Тема 2.2. Классификация физических упражнений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. Классификация физических упражнений



В настоящее время в теории физической культуры существует несколько классификаций физических упражнений:

· по историческому признаку сложившихся видов физкультурной деятельности (гимнастика, игра, туризм, спорт);

· по признаку особенностей мышечной деятельности (скоростно-силовые упражнения, упражнения требующие проявления силы, быстроты, ловкости и т.д.);

· по значению для решения задач обучения (основные упражнения, подводящие, подготовительные);

· по признаку преимущественного развития отдельных мышечных групп (для мышц рук и плечевого пояса, для мышц туловища, для мышц ног, таза и т.п.).

Помимо общих классификаций существует частные классификации отдельных научных дисциплин. В биомеханике - статические, динамические, циклические, ациклические, комбинированные; в физиологии – упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

Классификация физических упражнений в физической культуре дошкольников является примером частной классификации, хотя строится на основе классификации физических упражнений по историческому признаку. Все упражнения делятся на четыре группы: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм. В свою очередь, каждая группа, содержит определенный комплекс физических упражнений (рис..1).

 

Рис.1

Классификация физических упражнений в физкультурной деятельности дошкольников

Физические упражнения
Гимнастика Игры Спортивные упражнения Простейший туризм
  Основные движения: ходьба, бег, прыжки, метания, лазание   Подвижные: сюжетные, бессюжетные   Летние: плавание, езда на велосипеде и т.п.     Пеший  
  Общеразвивающие упражнения   С элементами спортивных игр     Зимние: ходьба на лыжах, катание на коньках, санках     Лыжный  
Строевые упражнения
Танцевальные упражнения

 

Тема 2.3. Характеристика физических упражнений

Гимнастика

В гимнастику входят основные движения (ОД), общеразвивающие упражнения (ОРУ), построения и перестроения, и простейший туризм.

Основные движения. В своем историческом развитии организм человека формируется в условиях высшей двигательной активности. Из всего многообразия двигательной деятельности можно выделить пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение:

1 – 2) бег и ходьба – для перемещения в пространстве;

3 – 4) прыжки и лазанье – для преодоления препятствия;

5) метания – для защиты и нападения.

Тысячи лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими и лучше всего в комплексе. Необходимым условием для овладения ОД на высшем уровне является наличие хорошо развитого чувства равновесия, которое можно считать шестым компонентом этого комплекса.

Общая характеристика основных движений (ОД)

1. Динамический характер ОД позволяет вовлекать в работу большое количество мышечных групп, что повышает жизнедеятельность организма, активизирует все физиологические процессы. Работа систем (их повышенная жизнедеятельность) – совершенствует орган, а более совершенный орган предъявляет и более высокие требования системе, тем самым совершенствуя ее.

2. Совершенствование основных движений развивает психические процессы – внимание, волю, воображение, мышление, избирательно воздействует на эмоциональную сферу.

3. Основные движения содействуют развитию у ребенка ориентировок в пространстве - в направлении движения, удаленности от предмета, пространственных отношений между предметами, в реакции на движущийся объект. Развивается также ориентировка во времени – длительность выполнения упражнений и их отдельных фаз.

4. Основные движения – условные рефлексы. В течение дошкольного возраста ОД закрепляются, совершенствуются, автоматизируются т.е. формируется динамический стереотип. Очень важно, чтобы формировался гибкий динамический стереотип для возможности быстрой перестройки двигательного действия в соответствии с меняющейся ситуацией. Это осуществляется путем выполнения различных вариантов ОД – изменения темпа, условий, исходных положений, направления и т.д.

5. Основные движения делятся на циклические и ациклические. Циклические движения быстрее усваиваются и автоматизируются. Это объясняется регулярным повторением огромного количества циклов, что быстро формируется динамический стереотип. Ациклические движения не имеют повторных циклов (метание, прыжки) и заключают в себе определенную последовательность двигательных действий выполняемых в определенном ритме. Каждое ациклическое движение имеет три фазы – подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная фаза обеспечивает условия, например и.п., для эффективного выполнения основной фазы. Основная фаза – часть двигательного действия, от которого в максимальной степени зависит его эффективность. Заключительная фаза необходима для принятия устойчивого положения после финального усилия основной фазы.

6. Очень важно при обучении ОД научить своевременному чередованию мышечного напряжения и расслабления.

7. Основные движения могут использоваться как средство и как метод.

