Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 16. Психология личности
(ур Л ичность - человек как представитель определенного общества и определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему, наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. Индивид - отдельное живое существо, представитель биологического вида. ($) Ч еловек - единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, высшая ступень развития живых организмов на Земле. @ И ндивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие и неповторимость психики и личности. Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе создания богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении. fig Л ичностный смысл - индивидуализированное придание значимости объектам окружающей действительности под влиянием места человека в обществе, его мотивов, установок, эмоций и т.д. Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от конкретной ситуации. Социализация - процесс и результат усвоения и активного ■ прйтводства индивидом социального опыта. осуществляемый а Ы'щении и деятельности. _Я-концепция (самосознание) - относительно устойчивая, ■■ <ч>11,шеи или меньшей степени ос о тонная, перешиваемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на ввнове которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и нносится к себе. Ценностные ориентации - психологические образования, в >рых выражается дифференцированное отношение личности к иальным ценностям. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих ажностей, качеств и места среди других людей. Ур овень притязаний - желаемый уровень самооценки и стижений в деятельности. Г Пшрсоналии *\
Борис Герасимович Ананьев (1907 - 1972) -советский психолог. Выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины. Выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: 1) человек как биологический вид; 2) жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества.
Беррес Фредерик Скиннср (1904 - 1990) -американский психолог, представитель бихевиоризма. Выдвинул концепцию «оперантного» научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции.
Блок-схема 16.1. Основные подходы к изучению личности Блок-схема 16.2. Структура личности по 3. Фрейду
Формируется через преодоление Эдипова комплекса кема 16.3. Структура личности по К.К. Платонову
/. шк-схема 16.4. Структура личности по А.Г. Ковалеву
ВОЗМОЖНОСТИ Включает систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны, взаимодействуют.
Формируется под влиянием общества (принцип реальности) ±±. Защитные механизмы (проекции, регрессии, вытеснение и до.) СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ХАРАКТЕР | ккм/Г'мет стиль поведения......и в социальной среде В нам проявляется содержание
Тема 17. Темперамент © Те мперамент - биологически обусловленное психическое свойство личности, определяющее динамику протекания психических процессов и состояний. Тип высшей нервной деятельности -устойчивый комплекс свойств высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность. подвижность и др.), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы. Основные нервные процессы - процессы возбуждения и торможения. Сочетание свойств этих процессов определяет индивидуальные особенности поведения Сила нервных процессов - способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, связанная с выносливостью и работоспособностью нервных клеток. @ Ур авновешенность нервных процессов - характеризует соотношение процессов возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов - показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения. Меланхолик - тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события. Сангвиник - тип темперамента, характеризующийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью. @ Ф легматик - тип темперамента, проявляющийся в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний Холерик - тип темперамента, проявляющийся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности. (Персоналия j Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э.) - древнегреческий врач и мыслитель. Разработал систему естественнонаучных взглядов на организм и сю функции (в том числе психические), его устройство и зависимость от факторов внешней среды, образа жизни индивида. С его именем связывают учение о четырех типах темперамента, объяснявшее индивидуальные различия между людьми несколькими типами «смешения» основных гумора/1ьных компонентов - «соков» организма (кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь). Имануил Кант (1724 1804) - известный немецкий философ. Его перу принадлежит работа «О темпераменте». Ученый разделял темпераменты человека на темпераменты чувства и темпераменты деятельности. Но вообще «можно установить только четыре простых темперамента:..ни цинический. меланхолический, холерический, флегматический». Владимир Дмитриевич Небылицын (1930 -1972)-совстский психолог. Экспериментально обосновал гипотезу Б.М. Тсплова об обратной зависимости между силой нервных процессов и чувствительностью. Выделил такое свойство нервной системы как динамичность. Раскрыл роль типологических свойств нервной системы в индивидуально-психологическом своеобразии деятельности. Предложил оригинальную трактовку темперамента.
Впок-схема 17.1. Психологическая характеристика типов темперамента
Блок-схема 17.2. Поведенческое проявление типов темперамента
ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА
САНГВИНИК
ХОЛЕРИК
_
НИИ Фсрчы поведения вьрабатьяшотся медленно, нояагистяасУжим». Обьнио ровен и сгаюеи, редко еьоюдит из себя, не склонен в аффепэч Может быть сшояствеина выдержка. глубина мыслей. либо вялость. безучастность к окружающему, безволие и лень.
