Особенности проведения песочной терапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения песочной терапии



В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Коллекция включает в себя все, что встречается в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры -- принять то, что уже существует. Для терапевта составление коллекции может стать отдельным творческим и увлекательным процессом [4]. Также существует возможность смешивать песок с реальной водой, если клиенту будет необходимо сформировать или создать различные влажные ландшафты типа болота. Так как песок не успевает высохнуть за время перерыва между сессиями, обычно сэндплэй-терапевты имеют в комнате два лотка с песком, чтобы всегда было можно использовать и сухой и увлажненный песок [9].

Материалы, из которых они изготовлены, могут быть самыми разнообразными; но необходимо также иметь камни, древесину, кусочки металла, стекло и цветные стеклянные бусины, морские ракушки, и другие виды сырья, чтобы была возможность делать и изображать то, что трудно передать другими средствами. Обычно все это "богатство" располагается на открытых невысоких стеллажах, с которых легко достать необходимый материал даже ребенку. Необходимо иметь все возможные фигуры, чтобы это давало стимул создавать человеку-инвалиду собственный мир. Что действительно важно - не общее количество фигур, а их символическая ценность. Также важно - иметь символические фигуры из других культур, чтобы была возможность представить «полностью другой», необычный и «иностранный» мир в душе [4].

В начале часа инвалид видит лоток в нейтральном состоянии, заполненный слегка разровненным песком. Он сам выражает в песке то, что спонтанно возникает, констеллируется в нем в течение сеанса. Он полностью свободен играть или не играть с песком, делать только то, что он находит нужным. Психолог не дает ему никаких инструкций. Фигуры могут использоваться, если это кажется необходимым ребенку, но некоторые дети и взрослые используют только песочные скульптуры.

Для своей собственной документации и контроля над динамикой процесса, аналитик делает эскиз каждой картины из песка, замечает все, что может иметь значение, и в конце сессии особым образом делает одну или более фотографий или слайдов картины, важной для последующей интерпретации символических аспектов душевых проявлений. Фотовспышки не подходят для фотографирования, так как важные тени стираются, и становится труднее распознавать структуры [1,4].

По мнению Доры Калф форма лотка была бы менее правильной. Так, можно представить какое различное влияние оказывает на человека квадратная, круглая и прямоугольная комната. Из-за неравенства измерений прямоугольная комната создает напряженность, волнение, и желание движения, желание идти вперед. Квадратная или круглая комната, напротив, создает баланс, отдых, концентрацию, направленную к центру. Непосредственно аналитический процесс можно сравнить с постоянным поиском центра в не центрированном месте. Иногда человек стоит слишком далеко от правого, иногда слишком далеко от левого, или колеблется между слишком высоко и слишком глубоко, пока он наконец не находит свой центр, свой персональный круг, в прямоугольнике лотка с песком [4].

Когда мы перемещаем наши руки сквозь сухой песок, появляется нечто похожее на рябь в воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Игра с сухим песком напоминает не только об игре в детстве, но возможно также нежный контакт с матерью или с каким-то другим близким человеком. Другие клиенты, только затронув песок, испытывают большую печаль. Они могут даже сказать, что это им внезапно напомнило их большое желание мягко касаться кого-то.

Смешанный с водой, песок становится более темным и начинает приобретать качество земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Теперь мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Но песочные картины или скульптуры не остаются. Они не становятся более жесткими после высыхания, как это произошло бы, например, с фигурами, сделанными из глины. За короткое время скульптура песка разваливается и распадается [9].

И это важно: песочные картины - не произведения искусства, которые должны жить постоянно, даже если мы находим их очень красивыми и внушительным. Они не должны остаться во внешнем мире. Они - образы души, ставшие на время видимыми; каждый клиент (и также аналитик) несет их в пределах часа, где их влияние оказывает свое действие на душу. Может произойти преобразование, и это проявится позже в новой картине. В лотке песка картина разваливается: позднее аналитик полностью очищает лоток. Можно также говорить, что инвалиду предоставляется на час несформированный мир, внутри которого он может формировать свой индивидуальный мир. Его душа несет этот образ, а лоток передает его. Позднее песок станет вновь несформированным, ненамеренным миром. Внутренний мир, картину которого он несет, для него также реален как наш внешний, так называемый объективированный мир. Песок- это лучшая среда, чтобы дать трехмерное представление, и внутреннего и внешнего, поскольку они подвергаются постоянному изменению [15].

Песочная терапия ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент - на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Это удовлетворяет потребность современного человека в наиболее естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию.

Для детей - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность [4].

Фигурки, использованные в песочнице, могут символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен человек. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет человеку изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения, выстроить новые взаимоотношения с самим собой и окружающим миром. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Человек, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, человеку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность [4,11].

Юнг считал, что человек подчас не осознает, насколько сложен и богат его внутренний мир. "Тот, кто собирается изучать душу, не должен путать ее с сознанием, иначе он скроет предмет исследования от собственного взора", - писал он. Не только ярко осознаваемые мысли, чувства и ощущения составляют содержание нашей души, но и образы, рождаемые в сумерках личного бессознательного - то, что с нами когда-то происходило, а потом забылось; то, что было вытеснено. А где-то там, в глубинах бессознательного, скрыт еще и коллективный опыт наших предков… Юнг, как известно, считал, что существуют общие для всех людей мифологические мотивы, которые таятся в глубине бессознательного, - "архетипы". Они могут ожить в игре человека с песком наряду с его личными знаковыми понятиями.

Все, что находится в бессознательном, стремится проявиться вовне, и личность также в своем развитии стремится перейти из бессознательного состояния к целостному переживанию самой себя". Занимаясь творчеством, человек ведет активный диалог со своим бессознательным. Вдохновленный, он черпает из него идеи и образы. Они получают материальное воплощение - в камне или на холсте, слове или песке. Быть может, человек не поймет - но почувствует, что у него есть проблемы, что необходимы перемены, и захочет перемен - тогда образы могут быть осознаны. Человек поведет диалог со своими творениями. Возникнет возможность двигаться дальше в своем развитии, создавать новые образы, не похожие на прежние. Только неосознанное бессознательное - источник комплексов, искажающих самосознание [9].

Все подвергается анализу терапевта - фигуры и постройки, формы и цвета. Анализируется пространство песочницы, в которой клиент строит свой мир. Существует карта, согласно которой песочница разделена на ряд секторов, каждый из которых соотносится с сознанием или бессознательным и архетипами [8].

Именно благодаря такому анализу терапевт наблюдает за динамикой символов своего клиента. Когда клиент говорит, что уже хватит работать, значит, процесс самоисцеления завершен. В результате курса "песочной терапии" проходит тревога, страхи, искажающие поведение эмоции устраняются.

Преимуществами песочной терапии является то, что она:

- помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков);

- освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации;

- актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;

- дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий;

- дает возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.01 с.)