Трагический герой и трагический конфликт в драматургии Софокла. Понятие перипетии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трагический герой и трагический конфликт в драматургии Софокла. Понятие перипетии.



Творчество Софокла – вклад в создание идеала гармонической личности (человек прекрасный и физически и умственно). До нас дошло 120 пьес. 24 победы в театральных агонах. 468 г. до н.э. – первая победа над Эсхилом.

Софокл: хор перестает быть героем, он выразитель общего мнения. Софокл вводит третьего актера (действие уже показывается, а не описывается). Софокл показывает действие. Разрушая таким образом принцип трилогии.

Творчество Софокла – качественный скачок по сравнению с драматургией Эсхила. Для Эсхила отедльный индивидуальный человек ничего не значит, только род. Человек у Эсхила лишь представитель рода.

Софокл – внимание к судьбе отдельного человека. Софокл: столкновение героев подразумевает столкновение определенных общественных сил. Столкновение доходит до такого накала, что приводит к гибели одной из сторон. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть» (Аристотель), благородные, приподнятые.

В связи с трагедиями Софокла Аристотель вводит понятие «трагический герой» (воплощает существенные для развития общества стремления, всегда действует на благо общества, но может ошибиться в своем трагическом неведении, благие цели трагического героя могут приводить и его, и других к гибели).

Воля и разум человека ничтожны по сравнению с волей и разумом божьим. «Аякс», «Филоктет», «Электра» - трагедии троянского цикла. «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» - трагедии фиванского цикла. Название дается по хору – о Геракле – «Трахинянки». Вопрос о человеке, его воле и судьбе. Как ни велик человек, он постоянно в своей гордыне нарушает меру, мировую меру – гармонию, установленную олимпийскими богами.

Психологическая характеристика образа: все люди разные, разная психологическая мотивировка поступков людей. Очень часто в бедах людей повинны черты их характеры.

Принцип трагической иронии: герой Софокла активен (активнее героя Эсхила), активно противится своей судьбе, но не уходит от нее, а. наоборот, приближается к ней.

Характер Лая во многом предопределяет его судьбу. Виновен ли человек, совершивший поступок по неведению? (Сократ, Платон).

Эдип САМ казнит себя за невольно совершенный проступок. Софоклу этот поступок (самоказнь) кажется верным.

«Эдип в Колоне». Боги, видя страдания Эдипа, решают над ним сжалиться. Место, где умирает Эдип, будет священным. Эдип умрет рядом с Афинами. Диалог Тезея (блестящий герой) и Эдипа (слепой, всеми гонимый старец). Мысль Тезея: Эдип-нищий, Тезей-царь, но перед богами они равны, они лишь игрушки. Эдип ни в чем ни виноват, боги посмеялись над ним.

«Антигона» - одна из первых трагедий Софокла. Открывается прологом: умер Эдип, братья боролись за власть и погибли в братоубийственной войне, у власти – царь Креонт. Креонт запретил погребение, Антигона посыпает тело землей из кувшина. Диалог Креонта Антигоны – важный момент в произведении. Общечеловеческая мораль. Боги положили закон о погребении человека. Человеческие законы, указы правителей – Антигона считает, что пусть она будет виновата перед Креонтом, но чиста перед богами. Трагическая война Антигоны: соблюдая общечеловеческий закон, она нарушает закон государства в трагическое военное время. Этот закон поможет удержать государство, но идет против моральных законов. Вина Креонта, Софокл на стороне Антигоны.

 

Перипетия – неожиданное изменение ситуации (от счастья к несчастью, от несч. К счастью и др.)

Человеческую жизнь определяет судьба, но у человека всегда остаётся право следовать своему внутреннему голосу. Герои Софокла демонстрируют свою волю, борятся с предопределением.

Катарсис – то чувство, которое переживает зритель (сочувствие, сопереживание, очищение страстями)

Эдип – трагедия с перемещанной фабулой, присутствует перипетия. Софокл был убежден в справедливости богов. Человек не жертва, он демонстрирует свою силу.

