Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Ограничения общего характера на ведение войны
Как мы уже говорили, ведение тотальной войны не согласуется с международным правом. Хотя в соответствии с Уставом ООН государству разрешено оказывать вооруженное сопротивление (например, в целях законной самообороны), ведение войны в любое время должно подчиняться общим принципам международного гуманитарного права, нашедшим свое отражение в обыч-
ном праве, а также в международном договорном праве. В связи с этим полезно вспомнить Санкт-Петербургскую декларацию 1868 года, в преамбуле которой содержится развернутая концепция права, относящегося к ведению военныхдействий132. Вот что там сказано. «Приняв во внимание, что успехи цивилизации должны иметь последствием уменьшение по возможности бедствий войны; Что единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля; Что для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее по возможности число людей; Что употребление такого оружия, которое по нанесении противнику раны без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя, или делает смерть их неизбежною, должно признавать несоответствующим упомянутой цели; Что употребление подобного оружия было бы противно законам человеколюбия». Санкт-Петербургская декларация наряду с Кодексом Л ибера явилась первым опытом кодификации ограничений на ведение войны, вслед за которым последовал целый ряд других документов. Важнейшими из них были Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов и особенно — принятая 18 октября 1907 года IV Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны с прилагаемым Положением, которое особенно важно в данном контексте. В статье 22 этого Положения говорится: «Воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю». Неоднократно указывалось на то, что Гаагское положение было главным правовым критерием, по которому оценивалось ведение боевых действий во время обеих мировых войн. Нюрнбергский трибунал констатировал, что это Положение является частью международного обычного права, и поэтому обязательно для соблюдения всеми воюющими государствами133 132 См. сноску 14. 133 См. сноску 16. В Женевские конвенции от 12 августа 1949 года, явившиеся результатом полного пересмотра международного гуманитарного права после второй мировой войны, было внесено лишь несколько положений, непосредственно относящихся к ведению войн. Эти положения находятся в разделе IIIV Женевской конвенции, озаглавленном «Положения общего характера о защите населения от некоторых последствий войны», и рассматривают, например, создание зон безопасности и защиту гражданских больниц.
Опубликовав в 1956 году Проект правил по ограничению опасностей, которым подвергается гражданское население во время войны134, МККК привлек внимание мировой общественности к важности правил, налагающих ограничения на ведение войны как таковой. Однако попытка МККК составить новую конвенцию оказалась преждевременной, так как великие державы не проявили никакого интереса к этому. И все же усилия МККК дали начало процессу, первым результатом которого явилось единогласное одобрение Генеральной Ассамблеей ООН резолюции, которой предстояло сыграть решающую роль в дальнейшем развитии международного гуманитарного права, а именно Резолюции 2444 (XXIII) от 19 декабря 1968 года под названием «Уважение прав человека в период вооруженных конфликтов»135 Вслед за резолюцией, принятой в 1965 году на 20-й Международной конференции Красного Креста в Вене136, резолюция ООН подтвердила три важнейших принципа международного гуманитарного права, которые, как указано в тексте, должны соблюдаться всеми правительствами и иными группами, принимающими участие в вооруженном конфликте. Эти три принципа можно сформулировать следующим образом: — право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства для нанесения ущерба противнику не является неограниченным; — запрещается нападать на гражданское население как таковое; — следует всегда проводить различие между лицами, принимающими участие в военных действиях, и гражданскими лицами с тем, чтобы как можно меньше подвергать опасности последних. 134 Вторую редакцию (1958 год) см. Schindler/Toman, No. 28. 135 Schindler/Toman, No. 31. 136 Resolution XXV1I1, in International Review of the Red Cross, 1965, pp. 588- 590.
