Понятие системы, функции и элементы системы, системный подход, системный анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие системы, функции и элементы системы, системный подход, системный анализ



Понятие системы, функции и элементы системы, системный подход, системный анализ

Общая теория систем

Система – реальная или мыслимая совокупность частей, целостные свойства которой определяются связями между частями. Важнейшим свойством системы, как совокупности элементов, является новые качества, которых не было у элементов системы, это свойство называется кооперативным эффектом (эффект синергии). Элементы системы могут быть представлены в виде отдельных подсистем, элементы которых в свою очередь являются буквами. Для каждого слова текст является надсистемой, а для буквы наднадсистемой. Система приобретает свойство делать нечто, чего не могли делать элементы, это и есть функция системы. Функцию системы определяют ее надсистемы. Функции системы представляют изменения под воздействием факторов. У них есть прошлое и будущее. Применение на практике получило представление системы в виде S образной кривой.

ТУТ ГРАФИК

Системный подход – методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов, т.е. систем разных типов и классов. Одним из важнейших методов системного подхода является системный анализ, который сводится к уточнению проблемы и ее структуризации в серию задач, нахождению критериев их решения, детализации целей.

 

 

Система управления как объект и предмет исследования. Система параметров организационного развития.

Любая организация может быть описана с помощью ряда параметров.

Построение модели начинается со сбора информации, анализа разрозненных факторов, позволяющих сделать определенное обобщение, выявить закономерность. После этого выявляется механизмы, реализующие эти закономерности. Познание механизмов позволяет объяснить и предвидеть поведение системы. В практике ИСУ понятие доказательства рассматривается как приведение любых аргументов, подтверждающих некоторые аргументы

Такими аргументами могут быть факты:

· Проверенные положением

· Точки зрения признанных авторитетов

· Результаты экспериментов

 

Модель организационно-экономической системы. Управленческое обследование, функциональные зоны и задачи обследования.

Управленческая деятельность это прежде всего управление соц.коллективами людей, которые должны рассматриваться как соц.управляемые системы. 1. правляющее воздействие, информация. 2.информация о состоянии управляемой подсистемы. 3.ресурсы на входе системы. 4.выход системы- продукция. 5.внешнее задающее воздействие. 6.исходящая инф-я системы более высокого иерархического уровня. 7.исходящая инф-я, документация во внешнюю среду. 8.воздействие внеш.среды. 9.инф-я о внеш.среде 10.исходящая инф-я и управляющее воздействие системы более низкого иерарх-го уровня 11.Входящая инф-я от систем более низкого иерарх-го уровн. Процесс исследования касается всех аспектов деятельности орг-ии. Метод который используется для диагностики внутренних проблем орг-ии называют управленческим обследованием. Данный метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон орг-ии. Такими функциональными зонами могут быть: реализация продукции и услуг; снабжение (закупки); производство продукции и услуг; финансы и т.д.

 

Ключевые принципы ИСУ

Общесистемные принципы – они выстраивают логику построения конфигурации системы, отношения и связи между элементами. Общие принципы исследования – обеспечивают адекватность отображения объекта, повторяемость результатов показательность и точность. Обеспеченность систем – обеспечивает предоставление систем в виде структурированных фрагментов некоей реальности. Целостность – несводимость свойств системы к сумме свойств элементов, входящих в нее. Структурность – возможность описания системы через установление ее структуры. Поведение системы зависит не столько от поведения отдельных элементов, сколько от свойств ее структуры. Взаимозависимость системы и среды -Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой. Иерархичность – структурная организация сложных систем. В системе выделяются уровни, упорядочивается взаимодействие от элементов высшего уровня к элементам низшего уровня. Происходит частичная децентрализация управления. Элементы нижнего уровня получают право принятия решений, а так же приобретают цель и относительную независимость друг от друга.

Управляемость – способность системы обеспечивать достижение поставленной цели путем планирования, организации, регулирования и контроля. Коммуникационность – согласно этому принципу, система связана множеством информационных каналов со средой, кроме этого в результате необходимых и для осуществления между структурными элементами. Единство анализа и синтеза – подразумевается единство, неразрывность анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности. Анализ формирует исходное представление путем изучения составных частей объекта. Синтез объединяет представления об отдельных частях и механизмах взаимодействия единой системы. Глубокое изучение поведения объекта невозможно без построения множества моделей, каждая из которых позволяет изучить отдельный аспект системы.

