Б. Краткий обзор истории гуманитарного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Краткий обзор истории гуманитарного права



Вряд ли удастся найти документальные свидетельства того, где и когда появились первые правовые гуманитарные нормы6, и тем более невозможно назвать «автора международного гуманитарного права. Еще до появления государств, в тех случаях, когда борьба между племенами, кланами или сторонниками тех или иных вождей не велась с целью полного уничтожения противника, возникали, зачастую непреднамеренно, правила, целью которых было уменьшить последствия насилия. Такие правила, предвестники сегодняшнего международного гуманитарного права, можно обнаружить во всех культурах. Чаще всего их можно найти в основных литературных памятниках (как, например, в индийском эпосе «Махабхарата»), в религиозных писаниях (таких, как Библия или Коран) или в наставлениях по воинскому искусству (в древнеиндийском сборнике предписаний Законы Ману и японском средневековом кодексе поведения Бусидо).

6 См., например, Emmanuel Bella. African Customary Humanitarian Law. Ge­neva, 1980.


В средневековой Европе благородное рыцарство установило строгие правила ведения боя, и не в последнюю очередь — в собственных интересах. Идеи рыцарства дожили и до наших дней. Достигавшиеся нередко в прошлом сторонами в конфликте соглашения о судьбе пленных были предшественниками сегодняшних многосторонних соглашений. Подобные правила существовали — и по сей день существуют — и в культурах, не имеющих письменных памятников.

Итак, во всем мире с незапамятных времен облеченные властью правители, религиозные деятели, мудрецы и военачальники пытались уменьшить тяжкие последствия войн путем введения норм, обязательных для всех.

То, чего удалось достичь в XIX веке в Европе, следует оценивать с учетом этого богатого исторического опыта. Зарождение сегодняшнего универсального, в основном писаного, международного гуманитарного права неразрывно связано с именами двух людей — Анри Дюнана1 и Френсиса Либера,— которые были глубоко потрясены увиденным на поле боя. Примерно в одно и то же время, но, очевидно, не подозревая о существовании друг друга, Дюнан и Либер внесли решающий вклад в концепцию и содержание современного международного гуманитарного права. Не умаляя значения того, что было сделано этими двумя выдающимися деятелями, скажем, однако, что идея необходимости защи­тить жертвы войны существовала и до них. Они же выразили ее в форме, соответствующей новому времени.

Оба они, и Дюнан, и Либер, взял и за основу идею, выдвинутую Жан Жаком Руссо в опубликованном им в 1762 году трактате «Об общественном договоре»: «Война — это отношения не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты...» И далее Руссо делает логический вывод, что с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, «они вновь становятся просто людьми». И их следует щадить9.

Руссо формулирует основной принцип, на котором строится международное гуманитарное право, а именно: целью военного

7 См. Анри Дюнан. Воспоминание о Сольферино, 1862.

8 См. Richard Shelly Hartigan. Lieber's Code and the Laws of War. Chicago, 1983.

9 Жан Жак Руссо. Об общественном договоре, книга 1, глава IV.


выступления никогда не должно быть физическое уничтожение противника. Этим он заложил основу для различия, которое следует делать между военнослужащими действующей армии — комбатантами, с одной стороны, и остальными гражданами государства противника, не принимающими участия в военных действиях,— с другой. Применять силу можно только против пер­вых, так как цель войны заключается в победе над вооруженными силами противника, а не в уничтожении его народа. Но и против солдат противника силу можно применять только до тех пор, пока они оказывают сопротивление. Любой солдат, сложивший оружие или вынужденный сделать это из-за ранения, уже не является противником и не может, выражаясь языком современно­го гуманитарного права, быть объектом военного нападения. В любом случае бессмысленно мстить простому солдату, так как лично он не несет ответственности за возникновение конфликта. Таким образом была заложена идейная основа для возрождения в XIX веке международного гуманитарного права. Анри Дюнан мог на нее опереться. В своей книге «Воспоминание о Сольферино» он не так уж много внимания уделяет плохому обращению с ранеными или фактам убийства беззащитных людей. Что его глубоко потрясло, так это полное отсутствие помощи раненым и умирающим. И поэтому он выступил с двумя практическими предложениями, требующими конкретных действий: заключить международное соглашение о придании статуса нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений и создать постоянную организацию для практической помощи раненым на войне. Первое предложение привело к принятию в 1864 году I Женевской конвенции, а второе — к основанию Красного Креста10. Для нас сейчас представляет интерес именно первое предложение.