Единогласное подтверждение этих принципов Организацией Объединенных Наций заложило основу для дальнейшего развития международного гуманитарного права на Дипломатической конференции 1974—1977 годов. В Протоколе I, касающемся международных вооруженных конфликтов, и в Протоколе II, касающемся вооруженных конфликтов немеждународного характера, по существу, именно эти три принципа переложены на язык подробных указаний и запрещений. Но эти принципы могут считаться действующими в качестве общих норм международного обычного права, особенно по отношению к государствам, которые не ратифицировали Дополнительные протоколы. Резолюция Международной конференции Красного Креста, на основе которой была составлена Резолюция ООН № 2444, содержит также четвертый принцип, который, по мнению великих держав, мог бы привести к запрещению применения ядерного оружия. Так как Генеральная Ассамблея ООН не использовала в своей резолюции этот четвертый принцип, напрашивается вывод, что государства не захотели связывать «ядерный вопрос» с международным гуманитарным правом. Этот факт представляет особый интерес в контексте рассмотрения сферы применения Протокола I137. В"результате развития международного гуманитарного права был сформулирован еще один принцип, который можно поставить в ряд с тремя основными правилами, содержащимися в Резолюции № 2444. Речь идет о пользующейся заслуженной известностью «оговорке Мартенса». Впервые появившись в преамбуле IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, она вновь была подтверждена в 1977 году Протоколом I, параграф 2 статьи 1 которого гласит: «В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания». Это положение свидетельствует о полноте гуманитарной защиты: при отсутствие правила, непосредственно относящегося именно к данному действию, нельзя делать заключение, что такое действие допустимо; напротив, следует найти такое решение, которое — как и гуманитарное право в целом — отвечало бы требованиям гуманности. Если бы потребовалось свести право, регулирующее ведение войны, к одному слову, мы бы сказали — «ограничения» — ограничения, которым должно подчиняться применение силы. Являясь антитезой неограниченности, понятие «ограничения» противостоит идее тотальной войны. Некоторые из этих ограничений мы подробнее рассмотрим ниже. Начнем же мы с чрезвычайно важного ограничения, вытекающего из определения лиц, принимающих участие в военных действиях, то есть тех, кому, согласно праву войны, разрешено применять силу против людей и объектов. Естественно, мы имеем в виду комбатантов. Б. Понятие «комбатант» С древнейших времен считалось, что лицам из состава вооруженных сил государства разрешено принимать участие в войне. Это само собой разумеющееся положение верно и сегодня. Но статья 1 Гаагского положения 1907 года, относящегося к сухопутной войне, делает шаг вперед, определяя, что законы войны, права и обязанности во время войны относятся не только к армиям, но также к ополчению и добровольческим формированиям, при условии, что они:
— имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; — имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; — открыто носят оружие; — соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Никогда ранее право войны не допускало участия в военных действиях добровольческих формирований, неофициальных армий или самозваных воинов. ВIII Женевской конвенции к ограничениям, установленным Гаагским положением, добавлено разъяснение, гласящее, что ополчение и добровольческие формирования должны принадлежать одной из сторон, находящихся в конфликте138. Если государство берет на себя ответственность за действия таких форми-
рований и их личного состава, то только в этом случае они могут принимать участие в военных действиях. В III Конвенции упомянуты также движения сопротивления и личный состав вооруженных сил, заявляющих о своей верности правительству, не признанному ни одной из воюющих сторон139. И наконец, лица, не входящие в состав вооруженных сил, имеют право по собственному почину браться за оружие при приближении неприятеля (levee en masse), соблюдая при этом законы и обычаи войны140. Это право утрачивается, как только войска неприятеля занимают данную территорию. Право войны не разрешает лицам, проживающим на оккупированной территории и не входящим в состав вооруженных сил, оказывать вооруженное сопротивление оккупирующей державе. В статье 43 Дополнительного протокола I это юридическое положение упрощено и вооруженные силы определены как состоящие «из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных». Далее в статье говорится: «Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая среди прочего обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов». Все лица, входящие в состав таких вооруженных сил, являются комбатантами, то есть имеют право принимать участие в боевых действиях. Следовательно, им разрешается использовать силу, даже убивать людей и уничтожать объекты, не неся личной ответственности за содеянное. Ответственность комбатантов по уголовному законодательству ограничена обязанностью соблюдать положения международного гуманитарного права. В случае взятия в плен комбатанты имеют право на статус военнопленных. Наемники и шпионы права на статус военнопленных не имеют141.
