Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Нарушения международного гуманитарного праваЗа несоблюдение положений гуманитарного права следует нести ответственность как на национальном, так и на международном уровне. Рассмотрим отдельно эти два уровня ответственности. а) Уголовное преследование национальными судебными органами Женевские конвенции и Дополнительный протокол I предусматривают, что некоторые особенно серьезные правонарушения, совершенные во время международного вооруженного конфликта, должны считаться уголовными преступлениями. В этих документах перечислен ряд действий, которые должны наказываться как серьезные нарушения232. Среди них — преднамеренное убийство, пытки и другие виды бесчеловечного обращения с лицами, пользующимися покровительством (например, с военнопленными, с гражданскими интернированными лицами, жителями оккупированных территорий), а также нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц, ведущие к смерти, серьезным увечьям или нанесению ущерба здоровью жертв. Серьезные нарушения такого рода рассматриваются как военные преступления233. В случае предполагаемого серьезного нарушения Конвенций или Дополнительного протокола против обвиняемого должно возбуждаться уголовное дело, если только данное лицо не передается третьей стране, которая в этом случае ведет уголовное преследование (принцип аШ dedere autjudicare). Предполагается 232 I Конвенция, статьи 49 и 50; II Конвенция, статьи 50 и 51; III Конвенция, статьи 129 и 130; IV Конвенция, статьи 146 и 147; Протокол I, статья 85. 233 См. Протокол I, статья 85(5). также, что государства — участники Конвенций будут принимать Сложные проблемы возникают, когда обвиняемый в качестве оправдания ссылается на приказ старшего начальника. В таких случаях обвиняемый в серьезном нарушении не отрицает того, что он совершил данное нарушение, но заявляет, что он действовал в соответствии с приказом и поэтому не должен нести наказания. Многие обвиняемые на судебных процессах, происходивших после окончания второй мировой войны, делали такие заявления. Лондонское соглашение между правительствами четырех держав (от 8 августа 1945 года), в соответствии с которым был образован Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками, установило тем не менее, что даже лица, действовавшие по приказу, несут ответственность за свои поступки237. 234 См. раздел 6.А. 235 Протокол I, статья 87. 236 Там же, статья 86(2). 237 См. Hans-Heinrich Jescheck. War Crimes.— Bernhardt (ed.), Encyclopedia of Public International Law, vol. 4, 1982, p. 297.
Из решений Нюрнбергского трибунала родилась норма обычного права, оказавшая влияние на внутреннее законодательство стран. Согласно этой норме каждый человек несет персональную ответственность за свои поступки, даже если он действовал по приказу. Однако подчиненный может действовать исходя из того, что любой приказ сверху законен. Как бы то ни было, если подчиненному ясно, что выполнение приказа приведет к нарушению закона, он должен отказаться выполнять приказ, однако только в том случае, если такая возможность действительно существует. Если же, несмотря на это, он выполняет приказ и нарушает этим международное гуманитарное право, он должен понимать, каковы могут быть для него правовые последствия. Смягчающие вину обстоятельства могут быть приняты во внимание238. Естественно, старший начальник, отдающий противоправные приказы, несет за это уголовную ответственность. В Уставе Нюрнбергского трибунала четко записано, что даже главу государства можно призвать к ответственности за его действия. Серьезные нарушения международного гуманитарного права (или военные преступления) преследуются не только держащей в плену державой, но и любой державой, во власти которой находится обвиняемый239. Это именуется универсальной юрисдикцией? Государства должны оказывать друг другу помощь, например, передавая обвиняемого другому государству и отказываясь 74П от права судить его или предоставляя свидетельские показания. И наконец, следует у казать на положения, относящиеся к уголовному судопроизводству241. Женевское право обеспечивает соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых. Сейчас нет международного уголовного суда. Решение Совета Безопасности ООН от 22 февраля 1993 года о создании трибунала по Югославии является важным шагом на пути создания механизма привлечения к уголовной ответственности на международном уровне. б) Международная ответственность государств Нарушение международного гуманитарного права военнослужащими