Кафедра экономической теории и международной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономической теории и международной экономики



Кафедра экономической теории и международной экономики

Кемельбаева С.С.

МИКРОЭКОНОМИКА

Учебно-практическое пособие

КАРАГАНДА - 2006


ББК 65.012.2 я7

К 35

Кемельбаева С.С.

Микроэкономика: учебно-практическое пособие. – Караганда, 2006. – 188 с.

ISBN 9965-794-30-8

В учебно-практическом пособии изложены основные вопросы микроэкономики: теория спроса и предложения, теория потребительского поведения, теория производства, теория рынков факторов производства, «провалы» рынка.

Учебно-практическое пособие наряду с теоретическим материалом содержит вопросы для обсуждения, а также тестовые задания, упражнения и задачи.

Пособие предназначено для студентов экономических специальностей, практических работников, а также всех, кто интересуется проблемами микроэкономической теории.

 

ББК 65.012.2 я7

 

 

Разработчик: Кемельбаева С.С., кандидат

экономических наук

 

Рецензенты: Айнабек К.С., доктор

экономических наук, доцент

Андарова Р.К., кандидат

экономических наук, доцент

 

 

К
0605010405

00(05)-06

© Кемельбаева С.С., 2006

© Карагандинский экономический

университет Казпотребсоюза, 2006

 

 

ISBN 9965-794-30-8


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ МИКРОЭКОНОМИКИ 7

1. Предмет микроэкономической теории 7

2. Методология микроэкономики 8

Вопросы и задания 9

ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 10

1. Рынок – общественный механизм распределения благ 10

2. Модель спроса и предложения 11

3. Рыночное равновесие 17

4. Государственное регулирование цен 21

Вопросы и задания 23

Эластичность спроса и предложения. влияние налогов 25

1. Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса 25

2. Эластичность спроса по доходу 30

3. Эластичность предложения 31

4. Роль эластичности в распределении налога на потребителей и продавцов 32

Вопросы и задания 33

Теория потребительского Поведения 35

1. Кардиналисткий и ординалистский подходы к определению полезности 35

2. Предпочтения потребителя и кривые безразличия 41

3. Бюджетное ограничение потребителя 44

4. Равновесие потребителя 45

Вопросы и задания 46

Сравнительная статика и анализ спроса 48

1. Кривая «доход-потребление» и кривая Энгеля. Кривая «цена- потребление» 48

2. Эффект дохода и эффект замещения. Уравнение Слуцкого 51

3. Изменение благосостояния. Индексы реального дохода 54

Вопросы и задания 55

Предложение труда и капитала дОМОХОЗЯЙСТВАМИ 58

1. Домохозяйство на рынке факторов производства. Предложение труда 58

2. Модель «доход-отдых» 59

3. Предложение капитала 63

Вопросы и задания 68


Теория производства 69

1. Производство и технология. Производственная функция 69

2. Изокванта. Норма технологического замещения 71

3. Закон убывающей отдачи. Эффект масштаба 74

Вопросы и задания 78

Издержки производства 79

1. Издержки. Классификация издержек 79

2. Издержки производства в краткосрочном периоде 81

3. Издержки в долгосрочном периоде 85

4. Равновесие производителя. Изокоста 87

Вопросы и задания 90

Максимизация прибыли конкурентной фирмы 92

1. Сущность экономических категорий «доход» и «прибыль» 92

2. Типы рыночных структур 93

3. Совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде

Правило максимизации прибыли конкурентной фирмы 95

4. Долгосрочное равновесие фирмы 100

5. Равновесие конкурентной отрасли 102

Вопросы и задания 102

Монополия и Монопсония. Рыночная власть 106

1. Характерные черты монополии 106

2. Максимизация прибыли монополиста. Краткосрочное равновесие 108

3. Долгосрочное равновесие монополиста 111

4. Общественные издержки монополии. Показатели монопольной власти 112

5. Государственное регулирование монополий 115

Вопросы и задания 116

Монополистическая конкуренция 118

1. Характеристика рынка монополистической конкуренции 118

2. Равновесие при монополистической конкуренции 119

3. Последствия монополистической конкуренции 120

Вопросы и задания 121

Олигополия 122

1. Олигополистический рынок. Стратегическое поведение фирмы 122

2. Модели олигополии 124

3. Ценовая дискриминация и неценовые факторы конкуренции 136

Вопросы и задания 137

Общее равновесие 152

1. Анализ общего равновесия. Модель экономики одного человека 152

2. Модель экономики «чистого» обмена. Диаграмма Эджворта 156

3. Модель эффективности производства. Парето-эффективность 159

4. Основная теорема экономики благосостояния 161

Вопросы и задания 164

Общественные блага 172

1. Частные и общественные блага. Неконкурентность и неисключаемость общественных благ 172