В. Правовая зашита жертв войны

Женевская конвенция от 22 августа 1864 года Об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны заложила правовую основу деятельности армейских медицинских форми-

10 Об истории гуманитарного права см. G. Best и J. Pictet (сноска 2), а также: Pierre Boissier. History of the International Committee of the Red Cross: from Solferino to Tsushima. Geneva, 1985; Andre Durand. History of the International'Committee of the Red Cross: from Solferino to Hiroshima. Geneva, 1984.


 

 


рований на полях сражений". Благодаря приданию им статуса нейтральности они имеют иммунитет против нападения: медицинские формирования и персонал не могут быть объектом нападения, и им нельзя препятствовать в осуществлении их функций. Аналогичным образом нельзя подвергать наказанию местное население за оказание помощи раненым. В Конвенции 1864 года ясно указано, что гуманная деятельность по отношению к раненым и умершим, как своим, так и чужим, согласуется с правом войны. Общеизвестно, что эта конвенция также ввела символ красного креста на белом фоне для обозначения медицинских формирований и медицинского персонала.

Интересно отметить, что в 1864 году, по-видимому, не представлялось необходимым включать в Конвенцию положение об общей защите раненых от плохого обращения. Вместо этого в Конвенции сформулированы условия, при которых такая защита может быть предоставлена. Ученые-правоведы обратят внимание на особое место Конвенции 1864 года в истории права — она явилась частью начавшегося в XIX веке движения за кодификацию современного международного права12.

Конвенция 1864 года была очень быстро принята всеми независимыми в то время государствами, а в 1882 году — и США. В.1906 году, после того как она действовала более 40 лет, Конвенция была пересмотрена по рекомендации МККК с учетом опыта нескольких войн. Серьезным испытанием для Женевского права явилась первая мировая война, после которой в 1929 году Конвенция была вновь пересмотрена. Через четыре года после завершения второй мировой войны была принята IЖеневская конвенция об улучшении участи раненых и больных, в действующих армиях (от 12 августа 1949 года). Она действует и по сей день и поэтому представляет для нас интерес в контексте данного исследования. В 1899 году Гаагская мирная конференция приняла Конвен­цию, распространяющую покровительство Женевского права на жертвы морской войны. Пересмотренная редакция этой Конвен­ции была принята Гаагской мирной конференцией 1907 года, а позднее превратила бы нынешнюю Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (от 12 августа 1949 года).

1' Текст конвенции см. Schindler/Toman, No. 36.

12 См. Shabtai Rosenne. Codification of Internationa! Law.— Bernhardt (ed.). Encyclopedia of Public International Law, vol. I (1992), p. 632.


Вышеупомянутые Гаагские мирные конференции рассмотрели еще один вопрос, основательно представленный в обычном праве, а именно обращение с военнопленными. Конвенции 1899 и 1907 годов (о законах и обычаях сухопутной войны (с прилагаемым Гаагским положением) содержали некоторые правила обращения с военнопленными. Одна из двух Женевских конвенций 1929 года, которая была составлена на основании опыта первой мировой войны и явилась, по существу, кодексом военнопленного, также была пересмотрена после второй мировой войны. III Женевская конвенция об обращении с военнопленными действует до настоящего времени.

Наряду с процессом кодификации правил защиты раненых, больных и солдат, попавших в руки неприятеля, начало которому было положено Анри Дюнаном и МККК события развйвались и в другом направлении. Эти события были связаны с именем немецкого иммигранта в США Френсиса Либера и косвенно — с именем великого Авраама Линкольн. Президент Линкольн поручил юристу Либеру свести в единый кодекс некоторые правила ведения боевых действий, с тем чтобы они применялись войсками во время гражданской войны в США. В результате в 1863 году были опубликованы «Инструкции полевым войскам США» приказ по строевой части №100), больше известные сегодня как Кодекс Либера13. Эти инструкции содержали правила, охватывающие все аспекты ведения войны. Положения Кодекса Л ибера был и направлены на то, чтобы при ведении боевых действий избежать причинения излишних страданий и ограничить число жертв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.007 с.)