Общеразвивающие упражнения являются самым распространенным средством физкультурной деятельности, занимающим значительное место практически во всех её формах. Относительная простота ОРУ и доступность для занимающихся любого возраста и уровня физической подготовленности обусловили их столь широкое применение. Кроме этого, необходимо отметить широкую вариативность силовых характеристик ОРУ и безграничные возможности их пространственного моделирования.

Однако простота и доступность, рассматриваемые с позиции эффективности воздействия на организм, являются в значительной степени кажущимися, так как максимальную пользу от ОРУ можно получить лишь при органичном сопряжении в процессе их выполнения закономерностей таких научных дисциплин как педагогика, психология, биомеханика и другие. В свою очередь эффективность довольно сложных механизмов взаимодействия закономерностей перечисленных наук, а в итоге эффективность самих ОРУ, зависит от выполнения простых, но всегда конкретных требований. К важнейшим из них необходимо отнести интенсивность выполнения упражнений, их объем (дозировку), правильность принятия исходных положений и четкость соблюдения пространственных и силовых характеристик.

Строевые упражнения – совместные действия занимающихся в том или ином строю. Обучение дошкольников строевым упражнениям проводится с учетом возрастных особенностей.

Со второй младшей группы детей обучают строиться: с помощью воспитателя - в круг, в колонну друг за другом, перестраиваться из колонны по одному в колонну по два.

В средней группе закрепляются навыки построения и перестроения изученные во второй младшей группе; обучаются выполнять эти упражнения в движении; изменять движение по сигналу.

В старших группах детей обучают по команде воспитателя выполнять разнообразные построения и перестроения: из колонны по одному в колонну по два, по три, по четыре; то же через центр зала, расхождения налево и направо, смыкание и размыкание колонн.

К строевым относится следующие упражнения:

· построения – в круг, колонну, шеренгу;

· перестроения - из колонны по одному в круг, в колонну по два, по три и т.д.; из шеренги в две шеренги (смыкание) и обратно (размыкание), из круга в два круга и т.д.;

· повороты – кругом, налево, направо; то же в движении.

Строевые упражнения используются в различных формах организации двигательной деятельности: на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, досугах, праздниках и т.д.

Танцевальные упражнения разучиваются на музыкальных занятиях. Используются на утренней гимнастике и физкультурных занятиях в качестве разминки.

Игры

Все подвижные игры для детей дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и игры с элементами спортивных игр (рис. 1).

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами являются возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они исполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

В сюжетных играх обычно большинство детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель исполняет ответственные роли – волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры – зайцев – двигаться энергичнее, проявлять быстроту ловкость, гибкость, инициативу. Наиболее популярны сюжетные подвижные игры в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве чем игры сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия обычно менее вариативны и подчинены, в отличие от игр бессюжетных, строго регламентированным правилам и условиям их выполнения.

Бессюжетные игры типа ловишек, очень близки к сюжетным – в них нет лишь образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Игры–забавы часто проводятся на физкультурных занятиях, досугах, праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования: пробежать, держа в руке ложку с шариком; бежать в мешке; бежать по полу или траве на лыжах; ударить по мячу ногой с завязанными глазами, и т.д. Игры–забавы на досугах и праздниках являются веселым зрелищем, доставляющим детям много радости, положительных эмоций, но в то же время они требуют от участников проявления быстроты, ловкости и других физических качеств.

Игры с элементами спортивных игр. Самостоятельную группу составляют используемые игры с включением элементов спортивных игр: городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей. Это ещё не спортивные игры в полном смысле слова, поскольку дошкольникам доступны лишь некоторые элементы спортивных игр. Такие игры проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам с использованием детского спортивного инвентаря и оборудования.

Спортивные упражнения

К спортивным упражнениям относится ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, плавание. Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде у детей повышаются защитные силы организма и обменные процессы в нем.

Кроме того, занятия спортивными упражнениями способствуют познанию детьми явлений породы, они приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; устройстве велосипеда, самоката и т.д. У ребенка развиваются речь, согласованность действий в коллективе, дисциплина, смелость, выдержка, формируются нравственные проявления.

Ухаживая за физкультурным инвентарем, дети приобретают трудовые навыки, приучаются к бережливости, аккуратности.

Простейший туризм

Экскурсии и прогулки (простейший туризм) за пределы детского сада способствуют реализации познавательных задач и включают в себя упражнения (игры) которые можно проводить с детьми 3-4 лет. Они способствуют укреплению здоровья, физическому, эстетическому, нравственному и интеллектуальному развитию.

Прогулки и экскурсии осуществляются регулярно, начиная с первой младшей группы, с учетом возрастных особенностей, физической подготовленности и рекомендации медицинского работника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.013 с.)