Начиная с 1864 года мккк готовит проекты всех договоров Женевского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начиная с 1864 года мккк готовит проекты всех договоров Женевского



См. Акты Дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период воору­женных конфликтов. (Женева, 1974—1977гг.), 17 томов. — George Atdrich. New life for the laws of war, 75 American Journal of International Law (1981), pp. 764—783.

30 См., в частности, Cassese (ed.)> The New Humanitarian Law of Armed Con­flict. Naples, 1979; Michel Veuthey. Guerilla et droit humanitaire, 2nd ed. Geneva, 1983.

 

3' По состоянию на 31 декабря 1992 года.


токол II — 109, что позволяет заключить, что эти Протоколы, так же как и Женевские конвенции, становятся универсальными международными правовыми документами. Протоколы вступили в силу для первых двух договаривающихся государств 7 декабря 1978 года, а для каждого последующего участника — через шесть месяцев после ратификации или присоединения к ним.

Протокол I сопрягает Женевское право и Гаагское право, которые прежде развивались по отдельности. Наконец победил взгляд, согласно которому недостаточно помогать жертвам воен­ных действий. Важнее, чтобы право накладывало ограничения на сами военные действия с тем, чтобы причинялось как можно меньше излишних страданий и повреждений. С принятием IV Женевской конвенции о защите гражданского населения и Протокола I Женевское право совершило гигантский шаг в направлении более эффективной защиты гражданского населения от последствий войны.

В период после 1949 года помимо Дополнительных протоколов появились и другие нововведения в области защиты в соответствии с международным правом лиц и объектов во время войны. Одним из них явилась Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года. Этим договором, в котором чувствуется сильное влияние Женевских конвенций, был создан своего рода «Красный Крест для культурных ценностей». Контроль за ее выполнением был возложен на ЮНЕСКО. Следует указать также на Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 года. Эта Конвенция существенно усилила один из запретов, предусмотренных Женевским протоколом 1925 года, а именно — запрещение бактериологического оружия. Договор о химическом оружии 1993-года запрещает не только его использование, но также производство и обладание им. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (от 10 декабря 1976 года) имела целью в корне пресечь возможность применения нового способа ведения военных действий — воздействуя на природную среду. Все эти конвенции были приняты в рамках ООН.

И, наконец, нельзя не упомянуть Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, от 10 октября 1980 года с тремя


Основные нормы гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов33 1. Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредст­венно не принимают участия в военных действиях, особенно

Протоколами. Эта конвенция после подготовительной работы, проведенной МККК, была рассмотрена на проведенной под эгидой ООН конференции. Назначение этой конвенции — ограничить использование некоторых особенно страшных видов оружия. Таким образом, общие положения Гаагского права и 35-й статьи Дополнительного протокола I были облечены в конкретную форму и превращены в точно сформулированные и применимые на практике запреты. Три Протокола относятся к зажигательному оружию, минам и необнаруживаемым осколкам. По требованию договаривающихся сторон конвенция может быть в любое время дополнена новыми Протоколами.

Видя этот внушительный список конвенций гуманитарного права, не следует, однако, забывать, что законы в защиту жертв войны не ограничиваются лишь договорами, то есть писаными текстами. Хотя соглашения между государствами и являются сегодня, безусловно, наиболее общепринятым источником международного права и обязанностей, они, однако, не заменяют не писаных законов, или обычного права, содержащего важные принципы и нормы. Целые разделы Женевских конвенций 1949 года восходят к обычному праву32. Договорное право и обычное право могут поэтому развиваться параллельно. Если государства, например, не могут достичь согласия по какой-нибудь норме договора, иногда в дело вступает обычное право.

В целом писаное и неписаное международное гуманитарное право зиждется на нескольких основополагающих принципах, являющихся частью базиса международного права. Однако эти принципы не имеют приоритета перед действующим правом и не заменяют его; они, скорее, указывают основные направления и делают право более понятным.

32 См. Theodor Meron. The Geneva Conventions as Customary Law.— 81 Ameri­can Journal of International Law (1987), pp. 348—370.

33 Составлено группой правоведов МККК и Федерации и опубликовано в International Review of the Red Cross, 1978, pp. 248-249. Cf. Jean Pictel. The Principles of International Humanitarian Law. Geneva, 1967.


гражданское население, имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они должны пользоваться защитой и гуманным обращением без какого-либо различия неблаго­приятного характера.

2. Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

3. Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана помощь стороной в конфликте, во власти которой они оказались. Медицинский персонал, медицинские учреждения, транспортные средства и материалы также находятся под за­щитой. Эмблема красного креста (красного полумесяца или красного льва и солнца) является знаком такой защиты и должна уважаться.

4. Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют пра­во на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Они должны быть защищены от любых актов насилия и репрессалий. Они должны иметь право на перепис­ку со своими семьями и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не несет ответственности за действия, которые он не совершал. Никто не может подвергаться физическим или психическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

6. Право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать методы и средства ведения войны не является неограничен­ным. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения, или чрезмерные страдания.

7.

Стороны в конфликте должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Не должны подвергаться нападению ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица. Нападение должно быть направлено только против военных объектов. На этом мы завершаем краткий обзор международного гума­нитарного права, его прошлого и настоящего. Теперь рассмотрим подробно отдельные вопросы, относящиеся к этому разделу права.


 

 


2. Международное гуманитарное право: общие вопросы

В этом разделе мы рассмотрим некоторые общие вопросы меж­дународного гуманитарного права с тем, чтобы облегчить пони­мание дальнейшего текста.

А. Понятие и содержание международного гуманитарного права

В соответствии с определением МККК под международным гу­манитарным правом понимаются такие международные прави­ла, договорные или основанные на обычаях, которые специально направлены на решение гуманитарных задач, возникающих непосредственно в результате вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, и которые по соображениям гуманного характера ограничивают право находящихся в конфликте сторон выбирать методы и средства ведения войны или защищают лиц и имущество, которым нанесен или может быть нанесен ущерб конфликтом.

Эта несколько многословная формулировка нуждается в пояснении.

Цель международного гуманитарного права состоит в защите жизни и достоинства человека в экстремальных ситуациях войны. Положения международного гуманитарного права всегда были направлены на удовлетворение потребностей человека. В идеале их назначение — оградить человека от воздействия грубой силы. Особую значимость задача защиты достоинства человека приобретает в случае, если виновным в насилии является государство. Поэтому ясно, что международное гуманитарное право является также частью раздела международного права, защищающего права человека от посягательств со стороны государственной власти.

Как и другие правовые нормы, положения международного гуманитарного права являются результатом компромисса различных интересов. Международное гуманитарное право должно учитывать развитие феномена войны и допустимых военных целей. Мы называем это критерием военной необходимости. С другой стороны, лица, не принимающие или больше не принимающие участия в военных действиях, должны быть как можно лучше защищены. Противоречие между военной необходимостью и гуманными соображениями может быть разрешено путем применения правил, ограничивающих использование силы на войне, но не запрещающих ее использование, если оно является законным.


Другими словами, правила должны защищать человека, но не должны ставить перед собой недостижимой цели абсолютной защиты его от последствий войны. Международное гуманитарное право может делать лишь максимум возможного. Это отнюдь не значит, что оно не может устанавливать абсолютных запретов. Например, пытки запрещены при любых обстоятельствах без каких-либо исключений, так как даже с военной точки зрения они никогда не являются необходимыми.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что гуманитарное право будет поддержано теми, кто несет ответственность за применение военной силы, только в том случае, если в нем будут s учтены военные соображения. Поэтому в реальном мире гуманность всегда должна принимать во внимание требования военной необходимости. Это не значит, что право санкционирует применение грубой силы — оно лишь отражает желание установить такие реалистические ограничения на использование силы, которые действительно могут быть соблюдены. Целью международного гуманитарного права не является запрещение войны или принятие правил, делающих войну невозможной. Нет, оно должно считаться с существованием войн, чтобы наилучшим образом обеспечить такое положение, при котором последствия войны не выходят за рамки, обусловленные абсолютной военной необходимостью

.34

 

34 Другие материалы по международному гуманитарному праву (МГП) можно найти в International Committee of the Red Cross and Henry Dunant Institute (eds.).— Bibliography of International Humanitarian Law Applicable in Armed Con­flicts, 2nded., Geneva, 1987.