2. Кривая спроса и кривая предложения общественного блага. Равновесие 173

3. Способы предоставления общественных благ 176

Вопросы и задания 178

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 187

ВВЕДЕНИЕ

Значимость изучения дисциплины «Микроэкономика» в процессе получения качественного экономического образования переоценить невозможно. Исследование функционирования хозяйственного механизма на уровне деятельности отдельных экономических субъектов, являясь предметом микроэкономики, позволяет закрепить теоретические знания, приобретенные в процессе изучения экономической теории, приобрести навыки рационального экономического мышления в условиях ограниченности ресурсов, а также оценки на этой основе проводимой в данной области государственной политики. Микроэкономику - динамичную и интересную науку, наряду с этим отличает практическая направленность. Она как никакая другая дисциплина позволяет осознать связь теории с практикой, успешно применять теоретические знания в процессе решения практических задач.

Учебно-практическое пособие содержит 17 разделов, логически последовательно раскрывающих основные вопросы, традиционно предназначенные для изучения в курсе микроэкономики. При изложении материала автор руководствовался принципами доступности, компактности и четкости с целью максимального облегчения усвоения студентами проблематики микроэкономической науки. Содержание учебного пособия соответствует требованиям ГОСО и типовой учебной программе дисциплины «Микроэкономика».

Выражаем надежду на то, что учебно-практическое пособие окажется полезным для студентов, обучающихся по профилю экономических специальностей.

 

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ МИКРОЭКОНОМИКИ.

Методология микроэкономики.

 

Экономический анализ на микроуровне (равно как и на макроуровне) предполагает позитивный либо нормативный подход. Суть позитивного анализа заключается в том, что он является описательным, т.е. подразумевает изучение фактически происходящих экономических явлений и процессов, а также их причинно-следственных связей. Нормативный анализ представляет собой оценочные суждения о том, какими должны быть эти процессы и явления, он ориентирует на целевые установки в отношении их развития.

В целом для микроэкономики характерно применение тех же методов познания, что и для экономической теории в целом: методов формальной логики, диалектической логики, математического моделирования. Вместе с тем наиболее широко в микроэкономике применяются следующие методы – предельный анализ, функциональный анализ, метод графических построений, экономико-математическое моделирование.

Предельный анализ – основной метод маржиналистской теории – представляет собой изучение предельных (маржинальных) величин и их динамики. Термином «предельный» в экономическую теорию был введен представителями школы маржинализма, для которых был характерен экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, его оценочных суждений относительно выгод или потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. Предельный в их понимании означает дополнительный, последующий. Сущность маржинального подхода заключается в анализе дополнительной, изменяющейся части экономической величины и определения на основе этого анализа тенденций изменения в целом всей совокупности.

При функциональном анализе ставится задача выявления и исследования зависимости одних величин от других посредством математических функций. Графическое отображение функций представляет собой метод графических построений. Прямая (положительная) зависимость, показывающая изменение величин в одном направлении, иллюстрируется на графике в виде восходящей кривой. Обратная (отрицательная) – соответственно в виде нисходящей.

Метод экономико-математического моделирования основан на моделировании и анализе искусственного объекта, обладающего свойствами реального. Примерами экономических моделей являются модель спроса и предложения, модель кругооборота доходов и расходов, модель мультипликатора, модели олигополии и др. Ни одна из них не отражает всей совокупности процессов, происходящих в реальной экономической действительности, но позволяет выявить именно те взаимосвязи и взаимозависимости, которые интересуют исследователя данной конкретной проблемы. В связи с этим модель предполагает применение метода научной абстракции - отвлечения от несущественного, выявления в экономических явлениях и процессах основных, наиболее существенных черт и тенденций.

 

Вопросы и задания.

Вопросы для обсуждения

1. Что является предметом изучения микроэкономики?

2. Объясните суть основных принципов микроэкономики: безграничности потребностей и ограниченности ресурсов, альтернативных вариантов применения ресурсов, рационального поведения экономических агентов.

