Место и значение восточного перипатетизма в истории мировой культуры и философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и значение восточного перипатетизма в истории мировой культуры и философии.



Восточный перипатетизм (IX-XI вв.) по своему философскому содержанию был значительным явлением. Философы этого направления исходили главным образом из философии Аристотеля, стремились развивать материалистические тенденции его учения. Основой перипатетизма является сочетание аристотелевской философии, колебавшейся между материализмом и идеализмом.

Против перипатетизма во второй половине XI в. выступил Аль Газали (1059-1111) с сочинением «Опровержение философов». В основном его критика направлена против аль Фараби и Ибн Сина. В борьбе с перипатетиками Газали пользуется их же оружием логикой Аристотеля, опираясь на логический закон противоречия, которому якобы подчиняется сам бог. Он критикует учение Аристотеля о вечности мира и учение Ибн Сина о том, что бог знает только универсальное, и что поэтому не может быть божественного провидения относительно единичных событий. Газали отвергает причинность явлений природы, заявляя, что в явлениях природы мы ничего не знаем о действии причины.

Мусульманские богословы (в частности, Газали) обвиняли Ибн Сину в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиции более последовательного натурализма. Философские и естественнонаучные трактаты Ибн Сина пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий, в том числе его «Канон врачебной наки» медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греческих, римских, индийских, среднеазиатских врачей (около 30 латинских изданий в Европе). Резкой критике философские системы восточного аристотелизма Фараби и Ибн Сины подверг Газали, дав в то же время его классическое изложение в работе «Стремление философов», в силу этого в средневековой Европе долгое время он считался одним из представителей аристотелизма. Сочинение Газали «Стремление философов», где излагалась аристотелевская система (логика, метафизика и физика), переведенное в середине XII века Домиником Гундисальви в Толедо на латинский язык, стало на латинском Западе одним самых популярных учебников аристотелизма.

 

Резюме

Падение античного рабовладельческого общества сопровождалось упадком фи­лософии и античное философское наследие было утрачено и оставалось до второй половины XII в. неизвестным ученым, 3ападной Европы. Господствующей идеологией стала религиозная: в Передней Азии, Аравии и арабо-язычных странах – мусульманская, в Европе – христианская в двух разновидностях (римский католицизм и византийское православие). Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы которой лежали в основе всех представлении о природе, мире и человеке. Развитие школ (светских и духовных), а с середины XII в. и основание первых университетов (в Италии, Англии, Чехии, Франции) поставили перед философией задачу помочь церкви в философском объяснении и даже обосновании догматов веры.

Средневековая философия Ближнего и Среднего Востока оказала огромное позитивное влияние на развитие духовной культуры не только мусульманского мира, но и христианского Запада. Переводы трудов представителей арабского аристотелизма на латынь стимулировали возрождение в Европе античной традиции, а жизнерадостное свободомыслие арабов подготовило материализм XVIII века.

 

Тестовые вопросы для самоконтроля знаний:

Этапы развития схоластики

1.    
  Схоластика в средние века прошла тир этапа своего развития:
  a) ранняя форма (XI-XII в.в.);
  b) зрелая форма (XII-XIII в.в.);
  c) поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.).
2.    
  Схоластика в средние века прошла два этапа своего развития:
  a) первая форма (XII-XIII в.в.);
  b) вторая схоластика (XIII-XIV в.в.).
3.    
  Схоластика в средние века прошла тир этапа своего развития:
  a) ранняя форма (XI-XII в.в.);
  b) зрелая форма (XII-XIII в.в.);
4.    
  Схоластика в средние века прошла два этапа своего развития:
  a) ранняя форма (XI-XII в.в.);;
  b) поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.).
5.    
  Схоластика в средние века прошла тир этапа своего развития:
  a) первая форма (XI-XII в.в.);
  b) вторая форма (XII-XIII в.в.);
  c) третья схоластика (XIII-XIV в.в.)

Что такое провиденциализм.

1. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию, который распространяется на весь окружаю­щий мир и придает всем природным и общественным процессам осмысленный и целе­направленный характер,
2. Мир развивается сам по себе.
3. Мир развивается не сам по себе, но Бог придает всем природным и общественным процессам осмысленный и целе­направленный характер,
4. Мир развивается сам по себе, но Бог придает всем природным и общественным процессам осмысленный и целе­направленный характер,
5. Мир развивается не сам по себе, но Бог не придает всем природным и общественным процессам осмысленный и целе­направленный характер,

3. Кто выработал следующие теоретические принципы, определяющие генеральную линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки:

1. Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции: теология «не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам». Использование их не является свидетельством несамодостаточности или слабости теологии, а, напротив, вытекает из убогости человеческого ума. Рациональное знание вторичным образом облегчает понимание известных догматов веры, приближает к познанию «первопричины» вселенной, то есть Бога;

2. Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки – чувственный опыт и разум. С точки зрения способа получения истины, знание можно разделить на два вида: знания, открытые естественным светом разума, например арифметика, и знания, черпающие свои основы из откровения;

3. Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки: одна и та же проблема может служить предметом изучения различных наук. Но существуют определенные истины, которые нельзя доказать при помощи разума, и потому они относятся исключительно к сфере теологии. К этим истинам относятся следующие догматы веры: догмат воскрешения, историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени и так далее;

4. Положения науки не могут противоречить догматам веры. Наука должна опосредованно служить теологии, должна убеждать людей в справедливости ее принципов. Стремление познать Бога – подлинная мудрость. А знание – это лишь служанка теологии. Философия, например, опираясь на физику, должна конструировать доказательства существования Бога, задача палеонтологии состоит в подтверждении Книги бытия и так далее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.006 с.)