Готическая архитектура. Временные границы и территории распространения, функциональные программы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готическая архитектура. Временные границы и территории распространения, функциональные программы.



Готическая архитектура — период развития западно- и центрально- европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века).

Для строительства готического собора требовались залежи камня, песка, извести, лес (древесина), а также наличие свинца, пластинами которого покрывали протяжённые готические крыши. Все эти условия удачно совпали во Франции, Испании, Великобритании, Чехии, Италии.

Строительство готических храмов затягивалось на многие десятилетия, однако это не препятствовало религиозной жизни. Возведение алтарной части и хора позволяло начинать богослужения в недостроенном храме.

Распространение по миру:

Франция: Готика зародилась в северной части Франции (Пикардия, Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIII в.

Центром религиозных реформ в средневековой Франции было аббатство Клюни, что в Бургундии. Именно здесь уделяли большое значение укреплению церкви как духовного учреждения и разработали свой тип базилики.

план аббатства в клюни

Так возникла в 1088 году пятинефная базилика Клюни с двумя трансептами, алтарная часть которой была расширена венком часовен. Длина 187 м.Строители придерживались строгой симметрии.

Принято считать, что с базилики аббатства Сен-Дени начинается эпоха готики в Европе.

 

Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163).

Своды и рёбра становятся с каждым десятилетием всё легче. В скульптурном убранстве получают распространение природные мотивы, имитирующие листву, цветы и плоды растений.

Во Франции зрелую готику с середины XIII по середину XIV века называют «лучистой». наиболее чистый образец этого стиля — Святая капелла Людовика IX в Париже. В XV веке на смену лучистой приходит «пламенеющая готика».

Англия: Готика Англии возникла очень рано (в конце XII в.) и существовала до XVI в. Вялое развитие городов привело к тому, что готический собор здесь стал не городским, а монастырским, окруженным полями и лугами. Отсюда его растянутость в ширину, наличие множества пристроек. Доминанта собора — огромная башня. Чистейший образец ранней английской готики — собор в Солсбери.

Главный готический собор Англии — Кентерберийский, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня. Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне близок к французской готике.

-Собор в Солсбери.-Кентерберийский собор

Английская готика не была тесно связана с конструкцией, хранила прямоугольные, удлиненные объемы. Фон заполняли декоративными элементами, что на фасадах образовывали экраны-декорации. По ним трудно было предположить построение интерьера. Декор (форма окон, рисунки оконных перегородок и т. п.) преобладает и первым бросается в глаза. Эволюцию английской готики прослеживают именно по изменениям декора. Отсюда и названия периодов:

· раннеанглийская готика (конец 12 в. — середина 13)

· геометрически-криволинейная (середина 13 — середина 14 ст.)

· перпендикулярная (середина 14 ст. — 16 века).

Даремский собор имеет «британские» черты — мощные прямоугольные объемы, прямоугольная башня, более насыщенный декором западный фасад. Высота нефов британских соборов меньше французских образцов, поэтому не было развитой системы аркбутанов и контрфорсов, хотя они встречаются.

даремский собор

Нервюры сводов со временем усложняются. Англичане начинают соревноваться в изобретении всё новых рисунков и орнаментов потолков.

Храмовое строительство в стране понемногу сокращалось. Набирают мощь торгово-промышленные корпорации, которые заказывают «банкетные залы», цеховые дома, к соборам пристраивают роскошные цеховые часовни. Так распространяются зальные здания с большими окнами. Потолки удивляют ювелирно выполненными нервюрами звездчатых, сотовых, веерообразных форм различных вариантов.

Германия: Немецкая готика складывалась под влиянием готики Франции, но имела региональные особенности. Недостроенные романские постройки достраивают в новом стиле или добавляют к ним лишь готические детали и элементы, не изменяя конструктивную базу сооружений. Возникает целый ряд сооружений романско-готического, переходного стиля, не лишённых выразительности, монументальности и достаточно отличных от готических сооружений Франции, Испании, Британии.

-церковь Богоматери г Трир. - Кёльнский собор

Постепенно немецкая готика приобретает мощь, индивидуальность и появляются как заимствованные из Франции образцы, так и оригинальные, местные. Среди первых зданий, что имели сугубо готические черты, была церковь Богоматери в городе Трир. Она центрична по плану, в основу которого положен равноконечный крест. Вытянута лишь алтарная часть. Изюминкой церкви были две часовни в каждом углу креста. Подобного расположения часовен не знала даже классическая страна готики — Франция. Изобретение неизвестного немецкого мастера стало шедевром.