3. Какие методы используются в микроэкономике? В чем состоит их специфика?

4. Объясните сущность методов предельного анализа, функционального анализа, графических построений, математического моделирования.

Задачи, упражнения, тесты

1. Альтернативные издержки строительства нового стадиона - это:
а) Доход, получаемый в результате эксплуатации стадиона.

б) Оплата его охраны и другого персонала.

в) Цена других товаров и услуг, производство которых принесено в

жертву строительства этого стадиона.

г) Изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов

стадиона.

д) Цена строительства стадиона в будущем году.

2. Альтернативные издержки турпохода включают в себя
а) Расходы на проезд от пункта сбора домой

б) Расходы во время турпохода

в) Доход, который можнб было бы получить за это время.

г) Расходы на проезд от дома до пункта сбора.

д) Расходы на подготовку в турпоход

3. Термин «предельный» в экономической теории означает:

а) незначительное изменение экономической величины

б) пограничное изменение экономической величины

в) дополнительное изменение экономической величины

г) значительное изменение экономической величины

д) экономическая величина не изменяется

4. Метод экономико-математического моделирования предполагает:

а) изучение динамики предельных величин

б) исследования зависимости экономических величин посредством математических функций

в) графическое отображение экономических функций

г) исследование экономических явлений и процессов в движении от низшего к высшему

д) моделировании и анализе искусственного объекта, обладающего свойствами реального.

 

Рыночное равновесие.

 

Модель рыночного равновесия была представлена в теории, получившей название неоклассического синтеза А.Маршалла во второй половине XIX века. Вопрос о сущности и природе рыночного ценообразования долгое время являлся базовой проблемой экономической теории. Представители классической школы политэкономии исследовали данную проблему только с позиций производителя (предложения), полагая, что основная роль в определении цены должна отводится издержкам производства. Маржиналисты, напротив, акцентировали внимание на категории полезности блага, считая ее основным фактором, определяющим рыночную цену, т.е. рассуждали с позиций потребителя (спроса). И только английскому экономисту А.Маршаллу, который по праву считается основоположником неоклассической школы, удалось доказать, что спрос и предложение одновременно участвуют в формировании рыночной цены, являясь по его образному выражению «двумя лезвиями одних ножниц». Наложив на график кривой спроса одного товара график кривой предложения этого товара, мы получим модель частичного рыночного равновесия – равновесия на рынке одного товара (рис. 8).

Точка пересечения кривых спроса и предложения – точка рыночного равновесия, она соответствует равновесной цене и равновесному количеству товара, т.е. той цене и тому количеству, которое устраивает и продавца и покупателя.

 

P S

 

D

 

Q

Рис. 8 – Модель частичного рыночного равновесия

 

Если происходит отклонение от равновесной цены или равновесного количества, рынок выходит из состояния равновесия. Два альтернативных подхода к достижению равновесия называются равновесием по Вальрасу и равновесием по Маршаллу.

Отклонение от равновесия в модели Вальраса (разработанной швейцарским экономистом Л.Вальрасом) происходит в результате отклонения фактической рыночной цены от равновесной (рис. 9). Допустим, что реальная рыночная цена (Р1) установилась на уровне ниже равновесной цены (РЕ). В этом случае спрос превысит предложение (QD > QS), образуется избыток спроса, который усилит конкуренцию между покупателями, что подтолкнет рыночную цену вверх до уровня равновесной цены. Если рыночная цена (Р2) окажется выше равновесной (РЕ), образуется избыток предложения (QD´ < QS´), и усилившаяся конкуренция продавцов снизит рыночную цену до уровня равновесной. Функции спроса и предложения по Вальрасу имеют вид: QD = f (Р); QS = f (Р); условие равновесия - QD = QS.

 

P2 P2

 

E PE E

PE

 

P1

P1

 

QS QE QS' QS QE QS'

Рис. 9 – Равновесие по Вальрасу Рис. 10 – Равновесие по

Маршаллу

Отклонение от равновесия в модели Маршалла происходит вследствии отклонения фактической величины предложения от равновесной (рис. 10). Если фактическая величина предложения устанавливается на уровне меньше равновесной (QS < QE), цена спроса окажется выше цены предложения (Р2 > Р1). Высокая цена в свою очередь вызывает рост предложения. Обратная ситуация возникает при превышении равновесного объема предложения (QS´ > QE): цена спроса окажется ниже цены предложения (Р1 > Р2), что способствует сокращению предложения до равновесного количества. По Маршаллу функции спроса и предложения и условие равновесия соотвественно имеют вид: PD = f (Q); PS = f (Q); PD = PS.