вооруженных сил государства влечет за собой ответственность этого государства по международному праву. Это значит, что государство должно нести ответственность перед потерпевшим государством за последствия всех без исключения противоправных действий каждого военнослужащего его вооруженных сил242. Государство-нарушитель должно восстановить законность и при необходимости возместить потерпевшему государству причиненные убытки243. Каким образом потерпевшее государство получит компенсацию? Оно может заявить протест и потребовать, чтобы другая сторона воздержалась от дальнейших нарушений. Держава-покровительница также может оказать здесь содействие244. В любом случае потерпевшее государство может потребовать провести расследование245. Такое расследование, однако, требует согласия всех заинтересованных сторон, и в первую очередь — обвиняемой стороны, чего еще никогда не удавалось получить. В Протоколе I содержится важное нововведение, основанное на идее посредничества третьей стороны — Международной комиссии по установлению фактов. Международная комиссия по установлению фактов, о которой говорится в статье 90 Дополнительного протокола I, должна по получении просьбы о проведении расследования внести ясность в отношении случаев, о которых говориться как о серьезных нарушениях Конвенций и Протокола или об ином серьезном нарушении международного гуманитарного права. Любое государство — участник Конвенций может во время ратификации Протокола I или после этого заявить о своем признании ipsofacto (в силу самого факта — лат.) компетенции Комиссии. К настоящему времени об этом заявили 33 государства246. Иногда государство 238 Дипломатическая конференция 1974—1977 годов не смогла выработать общеприемлемого положения по этому вопросу, и поэтому в Протоколе I нет нормы, касающейся приказов вышестоящих начальников. Здесь действует обычное право. 239 «Каждая Высокая Договаривающаяся сторона обязуется разыскивать лиц, обвиняемых...» — I Конвенция, статья 49, абзац 2; II Конвенция, статья 50, абзац 2; III Конвенция, статья 129, абзац 2; IV Конвенция, статья 146, абзац 2. 240 Протокол I, статья 88. 241 III Конвенция, статья 129, абзац 4 и статьи 105—108; IV Конвенция, статья 146, абзац 4 со ссылкой на статьи 105—108 III Конвенции. 242 Из обширной литературы по этому вопросу см., например, Luigi Condorelli. L'imputation a 1'Etat d'un fait internationalement illicite: solutions classiques et nou-velles tendances.— RCADI, vol. 189 VI, 1984, pp. 145-149. 243 Протокол I, статья 91. 244 См. сноску 218. 245 I Конвенция, статья 52; II Конвенция, статья 53; III Конвенция, статья 132; IV Конвенция, статья 149. 246 По состоянию на 31 декабря 1992 года. Комиссия была учреждена 25 июня 1991 года после получения 20-го по счету заявления.
может признать компетенцию Комиссии именно для данного конкретного случая. Комиссия состоит из 15 человек, «обладающих высокими моральными качествами и признанной беспристрастностью». Члены Комиссии назначаются подписавшими Протокол I сторонами, которые признали компетенцию комиссии. Комиссия выполняет две функции: во-первых, расследует факты, которые, как предполагается, представляют собой серьезное нарушение; во-вторых, предлагает сторонам свои услуги по восстановлению уважения к договорам гуманитарного права. В задачу Комиссии не входит давать правовую оценку ситуации, то есть говорить о законности или незаконности рассматриваемыхдействий. Несмотря на это ограничение, Международная комиссия по установлению фактов безусловно внесет ценный вклад в дело защиты прав человека во время войны. Потерпевшая сторона может обратиться с просьбой к МККК, чтобы тот, выполняя свою гуманитарную миссию, побудил противную сторону соблюдать нормы гуманитарного права. Она может обратиться также к ООН, а через нее — ко всему сообществу государств. И наконец, она может обратиться в Международный суд в Гааге, но только в том случае, если обвиняемая сторона признает компетенцию этого суда. В завершение следует пояснить, как не должно действовать потерпевшее государство. Оно не может отказаться выполнять обязанности, вытекающие из гуманитарных конвенций, на том основании, что другая сторона грубо нарушила свои обязательства, хотя по международному договорному праву у него обычно такая возможность есть247. Обязательства, вытекающие из международного гуманитарного права, не обусловливаются взаимностью; они должны выполняться каждой договаривающейся стороной при всех обстоятельствах и без каких-либо условий. Так же, как и другие международные договоры, Женевские конвенции и Протоколы могут быть денонсированы. Однако денонсация ни при каких обстоятельствах не вступит в силу до окончания конфликта248. Само собой разумеется, невозможно денонсировать нормы обычного права, являющиеся составной частью jus cogens, поскольку это не входит в компетенцию отдельных государств. 