Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научная и философская деятельность Ибн Сины.
Наиболее выдающимся ученым и философом мусуульманского Востока был уроженец Бухары Ибн Сина. Ибн Сина был одним из величайших ученых – энциклопедистов своего времени. Он написал более 300 трудов. Не было ни одной науки в то время, которой бы он не занимался. Но особенно ярко проявился гений Ибн Сина в двух областях – в медицине и в философии. Основной труд Ибн Сина – «Канон врачебной науки» представляет собой подлинную энциклопедию медицинских знаний. В течение пяти веков он служил настольной книгой для врачей Востока и Запада. Философия, по определению Ибн Сины, – наука о бытии как таковом. Предмет ее – бытие в целом, а не его частные проявления. Философию Ибн Сина делит на три части: - на физику (учение о природе); - логику (учение о путях познания природы и человека) и - метафизику (учение о познании бытия в целом). Ибн Сина признавал объективное существование природы. Он часто покидал позиции идеализма и религии, становясь на точку зрения материализма. В учении о логике Ибн Сина в основном разделяет взгляды Аристотеля. Он многое сделал, чтобы «очистить» логическое учение великого древнегреческого философа от тех схоластических дополнений и извращений, которым оно было подвергнуто в Средние века. Ибн Сина пытался решить спор между номинализмом и реализмом, доказывая, что понятия существует в боге до вещей и по ним создает вещи и вместе с тем они находятся в человеческом разуме благодаря восприятиям вещей. Центральное место в метафизике Ибн Сина занимает теория эманации. Согласно этой теории, мир не создан богом, а возник из него естественным образом, путем эманации, т.е. не непосредственно, а через порождаемых им «умов» или «умных небесных сфер». Ибн Сина учил, что если бог является вечным, то вечным является также и мир, ибо причина и следствие всегда связаны друг с другом: если есть причина, должно быть и следствие. Идея о вечности материального мира противоречила догматам религии. Взгляды Ибн Сина сыграли большую роль в борьбе против религиозно-мистической философии ислама и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие науки и философии как на Востоке, так и на Западе. Особенно важно уяснить роль Ибн Сина (Авиценны) в развитии науки и философии средневековья. По сравнению с аль Фараби Авиценна ближе к Аристотелю, которого он трактует в духе неоплатонизма. Вслед за Аристотелем и в противоречии с правоверным Исламом Авиценна утверждает вечность материального мира. Материя – не следствие духовно-мыслительного начала, как она понималась Фараби, а независимая от бога самостоятельная сущность. Очень важно также обоснование Авиценной необходимость истолкование Корана, приноравленного, по его убеждению, к уровню понимания большинства народа, «толпы». Философ же, способный к постижению истины в понятиях, не обязан принимать все положения Корана за чистую монету. Для дальнейшей истории учения схоластиков о познании как на Востоке, так и на Западе большое значение имело развитие Авиценной понимание универсалий (общих понятий), имеющих троякое существование:
· до вещи (в божественном разуме); · в вещи, поскольку всеобщее составляет и сущность любой единичной вещи; · после вещи в человеческом рассудке, абстрагирующем универсальное из отдельных вещей. Учение Аль-Газали. Газали, Абу Хамид, Ал- (1058/59–1111), мусульманский теолог, законовед, философ. Родился в Тусе (Иран) в 1058 или 1059. Начав обучение в Тусе, продолжил его в Джурджане и Нишапуре. Позже способного молодого ученого приблизил к себе просвещенный багдадский визир Низам ал-Мулк. Ал-Газали достиг положения преуспевающего богослова и законоведа и стал во главе медресе «Низамийа». В 1095 внезапно покинул Багдад и в течение 11 лет жил отшельником. Вернувшись в 1106 в Багдад, преподавал, но незадолго до смерти бросил учеников и возвратился на родину, в Тус, где проповедовал учение суфизма. Умер ал-Газали в Тусе в 1111. Годы уединения были наиболее плодотворными для ал-Газали. По возвращении в Багдад в отчасти автобиографическом сочинении «Избавляющий от заблуждения» он писал, что «жажда постижения истинной природы вещей была моим свойством и повседневным желанием, начиная с первых моих самостоятельных шагов». Углубившись в изучение суннитской догматики, ал-Газали увидел, что за несколько веков со времени возникновения ислама в ней накопилось большое число сомнительных и произвольных толкований учения Мухаммеда. Но ни в одном из учений (калам, «фалсаф», исмаилизм и др.) он не находил решения волновавших его вопросов веры. Наконец, ал-Газали обратился к учению суфиев и убедился, что чисто рационально сконструированная вера нежизнеспособна; помимо знания догматики, закона, вера должна иметь нравственные основания, причем вытекающие из личного опыта, из личного переживания общения с Богом, и, возможно, на человека снизойдет божественная благодать.