Принципы кибернетики – обеспечивают фундаментальные основы целенаправленного поведения систем.

Принципы ИСУ.

Структурирование – разделение системы на структурообразующие единицы и установление взаимоотношений между ними.

Системность – обеспечивается рассмотрение объекта не как изолированной системы, а как элемента надсистемы.

Идентификация – определение тождественности системы и ее элементов принятой модели, аналогу и т.д. Становление конкретного воздействия факторов на систему, выбор класса математической модели зависимости входа и выхода

Абстракция – это формирование образа реальности, посредством отвлечения и пополнения для его упрощения или усложнения.

Формализация – это отображение образа реальности с использованием формальных языков математики, логики. Позволяет перейти к формальному описанию, применять формальные методы и алгоритмы.

 

Принципы кибернетики.

Кибернетика – наука о единстве процессов управления, не зависимо от объекта их приложения.

Принцип обратной связи – согласно этому принципу, поток информации поступающий в систему управления, после измерения результатов ее функционирования, используется для выработки управляющего воздействия.

«Черный ящик» - система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь входные и выходные параметры. Функциональная связь входов – выходов не известна или не является предметом исследования.

Принцип внешнего дополнения – включение «черного ящика» в цепь управления. Ситуации, когда формальное представление не соответствует реальной ситуации процедура внешнего дополнения устраняет этот недостаток.

Принцип преобразования информации – система рассматривается как машина для обработки информации с целью ее упорядочения и снижения онеопределенности, в результате обеспечивается предсказуемость поведения

Целенаправленность управления – система, обладает единством и собственной целью.

Эквифинальность – достижение одной и той же цели различными методами. Принцип предполагает существование конечного неупорядоченного множества, путей перехода системы из различных состояний в финальное состояние.

 

ПО назначению результатов

  1. диагностика систем управления
  2. диагностика режимов функционирования
  3. диагностика экономических последствий управленческих решений

Блок работы с персоналом.

Основные этапы реализации ССП:

-определение показателей каждого из блоков;

-определение осн этапов жизнедеятельности компании (м.б. выход на рынок, закрепление на рынке, повышение отдачи от бизнеса);

В зависимости от целей может меняться структура показателей в ССП, причем в каждом из 4х блоков, например финансово экономический блок:

  1. Коэффициент тек ликвидности, коэффициент оборачиваемости запасов
  2. То же + коэф оборачиваемости дебиторской задолженности;
  3. То же + коэф оборачиваемости кредиторской задолженности, коэф рентабельности, чист прибыли.

На 1м этапе осн задача- «свести концы с концами»

2ой этап- анализ кто кому и сколько должен

На 3м этапе анализ рентабельности продаж и оценка возможностей минимизации издержек.

БЛОК «РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ»

  1. Отбор работников и вхождение индивида в организацию:

-психологич: стиль руководства (тест Блэк Муттона); темперамент (тест Аристотеля, Айзенека Павлова); проф. Интересы (тест Холланда); соционический тест (Кейрей?); конфликтология (тест Томаса); отношение к окружающим (тест Неоконченные предложения).

- общенаучные: собеседования, анализ результатов профессиональной деятельности, сбор документации; сценарий.

2. распределение ролей в коллективе, адаптация индивида в коллективе:

-психологич: межличностные отношения (тест Ливи), 16-факторн тест Кеттела

-общенаучный: экспертная оценка результатов проф деятельности.

3. рост профессионализма – реальная? Отдача от деятельности индивида:

-психологич: межличностные отношения, отношение к окружающим, стили руководства.

- общенаучный: экспертная оценка проф деятельности, аттестация.

 

Модели и методы познания

Исследования неизбежно связано с абстракцией и формализацией изучаемой действительности. Представление этой модели системы, процесса, среды. При построении модели, как правило прибегают к известным упрощениям, цель которых – стремление отобразить не весь объект, а выделить наиболее важные для исследования свойства. Необходимая степень подобия подразумевает, что модель реагирует так же, как и система, на одинаковые входные сигналы. В моделях сочетается два противоречия: реализм и простота. А так как на практике простые модели редко бывают адекватными, а наиболее реалистичные модели, как правило, очень сложны.

Общие классы моделей.

 


Кибернетические
Семиотические
Имитационные
Математические
Физические
Материальная
Гомоморфия
структурные
Аналоговые
Абстрактная

Изоморфия – модель, отражающая однозначные соответствия в реальной системе, в области функций или структуры.