Готические постройки Германии имеют свои особенности: архитекторы не разрабатывают и не украшают западный фасад, как во Франции, башен часто не две, а одна высокая или четыре, вход в собор с бокового фасада, а сама архитектура сохраняет строгий геометрический, почти крепостной характер.

Исключением стал Кёльнский собор, что напоминает французские модели. Строительство Кельнского собора началось в 1248 году и продолжилось, с перерывами, до 1880 года, — более чем 600 лет. 5 нефов, 7 часовен (по числу трех Царей и четырех евангелистов).Кёльнский собор — длиной 144,5 м и имеет 86,5 м ширины, а его две башни достигают 157 м в высоту.

Чехия: В эпоху готики (13-14 — частично 15 вв.)

Архитекторы быстро усваивают новые идеи. Нестойкая деревянная архитектура заменяется каменной, что способствует её безопасности и сохранению. Образцы чешской готической архитектуры мало чем уступают образцам готической архитектуры других стран. Готический собор становился доминирующим зданием городских площадей, объединив вокруг себя ратушу и дома жителей с готическими галереями первого этажа — характерный признак многих чешских городов эпохи готики. Готические соборы Чехии — часто зального типа, когда главный неф равен по высоте боковым нефам или мало их превышает. Трансепт почти не используют. Угловые стены толстые, мощные, лишены дополнительных опор, как у соборов Франции. А их высотный образ играл значительную роль пространственного ориентира. Узкие высокие окна украшены витражами.

собор св. Вита, Прага

собор Успения Богоматери, Седлице, Кутна Гора

Шедевром поздней чешской готики считается собор св. Варвары (Кутна Гора).

Испания: В XIII — первой половине XV в. в Испании, как и во всей Западной Европе, формируется готический стиль.Испанская готика нередко заимствует мавританские черты.

Кафедральный собор в Толедо — среди крупнейших в Европе. Его заложили около 1227 года. Имеет пять нефов и напоминает французские модели. Толедо был центром католицизма в Испании, поэтому собор постоянно достраивали (зал капитула, ризница, реликварий, даже гардеробный зал.) Вследствие этого он терял чистоту стиля готики, но обогащался чертами других стилей и насыщался образцами искусства.По плану должно было быть две башни на западном фасаде. Но построили только одну, и такую высокую, что она стала доминантой исторического центра Толедо.

Особое художественное явление в Испании имел так называемый стиль «мудехар» сформировавшийся слиянием в архитектуре элементов готики (а позже — Ренессанса) с мавританским наследием.

Нидерланды: Наиболее значительным сооружением эпохи готики стал собор Св. Гудулы в столичном Брюсселе, заложенный в 1220 году и законченный в 15 в. Образцом для него служил Реймсский собор Франции. Но в Нидерландах не получила значительного развития скульптура на фасадах. Поэтому фасады собора Св. Гудулы более сдержанные.

По проекту, башня монастырской церкви Св. Левена должна иметь пять ярусов несмотря на фигурную крышу, но успели выстроить лишь огромные два нижних.

-собор Св. Гудулы-башня церкви св. Левена- Палата сукновалов Ипр

Низинные земли (Нидерланды) имеют влажные, недолговечны почвы. Здесь опасно было строить достаточно высокие соборы с каменными сводами из-за усадки сооружений и почвы. Это обусловило сооружение лишь величественных башен и невысоких сакральных сооружений с деревянными перекрытиями. Отсутствие значительных залежей камня побудило к широкому использованию кирпича, особенно в северных районах.

Кроме сакральных сооружений, значительного развития достигло создание светских по назначению готических сооружений — ратуш, гильдийских зданий, рынков. Палата сукновалов в городе Ипр, закончена в 1304 г. Восторг современников вызвали её размеры, схожие с небольшим собором, узоры и красота линий. Фасад сооружения достигал 135 м в длину и имел башню 70 метров высотой. Высотной доминантой богатого исторического города Брюгге была и осталась величественная башня Торговых рядов (1283—1364 гг.), более схожих с другими образцами национальной архитектуры, лишенных легкомысленных узоров и лишних мелочей.