Для достижения благодати необходимо освобождение от всего внешнего, наносного. Нужен опыт аскезы и «погружения сердца в богомыслие». В отличие от радикальных суфиев, устремленных к «исчезновению в Аллахе», ал-Газали, как мыслитель, отвергал растворение в Боге, считал, что в своем желании близости с Богом человек не должен терять своего «я». На этом пути обретается личное, индивидуальное знание Бога и вера, которую не может уже поколебать никто и ничто. Индивидуальный человек – центральный пункт в учении ал-Газали о божественном познании. Личными усилиями верующего традиционная религия очищается от «порчи» и восстанавливает первоначальное истинное содержание. Своими трудами ал-Газали способствовал утверждению направленного на нравственное совершенствование суфийского учения в качестве равноправного с каламом, рациональным богословием в рамках суннизма. Вырабатывая свое учение, ал-Газали подверг критике прежде всего калам, которого сначала придерживался, но к которому, как он обнаружил позже, «примешалась слепая вера и традиция», и в конце концов мутакаллимы (адепты калама), борясь за очищения исламской догматики от привнесенных еретиками «новшеств», запутались в противоречивых мнениях противников и не разрешили связанные с этим трудности. Много внимания уделял ал-Газали изучению «фалсафы», надеясь найти в ней ответы на свои вопросы. И хотя ал-Газали отвергал метафизику фалсафы как противоречащую догмам о сотворенности мира, божественном знании и телесном воскрешении, в некоторых своих «эзотерических» сочинениях (например, Ступени святости) он высказывал близкие к «фалсафе» взгляды о совечности мира Богу и эманации. Учение ал-Газали вошло в историю как «довод ислама», а сам он считается одним из самых авторитетных мусульманских теологов. Учение Ибн Рушда. Абу ал-Валид Мухаммад ибн Ахмад (лат. Аверроэс) (1126–1198), арабоязычный философ-перипатетик. Родился в Кордове в 1126. Принадлежал к семейству потомственных кади. С ранних лет изучал теологию, право и арабскую литературу, позже – медицину и античную философию. Он обратился к изучению и комментированию Аристотеля, что определило основной философский интерес Аверроэса на последующие годы и составило ему славу Комментатора. Практически всю жизнь Ибн Рушд находился в фаворе, будучи придворным врачом. Однако в 1195 его постигла опала, о причинах которой существуют разные версии, а сочинения его были сожжены. Через некоторое время опала была снята, Ибн Рушд вернулся из ссылки, однако здоровье его было подорвано. Умер Ибн Рушд в Марракеше (Марокко) 10 декабря 1198, захоронен был в Кордове. Плодами поразительного трудолюбия и разносторонних научных занятий явились многочисленные сочинения по естественным наукам, юриспруденции, медицине, филологии и философии. Ибн Рушд составил 38 комментариев к произведениям Аристотеля, к Государству Платона, к трактату «О разуме» Александра Афродизийского, «Первой философии» Николая Дамаскина, трактатам по логике ал-Фараби, о медицине Ибн Сины и «трактату о соединении человека с деятельным разумом» Ибн Баджи. Большинство комментариев написаны им к трудам Аристотеля. Они состоят из малых комментариев, или парафраз (практически самостоятельные трактаты на темы сочинений Аристотеля), больших комментариев (в них сохранялась структура произведения, пояснения сопровождали текст самого Аристотеля) и комментариев средних, в которых приводились только начала текстов, продолжаемые их пересказом. Основную часть дошедших до нас комментариев составляют парафразы – малые комментарии.