Медицинский и духовный персонал находятся на особом положении, входя в состав вооруженных сил, но не имея права принимать участие в военных действиях142. Лица, не входящие в состав вооруженных сил одной из находящихся в конфликте сторон, не имеют права принимать участие в военных действиях. 139 III Конвенция, статья 4.А(3). 140 Там же, статья 4.А(6). 141 Протокол I, статьи 46 и 47. 142 Там же, статья 43(2). Если же, несмотря на это, они применяют силу, то действуют противозаконно. Их рассматривают как бойцов нерегулярных формирований и могут наказать за каждый акт насилия. Статус комбатанта отнюдь не означает, что ему дается карт-бланш (carte blanche — фр.). Как было указано ранее, лица, входящие в состав вооруженных сил, должны всегда соблюдать нормы международного гуманитарного права, применяемые в период вооруженных конфликтов. Комбатанты, нарушившие эти нормы, обычно не лишаются своего статуса, но могут быть привлечены к ответственности по уголовному законодательству143. Первейшая обязанность комбатантов — сделать так, чтобы их можно было отличить от гражданского населения. По сути, все право войны основано на требовании, чтобы военнослужащие (то есть комбатанты) были отличимы от гражданских лиц (то есть лиц, находящихся под защитой). Протокол I закрепляет этот принцип и переводит его на язык конкретных положений144. Как же на практике отличить комбатанта? Традиционное право требует, чтобы военнослужащие имели определенный и видимый издали отличительный знак и открыто носили оружие145. На практике лица, входящие в состав вооруженных сил, носят, в отличие от гражданского населения, форменную одежду. Это правило действует и сегодня, о чем вполне определенно говорится в Протоколе I146. Форменная одежда, однако, не является основным и обязательным атрибутом комбатанта. Протокол I настоятельно требует, чтобы комбатанты обязательно отличали себя от гражданского населения для того, чтобы «содействовать усилению защиты гражданского населения от последствий военных действий»147. Учитывая требования стран «третьего мира», Дипломатическая конференция 1974—1977 годов внесла изменения в тексты, касающиеся обязанностей вооруженных сил отличать себя от остального населения. Эти не очень простые новые правила могут быть кратко изложены следующим образом. Основной нормой остается обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения. Лица, входящие в состав 143 Протокол I, статья 44(2). 144 Там же, статьи 48 и 49-58. 145 Гаагское положение о сухопутной войне, статья 1; III Конвенция, статья 4.А(2). 146 Протокол I, статья 44(7). 147 Там же, статья 44(3).
вооруженных сил, освобождаются от этой обязанности только в таких ситуациях, «когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения»148. Из дискуссии на Дипломатической конференции совершенно ясно следует, что ситуации, о которых идет речь, возникают только при военной оккупации или во время национально-освободительных войн149. В таких ситуациях комбатантам разрешается уходить в подполье, скрываться среди мирного населения, и тогда они называются партизанами (guerilleros — исп.). Но даже в этих ситуациях они должны открыто носить оружие непосредственно перед боем (то есть в ходе развертывания в боевые порядки перед атакой) и во время боя, другими словами — быть опознаваемыми в качестве комбатантов.
Этот новый текст, который до определенной степени узаконивает ведение партизанских войн, подвергся острой критике. Было, например, высказано опасение, что послабления в отношении обязанности комбатантов быть всегда отличимыми от гражданского населения могут способствовать терроризму. Это опасение, по меньшей мере частично, является следствием недопонимания150, так как новые правила относятся только к военнослужащим государства, участвующего в международном вооруженном- конфликте (или в строго оговоренных случаях — к бойцам признанного национально-освободительного движения). Ни группы или банды террористов, ни отдельные террористы не подпадают под действие этого положения, так как они не принадлежат к каким-либо признанным вооруженным силам. Так или иначе, оружие можно прятать только в некоторых ситуациях и на непродолжительное время. И наконец — и этосамый главный аргумент — новое определение, относящееся к правам и обязанностям комбатантов в исключительных ситуациях, ни при каких обстоятельствах не освобождает комбатантов от обязанности соблюдать право войны, которое запрещает терроризм во всех без исключения случаях151. 148 Протокол I, статья 44(3). 149 См. комментарии к Протоколу I, статья 44(3). 150 См. Agora: The US Decision Not to Ratify Protocol I to the Geneva Conventions on the Protection of War Victims; and Nans-Peter Gasser. An Appeal for Ratification by the United States.— 81 American Journal of International Law(1987), pp. 912—925. 15' См. Ханс-Петер Гассер. Запрет на акты террора в международном гуманитарном праве. Москва, МК.КК, 1994. Лица из состава вооруженных сил сохраняют свой правовой статус комбатантов и тогда, когда они нарушают свои обязанности и подлежат суду как военные преступники152. При захвате в плен они становятся военнопленными и пользуются защитой III Женевской конвенции, даже если они признаны виновными. С другой стороны, члены нерегулярных формирований, нарушившие даже минимальное требование об открытом ношении оружия до нападения и во время его, теряют свой привилегированный статус, даже если они входят в состав вооруженных сил, и могут преследоваться по уголовному законодательству держащей в плену державой просто за участие в военных действиях, так как они лишаются права на статус комбатантов153. Однако само собой разумеется, что при этом они имеют право на надлежащее судопроизводство и на гуманное обращение по смыслу Женевских конвенций.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.021 с.) |