Раннехристианская архитектура, доримская и связь с древней архитектурой византии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раннехристианская архитектура, доримская и связь с древней архитектурой византии.



Вступление Римской империи в последнюю фазу своего развития сопровождалось глубокими структурными изменениями ра­бовладельческой формации, в частности серьезными изменениями в идеологии. Широкое распространение получило хри­стианство. На протяжении 3 в. н. э сформировалась сильная организация ме­стных христианских церквей, во главе ко­торых стояли епископы.

Кризис рабовладельческого общества постепенно выдвинул христианство на пер­вый план теологической жизни, так как оно оказалось наиболее приспособленным к новым социально-экономическим условиям.

История раннехристианской архитек­туры распадается на два периода: от воз­никновения до Константина и от Констан­тина до падения Западной Римской импе­рии.

В первый период христианские секты были вынуждены скрывать места своих со­браний. Это обстоятельство, демократиче­ский характер общин, объединивших в пер­вую очередь низы общества, а также про­стота организации и культа объясняют осо­бенности раннехристианской архитектуры. со­здаются самостоятельные христианские церкви, для которых приспосабливаются обычные дома.

Среди немногих памятников раннехристианской арх-ры известен дом-церковь в Дура-Европсе, превращенный в церковь после 231г. Внешне ничем не отличен от жилых домов города, что не было лишним в условиях полулегального существ собиравшейся здесь маленькой общины.

Центром комплекса был небольшой дворик с выходящим в него помещениями. На южной стороне находилась главн комната с возвыщением для совершения культовых обрядов, для совместных трапез, в качестве школы для детей христиан. Над прямогугольной купелью была устроена арочная сень. Комнатц в северно-западном углу занимал баптисерий.

В Риме до этого периода дошли развалины сдававшихся в наем домов и небольщих терм, превращенных в церкви.

Другим местом культовых церемоний были катакомбы, в которых христиане Рима, Эфеса, Александрии и др города хоронили умерших членов своих общин.

Резкое изменения произошли в начале 4 в н.э, когда христианство столо господствующей религией и повело ожесточенную борьбу против старых религий. Языческие храмы разрушались а их обломки использовались для строительства христианских церквей.

Во времена Константина началовь широкое строительство церквей по всей Римской империи, особенно в Риме, Константинополе – новой столице империи, Иерусалиме и др. В этот период наиболее общим для империи типом церкви был базиликальный.

Подобно эллинистической и римской светским базиликам, христианская цер­ковь также имела вытянутый прямоуголь­ный план с апсидой против входа и рядами колонн, деливших интерьер на нефы, из которых средний был шире и выше боковых и освещался окнами в верхней части его стен (рис, 4). Но перекрывался средний неф уже не бетонными сводами, а легкой двускатной деревянной крышей с откры­тыми стропилами внутри или с подвесным деревянным кессонированным потолком. Боковые нефы имели обычно наклонные деревянные крыши Усложнение христианского обряда вско­ре потребовало добавления к старой бази-ликалыюй схеме новых элементов: большого перестнлыюго двора —атрия, пред­шествующего входу, с фонтаном для омо­вении или купелью для крещения в центре, широкого узкого притвора, пли нартекса и трансепта — поперечного нефа между базиликой и апсидой для расширения алтарной части. Переход от интерьера базилики к трансепту оформлялся триумфллыюй ар­кой за которой стоял алтарь,а далее, в апсиде было место судьи, находились кресло епископа п места клира.

Базилика св петра 324-349гг

 