Не владея греческим языком и опираясь только на доступные ему переводы, Ибн Рушд, как никто из предшественников, сумел понять учение Аристотеля. Комментарии Аверроэса вызвали полемику в среде европейских схоластов, породив течение аверроизма, просуществовавшего до XVII в. Изучение Аристотеля помогло Ибн Рушду сформулировать свои взгляды как представителя «фалсафы» (арабоязычного перипатетизма). Около 1180 он написал работу «Тахафут ат-тахафут», которая переводится как «Опровержение опровержения» или «Непоследовательность непоследовательности». В ней Ибн Рушд полемизировал с ал-Газали, с его сочинением «Непоследовательность философов». В противовес ал-Газали, доводы которого против «фалсафы» Ибн Рушд опровергал, он также критиковал философов, пытавшихся совместить взгляды Стагирита и Плотина, естественнонаучный рационализм и мистицизм. Ибн Рушд выступил последовательным сторонником знания, полученного строго доказательным путем, знания аподктического, противопоставляя его как истинное другим видам знания – риторике и диалектике. Первое из них обращено к необразованной публике, которой надо внушить некоторые важные для сохранения спокойствия в обществе нравственные правила. Второе, диалектическое знание – сфера теоретизирования мутакаллимов, богословов, которые должны обосновывать истинность религиозных догматов. Этот вид знания Ибн Рушд расценивал как вредный для общества, поскольку при этом создается иллюзия знания, а на деле возникает путаница в умах и бесплодные споры, свидетельство чему – история борьбы исламских сект и школ. В Комментариях к Государству Платона Ибн Рушд лишает диалектиков-теологов даже права на истинное гражданство в «добродетельном городе». В области же знания диалектикам отводится промежуточное положение между двумя истинами – истиной философов и истиной-эрзацем, предлагаемой широкой публике. Живя в религиозном обществе и считаясь с далеким от «философского» сознанием масс, философ, как полагал Ибн Рушд, должен считаться с этим сознанием и не разрушать его во имя сохранения спокойствия общества. Это учение Ибн Рушда оформилось позже в теорию двойственной истины, позволившей его последователям-аверроистам отстаивать право на внецерковную мысль. Значительную часть книги Непоследовательность непоследовательности занимает обсуждение вопроса о вечности мира – о его изначальности как возможносущего и бесконечности существования в будущем. В 1270 парижские богословы поставили аверроистский тезис о вечности мира под запрет. Было запрещено следование и другому учению Ибн Рушда – о смертности индивидуальной души, разрушающейся вместе с разрушением тела, и бессмертии только общечеловеческого разума.
Социально-политические идеалы, изложенные Ибн Рушдом в комментариях к Государству Платона, не были восприняты его современниками – в них видели лишь руководство к приобретению внешней учености. Ибн Рушд вошел в историю как великий Комментатор, несмотря на то, что его учение об истине, мире и разуме очевидно выходит за рамки аристотелизма. Учение Омара Хайяма. Омар Хайям (1040-1123) был не только известным поэтом, но и философом, математиком и астрономом. Он создал календарь, в связи с тем, что авестийский календарь явно устарел, а лунный календарь ислама практически не использовался (28 дн.) потому, что не соответствовал реальному году. До настоящего времени сохранилось 8 трактатов Омара Хайама, в том числе: 1) О бытии и долженствовании (бог – первая кауза). 2) Ответ на три вопроса («зло случайно, необходимо добро», за зло несет ответственность сам бог. Здесь излагаются взгляды о боге и людях.) 3) Свет разума (два трактата – «о предмете всеобщей науки», «... о существовании») Термин «существование» по Омару Xайяму имеет два значения – бытие в вещах, бытие в душе (разумное, чувственное представление) 4) О всеобщности существования (два понятия – «абсолютное» (разум, душа) и «тело») Разум подразделяется на творящий, господин высшего неба, господин неба небес, небо Сатурна, небо Юпитера и т. д. Каждому разуму должна соответствовать своя душа. Душа движет деятельностью, разум – любовью. Тело делится на три вида, каждый вид и его части бесконечны. Выдающийся математик, астроном поэт и мыслитель Омар Хаям по существу пропагандировал материалистические идеи, отрицал бессмертие души и потусторонний мир. Омар Хайям был одним из самых философичных поэтов классического Востока. Жажда его знать «Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим? В чём нашей жизни смысл?» остаётся поначалу неудовлетворённой. Он констатирует отсутствие в жизни смысла и свободы. Фатальность бытия такова, что даже беспокоиться бессмысленно:
«Не беспокойся! Путь начертан твой – вчера... Без твоего согласия, дней будущих твоих уставлен строй – вчера!» (Там же). Бытие призрачно до жути: «Вот снова день исчез, как ветра лёгкий сон...» Наличие смерти обесценивает жизнь в её целостности, а радости потусторонней жизни для поэта весьма проблематичны, ибо Бог не сумевший хорошо сотворить этот мир, прибавивший к жизни смерть, к добру зло, вряд ли побеспокоится о радостях загробного существования для вечного грешника и праха земного – человека. Скорей всего: «Когда умрем, наш прах пойдет на кирпичи (И кто-нибудь себе из них хоромы сложит»). Неизбежность конца даже блаженствующей жизни гнетет поэта. «Что дальше?» – задает он вопрос, равный по значению гамлетовскому «быть или не быть?» Собственно, это «что дальше?» означает: одинаково, что быть, что не быть. Круг судеб равный Ничто – также онтология поэта. Уже одним этим невозможным для живого человека пессимизмом такая онтология косвенно заявляет об аморальности, несостоятельности, неприемлемости для человека такого абсолютного фатализма, косвенно выступает против того, что утверждает – бренности бытия. Если бы люди действительно верили в бренность бытия, то им оставалось бы или свято полюбить эту бренность, или осмыслить ее как нечто значительное, или покончить с собой. Если и жизнь и смерть – все едино, то зачем же мучаться иллюзиями жизни, когда так легко войти в обитель вечного покоя – умереть. «От страха смерти я – поверьте мне,- далек,- говорит поэт,- Страшнее жизни что мне приготовил рок?». Но человеку присуще искать свет даже в преисподней: надежда – составная его души. Не собирается умирать и наш поэт. Прыгнув в бездну, вглядевшись в страшные глаза Предрешенности, он начинает выбираться из бездны, искать пути спасенья. Только что жизнь была объявлена им самым страшным явлением в мире. И вот уже поэт заявляет: «Ведь в царстве бытия нет блага выше жизни». Это еще не рабилитация жизни, а признание того факта, что человек обладает инстинктом жизни, самосохранения, что он так устроен психически, что ценит и мучительную, бренную жизнь, тянется к ней. Но далее отношение поэта к жизни переходит в иную плоскость. Если жизнь как целое от века проклята, то как мгновенье, как цепь мгновений она может быть прекрасной: необходима лишь активность субъекта,- от него во многом зависит то, какими именно мгновеньями заполнится его жизнь и какой будут иметь отзвук в душе. «Спеши использовать летящий в бездну час!» – советует Омар Хайям. Человек больше имеет власти над мгновеньем, чем над целым. Абсурдность целого извиняет человека, который и не пытается изменить его, поскольку знает, что целое неизменяемо, от века дано загадочным, чуждым человеку Божеством. Приход наш и уход загадочны,- их цели Все мудрецы земли осмыслить не сумели. Где круга этого начало и конец, Откуда мы пришли, куда уйдем отселе? «Небесный свод жесток и скуп на благодать….» Бог – символ Вечности, а Вечность, особенно как устроительница жизни, абсурдна, то есть абсурдным оказывается и сам Бог. Человек оказывается погруженным в стихию иррационального и одинок. Но в силу этого делается более значительной и более свободной сама человеческая субъективность. У человека не остается ничего, кроме него самого, его души – последней надежды на спасение от зла. Человек сам будучи своеобразным мгновением оказывается родственным мгновениям бытия и собственной жизни. Даже во тьме он может быть устроителем собственного света. Протест сливается воедино со «спасением», то есть с надеждой на «спасение», страдание оказывается дорогой к удовольствию. «Чтоб с наслажденьем жить, живи для наслажденья» – вот вывод из пессимистических посылок. Жизнь пошла и кратка,- так умей же даже в мгновеньях ее найти благую Вечность и Красоту: никто не поможет,- или ты сам уничтожишь пошлость жизни, или она, эта пошлость, уничтожит тебя еще при жизни. Наслажденье, мыслимое поэтом, не