ДО.

Невыполнение данной пропорции свидетельствует о полной неплатежеспособности предприятия.

Четвертая балансовая пропорция характеризует состоятельность СХО. Основное ее требование заключается в том, чтобы собственный капитал предприятия был больше трудно реализуемых активов предприятия:

СК> ТРА.

Эта пропорция является основополагающей во всей структуре балансовых пропорций. Если она не соблюдается, можно говорить о наличии финансового кризиса.

Наличие финансовых средств по обязательствам предприятия определяется сложением значений всех четырех балансовых пропорций. Положительный результат свидетельствует о запасе финансовых ресурсов у предприятия, отрицательный указывает на их дефицит, т.е. по существу, СХО является несостоятельной.

При расчете индекса финансового благополучия (ИФБ) используются только показатели четвертой балансовой пропорции и запаса (дефицита) финансовых ресурсов.

Балансовые коэффициенты. Использование балансовых коэффициентов удобно тем, что для многих из них определены нормативные значения. Балансовые коэффициенты определяют соотношение между отдельными статьями баланса.

В таблице 2. представлен расчет базовой группы балансовых коэффициентов.

Таблица 2. Расчет базовой группы балансовых коэффициентов

 

Наименование показателей На начало периода На конец периода Нормативные значения
Коэффициент работающего капитала (Крк) (ТА-КО-ПКО) / ТА* 0,6...0,8
Коэффициент обеспеченности СОС (Косос) (СК-ТРА) / ТА* > = 0,1
Коэффициент абсолютной ликвидности БА / КО* > 0.2
Коэффициент промежуточного покрытия БА+СА / КО* 0,8…1,0
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) ТА / КО* > = 2,0
Коэффициент долга (КО+ДО) / СК* < = 1,0
Соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью   ДЗ / КрЗ*   = 1,0
Коэффициент маневренности СОС (СК-ТРА) / СК* нет
Коэффициент собственного капитала СК / (ТА+ТРА)* нет
Коэффициент неликвидных активов ТРА / (ТА+ТРА)* нет

* Рассчитывается на основании данных агрегированной структуры баланса предприятия.

Отчет о движении денежных средств. Содержит информацию о финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Показатели рассчитываются по данным бухгалтерского баланса как разность значений на начало и конец отчетного периода. Все изменения группируются по следующим направлениям: производственная, инвестиционная и финансовая деятельность. Для расчета индекса финансового благополучия имеются только показатели, характеризующие производственную деятельность.

Финансово-экономические показатели. Используются:

- прибыль (с помощью данного показателя оценивается величина экономического эффекта по отношению к затратам, произведенным СХО);

- экономическая рентабельность активов (позволяет оценить эффективность всех инвестиций в СХО);

- рентабельность продаж (оценка прибыльности в расчете на 100 руб. выручки от реализации);

- коэффициент трансформации (показатель суммы выручки от реализации, приходящейся на каждый рубль активов СХО).

Производственно-коммерческий цикл. Это средний срок оборачиваемости вложенных в предприятие (в цикл производства) денежных средств и иных товарно-материальных ценностей. Его продолжительность (в днях) определяется, исходя из сроков оборачиваемости дебиторской задолженности, запасов и затрат, кредиторской задолженности.

Под оборачиваемостью дебиторской задолженности имеется ввиду средний срок оплаты продукции, работ и услуг, которую реализует СХО. Оборачиваемость запасов и затрат измеряется средним сроком возврата денежных средств, вложенных в данную группу оборотных активов. Оборачиваемость кредиторской задолженности измеряется средним сроком возврата предприятием всей кредиторской задолженности.