Рассмотренные модели рыночного равновесия являются статическими, т.к. не учитывают фактор времени. Примером динамической модели равновесия является «паутинообразная» модель. Для ее иллюстрации допустим, что спрос зависит от цен текущего периода (t), а предложение – от цен предыдущего периода (t-1).

P P S

 

S

Pt

 

P*

P*

 

Pt-1

D D

а) Qt-1 Q* Qt б) Q*

P

 

Pt S

 

 

Pt-1

 

 

в) Qt-1 Qt D

Рис. 11 – «Паутинообразная» модель рыночного равновесия

 

Возможны три ситуации динамики несовпадания рыночной цены с равновесной: а) отклонение от равновесия сокращается (рис. 11-а);

б) отклонение от равновесия нарастает (рис. 11-б);

в) рынок колеблется вокруг точки равновесия, не достигая его (рис. 11-в).

Таким образом анализ динамической модели равновесия наглядно показывает, что на рынке возможны ситуации его отсутствия (неравновесия). Они возникают, в частности:

1. Если кривые спроса и предложения имеют одинаковый наклон, вследствие чего не пересекаются. При этом устойчивое состояние равновесия не достигается, и:

а) рынок формируется в неустойчивом виде между кривыми D и S (рис 12-а,);

б) рынок не формируется вообще, т.к. ни продавцы ни покупатели не заинтересованы в нем (рис. 12-б, 12-в).

D S S

S D D

 

a) б) в)

Рис. 12 – Кривые спроса и предложения не пересекаются

 

2. Если кривые спроса и предложения, даже имея разный наклон, не имеют общих точек:

а) предложение превышает спрос при любой цене (рис.13-а);

б) цена предложения выше цены спроса при любом (положительном) объеме – в такой ситуации рынок может возникнуть ниже кривой спроса (рис. 13-б) – например, рынок редких предметов роскоши.

D S S

 

 

D

 

а) б)

Рис. 13 – Кривые спроса и предложения не имеют общих точек

Эластичность спроса

Эластичность предложения.

Эластичность предложения – степень изменения величины предложения в ответ на изменение цен в процентном выражении.

Коэффициент эластичности предложения рассчитывается аналогично коэффициенту ценовой эластичности спроса по формуле:

ES = (ΔQ / Q) / (ΔP / P) = (ΔQ / ΔP) • (P / Q).

Коэффициент эластичности предложения всегда является положительным числом, т.к. цена и величина предложения – равнонаправленные величины.

Также как и спрос, предложение может быть эластичным по цене, неэластичным, абсолютно эластичным, абсолютно неэластичным или единичным эластичным. Решающим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени: чем более длительный временной интервал имеется у производителя, тем в большей степени величина предложения может изменяться в зависимости от цены.

P S2 S1

 

Q

 

Рис. 22 – Эластичное и неэластичное предложение

 

При «жестких» технологиях, а также в текущем и краткосрочном периодах предложение неэластично (кривая S2 на рис. 22). При наличии достаточного времени на изменение технологии (долгосрочный период) предложение эластично (кривая S1 на рис. 22).

При абсолютно неэластичном предложении кривая предложения вертикальна (кривая S1 на рис. 23). В этом случае предложение не возрастает, как бы не изменялась цена, т.к. имеется ограниченное количество товара. Например, кривая предложения картины выдающегося художника совершенно неэластична: как бы не возрастала цена, предложение возрасти не может, т.к. существует только одна такая картина. Кривая абсолютно эластичного предложения горизонтальна (кривая S2 на рис. 23). В этом случае существует только одна цена (Р0), но и при этой цене продавцы готовы предложить любое количество товара. Абсолютно эластичное предложение существует лишь гипотетически, в реальной действительности оно существовать не может.

P S1

 

 

P0 S2

 

 

Q0 Q

Рис. 23 – Абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение

Бюджетное ограничение потребителя.

 

Анализ кривых безразличия позволяет выявить наборы благ, предпочтительные для данного потребителя, возможность взаимозамены этих благ, однако, они не показывают, какой именно из этих наборов является наиболее рациональным. Для дальнейшего анализа потребительского выбора необходимо ввести понятие бюджетного ограничения.

