Авторские художественные сказки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторские художественные сказки



Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л.Пантелеева "Две лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

Дидактические сказки

В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

Психокоррекционные сказки

Ткач Р.М. [9] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. [5] психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.

Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм.

1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Психотерапевтические сказки

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",«Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие [3].
Есть мужские сказки («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина). В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка "Серая шейка" Мамин-Сибиряк Д.Н.

ГЛАВА 20ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫМЕТОДИКИ КРЕАТИВНЫХ(ХУДОЖЕСТВЕННОМУЗЫКАЛЬНЫХ)ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫХ ВИДОВАДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основные средства и отличительные черты методики креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов адап-тивной физической культуры целесообразно рассмотреть на примере психогимнастики и танцевальной терапии, получивших наибольшее распространение в нашей стране.

Наиболее известными пособиями, в которых изложена теория и методика организации психогимнастики с детьми младшего школьного возраста, являются «Психогимнастика»1(М.И. Чистякова, 1990) и «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей»2(Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова, 1993).

В учебном пособии А.А. Осиповой «Общая психокоррекция»3психо-гимнастикой называется метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной личности, так как позволяет обратить внима-ние на «язык тела» и пространственно-временные характеристики об-щения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого – познание и изменение личности клиента.

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Такие занятия показаны вспыльчивым, замкнутым детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, с неврозами, нарушениями характера; легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика, по методике М.И. Чистяковой, прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой вы

1Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

2Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – СПб., 1993.

3Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.

ражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания, ибо неумение правильно выразить свои чувства, скован-ность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затруд-няют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями го-ловного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом логопедических групп и групп детей коррекционных классов начальной школы. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бес-словесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их от-ношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубле-ния у них астенических черт характера и появления вторичных невро-тических наслоений.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явле-ния эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравствен-ных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности со-держания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития школьника.

Занятия по психогимнастике строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.

I фаза. Мимические
и пантомимические этюды

 

Цель – выразительное изображение отдельных эмоциональных со-стояний, связанных с переживанием телесного и психического доволь-ства и недовольства.

Модели выражения основных эмоций – радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.; некоторых эмоционально окрашенных чувств – гордость, застенчивость, уверенность и др. Дети знакомятся с элементами выразительных движений – мимикой, жестом, позой, походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций

Цель – выразительное изображение черт, порождаемых социаль-ной средой (жадность, доброта, честность и др.), их моральная оценка.

Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

Фаза носит психопрофилактический характер.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель – коррекция настроения и отдельных черт характера ребен-ка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка

Цель – снятие психоэмоционального напряжения, внушение же-лательного настроения, поведения, черт характера.

Между второй и третьей фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе – «минутка шалости». Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно договориться с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.

Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.

Дошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников – более восьми.

Цель курса психогимнастики для такой группы:

1) обучение детей выразительным движениям;

2) тренаж узнавания эмоций по внешним признакам;

3) формирование у детей моральных представлений;

4) коррекция поведения с помощью ролевых игр;

5) снятие эмоционального напряжения;

6) обучение ауторелаксации.

При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей.

Этюды и игры на эмоции радости должны обязательно быть на каждом занятии.

Заканчивается занятие успокоением детей, обучением их саморегуляции. На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А.В. Алексеевым для юных спортсменов, адаптированный, в свою очередь, для школьников.

При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части, необходимо соблюдать чувство меры, не затягивать отдых и дозировать внушение.

Почти каждый этюд у М.И. Чистяковой сопровождается музыкой, которая может предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние, или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение. Кроме этюдов и игр М.И. Чистякова предлагает использовать такой прием, как сочинение историй, в основе которого лежат актуальные проблемы детей. О том, как сочинять такие истории, и конкретное их содержание можно найти в книге Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей» (1996).

В занятиях по методу М.И. Чистяковой широко используются элементы изотерапии. Дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в тот цвет, с которым у них ассоциируется то или иное эмоциональной состояние. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами, что приводит к взаимоусилению влияния на ребенка и той, и другой деятельности, что, в свою очередь, ведет к улучшению его общения со сверстниками.