Индекс финансового благополучия является интегрированным показателем, в котором объединены 11 показателей, характеризующих различные стороны финансово-экономической деятельности предприятий. Его величина определяется как сумма оценок в баллах по следующим индексам:

- индекс-1 – оценка доли нераспределенной прибыли в структуре баланса;

- индекс 2 – оценка достаточности (запаса/дефицита) финансовых ресурсов по обязательствам предприятия;

- индекс 3 – оценка соблюдения 4-й балансовой пропорции - соотношение собственного капитала и внебюджетных активов предприятия;

- индекс 4 – оценка достаточности работающего капитала – доли оборотных активов предприятия, свободных от текущих обязательств;

- индекс 5 – оценка достаточности собственных оборотных средств – доли текущих активов, остающихся в обороте предприятия в случае одновременного погашения всей краткосрочной задолженности;

- индекс 6 – оценка достаточности текущих активов – соотношение стоимости оборотных активов и краткосрочных обязательств;

– индекс 7 – оценка результатов производственной деятельности – изменения стоимости оборотных активов, суммы нераспределенной прибыли и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода;

– индекс 8 – оценка экономической рентабельности активов;

– индекс 9 – оценка рентабельности продаж;

– индекс 10 – оценка коэффициента трансформации активов – отдачи активов предприятия, выраженная в сумме выручки от реализации;

– индекс 11 – оценка производственно-коммерческого цикла – срока оборачиваемости денежных средств и ТМЦ, вложенных в цикл производства.

Перевод перечисленных выше показателей в индексы (баллы) осуществляется с помощью трех весовых значений:

1. Вес показателя (+/-) 50. Он устанавливается для оценки доли нераспределенной прибыли в структуре баланса предприятия (индекс 1).

2. Вес показателя (+/-) 100. Такой вес устанавливается для индексов 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11.

3. Вес показателя (+/-) 200. Он устанавливается для индексов 5 и 6 (оценка достаточности собственных оборотных средств и оценка достаточности текущих активов).

Источники информации

 

Для проведения анализа необходимы:

– годовые отчеты СХО за три последних года;

– данные бухгалтерского учета – информация о наличии продукции собственного производства в хозяйстве, ценах реализации, себестоимости продукции и т.п.;

– акты сверки задолженности по дебиторам и кредиторам, начисленные, но не выплаченные платежи в бюджет, внебюджетные фонды.

Таблица 3. Доходы организации

Доходы организации Адрес показателя
до 2000 г. с 2000 г.
1. Выручка    
2. Дотации и компенсации    
3. Проценты к получению    
4. Доходы от участия в других организациях    
5. Прочие операционные доходы за вычетом доходов от реализации основных средств 090 – стоимость реализованных основных средств 090 – стоимость реализованных основных средств
6. Прочие внереализационные доходы    
I. ИТОГО доходов (1+2+3+4+5+6)    

Текущие расходы. В состав затрат включаются все затраты СХО на приобретение ресурсов и услуг в течение года без учета капитальных вложений. Все, что было в этот период потреблено из продукции собственного производства, в состав затрат не включается.

Таблица 4. Текущие расходы организации

Элементы затрат Источник информации*
1. Затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды Ф. 5, справка 6, гр. 3, стр.(620+630)
2. Материальные затраты организации**: Оприходованные ресурсы за анализируемый период, Главная книга
молодняк*** Книга учета товарно-материальных ценностей
семена покупные - " -
корма покупные - " -
минеральные удобрения - " -
средства защиты растений - " -
нефтепродукты - " -
топливо - " -
запасные части - " -
прочие затраты - " -
……………. - " -
электроэнергия (кроме выработанной своими электростанциями) Ф. 8 АПК по ОКУД, стр. 206, гр. 1
оплата услуг сторонних организаций Ф. 8 АПК по ОКУД, стр. 209, гр. 1
3. Амортизация основных средств Ф. 8 АПК по ОКУД, стр. 300, гр. 1
4. Коммерческие расходы Ф. 2 по ОКУД, гр. 3, стр. 030 (с 2000 г. – 030)
5. Управленческие расходы Ф. 2 по ОКУД, стр. 040 (с 2000 г. – 040)
6. Проценты к уплате стр. 070 (с 2000 г. – стр. 70)
7. Прочие операционные расходы за вычетом расходов, связанных с реализацией основных средств стр. 100 (с 2000 г. – стр. 90) - расходы, связанные с реализацией основных средств
8. Прочие внереализационные расходы стр. 130 (с 2000 г. – стр. 130)
9. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи стр. 150 (с 2000 – стр. 150)
10. ИТОГО расходов (сумма строк с 1-й по 9-ю)  

* По формам годового отчета за 2000 г.