В дороманский период новой церковной и хозяйственной единицей становится монастырь, который одновременно оказывается центром культурной и художественной активности.Возникают устоявшиеся типы монастырских комплексов, состоящих из монастырской церкви, келий вокруг двора, дома настоятеля-аббата, школы, больницы, гостиницы, хозяйственных построек — амбаров, погребов, мастерских. Совершенство такого комплекса, относящегося еще к IX в., подтверждается сохранившимся планом монастыря Сен Галлен в Швейцарии. Его центральную часть образует храм с двумя хорами, имеющий форму латинского креста (сохранились две отдельно стоящие башни), соединенный коридором с жилыми помещениями. Вокруг этого комплекса размещались мельница, пивоварня, трапезные, школа и больница.Власть королей уменьшается и решающее значение приобретают духовенство и знать. Поэтому центральное место в архитектуре занимает строительство резиденций феодалов (Аахен, Вормс), каменных монастырей и церквей, тогда как остальные сооружения возводят, видимо, из дерева. К этому времени относятся монастырские ворота в Лорме — пример того, как в тот период понимались античные образцы. Для церквей образцом служит прежде всего базилика и раннехристианская центричная композиция храма. Базиликальный тип, распространенный на территории сегодняшней Германии и Франции, в плане решен или в форме буквы Т, или латинского креста. Начиная с X в. пространственная структура церкви обогащается введением второго поперечного нефа и вторых, западных хоров. Потолок был плоский, деревянный, но в некоторых случаях применялся и свод, например в капелле Карла Великого в Аахене, построенный по образцу храма Сан Витале в Равенне. Однако здесь возникает массивная и более тяжелая модификация образца, что было, видимо, обусловлено меньшим техническим уменьем местных строителей. Это центричное здание в плане имеет форму восьмиугольника. Внутреннее восьмиугольное пространство пролетом около 15 м делится на этажи галереей, над которой поднимается купол. Купол граненый в отличие от перекрытий храма Сан Витале, где он представляет собой полусферу. Из гражданских зданий первое место занимают королевские резиденции, от которых почти ничего не сохранилось. Со строительным искусством меровингского и каролингского периодов непосредственно связано зодчество оттонов — переходное к следующему периоду в архитектуре — романскому. В отдельных областях империи возникает архитектура, отличающаяся яркими местными особенностями. В романской архитектуре на основе местных достижений и опыта дороманского периода выделяются отдельные районы со своей спецификой, которые получили название «романских школ». Значительным вкладом архитектуры оттонского периода в ее общее развитие является храм св. Михаила в Гильдесгейме, относящийся к началу XI в.

Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма.

Византийское искусство возникает в IV веке на востоке Римской империи. Оно оказало значительное влияние на романское религиозное искусство - главным образом, куполами и силуэтами фресок. В искусстве Каролингской и Оттоновской империй отличительной чертой является своеобразный сплав античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, особенно проявившийся в орнаменте. Архитектура этих королевств ориентирована на римские образцы. Это базилики, центрические храмы, выполненные в камне, дереве или смешанной техникой. Внутренний декор составляют мозаика и фреска. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры "Каролингского возрождения"

13. Arhitectura romanică, aria răspândirii, programele funcţionale. Arhitectura bisericilor de pelerinaj şi rolul mănăstirilor în răspândirea arhitecturii de piatră în Europa. Fortificaţiile romanice.

Романский стиль -художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в X—XII вв., один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.

Развитие романской архитектуры характеризуется изменениями в организации внутреннего пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени - базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство, особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между реками Луарой и Гаронной. В наиболее зрелых постройках того периода внутреннее пространство усложнено апсидами поперечных нефов, а хор имеет галерею с системой радиальных капелл, например во Франции и южной Англии (кафедральный собор в Норвиче, 1096 - 1150).

Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, он может быть более стройным. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно, их делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.

Схемы романских планов и системы перекрытия

Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый па нервюрах и сомкнутый.

Романский крестовый свод(1-торцевые рёбра,2-диагональные рёбра,3-замок,4-распалубка).Свод даёт возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простой по форме и конструктивному исполнению – цииндрический свод, требует особенно массивных стен. Часто применялся в главном нефе (собор Нотрдам дю Пор в Клермоне). Основой для новых типов сводов стал римский прямой крестовый свод (над квадратным в плане помещением), получаемый пересечением двух полуцилиндров. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определённых точек за счёт жесткого соединия поперечных гуртовых арок, рёбер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон-каркасом стены. Апсида имеет богатый декор, часто украшена «слепыми» арками, иногда расположенными в несколько ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узких высоких окон. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами.

Колонна сохраняет классическое деление на три части. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Капитель вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба) постепенно обогащается различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур.Пилоны, так же как и колонны, имеют трехчастное деление на базу, ствол и капитель. В ранний период они еще очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности. Колонны используются там, где свод имеет небольшой пролет или маленькую высоту в подземных криптах или в окнах, когда несколько узких проемов объединились в группу. Внешний вид романской церкви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых но форме блоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но потому, что застекляться они стали только в готический период.В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Различного типа башни размещают по - разному, Обычно две из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех - или восьмигранная, - над пересечением главного и поперечного нефов. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Так же как и окна, портал из - за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа.