Всякий потребитель предпочел бы приобрести тот набор товаров, который на карте кривых безразличия наиболее удален от начала координат. Однако не всякому потребителю это удастся, поскольку потребители ограничены в средствах. Линия, показывающая доступный данному потребителю набор товаров, называется бюджетной линией (линией цен) (рис. 29).

Y

I/PY

 

I/PX X

Рис. 29 – Бюджетная линия.

 

Любая точка на бюджетной линии отражает максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести в рамках своего бюджета.

Для того, чтобы получить уравнение бюджетной линии предположим, что

I – доход потребителя, который он расходует на покупку товаров X и Y;

PX и PY - цены товаров X и Y.

Бюджетное ограничение имеет вид:

I = PXX + PYY – доход потребителя равен сумме расходов на приобретение товаров X и Y.

При помощи математических преобразований получим уравнение бюджетной линии:

Y = (I / PY) – (PX / PY) • X;

X = (I / PX) – (PY / PX) • Y.

Если весь доход потребителя будет затрачен на товар Х, то он сможет купить его в количестве I/PX, соответственно, если весь доход будет затрачен на товар Y, он может приобрести I/PY товара Y. Угол наклона бюджетной линии определяется отношением цены единицы товара Х к цене единицы товара Y.

Наборы товаров, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны потребителю, т.к. стоят дороже, чем составляет его доход. Рост дохода потребителя означает на графике смещение бюджетной линии вправо. Соотвественно, смещение бюджетной линии влево означает сокращение доходов и уровня потребления. Это может происходить вследствии:

1. роста/сокращения номинального дохода при неизменных ценах;

2. роста/снижения цен товаров при неизменном уровне дохода;

3. изменения и дохода и цен.

 

Равновесие потребителя.

Если перенести линию бюджетного ограничения на карту кривых безразличия, то мы получим модель равновесия (оптимума) потребителя (рис. 30). Точка Е на полученном графике – точка равновесия потребителя, в которой бюджетная линия касается соответствующей кривой безразличия. Точки А и В не удовлетворяют условию равновесия, т.к. они предлагают наборы, неоптимальные по структуре. Оптимальный для потребителя набор, доступный его бюджету, содержит ХЕ единиц товара Х и YЕ единиц товара Y. Углы наклона кривой безразличия и бюджетной линии в точке Е совпадают. Поскольку наклон бюджетной линии равен РХ / РY, а наклон кривой безразличия равен MRSXY, то условием равновесия потребителя является: РХ / РY = MRSXY.

 

 
 


Y U1 U2 U3

•A •B

 

Е

YE

 

 

 

XE X

 

Рис. 30 – Модель равновесия потребителя

 

Вопросы и задания.

Вопросы для обсуждения

1. Объясните сущность кардиналистского и ординалистского подходов к анализу категории полезность? В чем заключается различие между ними?

2. Что такое кривая безразличия? Каким образом она строится?

3. Объясните смысл линии бюджетного ограничения?

4. Изобразите модель равновесия потребителя. Дайте пояснения к ней.

Задачи, упражнения, тесты

1. Кривая спроса показывает:

а) какую общую полезность получает потребитель при данной цене

б) какую предельную полезность получает потребитель при данной цене

в) и общую и предельную полезность, получаемую потребителем приданной цене

г) какую сумму денег готов потратить потребитель, чтобы получить то или другое количество полезности

2. Кардиналистский подход к измерению полезности предполагает определение

а) меры общего удовлетворения, полученного от потребления товара за данный период времени.

б) общей полезности и предельной полезности.

в) абсолютно точное, количественное определение величины полезности.

г) качественное определение предельной полезности.

д) изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении на одну единицу.

3. Функция общей полезности достигает максимума когда:
а) предельная полезность падает.

б) предельная полезность равна нулю.

в) предельная полезность равна наибольшей величине.

г) предельная полезность не изменяется.

д) предельная полезность растет.

4. Индивид потребляет 2 единицы некоторого блага. Известно, что предельная полезность второй единицы равна 5. Что мы можем сказать о величине общей полезности?

а) Она равна 5

б) Она равна 10

в) Она больше 10

г) имеющейся информации недостаточно для таких предположений

5. MRSXY = ½. Что можно сказать о товарах Х и Y?

а) Х и Y абсолютно дополняют друг друга в потреблении

б) Х и Y явялется совершенными субститутами

в) кривая безразличия для товаров Х и Y характеризуется снижающейся предельной нормой замещения

г) кривая безразличия для товаров Х и Y выпукла относительно начала координат.