** Набор материальных затрат в каждом предприятии свой. Как правило, в неплатежеспособных СХО нет (или очень мало) запасов ресурсов, которые покупаются и не используются в текущем году. В этом случае можно использовать информацию из ф.8, за вычетом семян и кормов собственного производства.

*** Только купленный, перевод из группы в группу не учитывать.

Оценка производственных запасов. Стоимость запасов определяется по балансу на начало и конец года (Ф. 1 по ОКУД, стр. 210 и стр. 212).

Положительное значение доходности свидетельствует о прибыльном ведении бизнеса, то есть доходы организации и прирост запасов компенсируют ее расходы по всей деятельности, и (П) можно рассматривать как источник погашения накопленной задолженности.

Таблица 5. Источники информации для расчета чистого денежного потока

  Адрес
1. Доходы организации 2. Сальдо дебиторской задолженности 3. Амортизация 4. Расходы организации 5. Сальдо кредиторской задолженности   6. Денежный поток 6= 1-2+3-(4-5) Итого по таблице 3.4: Ф. 1 по ОКУД, гр. 4–гр. 3 по сумме стр. 230+240 Ф. 8 АПК по ОКУД, стр. 300, гр.1 Итого по таблице 3.5: Ф-1 по ОКУД, гр. 4–гр. 3 по сумме стр. 610+620 Расчет

Трактовка значений. З начение ДП, равное 0, свидетельствует о том, что организация может осуществлять только текущие платежи. Если величина ДП положительна, то организация кроме текущих платежей может осуществлять вложения в основные средства производства и выплачивать долги.

Сопоставление значений положительного денежного потока и размера обязательств позволяет определить, за сколько лет может быть погашена задолженность.

ЛЕКЦИЯ №3

«Внесудебные процедуры антикризисного управления. Механизмы восстановления платежеспособности»

 

Реструктуризация долгов

 

Реструктуризация долгов – это процедура, изменяющая условия и порядок погашения просроченной задолженности. Она позволяет приостановить начисление пени и иные санкции за просрочку погашения долга, повысить платежную дисциплину, избежать банкротства, обеспечить кредитору возврат долга, снять аресты с имущества и счетов, прекратить исполнительное производство.

Целесообразно осуществлять реструктуризацию всей задолженности. Это способствует более планомерному проведению мероприятий ФОР, предотвращению сбоев в схеме реформирования хозяйства, избежать арестов имущества и счетов, приостановки хозяйственной деятельности, а также, в случае необходимости, заключить мировое соглашение.

Законодательством предусмотрено несколько форм реструктуризации: рассрочка, отсрочка, списание всего долга или части его. Реструктуризация долгов может осуществляться по соглашению между должником и кредитором, по решению арбитражного суда, по решениям законодательных и исполнительных органов федеральной, региональной и муниципальной власти.

Правовая база

Реструктуризация долгов в бюджет и внебюджетные фонды осуществляется в соответствии с нормами следующих законов и подзаконных актов РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления:

– Налоговый кодекс РФ (определяет постоянно действующий порядок реструктуризации задолженности юридических лиц);

– Федеральный Закон РФ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей” № 83-ФЗ от 09.07.2002 г. (приложение 2.2);

– ежегодно принимаемые федеральные законы РФ, законодательные акты субъектов РФ и муниципальных органов власти по бюджету;

– постановления правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных органов власти по реструктуризации долгов (в частности постановление правительства РФ от 30.01.2003 г. № 52), (приложение 2.3);

– ведомственные нормативно-правовые акты: письма, инструкции и иные акты, принятые Министерством РФ по налогам и сборам, государственными внебюджетными фондами и другими государственными органами власти и должностными лицами.

