Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ ресурсного потенциала организацииСтр 1 из 6Следующая ⇒
Глава 1 Глава2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анализ финансовой отчетности. Учебное пособие. /под редакцией О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега – Л, 2009. – 451с. 2. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. - М.: Вузовский учебник, 2007. – 367с. 3. Бариленко В. И. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. 4. Басовский Л.Е. Экономический анализ. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 222с. 5. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. – СПб.: Питер, 2006. – 256с. 6. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. – 336с. 7. Канкке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие.-2-е изд., испр. и доп.. – М.: ИД «Форум»:ИНФРА – М, 2008. – 288с. 8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 560с. Когденко В.Г. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 9. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие / под редакцией М.А.Вахрушиной – М.: Вузовский учебник, 2008. 10. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета.- М: Финансы и статистика, 2007. 11. Кувшинов Д.А. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия.// Экономический анализ: теория и практика. 2007, № 6. 12. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Методические указания по выполнению курсовой работы. -М.: ВЗФЭИ, 2008. 13. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие/ Под ред. д. э. н., проф. М.А. Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 463с. 14. РомановаЛ.Е. Анализ хозяйственной деятельности.–М:ЮРАЙТ,2003. 15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: "Инфра-М" 2008. - 402 стр. 16. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. – М: Инфра-М, 2001. 17 Савицкая Г.В. Экономический анализ. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2007. – 679с. 18. Теория Экономического анализа: Учеб. пособие / Под ред. Р.П. Казаковой, С.В. Казакова. – М.: Инфра-М, 2008. - 239 стр. 19. Осмоловский В.В., Кравченко Л.И., Русак Н.А. Теория анализа хозяйственной деятельности. Под.ред. В.В. Осмоловского. Минск: Новое знание, 20011.
20. Хорин А.Н. Финансовая отчетность организации: цель составления // Бухгалтерский учет. №7. 21. Чернышева Ю.Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности для студентов вузов. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 22. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2006. 23. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 2008. - 303 стр. 24. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. - М.: Инфра-М, 2008. - 333 стр. 25. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.; ИНФРА-М, 2007. - 343 с.
Глава 1 АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ Ресурсный потенциал организации включает в себя три группы факторов: 1) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов (труда); 2) факторы, связанные с использованием основных средств (средств труда); 3) факторы предметов труда. Все три группы производственных факторов находятся во взаимной связи, так как отсутствие одного из них нарушают процесс производства продукции из этих ресурсов или недостаточность одного Ресурсы двух первых групп представлены в балансе, т.е. имеют однозначную стоимостную оценку. Трудовые ресурсы представлены в статистической отчетности организации (Форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»). [11, с.92 ] Трудовые ресурсы являются активной частью производительных сил, а значит, организация их деятельности и эффективность использования напрямую влияют на результаты экономической деятельности предприятия. Объектом анализа трудовых ресурсов на уровне предприятия является совокупность количественных и качественных показателей, измеряющих эффективность применения живого труда. Цель анализа труда - выявление резервов и неиспользованных возможностей на предприятии, разработка мероприятий по приведению их в действие. [7, с.84 ] Материальные затраты составляют значительную долю всех затрат на производство продукции, работ, услуг. Поэтому производственная программа предприятия может быть выполнена только при условии своевременного и полного обеспечения ее необходимыми материальными ресурсами.
