Особенности проведения музыкальной терапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения музыкальной терапии



Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас музыка фигурирует как лечебное средство. Известно, что музыка как физическое явление представляет собой в каждом конкретном случае определённую совокупность звуковых сигналов, восприятие которых условно разделяют на слуховой, биорезонансный и вибротактильный компоненты [7].

Анализ литературы и данные исследований свидетельствуют о том, что многообразие физиологических реакций, возникающих в организме человека в результате музыкально-терапевтических воздействий, в первую очередь обусловлено сложным механизмом акустической рецепции.

Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором и обеспечивает восприятие частот акустических сигналов от 16 до 20000 Гц. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга. Показано, что возникающие реакции слуховой адаптации порождают определённые ассоциации, эстетические переживания, активно влияющие на эмоциональное состояние человека. Эмоции, динамика которых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение и др [18].

Вибротактильный механизм действия музыки на организм человека основан на вибрациях, которые возникают во время музыкотерапевтического воздействия, воспринимаются тактильным анализатором, расположенными на поверхности кожи, через рецепторы давления, прикосновения и вибрации. Биорезонансный механизм действия музыки реализуется различными структурами организма при совпадении частоты акустического (звукового) сигнала с резонансной частотой органа, т.е. каждый орган нашего организма имеет определенную частоту колебаний и при воздействии звукового сигнала, имеющего другую частоту, происходит резонанс, который в свою очередь имеет некоторый лечебный эффект.

Опираясь на вышесказанное, можно говорить об эффективном использовании музыкотерапии в работе с инвалидами. Так как данная категория лиц помимо соматических заболеваний подвержена эмоциональным расстройствам, то, воздействуя на их эмоциональную сферу, можно в короткие сроки добиться улучшения как психологического, так и физического самочувствия [7,23].

Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия.

Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний, а также инвалидов это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом [3].

Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, - одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она [18]:

· помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

· помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

· музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

· косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности [23].

Достоинствами музыкотерапии, как технологии социальной работы с детьми-инвалидами являются:

1. Абсолютная безвредность;

2. Легкость и простота применения;

3. Возможность контроля;

4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать:

· самые различные настроения - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;

· интеллектуальные и волевые процессы — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;

· обобщенные свойства явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;

· самые разнообразные характеристики движений - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.

Итак, рассмотрим два вида музыкотерапии: музыкальная терапия с использованием инструментов и с использованием музыкальных произведений. Первый вид включает следующие этапы: диагностика; выбор группы инструментов, соответствующих проблеме ребенка; выбор того инструмента из данной группы, который предпочитает сам инвалид; прослушание музыкальных фрагментов в исполнении каждого их этих инструментов и предложить сделать выбор; определение перечня произведений где солируют инструменты выбранные ребенком; завершающий [7].

Музыкотерапия с использование музыкальных произведений включает в себя следующие этапы: диагностика; подбор произведения, подбор завершающего произведения.

С детьми-инвалидами может быть организована работа с использованием музыкальных произведений и музыкальных инструментов [20].

Музыкотерапия включает в себя музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания связанные с прошлым. Отмечено, что этот метод наиболее эффективен, если музыкальное оформление исполняет сам специалист, так как это способствует возникновению обстановки спонтанного взаимодействия, большей аутентичности, доверительности. Составление музыкальной программы требует определенной режиссуры, знания потребностей, уровня культуры подопечных.

После проведенной диагностики и установления проблем необходимо выбрать группу инструментов, соответствующих проблеме инвалида, уточнить далее, какому из нескольких инструментов отдать предпочтение. Сделать это можно следующими способами:

а) выбрать тот инструмент из данной группы, который предпочитает сам ребенок или подросток;

б) дать прослушать музыкальные фрагменты в исполнении каждого их этих инструментов и предложить сделать выбор;

в) дать прослушать музыкальные фрагменты в исполнении отдельных инструментов. Выбирается тот инструмент, который дает максимальную нормализацию [18].

Сам музыкальный материал, его жанровая принадлежность выбирается на основе данных диагностики особенностей музыкального восприятия, с учетом личных предпочтений.

После определения перечня произведений подбираются те, где солируют или доминируют инструменты, которые были определены как ведущие в музыкальной терапии обследованного.

Прослушивание программы рекомендуется осуществлять в максимально комфортной позе (сидя или лежа) с использованием наушников либо обычным способом. В комнате необходима тишина.

На завершающем этапе произведения выбираются с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя то чувство или настроение, которое необходимо для оздоровления его душевного состояния [3].

Следует использовать любые музыкальные приемы, которые содержат межличностные контакты и взаимодействие, требуют умения общаться и слушать, требуют приспособления к групповой ситуации и ведут от чувства изоляции к появлению нормального социального опыта.

Раскрытию чувств детей-инвалидов, их внутреннего мира способствует исполнение песен, в особенности перед группой своих товарищей. Усиливает эффект прием зарисовок песен. Вообще, изображение песен и танцев на бумаге способствует развитию взаимопонимания с остальными членами группы.

Так же музыкотерапию можно проводить, не используя инструменты, а с помощью музыкальных произведений. Необходимо подобрать ряд произведений для слушания. Данный вид работы предполагает удлинение времени слушания музыки от 3-5 минут до 1- 1,5 часов. Продолжительность времени позволяет детям слушать музыку, испытывать разного рода переживания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состояние внутреннего равновесия, радости, снятия напряжения.

Музыкальная терапия с использование музыкальных произведений включает в себя следующие этапы [7]:

· В первую очередь, специалисту, как психологу, так и социальному работнику, необходимо определить эмоциональное состояние клиента в соответствии, с которым будет подобранна первая музыкальная композиция.

· На втором этапе осуществляется подбор следующего произведения, которое призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его.

· На третьем этапе произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя то чувство или настроение, которое необходимо для оздоровления его душевного состояния.

Применение музыкальной терапии способствует самовыражению, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния. Данный музыкальный цикл может найти свое продолжение в изобразительной деятельности, когда детям предлагается нарисовать музыку, которую они слышали, нарисовать свои переживания, чувства и т.д. [23].

В процессе метода музыкальной терапии в большинстве случаев достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение состояния ребенка.

Искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, так как, вне зависимости от болезни, это понятно всем. Присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе реабилитации.

Таким образом, групповая музыкальная терапия в процессе реабилитации инвалидов с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на инвалида с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкальная терапия может быть включена в индивидуальную программу развития инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы [23].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.018 с.)