6. Заполните в таблице пустые ячейки:

Количество единиц товара TUA MUA TUВ MUВ
         
         
         
         
         

7. Предельная полезность товаров А и В представлена в таблице:

Количество товара А MUA Количество товара В MUВ
       
       
       
       
       

Сколько единиц каждого товара нужно купить, чтобы максимизировать общую полезность, если доход потребителя составляет 240 долл., а цена товаров А и В соответственно 40 и 20 долл.? Какова будет величина общей полезности?

8. В таблице приведены четыре набора товаров А и В, являющиеся равноценными для некоего покупателя:

Набор товаров Товар А Товар В
А    
В    
С    
D    

Постройте кривую безразличия. Рассчитайте MRS при переходе от набора А к В, от В к С, от С к D. Объясните убывание MRS с помощью закона убывающей предельной полезности.

9. Допустим, что для данного потребителя предельная полезность от потребления некоторого количества товара А составляет 10, товара В – 18 единиц. Цена товара А – 40, товара В – 60. Что предпримет в дальнейшем потребитель, чтобы максимизировать полезность?

а) купит большее количество товара А и меньшее количество товара В

б) купит большее количество товара В и меньшее количество товара А

в) купит больше и того и другого товара

г) не изменит количества потребляемых товаров.

10. В чем заключается экономический смысл наклона бюджетной линии?

а) потребитель готов уступить некоторое количество одного товара, если возмещение другим товаром таково, что он находится на той же кривой безразличия

б) это граница возможного множества выбора

в) предельная норма замещения одного товара другим уменьшается

г) это альтернативные издержки одного товара, выраженные в другом.

 

РЫНОК РЕСУРСОВ

Издержки Доходы

 

Ресурсы Факторы

производства

ФИРМЫ ДОМОХОЗЯЙСТВА

Товары Товары

и услуги и услуги

Доход Расходы

РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

 

Рис. 38 – Модель кругооборота доходов и расходов

Таким образом, домохозяйства представляют собой основных поставщиков факторов производства, что мы и рассмотрим в данной теме. Однако сделаем это с позиций теории потребления.

В распоряжении каждого индивида имеется определенное количество времени (причем это количество ограничено – не более (7•24) часов в неделю). Часть этого времени индивид посвящает работе, другую часть будем условно считать досугом. Мы можем проанализировать полезность, которую индивид получает от потребления досуга (отдыха) и всех остальных товаров. При этом надо иметь в виду, что для того, чтобы эти товары получить, нужно иметь доход, для чего придется отказаться от части досуга в пользу работы. Очевидно, что индивид стоит перед выбором: сколько времени потратить на работу, а сколько времени посвятить отдыху. Нашей задачей будет поиск такой комбинации дохода и отдыха, который позволит максимизировать их полезность. Так мы рассмотрим модель предложения труда домохозяйствами. Затем с этой же точки зрения проанализируем предложение капитала.

Таким образом, вопрос предложения факторов производст­ва есть не что иное, как проблема рационального выбо­ра: оперируя информацией об издержках и прибылях, связанных с поставляемыми факторами производства, индивид мо­жет принять оптимальное решение, максимизирующее его полезность. Поэтому для анализа домохозяйства как поставщика факторов производства можно использовать тот же методологический аппарат, что применялся для его изучения в роли потребителя товаров.

  1. Модель «доход-отдых».

 

Как уже отмечалось выше, целью построения модели «доход-отдых» (в некоторых источниках она называется моделью «потребление-досуг», возможны и другие вариации) является нахождение такой комбинации этих благ, которая позволила бы максимизировать полезность от их использования.

Изобразим сначала доступные комбинации дохода и отдыха, т.е. построим линию бюджетного ограничения (при этом «бюджетом» будет служить количество времени, которым обладает индивид и которое он распределяет между доходом и отдыхом). По оси абсцисс отложим количество часов, потраченных на отдых, и обозначим n, верхний предел количества часов – вклад времени - обозначим через Т (рис. 39).