Предприятие удовлетворяет потребность в материальных ресурсах двумя способами: экстенсивными и интенсивными. Экстенсивный способ предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Интенсивный способ предусматривает более экономичное расходование промышленных запасов. [21, с.62 ]. Основная задача анализа использования материалов в производстве – выявление нерационального их расхода, а также выработка решений по результатам проведённого анализа. Эффективность использования материальных ресурсов характеризуются их материалоотачей и материалоёмкостью продукции. Исчисление показателей интенсивного использования материалов основывается на применении двух стоимостных показателях: выручки от продажи продукции и материальных затрат, характеризующих себестоимость заготовления материалов, участвующих в создании проданной продукции. Материалоемкость продукции – это обобщающий стоимостной показатель. Он означает величину материальных затрат на 1 руб. продукции и рассчитывается как отношение материальным затратам к выручке от продаж. Материалоотдача – это показатель, обратный материалоемкости, означает выпуск продукции с 1 руб. израсходованных материальных ресурсов. Рассчитывается как отношение выручки от продаж к материальным затратам связанным с производством и продажей продукции. Основные средства (основные фонды) являются одним из важнейших факторов эффективности любого производства. Задачами анализа являются определение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными фондами, уровня их использования, изучения степени использования производственной мощности предприятия и оборудования и выявления резервов повышения эффективности использования основных средств. Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида в течение длительного периода и постепенный перенос своей первоначальной стоимости на затраты производства. Важнейшими показателями использования основных производственных фондов являются фондоотдача и Фондоемкость. Фондоотдача определяется отношением стоимости годового объема продаж к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и показывает, сколько рублей выручки приходится на 1 руб. основных средств. Фондоемкость - показатель, обратный фондоотдаче, рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к объёму продаж и показывает, сколько рублей стоимости основных средств приходится на 1 руб. продаж. Рассмотрим ресурсный потенциал ООО «Рубин». Проведем анализ степени влияния на объём продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, расчёты представим в таблице 1.1 Таблица 1.1 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов
Динамика показателя = (Отчетный год/ Прошлый год) 100% (1.1) Определим динамику показателя «Численность рабочих»: Динамика (N) = (N1/N0) 100% = (9 030/8 600) 100% = 1,05 100% = 105%. Аналогично рассчитываем динамику для остальных показателей. Разница в процентах определяется путем сопоставления выявленной динамики каждого показателя с аналогичным результатом предыдущего, исключением является первый показатель (численность рабочих), динамика которого сравнивается со 100%. Определим ее: Разница в процентах, (N) = 105 – 100 = 5 Разница в процентах, (Чд) = 104,564 – 105 = - 0,436 Аналогично рассчитываем разницу для остальных показателей. При расчете влияния фактора выявленная разница в процентах умножается на прошлогодний объем продаж и делится на 100. Определим влияние факторов на объем продаж: ∆V (N) = (5 6 240 000) /100 = 31 200 000/100 = 312 000 тыс. руб. Влияние фактора для остальных показателей рассчитаем аналогично. Баланс отклонений. 312 000+(- 27 206,4)+(- 407 784)+ 1 121 389,4 = 998 399 Объем продаж: 7 238 399 – 6 240 000 = 998 399 Баланс отклонений равен исходному отклонению, что свидетельствует о верности произведенных расчетов. Вывод: В отчетном году на предприятии ООО «Рубин» по сравнению с прошлым периодом произошло увеличение выручки от реализации продукции на 998 399 тыс. руб. Исследование влияния факторов связанных с использованием трудовых ресурсов на изменение объема продаж оказало, что рост количества рабочих на 430 человек привел к увеличению объема продаж на 312 000 тыс. руб. Однако изменение числа отработанных человеко-дней и отработанных человеко-часов в отчетном году по сравнению с базисным оказал негативное влияние на изменение объема продаж в размере 27 206,4 тыс. руб. и 407 784 тыс. руб. соответственно. Предприятие может увеличить продажи за счет ликвидации внутрисменных потерь рабочего времени. Данные анализа свидетельствуют о том, что руководство организации прилагает усилия, направленные на повышение среднечасовой выработки, и повышает контроль над использованием рабочего времени. Увеличение численности рабочих говорит о том, что на предприятии происходит расширение производства.
Для определения степени влияния отдельных факторов, связанных с использованием материалов, на объем продаж заполним таблицу 1.2 Таблица 1.2 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
Материалоотдача показывает выход продукции на каждый рубль израсходованных в процессе производства материалов [2, с. 128]. Рассчитаем Коэффициент материалоотдачи (Кмо): Кмо = V/ МЗ (1.2) За прошлый год = 6 240 000/ 3 566 212 = 1,7498 За отчетный год = 7 238 399/ 4 211 690 =1,7186 Применим метод абсолютных разниц для расчета влияния факторов. Составим модель по условию задачи: у = а b – мультипликативная модель Δ =645478 1,7497 =1129393,032 = 4 211 690 (-0,0311) = - 130993,86 Баланс отклонений 1129393,032+ (-130993,86) = 998 399 Вывод: Факторный анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов ООО «Рубин» показал, что объём продаж в отчётном году по сравнению с предыдущим увеличился на 998 399 тыс. руб. На это повлияло: - увеличение стоимости материалов в себестоимости продаж на 645 478 тыс. руб., повлекшее увеличение объёма продаж на 1129393,03 тыс. руб.; - уменьшение коэффициента материалоотдачи продаж на 0,0311 единицы, которое повлекло уменьшение выручки от продаж на 130993,86 тыс. руб. Данному предприятию можно порекомендовать направить свои усилия на снижение стоимости материальных ресурсов в себестоимости продукции, более экономно использовать имеющиеся запасы в процессе производства продукции.