В качестве работ, вводящих в крут проблем МГП, рекомендуются следующие: Gem Herczegh. The Development of International Humanitarian Law. Budapest, 1984; Frits Kalshoven. Constraints on the Waging of War. Geneva, 1987; Otto Kimminich. Schutz der Menschen in bewaffneten Konflikten: zur Fortentwicklung des humanitaren Volkerrechts. Munich, 1979; Hilaire McCoubrey. International Humanitarian Law, The Regulation of Armed Conflicts. Dartmouth, 1990; Oppenheim/Lauterpacht. Interna­tional Law: a Treatise, vol.11. London, 1955; Jean Pictet. Development and Principles of International Humanitarian Law. Dordrecht/Geneva, 1985; Charles Rousseau. Le droit des conflict armes. Paris, 1983; George Schwarzenberger. International Law as Applied by International Courts and Tribunals, vol. II: The Law of Armed Conflict. London, 1968; Maurice Torrelli. Le droit international humanitaire. Paris, 1985; Pietro Verri. Appunti di diritto bellico. Rome, 1990. См. также Bernhardt (ed.). Encyclopedia of Public Inter­national Law, vol. 3 and 4: Use of Force, War and Neutrality, Peace Treaties, 1982; UNESCO (ed.). International Dimensions of Humanitarian Law, 1988; Swinarski (ed.). Studies and Essays on International Humanitarian Law and on the Red Cross Principles in Honour of Jean Pictet. Geneva/The Hague, 1984.См. также разделы по междуна­родному гуманитарному праву в учебниках по общему международному праву.


Б. Источники международного гуманитарного права35

Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года:

— Конвенция об улучшении участи раненых и больных в дейст­вующих армиях (I Женевская конвенция);

— Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);

— Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция);

— Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция).

Женевские конвенции были дополнены двумя Протоколами от 8 июня 1977 года:

— Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I);

— Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных "конфликтов немеждународного характера (Протокол II).

Нормы международного обычного права также играют существенную роль. Некоторые из них устанавливают абсолютные обязанности, которые все государства должны выполнять (jus cogens — общее международное право).

Хотя Дополнительные протоколы пока еще не приняты всеми государствами36, в данной работе мы рассматриваем их в качестве части международного гуманитарного права.

В. Некоторые определения

Продолжая сказанное ранее, отметим, что необходимо делать различие между гуманитарным правом и нормами международного права, регулирующими применение силы в отношениях между государствами. Как уже было отмечено, Устав ООН запрещает государствам использовать силу против других государств,

35 См. список основных международных договоров в Приложении.

36 См. сноску 31.


за исключением случаев, когда жертва агрессии защищается против агрессора (индивидуальная или коллективная самооборона)37. Эту отрасль права часто называют ad helium (лат.), или, говоря современным языком, нормами, регулирующими применение силы.

Международное гуманитарное право не рассматривает вопросы законности или незаконности вооруженных конфликтов. Jus in bello имеет дело с фактами, с фактом вооруженного столкнове­ния, независимо от того, что послужило причиной возникнове­ния конфликта и можно ли его как-то оправдать. В Преамбуле Дополнительного протокола I эта предпосылка сформулирована следующим образом:

«...подтверждая далее, что положения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года и настоящего Протокола должны при всех обстоятельствах полностью применяться ко всем лицам, которые находятся под защитой этих документов, без какого-либо неблагоприятного различия, основанного на характере или происхождении вооруженного конфликта или на причи­нах, выдвигаемых сторонами, находящимися в конфликте, или приписываемых им...»

Законность той или иной войны всегда являлась предметом споров, а ответ зависит от того, кто судит.

Международное гуманитарное право следует также отличать от права контроля над вооружениями. Первое ограничивает применение сторонами, находящимися в конфликте, определенных типов вооружений и боеприпасов, а в некоторых случаях даже накладывает запрет на такое применение. Например, если установка минных полей подлежит регулированию, то применение ядовитых газов полностью запрещается, так как последствия здесь совершенно неприемлемы с точки зрения морали. Эти запрещения основаны на соображениях гуманности и являются поэтому абсолютными, то есть находящиеся в конфликте стороны должны выполнять их при любых обстоятельствах. Право ограниче­ния вооружений реализуется в договорах о разоружении, предусматривающих сокращение или даже уничтожение определенных видов оружия. Важным фактором любого договора о разоружении является взаимность. При этом гуманные соображения уходят на второй план, а решающее значение приобретают механизмы контроля.

37 См. сноску 4.