Доход отложим по оси ординат: если доход от работы за час составляет, допустим, 10 долл. в час, то доход в любой период времени можно рассчитать, умножив 10 на количество часов работы (если, например, индивид вообще не работает его доход составит 0, что соответствует точке I). Соединив Т и I получим линию бюджетного ограничения, наклон которой равен тарифной ставке заработной платы, взятой с от­рицательным знаком. Наклон бюджетной линии отражает альтернативную стоимость одного товара, выраженную в единицах другого. При этом альтернативная стоимость од­ного часа отдыха – это некоторое количество товаров, от которых отказывается потребитель, не работая этот час, она численно равна тарифной ставке заработной платы. Уравнение полученной бюджетной линии имеет тот же вид, что и стандартное бюджетное ограничение с той лишь разницей, что в правой его части находится фиксированная сумма дохода.

 

доход

I

 

 

T

досуг

Рис. 39 – Построение линии бюджетного ограничения

 

Далее наложим на график бюджетного ограничения кривые безразличия индивида, показывающие комбинации дохода и отдыха, обладающие для него одинаковой полезностью, и получим точку его равновесия (рис. 40).

 

доход

 

 

Е I1

I0

I2

досуг

Рис. 40 – Равновесный набор дохода и отдыха

 

Теперь применим методологию сравнительной статики. Допустим, ставка заработной платы понизилась, что приводит к снижению альтернативной стоимости одного часа отдыха. То, как изменится ситуация, зависит от соотношения эффекта дохода и эффекта замещения. Если эффект замещения доминирует над эффектом дохода, это вызывает сокращение часов работы. Напротив, эффект дохода, преобладающий над эффектом замещения, увеличивает часы работы. Этот случай является полной противоположностью случая с обычными товарами. Снижение цены на товар, который продает индивид (товар – это труд, его цена – заработная плата), приводит к уменьшению его реального дохода, в то время как снижение цены на то, что индивид покупает (потребительские товары), приводит к увеличению его реального дохода. Поэтому эффекты дохо­да и замещения работают в рассматриваемой ситуации совсем не так, как в ситуации эффекта дохода по Хиксу и Слуцкому, а прямо противоположно. Проще говоря, в случае превышения эффекта замещения над эффектом дохода индивид рассуждает следующим образом: «С понижением ставки заработной платы мне не имеет смысла работать за новую плату столько же часов, сколько и прежде»; в случае превышения эффекта дохода над эффектом замещения: «С понижением ставки заработной платы мне нужно работать еще больше, чем прежде, чтобы обеспечить привычный уровень дохода».

Тот же способ, с помощью которого мы получили индивидуальную кривую спроса из кривой «цена-потребление» в предыдущей теме, может служить теперь для построения кривой спроса индивида на отдых. Она будет показывать то, как меняется спрос на досуг в зависимости от изменения ставки заработной платы. Более того, эта кривая при фиксированном значении вклада времени, равном Т, есть кривая предложения труда, показывающая изменения в предложении труда в зависимости от ставки заработной платы (рис.41).

На рис.41-б изображена кривая предложения труда (для ее получения по оси ординат откладывается тарифная ставка заработной платы, по оси абсцисс - продолжительность рабочего времени). В данном случае эффект замещения доминирует над эффектом дохода, поэтому кривая предложения труда имеет положительный наклон (что в целом типично для кривой предложения). Если эффект дохода доминирует над эффектом замещения, кривая будет иметь отрицательный наклон (снижение ставки заработной платы повышает предложение труда) (рис.42).

 

 

Потребление в неделю Потребление в неделю

 

E3

E2

E1

 

 

а) n1 n2 n3 часы отдыха а) n1 n2 n3 часы отдыха

в неделю - T в неделю - T

заработная плата заработная плата

 

 

w3

w2 w1

w1 w2

w3

 

 

б) T-n1 T-n2T-n3 часы работы б) T-n1 T-n2T-n3 часы работы

в неделю в неделю

Рис. 41 – Построение кривой Рис. 42 – Построение кривой

предложения с положительным предложения с отрицательным

наклоном наклоном

Возможна ситуация когда при низком уровне заработной платы ее повышение приводит к увеличению продолжительности рабочего времени (превалирует эффект замещения). Однако лишь до определенного уровня: дальнейший рост заработной платы приводит к доминированию эффекта дохода – сокращению рабочего времени. Тогда кривая предложения принимает вид:

ставка заработной платы

 
 

 


 

продолжительность рабочего времени

Рис. 43 – Конфигурация кривой предложения труда



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.211 с.)