Развитие городских поселений. Первые города в южной и западной Европе возникают на месте бывших римских военных лагерей, которые были воинскими опорными пунктами и административными центрами. Они имели регулярную планировочную основу. Ряд их существовал еще в раннем средневековье, однако в тот период они превращались в торговые центры, что было предопределено их размещением на пересечении основных дорог.Для европейских раннефеодальных городов, имевших естественно развивавшуюся планировочную схему (Париж, Нюрнберг, Франкфурт - на - Майне, Прага), характерны сильно укрепленные жилые дома. Посреди города возводятся жилые дома феодалов в виде крепостей или крепостных башен.

 

Романская религиозная архитектура, роль монастырей в развитии каменной архитектуры Во время нашествий, положивших конец Римской империи, монастыри оставались единственными убежищами цивилизации, и поэтому большие романские церкви были воздвигнуты под покровом и для нужд монастырей. Они строились во время войн, хроника которых пестрит упоминаниями о пожарах старых базилик; реконструируя их, стремились оградить их от этого рода бедствий и в то же время приспособить к потребностям монастыря. Отсюда черты, которые отличают их от первых базилик: с конструктивной стороны — это огнестойкие здания, по плану — это здания, приспособленные для монастырской жизни.

Появляются каменные церковные постройки. Стены выкладывались из каменных отёсанных блоков или из бутового камня. В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.

Ротонды: 1-Прага (ротонда святого креста) 2-Голубице 3-Рджип, св. Ирджи

С-церковь в Клюни, самое великолепное из романских сооружений; В- Сен-Бенуа на Луаре, Р-Пара ле Мониаль.

 

Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путем искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролетов по мере их удаления к восточной части церкви (например, в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Снаружи обычно отчетливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Так. столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорсы, приставленные к наружным стенам.

 

Эти различные планы воспроизводят в основном форму латинской базилики. Их отличительные черты сводятся к следующему:

Увеличение хора -пространство, предназначенное для клира, занимал в епископской церкви очень ограниченное пространство; в монастырской церкви он принимает необычные до тех пор размеры. Обычно (Р) довольствуются удлинением поперечных нефов; в очень больших аббатствах (В и С) делают два таких нефа, и это расположение, очевидно, соответствует идее иерархического разделения между различными категориями монахов, составляющих население монастыря.

Появление обхода алтаря. — В базиликах ранней эпохи боковые нефы никогда не продолжаются вокруг алтаря: латинский и византийский планы не имеют обхода. План без обхода утвердился в Италии, где господствовали латинские традиции, на Рейне, где царило византийское влияние, и в Нормандии, архитектура которой родственна рейнской и итальянской. В Бургундии же и на юге Франции план осложняется круговой галереей, опоясывающей алтарь. Это новшество вводится, так сказать, само по себе. В первых церквах имелся престол над криптой, содержавшей останки какого-нибудь святого. В романскую эпоху культ святых разрастается, и, независимо от главного алтаря, воздвигаемого на крипте, в церкви появляется серия второстепенных капелл, к которым надо открыть доступ. Эти капеллы, естественно, располагаются вокруг святилища, а обход представляет собою не что иное, как проход, ведущий в капеллы и служащий местом для процессий паломников. Один из боковых нефов предназначается для движения процессии к святилищу, второй — для обратного движения; обход связывает оба эти потока. Для полного разделения обоих людских потоков каждый боковой неф имеет свою дверь; в тех же случаях, когда в церкви только одна дверь, она разделяется на два рядом расположенных проема — вход и выход. Церковь Сен-Мартэн в Туре, одно из самых прославленных мест паломничества, была первой постройкой с обходом алтаря. В архитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие в решении конструктивных проблем, богатство форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (XI—XII вв). Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом и тяжеловесными формами. Самые удивительные храмы в Бургундии. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107). Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена XI—XII вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. XII в.), Везеде (первая треть XII в.) и Отене (первая треть XII в.). Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью расчлененных объемов, размеренностью ритма, завершенностью частей, их подчиненностью целому. Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие.