Наглядность в виде пиктограмм, разрезных шаблонов-пиктограмм, условных фигурок, изображающих различные позы, фотографий с изоб-ражением различных эмоциональных состояний и состояния напряже-ния и расслабления в мышцах используется для тренировки умения распознавать эмоциональное состояние по мимики и пантомимике.

Кандидат психологических наук, психотехник Г. Бардиер, психологдиагност И. Ромазан и практический психолог, психотерапевт Т. Чередникова из Санкт-Петербурга разработали другое направление психогимнастики. В своей книге «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» они представили методику организации занятий психогимнастикой, которую можно использовать в работе с детьми начиная с трехлетнего возраста.

Практика показала, что содержание и методика конспектов по Чистяковой более эффективны для детей с неврозами, неврозоподобными состояниями, задержками психического развития, интеллектуальной недостаточностью.

Занятия по второму направлению эффективны для детей с нормой развития с целью обучения их саморегуляции и снятию психоэмоцио-нального напряжения, так как сильная экспрессия этих занятий с ми-нимальными мозговыми дисфункциями противопоказана (это может привести к сильному перевозбуждению или заторможенности).

По методике санкт-петербургских психологов цели психологической работы с детьми следующие:

1) сохранить естественные механизмы развития ребенка, сделать все для того, чтобы предотвратить всякое возможное их искажение и торможение;

2) составлять программы работы с детьми так, чтобы при сохранении цели того или иного занятия можно было варьировать всем остальным материалом, заданиями, инструкциями, временем, местом проведения занятий;

3) сопровождать и будить ростки самостоятельности ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.

Специфика организации занятий:

1. 1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

2. 2. Все занятие строится на сюжетно-ролевом содержании.

2. Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

3. В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.

 

Разминка

Задачи: сбросить интенсивность физического и психического напря-жения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и инте-рес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную ра-боту и контакт друг с другом.

Содержание: несколько упражнений-игр на внимание и подвижная игра.

Упражнения-игры на внимание должны быть разнообразны по фор-ме и характеру. Например: «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «Угадай, кто позвал?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче пожал руку?», «Ка-кой предмет самый большой, теплый, шершавый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый, грустный, шумный?» и др.

Подвижная игра должна быть направлена на общую деятельность, совместные движения, контакт.

Время разминки примерно 5–6 минут.

Гимнастика

Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышеч-ные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в направлении внимания на своих ощу-щениях, научить различать и сравнивать их; тренировать ребенка в оп-ределении характера физических движений, сопровождаемых различ-ными мышечными ощущениями; тренировать ребенка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощуще-ний и работу воображения и чувств.

Любое физическое движение в психогимнастике выражает какойлибо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

Таким образом, психогимнастические упражнения используют механизм психофизического функционального единства. Например, педагог говорит: «Как сильно у вас зайчики стучат на барабане! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся, как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, руках, даже в плечиках? А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И живот расслаблен. Дышит... А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения».

Экспрессия педагога при показе упражнений необходима, она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей.

Педагог помогает уловить точность области ощущения своими прикосновениями к ребенку: взяв за руку, встряхнув – «Расслаблена ли?», погладив спинку – «Где напряжение?», подтолкнув, проверяя устойчивость, и т.п.

Образы фантазии сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка.

Дозировка упражнений от пяти-шести раз по 1–2 минуте в зависимости от упражнения и возраста детей.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдение чередования и сравнения противоположных по ха-рактеру движений: напряженных – расслабленных; резких – плавных; частых – медленных; дробных – цельных; едва заметных шевелений и совершенных застываний; вращений тела и прыжков; свободного пере-движения в пространстве и столкновения с предметами.

Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением.

Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармониза-цию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исче-зает инертность. В этом принципиальное отличие физических упражне-ний в психогимнастике от традиционной и адаптивной физической культуры.