247 См. Vienna Convention on the Law of Treaties, 23 May 1969, Article 60(5). 248 I Конвенция, статья 63; II Конвенция, статья 62; III Конвенция, статья 142; IV Конвенция, статья 158. в) Репрессалии Несмотря на то, что потерпевшие ущерб государства могут различными способами требовать возмещения ущерба, не следует забывать, что международное гуманитарное право — так же, как и обширные области международного права в целом,—еще очень далеко оттого, чтобы быть правовой системой, способной гарантировать соблюдение его норм мирными средствами. Обычно для любого установления фактов или третейского суда в случаях, когда заявлено о нарушении закона, необходимо согласие обвиняемого государства. Получить такое согласие в обстановке военного времени, когда до предела накалены страсти, представляется маловероятным. Поэтому очень важную роль по-прежнему играет старый, «первобытный» метод взыскания компенсации — собственными силами, и главным образом посредством ответ- W T4Q ных мер — репрессалии. Под репрессалиями понимают обычно запрещенные, неправомерные действия, прибегать к которым разрешается в определенных случаях при условии, что их цель — положить конец противоправным действиям противника и заставить его действовать в соответствии с правом. Репрессалии должны прекратиться, как только прекратятся нарушения. В любом случае репрессалии допустимы только при совершении серьезных нарушений и только в качестве последнего средства, когда не увенчались успехом все другие меры, направленные на то, чтобы заставить противника уважать свои обязательства. Причиняемый противнику ущерб должен быть разумно соразмерен допущенному им нарушению4 норм права. И наконец, ответные меры могут быть санкционированы только высшим политическим руководством страны. В настоящее время гуманитарное право содержит целый ряд норм, имеющих абсолютный характер, то есть таких, которыми нельзя пренебрегать, принимая ответные меры. Например, запрещено применять репрессалии по отношению к раненым на поле боя250, потерпевшим кораблекрушение251, военнопленным252; запрещены репрессалии по отношению к гражданскому 249 См. Frits Kalshoven. Belligerent Reprisals. Leyden/Geneva, 1971, а также ICRC Commentary on the Additional Protocols, para. 3423—3459. 2'° I Конвенция, статья 46. 2^' II Конвенция, статья 47. 252 III Конвенция, статья 13, абзац 3.
населению в целом253, к больницам и санитарным транспортам254 и т. д. Более того, согласно Дополнительному протоколу I запрещается без всяких исключений нападение в порядке репрессалий на жилые районы, иными словами, на гражданское население255. Таким образом, репрессалии являются сами по себе незаконными действиями, прибегать к которым можно только в строго ограниченных случаях для того, чтобы положить конец нарушениям норм права другой стороной. Расширение запрета на репрессалии в Дополнительном протоколе I явилось одним из наиболее противоречивых нововведений права 1977 года256. Некоторые рассматривали возможность репрессалий в первую очередь как средство сдерживания: враг должен знать, что он дорого заплатит за нарушение закона, и это будет побудительным мотивом для уважения взятых им на себя обязательств. В противовес этому указывалось, что по моральным соображениям нельзя допустить, чтобы гражданское население отвечало за нарушение законности, совершенное правительством или вооруженными силами. А кроме этого, с фактами в руках (например, из истории второй мировой войны) доказывали, что репрессалии всегда вели к ответным репрессалиям. Они не уменьшали насилие, а, напротив, порождали эскалацию насилия, то есть приводили к результатам, противоположным заявленной цели. Подводя итоги рассмотрению этого сложного вопроса, можно сказать, что репрессалии против людей, находящихся во власти противника, совершенно недопустимы. Даже если бы нападение на гражданское население в порядке репрессалий рассматривалось как допустимое, то только в качестве самой крайней меры, например для предотвращения катастрофы. И необходимо иметь в виду, что репрессалии никогда не должны применяться для наказания противника, для удовлетворения жажды мести.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.005 с.) |