Соотношение этих нормативно-правовых актов определяется ст. 1 и 4 части первой Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым основные условия реструктуризации определяются только законодательством РФ. Подзаконные акты не могут дополнять или изменять его, они лишь конкретизируют, определяют порядок проведения реструктуризации.

Реструктуризация долгов субъектам естественных монополий, иным поставщикам и подрядчикам (коммерческим и некоммерческим организациям) осуществляется на основе:

– Гражданского кодекса РФ (определяет общий порядок заключения соглашений о реструктуризации задолженности);

– ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей” № 83-ФЗ от 09.07.2002 г.;

– локальных нормативных актов, утвержденных органами управления этих организаций, и соглашений (договоров), заключенных между должником и кредитором.

Реструктуризация бизнеса

Общий алгоритм составления.

1. Определение начального набора видов деятельности (обычно это отрасли, существующие в хозяйстве на момент планирования) и исходных параметров по доходам и расходам каждого вида деятельности.

2. Расчет показателей финансового результата, потока денежных средств, связанного с выбранным вариантом развития.

3. При получении неудовлетворительного результата (убытки, слишком маленькая прибыль, возникновение периодов острого недостатка оборотных средств, вызывающее потребность в кредитах), необходимо изменение первоначального плана. Это может быть как корректировка различных исходных параметров в рамках существующих отраслей, так и решение о сокращении (вплоть до ликвидации) тех или иных видов деятельности, расширении других, вводе новых. При необходимости привлечения внешних источников финансирования вводится инвестиционный блок.

4. Повторение п. 2. Если результат удовлетворительный, то процесс закончен. Если нет, пп. 2 и 3 повторяются до получения желаемого результата.

Таким образом, бизнес-планирование построено на переборе различных вариантов развития предприятия и выборе наиболее приемлемого из них.

Структура бизнес-плана. Обычно план включает следующие разделы:

1) титульную страницу и оглавление;

2) введение;

3) резюме;

4) рекомендации;

5) основную часть;

5.1) анализ текущей деятельности хозяйства;

5.2) оценку вариантов развития хозяйства;

5.3) выводы, рекомендуемый план работы;

6) приложения.

Содержание этих элементов может меняться в зависимости от целей составления бизнес-плана, в том числе от полноты и характера информации, необходимой пользователю. В бизнес-планах обычно выделяются отдельно план маркетинга, организационный план.

Должностные инструкции

 

На основе положений об организационной структуре и структурном подразделении разрабатывают должностные инструкции работников управления. Должностная инструкция – документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность.

При разработке должностных инструкций работников необходимо:

– готовить и утверждать обязанности одновременно для всех должностей работников, предусмотренных штатным расписанием хозяйства;

– составлять их по единой методике, максимально краткими, конкретными и унифицированными;

– не допускать включения функций, не соответствующих трудовому законодательству;

– пересматривать должностные обязанности, как правило, при изменении функций, закрепленных за работником аппарата управления, методов и средств их выполнения;

– разрабатывать документ применительно к конкретным организационно-экономическим условиям предприятия;

Должностная инструкция состоит из следующих разделов.

1. Общие положения. В первом разделе формулируют основную задачу работника аппарата управления, перечень требований, предъявляемых к нему, определяют, кем он назначается и освобождается от должности, кому подчиняется и кем непосредственно руководит, какими основными документами пользуется в практической деятельности.

2. Обязанности. В разделе перечисляют функции, которые должен выполнять работник, занимающий данную должность. Функции следует устанавливать на основе соответствующего распределения всего комплекса работ аппарата управления. При этом важно избежать параллелизма и дублирования в работе взаимосвязанных должностных лиц. Указывают перечень дел и документов, которые он ведет.

3. Права. В этом разделе определяют вопросы, которые должностное лицо может решать самостоятельно или согласовав с другим должностным лицом, а также те, по которым он может выступать от имени хозяйства (подразделения). Подробно регламентируют права административного и технологического руководства, поощрения и взыскания.