17. Творчество Еврипида (личность, эпоха). Особенности психологической трагедии Еврипида "Медея", "Ипполит".

Еврипид (480-406 г.г. до н.э.) – последний крупный трагик. Идёт смена идеологии – полис идет к своему концу. Пелопонесская война подрывает единство полиса. Человек вынужден решать противоречия индивидуально.

Развивается наука, хотя разница с Софоклом всего десять лет. Наиболее сильные впечатления произвели открытия в медицине – Гиппократ: каждая болезнь имеет свою причину. Кроме Гиппократа на изменение идеологии и взаимоотношения граждан полиса друг с другом повлияли учения софистов. Они учили логике мысли. Логика была нужна везде.

На смену мифу приходит логос.

Гераклит считается мирокликтиком, он выдвинул идею, что всё состоит из атомов.

Софизм – ложная система доказательств.

Скептицизм был свойственен софизму.

Старые вещи подвергались сомнению и критике.

Еврипида не любили в Афинах, так как он указывал на их недостатки. Еврипид получил блестящее образование, его учителями были софисты, у него была лучшая библиотека в Афинах.

Он написал около 90 пьес. Только четыре раза одерживает победу в театральных агонах при жизни и один раз после смерти. После смерти сразу становится популярным. До нас дошло 17 пьес целиком.

Древние критики характеризовали Еврипида как самого трагичного философа на сцене. Слава нашла его в Македонии только после смерти.

Особенности трагедий Еврипида:

1. Скептическое отношение к богам (изображает действие богов, котор. противоречит всем нравственным нормам. Добрые и справедливые боги уходят).

2. Изображает челов. страсти, душевн. кризис.

3. Хор оторван от действия, язык стал проще, приближен к разговорному. Появл. социально-бытовой жанр.

 

Любимый образ Еврипида – Медея. Пьесы о ней успех не имели. Еврипида занимала динамика страсти и чувства. Женский образ, считал Еврипид, дает больше материала. Женщины живут естественно и искренне. Трагедия «Медея» (431 год) вызвала бурю протеста. Во-первых, в ней Медея сама убивает своих детей, в то время как считалось, что их убили коринфские жители – теперь коринфян обвинили во взятке для того, чтобы Еврипид обелил их перед потомками. Это трагедия не о ревности – а такого греки понять не могли. В прологе – кормилица и педагог пытаются сказать, что предчувствуют беду в доме Медеи. Затем появляется сама Медея, но она не охвачена ревностью. Она уязвлена тем, что обманута Ясоном, это и причина трагедии. Идея мести рождается не сразу. Греки считают домом семью. Разговор Ясона и Медеи ведется в саркастических тонах. Появляется царь Эгей, тогда Медея понимает, что главная ценность для мужчины – это дети. Поэтому она убивает Главку (невесту Ясона) и детей. Финал: Медея на колеснице с драконами спасается, а Ясон повержен.

Еврипид не только меняет внешний вид трагедии, но и привносит новую тематику.

Впервые им поднимается любовная тематика. «Ипполит» - 434 год до н.э. Боги здесь преступники, совершают бессмысленные поступки. Эта трагедия имела успех. Любимый афоризм Еврипида «Ничего сверх меры». Нарушение его героями ведет к их гибели. Ипполит – сын Тесея от первого брака с амазонкой. Трагедия открывается прологом, где Афродита говорит, что обижена на Ипполита, потому что тот все время проводит с Артемидой. Афродита насылает на Федру страсть к Ипполиту. Страсть и холодность – Афродита и Артемида. Федра и Ипполит, Афродита и Артемида никогда не появляются на сцене одновременно. Федра при смерти, причина – любовь, кормилица решает рассказать все Ипполиту. Его предупреждают, что чувства не должны быть сверх меры. Федра боится, что Тесей убьет ее детей. Она решает убить себя, а в руке оставляет записку, где обвиняет Ипполита в домогательствах. Тесей изгоняет и проклинает Ипполита. Тот гибнет. Затем появляется Артемида, которая говорит, что Ипполит не виноват в этой трагедии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.005 с.)