Италия: Архитектура 12-13 вв. в Италии не отличалась стилевым единством. Уже первые готические сооружения (Сиенский собор, собор в Орвието), несмотря на внушительные размеры, не имеют мистического направления вверх, а уравновешены, удивляют сочетанием разноцветного камня с другими средствами декора — мозаиками, тесаными деталями, рельефами. Готические влияния имели место при создании трех известных достопримечательностей Флоренции готической эпохи — это Санта Мария Нуова, церковь Санта Кроче и Санта Репарата. В церкви Санта Кроче каменные своды заменили деревянными балками, что облегчило нагрузки крыши на опоры. Боковые нефы сочетались с центральным. В конце 13 в. начато строительство главного собора Флоренции — Санта Репарата. Создание огромного (153 м длиной) собора имело целью уравнять флорентийский собор с готическими соборами других стран. Собор был запланирован настолько большим, что в реальности выстроили значительно короче в длину при сохранении проектной ширины в 40, 6 метра.Понятное построение и «зальность» присуща и интерьеру Санта Репараты, несмотря на готичность столбов и каменные своды без обильного рисунка нервюр. Различия были и в отсутствии привычного трансепта. Арнольфо ди Камбио спроектировал исполинский восьмиугольный хор, который планировал перекрыть куполом. Купол в период готики так и не смогли создать из-за технической сложности задачи.

Наиболее «готическим» сооружением Италии стал Миланский собор. Этому способствовали и географическая близость столицы Ломбардии к Франции и Германии, и культурные, торговые связи со странами по ту сторону Альп. Большой по размерам (158 м в длину и 58 м в ширину), он был одним из крупнейших храмов Западной Европы и типичным готическим долгостроем. Построение собора растянулось с 1386 года до 1906— го. Миланский собор производит впечатление приземлённого сооружения, несмотря на размеры и множество башен, шпилей и башенок, что скрывают это его свойство. По плану Марко ди Кампионе — собор имел планировку в виде латинского креста и пять нефов. Но на протяжении пятисот пятидесяти лет к постройке Миланского собора были причастны сто восемьдесят (180) разных архитекторов, скульпторов, художников, что обусловило парадоксальность его построения и декора в разных стилях. В Европе — это самое большое сооружение, полностью выстроенное из мрамора.

1,2Санта Репарата-3 Санта Кроче-4,5,6 Миланский собор

 

15Structura spaţială clădirilor gotice ca evoluţie tehnico-constructivă a arhitecturii romanice. Sinteza artelor plastice în arhitectura gotică. Exemple.

15 Пространственная структура готических сооружений как техническо-конструктивная эволюция римской архитектуры, синтез художественных элементов в готической архитектуре, примеры

Романское зодчество подготовило зарождение готической архитектуры. Готический стиль (от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Вос-точной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.)

Готический стиль держался в Европе свыше трёх веков и прошел три основные стадии развития.

1. Раняя - 12-13 вв.

2.Зрелая - 13-14 вв.

3.Поздняя - 14-16вв.

В период зарождения и в последующее столетие он определялся как ранняя готика (XII–XIII вв.) (соборы в Сен-Дени(1), Шартре, Лане (2), Суассоне; собор Парижской Богоматери (3)).

1 2 3

В XIV в. он получил название лучистая готика от формы горбылей в окне-розе, лучами расходящихся от центра (перестройка Нотр-Дам де Пари, Реймский собор(4), церковь Сен-Шапель в Париже(5).

4 5 6

Дальнейшее развитие стиля в XV в., характеризующееся избытком украшений, излюбленным мотивом которых стало качающееся пламя свечи, определило его новое название – пламенеющая готика (кафедральный собор в Руане(6).

Родиной готического стиля считается Франция, а его основой – церковное зодчество. Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердив тектоническую структуру каркасной системы. Пластическая определенность художественных образов, конструктивная четкость, дерзания технической и творческой мысли.

Вторичными признаками являются: стрельчатая арка, нервюрная система сводов, динамика линейного строения, стремительный вертикализм.