4. Ответственность. В разделе перечисляют наиболее важные функции, за выполнение которых работник аппарата управления несет персональную ответственность.

5. Квалификационные требования. Здесь указывается, что должен знать работник, занимающий данную должность, и каковы должны быть его квалификация и производственный опыт.

 

Положение об оплате труда

 

Положение об оплате труда регламентирует используемые в хозяйстве формы оплаты труда всех категорий работников.

Существуют две базовые, хорошо зарекомендовавшие себя системы оплаты труда, из которых реформируемое предприятие может выбрать себе наиболее походящую.

1. Нормативно-плановая система. Распространена в хозяйствах с сильным руководителем и четким единым технологическим циклом работ (птицефабрики, свинокомплексы и т.д.). Обычно при такой форме оплаты труда руководство задает и гибко меняет планы подразделений, жестко контролирует их выполнение. Оплата труда осуществляется в соответствии с определенными в положении об оплате труда нормативами на все виды работ. При определении базовой нормативной ставки учитываются стаж и квалификация работника. Нормативы могут устанавливаться по объемам работ и/или по затратам рабочего времени.

2. Хозрасчетная система оплаты труда. Каждое подразделение вырабатывает совместно с руководством предприятия свои бизнес-план и бюджет. В случае перевыполнения плановых показателей или экономии нормативных затрат подразделение определенным образом стимулируется. Оплата труда полностью зависит от работы хозрасчетного подразделения. Конкретный работник получает определенную долю хозрасчетного дохода в зависимости от трудового участия. Хозрасчетно-подрядная система – разновидность хозрасчетной, однако в ней делается попытка оформить отношения между руководством хозяйства и подразделением договором подряда. На самом деле, чаще всего происходит лишь имитация гражданско-правовых отношений, поскольку подразделение не является субъектом гражданского права. При арендном подряде договор подряда дополняется договором аренды. Подразделение как бы арендует основные средства или скот и обязуется произвести определенную продукцию и продать ее предприятию по оговоренной цене.

Можно выбрать любую из вышеназванных форм оплаты труда и организации ВХО, лишь бы было выполнено одно важнейшее условие: оплата труда каждого работника должна быть жестко связана с годовым валовым доходом хозрасчетного подразделения. Общий годовой фонд оплаты труда должен составлять определенную долю от валового дохода. Регулировать эту взаимосвязь можно путем изменения расчетных нормативов или определения отчислений в центр при хозрасчетных моделях ВХО.

При нормативной системе оплаты труда этого можно достичь:

1) определив все базовые нормативы таким образом, чтобы общий планируемый фонд оплаты труда составлял определенную долю от валового дохода;

2) корректируя базовые нормативы по однотипным подразделениям хозяйства в зависимости от их результатов, например, повышая норматив заработной платы за 1 л молока в зависимости от надоя на каждой ферме;

3) корректируя нормативы в зависимости от квалификации, стажа и других заслуг работников или ранее полученных ими штрафов;

4) поделив полученный после выполнения первых трех пунктов норматив на две равные части – обязательную и премиальную, уменьшая премиальную часть при невыполнении ряда заранее обусловленных в положении об оплате труда дисциплинарных и технологических условий.

Пункт 4) можно модифицировать различными способами. Например, базовый норматив и соответствующую ему зарплату можно делить на три части: обязательную, оплата по которой гарантирована; премиальную, зависящую от дисциплинарных и технологических условий; сверхпремиальную, выдаваемую за очень высокое качество и “особые заслуги”.

При хозрасчетной системе оплаты труда аналогичный результат достигается следующим путем.

1. Плановые отчисления в централизованные фонды определяются на таком уровне, чтобы общий планируемый фонд оплаты труда составлял определенную долю от валового дохода (в случае арендной системы централизованные отчисления полностью или частично заменяются арендной платой). При этом суммарных плановых отчислений должно хватать на оплату работы администрации предприятия, обеспечивающих подразделений, а также для выплаты налогов и развития предприятия, осуществляемого за счет централизованных ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.099 с.)