 

 

 


Труднее провести различие между международным гумани­тарным правом и правом прав человека. Они так тесно перепле­тены, что нам будет проще найти в них общие черты и затем указать на различия в их приоритетах, чем дать четкие формули­ровки каждой из этих областей права38.

Защита прав человека и соблюдение этих прав государствами -членами ООН является одной из важнейших задач этой органи­зации. Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года), два Международных пакта от 16декабря 1966года (по граж­данским правам и по экономическим, социальным и культурным правам), а также другие соглашения по разным аспектам защиты прав человека — все это результаты огромной работы, направлен­ной на укрепление положения индивидуума перед лицом госу­дарственной власти. Региональные соглашения по правам чело­века также служат этой цели.

Соглашения по правам человека и соответствующие нормы обычного права обеспечивают защиту целого ряда прав человека от посягательств государства. Эти гарантии действуют всегда и при всех обстоятельствах. Только в условиях чрезвычайного по­ложения и при строго определенных обстоятельствах (называе­мых чрезвычайными обстоятельствами) эти соглашения допус­кают отступления от некоторых своих положений.

Кроме того, договоры гуманитарного права ограждают наибо­лее уязвимые категории лиц от злоупотреблений властью со сто­роны государства. Однако, в отличие от соглашений по правам человека, содержащих общие, применимые при всех обстоятель­ствах нормы, защитные правила и механизмы международного гуманитарного права применяются только во время войн, то есть при исключительных обстоятельствах. В этом смысле можно ска­зать, что международное гуманитарное право является той час­тью права прав человека, которая применяется в периоды воору­женных конфликтов. Но в противоположность соглашениям (мир­ного времени) по правам человека, гуманитарное право не допус­кает никаких отступлений от своих положений ни при каких обстоятельствах, так как эти положения специально предназна­чены для военного времени.

Другой особенностью международного гуманитарного права


является то, что его положения регулируют взаимоотношения с противником: лица из состава вооруженных сил противника имеют право на защиту в качестве военнопленных, права населения территории, оккупированной неприятельской державой, защи­щены IV Женевской конвенцией и т. д. Соглашения по правам человека, напротив, в первую очередь затрагивают отношения между властями и гражданами одного и того же государства.

Именно из-за того, что эти соглашения применяются в других обстоятельствах, международное гуманитарное право не стало использовать все основные права и свободы, гарантированные соглашениями о правах человека, в качестве защитных норм во время войны. Например, защита лиц, лишенных свободы, от пыток и другого бесчеловечного обращения предусматривается обоими разделами права, так как она составляет абсолютное право в пол­ном смысле этого слова. Однако международное гуманитарное право не обеспечивает защиту, положим, свободы слова или сво­боды передвижения, так как эти свободы имеют совершенно дру­гой смысл в условиях войны. С другой стороны, в договорах по гуманитарному праву имеются такие совершенно чуждые доку­ментам по правам человека разделы, как, например, правила при­менения оружия.

Другим отличием является то, что международное гуманитар­ное право содержит значительно больше правил, требующих от человека или общества действий, чем классическое право в об­ласти прав человека39. Это видно уже на примере Женевской конвенции 1864 года, в первом пункте статьи 6 которой говорит­ся: «Раненых и больных любого государства следует подбирать и оказывать им помощь». Современное Женевское право содержит множество такого рода требований конкретных действий (нель­зя, однако, сказать, что жертва имеет соответствующее право на обращение в суд в связи с бездействием).

Международное гуманитарное право часто упоминается вместе с законодательством о беженцах, положения которого применяют­ся в случаях, когда человек из-за естественного страха преследо­ваний покидает свою страну, пытаясь найти защиту в другой. Беженцы существуют как в мирное, так и в военное время. Же­невские конвенции содержат ряд положений, касающихся осо-


Этот вопрос в общих чертах рассмотрен в работе Aristidis Calogeropou/os-Stratis. Droit humanitaire et droits de I'homme: La protection de la personne en periode de conflit arme. Geneva, 1980.


39 Соблюдение социальных прав также требует конкретных действий. См. Международный пакт от 16 декабря 1966 года об экономических, социальных и культурных правах.


 

 

 


бого статуса беженцев во время войны40, но при этом не ослабля­ется защита, предоставляемая им договорами о беженцах. Более того, в соответствии с гуманитарным правом беженцы имеют право на такую же защиту от последствий военных действий, что и другие гражданские лица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.037 с.)