Трудно долго на чей-то сосредоточиться. Иванам часто неадекватна силе раздражителя. Сильные воздействия вызывают продолжи тельную тормозную реакцию. 9 нормальны» условия» - глубокий, оэдерясатегьный. При небгигтлприятньи - замкнутый, тревожный Тема 18. Характер Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Акцентуации характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющие крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Экстраверсия - интроверсия - характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира
Экстернальность - интернальность - предрасположенность личности либо принимать ответственность за все происходящее в жизни на себя (внутренний, интернальный локус контроля), либо приписывать причины происходящего внешним факторам (внешний, экстерналъный контроль). Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и in ii нем человека, на отношение человека к окружающей его тпительности и самому себе, а также обусловленные этими '.ми! убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Полевые качества личности - характерологические свойства пида, показывающие способность человека достигать иные цели, преодолевая внутренние и внешние трудности. ')моциональиые качества личности - характерологические ниш человека, определяющие содержание и проявление различных ■I переживания по отношению к происходящему. Интеллектуальные качества личности - характе- JMMWNWt'Kue свойства человека, обуславливающие способы и динамику ннпшн познавательных задач
п.., I, < щалии \ Александр Федорович Лазурский (1874 — 1917)-русский психолог. Разработал «характерологию» -психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривающихся в тесной связи с деятельностью нервных in и i ров. Одним из первых начал проводить исследование личности в ест ественных условиях. Карл Густав Юнг (1875 - 1961) - швейцарский психолог. Оппонируя Фрейду, утверждал, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное. Предложил типологию «ярактеров в соответствии с преобладанием направленности ни инешний или внутренний мир (экстравертированность - иитровертнров анность). )|)нст Кречмер (1888 - 1964) - немецкий психолог и in ихиатр. Основоположник теории, соотносящих психические ■ войфтва человека с конституцией организма. Предложил ►.. юпцию, по которой существуют три типа телесной н ищими - пикническая, астеническая и атлетическая. >рнх Фромм (1900 - 1980) - немецко-американский ,и manor, один из представителей неофрейдизма. Активность почки определяется необходимостью решения основной и мы оГ>рсгение единства с миром и самим собой. Адекватным "I* гам на чу проблему является любовь - форма человеческих id. иошолиюнцм человеку найти подлинное «Я». Блок-схема 18.1. Системы отношений, в которых проявляется характер
/. тк-схема 18.3. Основные типы акцентуации характера
СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ
«Человек - Юкружающий мир» ПОЛЯРНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА УБЕЖДЕННЫЙ БЕСПРИНЦИПНЫЙ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом.
Высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, сомнениям.
а альтруистический □ эгоистический Блок-схема 18.2. Два основных измерения личности по Г. Айзенку Нёйротизм
Меланхолик ШИЗОИДНЫЙ Н1ИЛЕПТОИДНЫИ ВСТРЕВАЮЩИЙ Д1 МОНСТРАТИВН. ДИСТИМНЫИ Замкнутость, эмоциональн. холодность, трудности в установлении контактов. Склонность к злобно-тоскливому настроению с агрессией, педантичность. Повышенная подозрительность, обидчивость, стремление к доминированию. Зьгсокая потребность к признанию, вниманию, лживость, ипохондрия. Преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии.
ЗАМКНУТОСТЬ -4-ГИНТРОВЕРСИЯ) Флегматик -►ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ (ЭКСТРОВЕРСИЯ) Сангвиник
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Тема 19. Способности ЩД С пособности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности и характеризующиеся легкостью овладения этой деятельностью. (tpr) За датки — некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования иразвития способностей. 99 О бщие способности — психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им окого спектра деятельностей. Специальные способности - психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности. @ О даренность - единство общих способностей человека, обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие его деятельности. © Та лант — высшая ступень развития способностей личности к определенной деятельности, проявляющаяся в своеобразии. оригинальности и эффективности подхода к решению задач. @ П едагогические способности - специальные способности личности, обеспечивающие эффективность решения задач деятельности по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Коммуникативные способности - специальные способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности. (yi) Те хнические способности - специальные способности личности, характеризующиеся успехом в деятельности в системе отношений «Человек машина».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.106 с.) |