Для того, чтобы облегчить стену,нужно было заменить тяжелые цилиндрические своды более легкой системой крестовых сводов на нервюрах,локализирующих распор в определенных точках. Для того чтобы принцип расчленения ранее равномерно нагружен­ной стены на облегченные и более нагруженныечасти довести до логического кон­ца—до каркасной системы, нужно было увеличить стрелу подъема арок и сводов, уменьшив таким образом распор. Это, в свою очередь, вело к утверждению вертикального принципа композиции, к изменению общего вида и художественного образа здания. Крестовый свод на нервюрах был только средством, облегчившим переход к новой архитектурной концепции, для создания нового свободного пространства, облегчения массивной стены и громоздкого перекрытия.

Наиболее яркое выражение гот. арх. получила в культовом зодчестве, но также нашла применение в строительстве более мелких зданий: ратушь, больниц, бирж, дворцов знати.

В массовом строительстве в народном жилище и в эпоху готики основным материалом продолжало служить дерево, оно применялось в фахверковых конструкциях а также для перекрытий. Но дошедшие до нас уникальные памятники готики строились все из камня, а в некоторых областях (Нидерланды Северная Германия Ломбардия, части юго-запад Франции) – из кирпича.

План сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием. Однако стоит характерное для романских церквей развитие трансепта, уступает место обратным тенденциям (слабо выступающий трансепт то зажимается между капеллами (собор в Париже(7), то его пространство сливается с пространством хора (Амьен(8), то вовсе отсутствует.

 

7 8

Крестообразность плана постепенно исчезает. Нет нартекса,встречавшегося в романских постройках. Апсида хора - полукруглая в пане во Франции, прямоугольная в Англии.

Готические храмы были базиликальными (трехнефными, реже пяти-нефными) и зальными. Большае влияние на готическое зодчество европейских стран оказал тип гот. Соборов в Шар-тре(10),Реймсе(4) и Амьене.(9)

9 10

Апсида хора имеет двухъярусное членение с большими витражными окнами, занимающими все пространство между устоями. Средокрестие завершено высоким остроконечным декоративным шпилем. Средний неф покрыт двускатной крышей, боковые нефы — односкатной слабо вы- ступающий трансепт имеет богато украшенные порталы (или портал), над кото­рыми часто размещены огромные круглые окна — «розы». Главный, западный фасад, обычно двухъярусный, имеет по сторонам две мощные башни, четырехугольные в пла­не и в некоторых случаях завершенные восьмигранным шпилем. Главное место в первом ярусе фасада занимают скульптурно обработанные глубокие перспективные порталы, среднюю секцию верхнего яруса (отвечающую среднему нефу) целиком заполняет окно роза, по бокам которого располагаются высокие окна. Между башня­ми наверху—арочная галерея или ажур­ный фронтон.

Конструктивная система соборов зрелой готики представляет собой каркас, состоя­щий из четырех основных связанных друг с другом элементов — опор (столбов, ко­лонн, пилонов), перекрытия в виде нервюрных сводов стрельчатой формы, контрфор­сов, вынесенных за пределы зданий, и аркбутанов. Стена сведена к ми­нимуму и играет роль заполнения.

Простейшую форму опоры представля­ет собой (цилиндрический столб, постав­ленный на квадратный цоколь и круглую подушку и завершенный капителью). Этот тип столбов применялся почти во всех со­борах XII в, в том числе и в соборе Па­рижской богоматери, в соборе Лана и др.

Следующий по времени тип опоры — тот же цилиндрический столб, но с пристав­ленными к нему с четырех сторон тонкими, приставными колонками. Тенденции развития готической опоры ведут к слиянию несущих и несомых элементов, которое намечается в так называемом «пучке колонн».Нервюры свода и профили архивольтов арок переходят в соответствующие им служебные колонки.

Слабо развита капитель. В дальнейшем происходит дробление служебных колонн, отдельные ее части свободно сливаются с нервюрами сводов. Уделялось внимание укреплению фундаментов под опорами которые стояли на особых субструкциях конической формы в свою очередь опиравшихся на общий и каменный фундамент здания.

Готический свод представляет собой крестовый свод на нервюрах стрельчатой формы. Диагональные ребра имели полуциркульное очертание, продольные и поперечные- стрельчатую форму. Описанный свод является четырехчастным, введениедополнительной нервюры по поперечной оси привело к расчленению его на 6 распалубок, шестичастный свод(11). На этой основе выросли все дальнейшие усложненные типы гот. сводов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.032 с.)