Для определения степени влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж, а также резерв роста объёма продаж за счёт ликвидации отрицательно повлиявших факторов в ООО «Рубин» заполним таблицу 1.3.
Таблица 1.3 Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов,
Рассчитаем среднегодовую первоначальную стоимость активной части производственных основных средств: Прошлый год=(796 619+ 327 339+ 451 717 + 225 858)/2= 900 766 тыс. руб. Отчетный год = (753 680 + 305 924 + 796 619 +327 339)/2= 1 091 781 тыс. руб. Рассчитаем объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, (Вч), тыс. руб.: Вч = V / ОСакт / Рд / Ксм / Псм, (1.3) Вч0 = 6240000/900 766/241/1,05/8= 0,00342 тыс. руб. Вч1 = 7238399/1 091 781/240/1,3/7,5= 0,00283 тыс. руб. ∆Вч = 0,00283 - 0,00342 = -0,00059 тыс. руб. Факторная модель имеет вид: V = ОСакт Рд Ксм Псм Вч Рассчитаем влияние факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж, способом абсолютных разниц: - влияние изменения среднегодовой стоимости активной части производственных основных средств: ∆V(ОСакт) = ∆ ОСакт ∙ Рд0 ∙ Ксм0 ∙ Псм0 ∙Вч0 = 191 015∙ 241 ∙1,05 ∙8 ∙ 0,00342= 1322482,42 тыс. руб. - влияние изменения числа дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии: ∆V(Рд) = ОСакт 1 ∙ ∆Рд ∙ Ксм0 ∙ Псм0 ∙ Вч0 = 1 091 781∙ (-1) ∙ 1,05 ∙8 ∙ 0,00342= - 31364,68457 руб. - влияние изменения коэффициента сменности: ∆V(Ксм) = ОСакт 1 ∙ Рд1 ∙∆Ксм ∙ Псм0 ∙ Вч0 = 1 091 781∙ 240 ∙0,25 ∙ 8 ∙0,00342= 1792267,69 тыс. руб. - влияние изменения продолжительности рабочего дня: ∆V(Псм) = ОСакт 1 ∙ Рд1 ∙ Ксм1 ∙ ∆Псм ∙Вч0 = 1 091 781 ∙ 240 ∙ 1,3 ∙ (-0,5) ∙0,00342= -582486,9991 тыс. руб. - влияние изменения продукции, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы: ∆V(Вч) = ОСакт 1 ∙ Рд1 ∙ Ксм1 ∙ Псм1 ∙∆Вч = 1 091 781 ∙ 240 ∙1,3∙ 7,5 ∙ (-0,00059)= -1507312,849 тыс. руб. Баланс отклонений: 1322482,42 - 31364,68457 + 1792267,69 - 582486,9991 - 1507312,849 = 998339 Вывод: В отчетном году на увеличение объема продаж основное влияние оказали такие экстенсивные факторы – среднегодовая стоимость активной части основных средств и коэффициент сменности работы оборудования. Отрицательно повлиявшие факторы на увеличение объема продаж: - уменьшение количества дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии на 1 день, привило к уменьшению объема продаж на 31 364,68 тыс. руб.; - снижение продолжительности рабочей смены на 0,5 ч. привело к уменьшению объема продаж на 582 486,99 тыс. руб.; - уменьшение объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования на 0,00059 тыс. руб. привело к уменьшению объема продаж на 1 507 312,85 тыс. руб. Предприятие преимущественно использует экстенсивные факторы при производстве продукции.
На основании данных, полученных в результате экономического анализа предыдущих пунктов курсовой работы дадим комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации. Результат расчётов обобщим в таблице 1.4.