есть похоть – признак отрицаемого бренного бытия,- а экстаз, восторг, упоение минутой чувственного и нравственного «воскрешения из мертвых». Не просто «плоть бокала», а: «Беременна душою плоть бокала. Благотворное, экстатически – физически и психически – влияющее на человека вино, этот пенистый сивел радости и блаженства, в сущности, заменяет абсурдного и жестокого к человеку Бога. Поэт говорит о вине: «Оно нам жизнь животворит», «Вино питает мощь равно души и плоти, К сокрытым тайнам ключ вы только в нем найдете», «Поток вина – родник душевного покоя. Врачует сердце он усталое, больно». Вино – «Ноев ковчег», спасение от потопа Отчаянья. Но не питие как таковое ценится поэтом. Одухотворение – вот что главное в этом культе вина. «Без песни пить нельзя!..». «Запрет вина – закон, считающийся с тем, кто пьется и когда, и много ли, и с кем…». «Вином пурпуровым мы дух свой возвышаем». Более того, пристрастие к вину вдруг оказывается признаком моральности. Если здесь и есть вред, то в отношении лишь самого себя, собственного организма, который и без того есть бренная плоть и пойдет на «кирпичи». Иной же человек не пьет, но весь погряз в суете или преступлениях. Не хвастай, что не пьешь,- немало за тобою, Приятель, знаю я гораздо худших дел. Я пью,- что говорить, но не буяню спьяну: Я жаден, но к чему? Лишь к полному стакану! Здесь мы имеем дело не с гедонизмом как таковым, а именно с философией жизни, органически связанной с представлениями человека о мире, с философией утонченного, эстетико-этического, духовно аристократического образа жизни, чувствования, отношения к миру, социальной среде и индивиду. Культ вина приобретает значения вызова нравственного субъекта силам зла. Вино в поэзии Омара Хайяма есть символ животворящей жизни. Важно не то, что именно вино взято здесь в качестве основополагающего символа, важно само противопоставление человека жестоким небесам, бунтарство, выбор наслаждения, экстаза жизни, на не ее агонии в суете сует, спасение, хотя и относительное и временное, от абсурда бытия. Прекрасное мгновение по значению здесь равно целой жизни, но это уже жизнь со знаком плюс. Это торжествующая жизнь, преодоление фатализма в духе, внутреннее раскрепощение. Растить в душе побег унынья – преступление, Пока не прочтена вся книга наслажденья. Если на свете нет безгрешных людей, то есть иерархия грехов, в чреде которых гедонизм – грех наименьший. Перед поэтом возникает дилемма: грозный, неправедный Бог и зависимый человек – тень или духовно свободный человек, который в этом случае становится сразу судьей Бога и мира. Поэт прямо обращается Божеству с гневным обвинением: Когда ты для меня лепил из глины плоть, Ты знал, что мне своих грехов не побороть, Не ты ль виной, что жизнь моя греховна? За что же мне гореть в аду, Господь?
Ты плохо их слепил? Но кто ж тому виною! А если хорошо, Ломаешь их зачем? (О созданиях Бога). Человек грешен в силу своей природы, которая сотворена Богом, то есть Бог и есть главный виновник грехов. Наличие смерти, таким образом, признак того, что Бог не благ. Это логично, если не верить в загробную жизнь, не верить в то, что земная жизнь лишь арена испытаний, лишь этап к вечной и лучшей. Философия Омара Хайяма в принципе атеистична,- Бог превращен здесь в символ природной слепой необходимости, природы как таковой, в ее стихийности, становлении, безразличии к человеку, созданному случайно, неизвестно для чего. Это сразу и недостаток и достоинство философии Омара Хайяма. Недостаток, потому, что человек оказывается чем-то вроде нелепого челнока в океане абсурда. Он вынужден выдумывать свои ценности. Главной ценностью и целью его, как не крути, оказывается ценность наслаждения, пользование мгновениями, которые, однако, прервутся смертью и растворением в полном ничто. С другой стороны, если Бог не благ, то его жертва – человек. Он уже не обязан быть работ Бога и непонятных ему иррациональных сил. Он должен творчески раскрепостить, обновить, воссоздать себя заново, свободно следовать своему моральному закону и если ему суждено умереть, то он умрет стоя, а не на коленях, используя свои мгновенья как надо ему, его душе и плоти. Таковы основные идеи философской лирики Омара Хайяма.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.042 с.) |