Учитель или психолог должен уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры-драмы, активно увлекающимся, соблаз-няющим, показывающим, то просто наблюдая или режиссируя, но ни в коем случае не заставляя, не оценивая, не наказывая.

На занятиях по психогимнастике все дети успешны: правильно все, что они делают, делая все по-своему, как могут.

Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми невозможны, но сосредоточение внимания хотя бы на одном в каждом занятии необходимо.

Эмоции

В сюжет каждого занятия обязательно включаются два-три упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.

Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сфе-рой – развитие у детей способности понимать, осознавать свои или чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих про-явлениях эмоций; подражательное воспроизведение чужих эмоций, фик-сируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражне-ниях, контролируя ощущение.

Формы ощущений: пантомимические загадки, игры, представления, задания.

Список эмоций, оттенков, состояний, используемый в упражнениях: интерес – внимательность, радость – удовольствие, удивление–восхи-щение–изумление, горе–отчаяние–страдание–сострадание, гнев– злость-зависть, обида–досада, презрение–брезгливость–отвращение, страх–испуг, стыд–вина, тревога–беспокойство, сочувствие–жалость– нежность, грусть–печаль.

Этюды повторяются два-три раза.

Общение

Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.

В упражнения включают обмен ролями партнеров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера.

В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

Упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни.

В тренинге обязательно участвуют все дети.

Поведение

Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление при-емлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.

Варьирование упражнений:

– проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами;

1. – реагирование на внутренние негативные переживания, имевшие место ранее в детском саду, школе или дома;

2. – загадки на решение различных конфликтных ситуаций;

4. – самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем и актуальных переживаний;

5. – домашние задания на активизацию положительных эмоциональных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реагирования.

 

В процессе проигрывания обеспечивается смена ролей.

Источники сюжетов: психологические ситуации, детские книги, мультфильмы, телепередачи.

Завершение

Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, при-ведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение само-чувствия и настроения.

Содержание: хоровое пение с элементами танца, хороводы, скан-дирование веселых стихов с движением.

Особо следует остановиться на музыкальном оформлении занятий. Необходимо иметь не только кассеты с записью произведений, но и для конкретного занятия. Лучше заранее записать музыкальное сопровожде-ние в той последовательности, в которой оно будет использовано. Для психомышечной тренировки в релаксационной части можно использо-вать специально записанные кассеты «Звуки леса», «Шум моря» и т.п. Не следует отказываться от классических музыкальных произведений, что-бы параллельно решать еще и задачи эстетического развития детей.

Еще раз обращаем внимание на то, что все занятия психогимнастикой строятся только на воображаемом материале, поэтому использование реальных шапочек для гномиков, например, крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей на атрибутику, превращает психогимнастику в игру, которая должна лишь лежать в ее основе.

Когда вы, касаясь головы ребенка, дарите ему воображаемую шапочку определенного цвета, песенкой колокольчика предлагаете «позвенеть», попробовать – не спадает ли «шапочка», «натянуть» ее поглубже, изобразить «хор» колокольчиков, – включенное воображение создаст образ, окрасит его эмоциями и движениями, что и нужно.

Занятие удобнее вести вдвоем, если есть такая возможность.

В танцевальной терапии основополагающим правилом также явля-ется единство тела и сознание человека. Характер человека понимается не только как его психологические особенности, но и как способ функ-ционирования его тела, проявляющийся через позу, осанку, физичес-кие способности и др. Эмоциональные состояния отражаются в теле и задают ему определенную структуру. Отрицательные эмоции, подавле-ние чувств способствуют образованию защитных телесных механизмов в форме мышечной закрепощенности и ограничений двигательного диапазона.

«Мышечные блоки» оказывают отрицательное влияние на психику.

Задачей психокоррекционной работы является обнаружение, проработка телесных «зажимов», расслабление мышечного «панциря», достижение свободных и естественных движений. В свою очередь, телесные изменения должны повлечь за собой изменения во всей структуре личности.

Особенности танцевальной терапии заключаются в том, что эти задачи решаются путем особого способа – выразительного движения.