К экстенсивным относятся такие факторы экономического развития, как увеличение числа работников, основных средств, потребляемых материальных ресурсов. К интенсивным относятся факторы, обеспечивающие повышение эффективности использования ресурсов [8, с. 169]. Таблица 1.4 Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства
Гр.5 = гр. 4 / гр. 3 × 100 – 100; Гр.6 стр.1 или 2 или 3 = гр. 5 стр. 1 или 2 или 3 / гр.5 стр.4; Гр. 6 стр.6 = (∑ гр.6 по стр.1,2 и 3) / n; Гр. 7 стр. 1 или 2 или 3 = гр. 6 × 100; Гр. 7 стр.6 = (∑ гр.7 по ст.1,2 и 3) / n; Гр. 8 стр. 1или 2 или 3 = 100- гр.7 стр.1 или 2 или 3; Гр. 8 стр.6 = (∑гр.8 по стр. 1,2 и 3) / n. Рассчитаем темпа прироста: Численность рабочих (Чр) = 9 030/ 8060 100 – 100 = 5 Среднегодовая стоимость активной части основных производственных средств (Ср ст. акт.) = 1 091 781/900 766 100 – 100 = 21,20584 Темп прироста для остальных показателей рассчитаем аналогично. Прирост ресурса на 1% прироста выручки: К (Чр) = 5/15,99998 = 0,3125 К (Ср. ст. акт.) = 21,20584/15,99998 = 1,325367 К (Ст. мат.) = 18,09982/15,99998 = 1,13124 На 1 % прироста выручки от продаж, численность рабочих приросла на 0,3125%, активная часть основных средств на 1,33%, материальные затраты на 1,13%. Рассчитаем коэффициент влияния на прирост выручки от продаж экстенсивности вида ресурса: Кэкст (Чр) = 0,3125 ∙ 100 = 31,25% Кэкст (Ср. ст. акт.) = 1,325367 ∙ 100 = 132,5367% Кэкст (Ст мат.) = 1,13124 ∙ 100 = 113,124% Рассчитаем коэффициент интенсивности: Кинт (Чр) = 100 - 31,25= 68,75 Кинт (Ср. ст. акт.) = 100 - 132,5367= -32,5367 Кинт (Ст. мат.) = 100 - 113,124= -13,124 В целом на предприятии ресурсы используются эффективно, за исключением использования материалов, применяемых в производстве. Если бы материалы расходовались более эффективно, выручка за проданную продукцию была бы больше. На основании проведенных расчетов определяем комплексные показатели использования всех видов ресурсов по формуле средней арифметической: ∑Кэкстi/n = (0,3125+1,325367+1,13124)/3 = 0,923036 Комплексный показатель экстенсивности равен: ∑Кэкстi 100/n = (31,25+132,5367+113,124)/3= 92,303567 Комплексный показатель интенсивности: 100-∑Кэкстi 100/n=100–(68,75+(-32,5367)+(-13,124))/3= 7,696433 На рисунке 1.1 проиллюстрировано соотношение экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства на предприятии.
Рис. 1.1 - Соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства на предприятии
Вывод: Комплексный показатель экстенсивности использования ресурсов равен коэффициенту 92,3%. Значение коэффициента интенсивности использования ресурсов равно 7,7 %. Следовательно, предприятие преимущественно использует экстенсивные факторы при производстве продукции. На прирост выручки от продаж основное влияние оказало увеличение количества применяемых ресурсов. Определим комплектный резерв увеличения объема продаж за счет лучшего использования ресурсного потенциала предприятия. Результаты расчетов обобщим в таблице 1.5. Для определения комплектной величины резерва увеличения объема продаж за счет внутренних резервов используемых ресурсов, необходимо выявить резерв за счет каждого из ресурсов. Таблица 1.5 Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов, тыс. руб.
Вывод: Использование всех видов ресурсов – показатель, применение которого обосновывает правомерность предположения, что увеличение объема продаж на 998399 тыс. руб. на предприятии было достигнуто за счет комплексной системы мер наилучшего использования трудовых ресурсов, материалов и основных средств. Понятие полного резерва увеличения выпуска и продажи продукции можно сформулировать как резерв, обеспеченный в равной мере всеми видами производственных ресурсов. [11, с. 290].Такой вид резерва представляет собой наименьшую сумму имеющихся резервов увеличения объема производства и продаж по каждому виду ресурса в стоимостной оценке В процессе анализа наименьшим выявленным резервом оказалось увеличение стоимости продаж за счет материалоотдачи – 131 048 тыс. руб. Комплектный размер резерва составит 394 224 тыс. руб. Деятельность компании, направленная на снижение нерационального использования ресурсов, может значительно улучшить объемные показатели за счет пересмотра политики в области капитальных вложений, например, приобретения нового, более производительного оборудования — активной части основных средств. Глава2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.203 (0.102 с.) |