Романская первооснова форм:

- своды остаются еще 6-частными

- по-прежнему сохраняются эмпоры, поэтому стены имеют 4-зонное вертикальное членение

- составные тонкие колонны членятся кольцами на стволах

- чередование опор

- полуциркульные арки и окна и сильно пониженные стрельчатые арки

- компактные, тяжелые и объемные элементы зданий (напр., выступающие части портала, башня над средокрестием, фиалы)

- узкие и глубокие проемы в стенах

Стремление к готическим архитектурным формам проявляется в:

- неспокойной ритмизации фасадов

- ажурности башен и расположенных наискось открытых террасах на гранях башен

- ребристых сводах и системах раскосов

- отказе от чередования опор в западных пролетах,

- широком стремлении лишить материальности верхние части стен средних нефов

- трифории (трехчастный арочный проем с трехлопастным завершением. Облегчая стены, усиливает их конструкцию, имеет и декоративное значение)

- применении стрельчатых арок

Романские крепости.

У феодалов настоящей крепостью был их дом-замок, окруженный глубоким рвом с водой, обнесенный высокими стенами с башнями и подъемными мостами, ведущими к воротам. С домом феодала, донжоном, высокой многоэтажной башней, расположенной в центре второго кольца стен, который представлял собой действительно неприступную крепость. Ни одна крепость, ни один замок не обладал такой мощной фортификационной системой как замок в Каркассоне, (Франция, Прованс). Его постройка относится к XIII-XIV вв. Городская двухрядная трехкилометровая стена с пятидесятью двумя башнями, одним видом внушала трепет и уважение. Романские сооружения олицетворяют собой мощь и прочность. Сосредоточение жизни – замки феодалов, церкви, монастыри. Ядро крепости – массивная круглая или четырёхугольная башня - донжон, состоящая из нескольких этажей. Вокруг обширный двор с жилыми и служебными постройками. Обычно первый этаж предназначался для хозяйственных служб и кладовых, второй служил жилищем феодала и верхний отводился для челяди и охраны. С конца ХI в. форма донжона усложняется;

для жилища феодала начинают строить отдельное здание, оставляя за донжоном функции оборонительного сооружения, служащего феодалу убежищем при взятии противником оборонительных стен. Глубоко функциональная архитектура замков отличалась суровой простотой. Массивные стены и башни, узкие окна, общее выражение неприступности составляли его типичные черты. С ХI в. Территория замка окружалась каменной крепостной стеной с башнями. В систему оборонительных сооружений часто входили рвы, ворота с надвратной башней и

другие виды укреплений. Замки обычно строились из камня или кирпича с толстыми стенами и щелевидными окнами. Характерным элементом романской архитектуры становятся массивные башни. Вход оформлен порталом врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками.

Шато-Гайар расположен на скале над Сеной на высоте около ста метров. Атаковать его можно только с одной стороны. Элементы защиты: две крепостные стены и два рва с водой, внутренная ограда не ровная, а словно вздутая. Вход в замок осуществляется по мосту через ворота, защищённые решёткой. Замок состоит из трех основных частей – внешнего, среднего и внутреннего двора, разделенного рвами. Внешний двор имел треугольную форму и был со всех сторон окружен мощной стеной и рвом. По углам располагались большие круглые башни, сильно выступающие из стены.Посредине двух внешних стен находились башни поменьше. Единственный вход располагался в восточной стене рядом с угловой башней. Средний и внешний двор разделял глубокий, вырубленный в известняке ров шириной 9 м с почти отвесными стенами. Через него вел подъемный мост.В среднем дворе находилась часовня, хозяйственные постройки и колодец. Всего в замке было 3 колодца глубиной. Внутренний и средний дворы также разделяет ров, через который проходил наклонный подъемный мост. Стена внутреннего двора представляет собой сливающиеся круглые башни, расстояние между осями которых около 10 м. По верху шла платформа с машикулями, Во внутреннем дворе располагался донжон и жилой дом.Донжон занимал верхнюю точку замка. Он имел круглую форму, основание было коническим, а верхняя часть слегка расширялась кверху, что должно было исключить существование мертвых зон. Со стороны обрыва стена была гладкой, а со стороны двора в верхней части усилена прямоугольными ребрами. По верху шла галерея. Толщина стен у основания – 4 м. От стены замка вниз уходила стена, соединяющая его с т.н. Голубиной башней, из которой просматривался склон со стороны реки. От этой башни стена шла дальше к Сене и перекрывающему ее палисаду.

14Arhitectura gotică, limita temporară şi aria răspândirii, programele funcţionale.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.044 с.)