Использование танцевальных форм позволяет решить также ряд других важных терапевтических задач. Прежде всего танец – это общение, куль-турно приемлемый способ взаимодействия с другими людьми. Если в телесно-ориентированной терапии в большей степени делается акцент на особенности структуры и функционирования тела одного человека вне контекста его социального взаимодействия, то в танце проявляют-ся все способы межличностного общения.

Групповая форма занятия дает широкие возможности для совер-шенствования социальных умений тех пациентов, которые нуждают-ся в тренинге элементарных социальных навыков. Танец – это обще-ние без слов, поэтому направление танцевальной терапии приобрело особую значимость при работе с больными, испытывающими трудно-сти со словесным взаимодействием. Здесь необходимо отметить осо-бую роль танцевальной терапии при работе с психотическими пациен-тами как способа осуществления контакта с аутичными, недоступ-ными для вербального (словесного) общения больными. Большин-ство танцевальных терапевтов придерживается мнения, что танец может быть способом разрешения проблем на символическом уров-не, в двигательной форме. Это особо важно в случаях с психотически-ми больными.

Одной из важнейших задач танцевальной терапии является приведение человека в контакт со своими чувствами путем установления связей чувств с движениями. Выразительные движения позволяют освобо-дить подавленные чувства, исследовать скрытые конфликты, которые могли быть источником напряжения, и реализовать это напряжение в креативном русле, отреагировав на отрицательные эмоции социально приемлемым способом. В добавление к выразительным возможностям различного рода двигательные упражнения снимают психическое на-пряжение, поэтому в работе танцевальных терапевтов используется и изучение структурированных двигательных форм.

Важной целью танцевальной терапии является также повышение самооценки путем развития более положительного образа собственного тела, который прямо связан с положительным образом «Я».

Аналогом телесно-ориентированной терапии можно считать при-менение лечебной физической культуры (ЛФК) в психотерапевтичес-ких мероприятиях. ЛФК улучшает моторную функцию, способствует повышению биологического тонуса, оживляет эмоциональность, по-вышает эмпатию и, являясь одним из видов групповой терапии, спо-собствует восстановлению утраченных навыков общения и труда, то есть способствует ресоциализации.

Групповые занятия ЛФК способствуют преодолению аутизма через создание положительных адекватных эмоциональных отношений, что особенно актуально, например, при шизофрении.

Таким образом, танцевальная терапия, синтезируя в себе взгляды телесно-ориентированных терапевтов и принципы ЛФК и используя в качестве психотерапевтического средства выразительные движения, имеет ряд дополнительных преимуществ, особая ценность которых проявляется в работе с психотическими пациентами.

В танцевальной терапии выделяется несколько различных форм танцевальных упражнений:

1. – структурированный танец;

2. – спонтанные выразительные движения;

3. – свободные движения с заданным ритмом и др.

 

Рассмотрим особенности проведения занятий с использованием выделенных форм танцевальных упражнений.

Структурированный танец

Занятие по структурированному танцу состоит из трех частей – вводной, основной и заключительной.

Вводная часть

Задачи – налаживание контакта с группой, настройка на двигательную активность, подготовка к повышению уровня физической нагрузки.

Используются легкие физические упражнения под музыку, разминочный танец.

Основная часть

Задачи – использование движений как способа приобретения нового телесного опыта, отвлечения от болезненных переживаний, невербальные взаимодействия с другими участниками, реагирование эмоций через структурированные формы движения, развитие двигательных навыков, повышение самооценки, совершенствование социальных умений.

Проводится предварительный подбор танцев по следующим крите-риям: достаточная известность и распространенность танца в массовой культуре, легкость танцевальных движений, отсутствие сложных ком-позиций, медленный музыкальный темп, направленность на развитие навыков межличностного взаимодействия. Подбираются танцы, пред-полагающие достаточно тесный контакт с партнером, но не переходя-щие границу предполагаемой черты безопасности для данной катего-рии больных.