Полного изоморфизма на практике достигнуть не удается, поэтому исследуемую систему упрощают. Модель такой системы называют гомоморфной.

Исследование систем управления всегда основывается на гомоморфных моделях.

Материальные модели – воспроизведение основных геометрических, физических, динамических и функциональных характеристик изучаемого объекта.

Абстрактные модели – математические, имитационные, синеотические, кибернетические модели.

На основе принципов построения материальных и абстрактных моделей, создаются комплексные.

Кибернетические модели являются синтезом структурных и математических моделей.

К физическим моделям относят, например, модели биологических систем. Физическая модель, как правило, учитывает все факторы, отражает механизм функционирования объекта исследования и для описания используется легко интерпретируемые, функциональные зависимости.

Аналоговая модель представляет исследуемый объект, ведет себя также, как реальный объект, но не выглядит таковым.

Аналоговые модели не обязательно содержат полный информационный базис (учитываются не все факторы).

Математическая модель – это поставленные соответствия реальному объекту математический объект, который отображает изучаемые процессы или явления в виде явных, функциональных соотношений. В зависимости от степени определенности исходной информации и ее изменения во времени различают детерминированные и стохастические модели. В свою очередь математические модели могут разделяться на статические и динамические.

Математическая модель является детерминированной, если все ее параметры и переменные однозначно определены. Выполняется условие полной определенности информации.

Модель называется динамической, если хотя бы одна переменнаяизменяется во времени. И статической, если принимается гипотеза, что переменные не изменяются во времени.

Модели управления: оптимизационная, теория массового обслуживания, Марковские процессы, теория игр, оптимального управления, системной динамики, теория активных систем
Модели экономики: балансовая, эконометрические, экономико-математические, статистические
Модели прогноза: · Реверсионные функции · Прендмент · Функции насыщения · Функции роста
Математические
?

 

Имитационные модели – алгоритмическое описание процесса функционирования системы на основе становления статистических, аналитических и логических взаимосвязей, предназначенных для исследования реальных объектов путем численного эксперимента на компьютере.

Под структурной моделью понимается формальный образ системы, представленный в виде графической конструкции, состоящей из множества элементов и действующих между ними связей.

Семиотические модели – модели теории информации. Основные из них:

· Инфологические

· Семантические

· Синтаксические

· Создающие информационное и программное обеспечение для вычислительных процессов

 

Кибернетические модели – эти модели состоят из множества входных, выходных, управляющих сигналов и вектора состояния систем.

Модели экономики, управления и прогноза – описание математическим языком свойств процессов, для установления количественных и логических взаимосвязей между элементами систем. К моделям экономики относят:

  • Балансовые(модели линейной алгебры)
  • Эконометрические
  • Экономико-математические
  • Статистические

 

 


 

Формы консалтинговых услуг.

Форма консалтинговых услуг(это из лекций):

  1. Аналитическая деятельность
  2. Прогнозирование на основе проведенного анализа
  3. Форма ревизии деятельности предприятия
  4. Участие в деятельности предприятия (формирование бизнес –плана, сопровождение информационных систем)
  5. Аутсорсинг
  6. Консультации по отдельным вопросам

Наиболее востребованной является:

  1. консалтинг в области налогообложения и юридические услуги
  2. аудит и бухучет
  3. отчетность
  4. консалтинг в области управления

(это я скачала так как слишком мало в лекциях)

Консалтинговые услуги чаще всего осуществляются в форме консалтинговых проектов, а не в форме устных, разовых советов. Они включают в себя следующие основные этапы:

Осуществление такого проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.

Предоставляемые консалтинговой компанией услуги могут принимать следующие основные формы:

  1. Аналитическая деятельность (анализ и оценка внутрихозяйственной и финансовой деятельности предприятия-клиента, анализ инвестиционных проектов, исследования деятельности конкурентов, рынков сбыта, движения цен и т.д.);
  2. Прогнозирование (на основе проведенного анализа и используемых консультантом методик - составление прогнозов по указанным выше направлениям);
  3. Консультации по самому широкому кругу вопросов, касающихся как деятельности компании-клиента, так и рынка в целом;
  4. Ревизия деятельности предприятия-клиента;
  5. Участие в деятельности предприятия-клиента (стратегическое планирование, решение совокупности проблем, связанных с организацией управления в различных сферах деятельности предприятия, а также разработка и внедрение информационных систем, системная интеграция и т.д.).

Классификация деловых процессов организации. Основные понятия: входы-выходы процесса, владелец процесса, пользователь услуги процесса.

Процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которые по определение технологии преобразует входы и выходы, представляющие ценность для потребителя.

Группы:

  1. Сквозные процессы (через несколько операций)
  2. Подпроцессы (в конкретном подразделении системы)
  3. Операции нижнего уровня (выполняемые 1 человеком)

Владелец процесса – должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, несущие ответственность за результат процесса.

Выход – мат или инф объект или услуга, являющийся результатом выполнения процесса и потребления внешними по отношении. К процессу клиентам

Вход – продукт, который в ходе выполнения процесса преобразуется в выход

Ресурсы – мат или инф объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса

Ресурсы отличаются от входа

- ресурс находится под управление владельца процесса

- их объем планируется на большое количество циклов или длительный период работы процесса

21. Матричные методы исследования СУ

В форме матричного представления могут быть представлены взаимоотношения между уровнями иерархической структуры.

BCG, Ансофф, Портер, SWOT, Котлер, SHELL-матрица, матрица технологического анализа потребителей.

Матрица BCG представляет из себя своеобразное отображение позиций конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве, определяемом двумя координатными осями, одна из которых используется для измерения темпов роста рынка соответствующего продукта, а другая – для измерения относительной доли продукции организации на рынке рассматриваемого продукта.

Звезды - Продукты с высокой рыночной долей на интенсивно растущих рынках.

Проблемные - Низкая рыночная доля на рынках с высокими темпами развития.

Дойные коровы - Это продукты с высокой рыночной долей на рынках и невысокими темпами развития.

Собаки - Это продукты с низкой долей и низкими темпами роста рынка.

Матрица Ансоффа

Суть матрицы Ансоффа заключается в выборе одной из четырех базовых стратегий достижения целей стратегического развития компании не рынке.

SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

 

Методы экспертных оценок

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспериментами интуитивно - логического анализа проблемы, с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.

Метод экспертных оценок используется для решения различных сложных неформализуемых проблем. Все множество плохо формализуемых проблем можно условно разделить на два класса.

К первому классу относятся проблемы, в отношении которых имеется достаточный информационный потенциал, позволяющий успешно решать эти проблемы. Основные трудности в решении проблем первого класса при экспертной оценки заключаются в реализации существующего информационного потенциала путем подбора экспертов, построения рациональных процедур опроса и применения оптимальных методов обработки его результатов. При этом метод опроса и обработки основывается на использовании "хорошего измерителя". Это означает, что выполняются следующие условия:

эксперт располагает большим объемом рационально обработанной информации, и поэтому он может рассматриваться как качественный источник информации (своего рода "информационный измеритель с небольшими погрешностями");

групповое мнение экспертов близко к истинному решению проблемы.

Если эти условия выполнятся, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки можно использовать теорию измерений и математическую статистику.

Ко второму классу относятся проблемы, в отношении которых информационный потенциал знаний недостаточен для выполнения указанных условий. При рении проблем этого класса экспертов уже нельзя рассматривать как "хороших измерителей". Поэтому необходимо очень осторожно проводить обработку результатов экспертизы. Применение методов осреднения, справедливых для "хороших измерителей", в данном случае может привести к большим ошибкам. Например, мнение одного эксперта, сильно отличающееся от мнения остальных экспертов, может оказаться правильным. В связи с этим для проблем второго класса в основном должна применяться качественная обработка.

Понятие системы, функции и элементы системы, системный подход, системный анализ

Общая теория систем

Система – реальная или мыслимая совокупность частей, целостные свойства которой определяются связями между частями. Важнейшим свойством системы, как совокупности элементов, является новые качества, которых не было у элементов системы, это свойство называется кооперативным эффектом (эффект синергии). Элементы системы могут быть представлены в виде отдельных подсистем, элементы которых в свою очередь являются буквами. Для каждого слова текст является надсистемой, а для буквы наднадсистемой. Система приобретает свойство делать нечто, чего не могли делать элементы, это и есть функция системы. Функцию системы определяют ее надсистемы. Функции системы представляют изменения под воздействием факторов. У них есть прошлое и будущее. Применение на практике получило представление системы в виде S образной кривой.

ТУТ ГРАФИК

Системный подход – методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложно организованных объектов, т.е. систем разных типов и классов. Одним из важнейших методов системного подхода является системный анализ, который сводится к уточнению проблемы и ее структуризации в серию задач, нахождению критериев их решения, детализации целей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.066 с.)