Виды группового взаимодействия включают одиночное разучивание танцев, работу в парах, танцы в кругу (взявшись за руки и без них), различные вариации расположения в рядах.

Используются социальные формы танца, народный танец.

Все перечисленные ниже танцы даются в модифицированном упрощенном варианте и в медленном темпе:

1. – кадриль (в кругу, в парах, в парах со сменой партнера);

2. – па-зефир (в парах);

3. – танец конькобежцев (в парах);

4. – медленный вальс (в парах);

5. – фигурный вальс (в парах);

6. – отдельные комбинации движений из современных и латиноамериканских танцев (в парах, в кругу).

 

Роль ведущего состоит в организации группового процесса, обучении новым движениям, наблюдении за успешностью усвоения навыков, эмоциональном подбадривании.

Особенности музыкального сопровождения: музыка и ритм используются для мотивации, активации, создания эмоциональной атмосферы. Подбирается музыка мажорного лада, так как в процессе занятий отмечено негативное реагирование на минорную музыку (ухудшение настроения, уходы).

Заключительная часть

Задачи – выравнивание эмоционального состояния, снятие избыточного возбуждения; восстановление физиологических функций после завершения двигательной активности.

Используются медленные плавные движения, групповые ритуалы завершения занятий.

Проводится также обсуждение возникавших состояний и чувств, высказываются мнения по поводу отдельных танцев, пожелания для дальнейших занятий.

Спонтанные выразительные движения

Занятие спонтанными выразительными движениями состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть

Задачи – обеспечение процесса группового взаимодействия, налаживание контакта с каждым больным; подготовка к повышению уровня физической нагрузки.

Используются элементарные двигательные движения, состоящие из плавных медленных двигательных форм, подчеркивается возможность произвольного изменения предложенных движений. Спонтанные дви-жения с постепенным включением различных частей тела (руки, верх-няя половина тела, голова, тазовый пояс, нижняя часть тела, ноги). Таким образом осуществляется постепенный переход к основной час-ти занятия.

Основная часть

Задачи – расширение сферы осознания членами группы собствен-ного тела, его использования и возможностей; повышение самооценки путем развития более положительного образа тела, развитие способно-сти невербального взаимодействия с партнером, групповое движение как средство социализации, творческий танец для самовыражения, ре-агирования эмоций.

Используется двигательная активность в форме спонтанного творческого танца.

Упражнение «Отображение»

Цель – поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной эмпатии, дает опыт и руководства, и следования за кемлибо.

Необходимое время – 15 минут.

Процедура: все члены группы делятся на пары в произвольном порядке. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой – ведомым.

Инструкция: «Встать лицом друг к другу и постараться настроиться на своего партнера.

Если вы лидер, то начинайте какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. Не старайтесь делать очень сложные движения, которые ваш партнер не сможет повторить.

В качестве ведомого отражайте движения своего партнера – будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас “ведет” ваше тело. Примерно через 5 минут поменяйтесь ролями. По окончании упражнения поделитесь своими чувствами с партнером».

В конце выполнения задания проходит групповое обсуждение возникавших чувств, проблем, мыслей. Обсуждается – в какой роли кто чувствовал себя комфортней и почему.

Упражнение «Общий танец»

Цель – упражнение похоже по своим задачам на «отображение», является его вторым этапом, способствует большему развитию эмпатии и навыков взаимодействия с партнером.

Необходимое время – 10 минут.

Процедура: все члены группы остаются в прежних парах.

Инструкция: «Теперь мы не будем определять лидера и ведомого. Ваша задача не повторять движения партнера, а создать с ним общий танец. Конечно, в паре может кто-то лидировать, но мы не будем об этом договариваться при помощи слов. Постарайтесь договориться со своим партнером в танце».

Упражнение «Следование за ведущим»

Цель – упражнение дает возможность быть ведущим и ведомым в маленькой группе.

Необходимое время – 15 минут.

Процедура: вся группа делится на несколько маленьких групп – по 4–5 человек. Каждая группа выстраивается в ряд. Участник, стоящий впереди, является ведущим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.113 с.)