Социокультурные предпосылки Восточного Ренессанса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурные предпосылки Восточного Ренессанса.



Для понимания основных особенностей развития философской мысли в странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки в эпоху раннего Средневековья необходимо учитывать более высокое, по сравнению с раннесредневековой Европой, развитие здесь естествознания, и значительную роль античного научного и философского наследия, известного на Востоке в значительно более полном объеме, чем в современной Европе. Огромны достижения ближневосточных, североафриканских и среднеазиатских народов в области географии, астрономии, математики, медицины, химии (алхимии). Всемирно известными учеными были аль – Хорезми (IX век), аль – Бируни (X – XI в.в.) и другие.

Средняя Азия является одним из древних очагов цивилизации. Феодальные отношения здесь начали складываться в IV – VI в.в. Средняя Азия – один из регионов мира, где кочевничество (номадизм), как элементарная форма хозяйственной деятельности, оставалась у многих народов вплоть до ХХ века, преобладающей, особенно у казахов и киргизов, у части узбеков и туркмен. А это малоблагоприятное условие для развития культуры вообще, для функционирования такой сложной формы общественного сознания, как философия.

Для того, чтобы разобраться в динамике духовной жизни народов, населявших территорию современного Казахстана и в VI – XII в.в., необходимо обратиться к такому культурному феномену, как взаимовлияние и взаимообогащение культур. Этот процесс для народов Среднего и Ближнего Востока начался с эллинистического периода и достиг апогея в VIII – X в.в. в эпоху так называемого Восточного Ренессанса.

Известно, что тюркские племена, населявшие территорию современного Казахстана и Средней Азии, уже в VI-XIII в.в. иели свою материальную и духовную культуру. «Великий шелковый путь», соединивший Восток с Западом вовлек в свою орбиту иранские и тюркские племена. Эфталиты, согды, тюрки, хазары, позднее мощный тюркский каганат приняли участие в этой торговле. Эти племена проявили большой интерес к тайне производства шелка в «небесной империи» и пытались разгадать его секреты. Любопытно, что тюрки со второй половины VI в. попали в поле зрения Византии, Ирана и Сирии, которые пытались установить дипломатические отношения с Каганатом. Если учесть то обстоятельство, что сирийцы в течение нескольких столетий были учителями персов и арабов и сделали доступными сначала персам, а затем арабам сочинения Платона, Аристотеля, Гиппократа и других, то еще интереснее проследить контакты между сирийцами и тюрками. «Великий шелковый путь» нес не только торговую, но и культурную миссию, т.е. на шелковой дороге происходили весьма тесные взаимные культурные контакты между народами, обмен различными идеологическими представлениями, столкновение обычаев, нравов и традиций.

Л.Н.Гумилев утверждал, что тюрки орхонских времен одолели перевал от мифического, образного мышления к историческому и рациональному, что мировоззрением тюрок была философия истории. Очевидно, что они имели свой специфический образ мышления, что в их миропредставлениях имели место рационализм и наивный материализм, о чем свидетельствуют дошедшие до нас письменные и устные источники. Не случайна, видимо, характеристика, данная Ч.Валихановым шаманству как религии, включающей элементы материализма: шаманство, с одной стороны есть почитание природы вообще, и в частности, человек действует и живет под влиянием природы. В этом смысле шаманство представляет крайний материализм. Итак, экономические и культурные особенности не могли не сказаться на мировоззрении в целом и на философской мысли, в частности. Что касается политической жизни, то у древнетюркских племен она отличалась той особенностью, что почти все вопросы, имеющие общественное значение, обсуждались и решались народным собранием.

В среднеазиатском регионе веками царила особенная политическая нестабильность. Это территория издавна и постоянно служила объектом экспансии со стороны соседей. Ею владели и персы, и арабы, и монголы, и тюрки. Одно государство сменялось другим. В VIIв. Средняя Азия была завоевана арабами. Возникновение мусульманской религии, арабское завоевание, распространение ислама и арабского языка, сыгравшего в средние века на Ближнем Востоке и в Северной Африке роль, аналогичную роли латинского языка в западной Европе, оказали влияние на развитие философской мысли в этих регионах.

Видную роль в развитии научной мысли в эпоху феодализма играл хорезмский математик, астроном и географ аль – Хорезми. Он первый создал алгебру как новую отрасль науки математики. Его сочинения: «Астрономические таблицы», «Трактат о солнечных часах», «Изображение Земли» и другие, – сыграли большую роль в развитии астрономии и математики как на Востоке, так и на Западе.

Выдающуюся роль в развитии научной и философской мысли в Средней Азии сыграл аль – Бируни (973-1043). Он написал много трудов по различным отраслям науки, среди них «Хронология древних народов», «Описание Индии» и др. По своим философским взглядам Бируни был идеалистом, однако в своих естественнонаучных работах он высказал ряд материалистических идей. Как ученый, он не сомневался в объективности существования природы и ее закономерностей. Природа находится в постоянном изменении и развитии – в этом ее силы, говорил Бируни. Все действия принадлежит материи, она сама создает и изменяет форму вещей. Душа (мышление, духовные явления) суть, свойство тела.

Средневековое мышление в Средней Азии, как и в Европе, было преимущественно теоцентричным, ибо связывалось с монотеизмом ислама. Однако, интенсивное развитие экономики, обширные внешнеторговые связи, взаимообогащение культур расцвет теоретических и прикладных наук благоприятствовали развитию философии, относительно свободной от опеки религии.

Немаловажную роль играли также конфессиональные особенности ислама: отсутствие единого религиозного центра, института духовенства в строгом смысле этого слова, процедуры канонизации решения спорных вопросов и др. В результате появилась возможность развития не только религиозных, но и светских вариантов философского мышления.

К разряду первых относятся: калам, исмаилизм, суфизм. Калам – литературный диалог – спекулятивная теология, выводившая философские положения о предельных основаниях бытия из священных текстов Корона и сунны (предания). До недавнего времени калам оценивался как ортодоксальная теология. Однако исследования последнего времени показывают, что представители позднего калама – мутакалимы – явились выразителями одного из направлений мусульманского свободомыслия.

Исмаилизм (крупнейшая секта шиитского ислама) и суфизм (мусульманской мистицизм) объединяла оппозиция религиозному догматизму на основе различения внешнего и внутреннего. В целом, суфизм характеризуют следующие черты:

- сочетание идеалистической метафизики (ирфан) с особой аскетической практикой;

- учение о постепенном приближении прозелита (мирид) через мистическую любовь к познанию бога и конечному слиянию с ним;

- значительная роль старца – наставника (муршид, пир), ведущего прозелита по мистическому (тарикат) до момента слияния с богом.

Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию, «озарениям», экстазу, достигаемому путем особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул, «умершвление плоти» мурида по указания старца.

Светский вариант решения мировоззренческих проблем получил название «фальстафа»: он сформировался под прямым воздействием греческой философии. Начиная с XIII века в регионе Ближнего и Среднего Востока развернулось переводческое движение, позволившее приобщить мусульманский мир, в том числе регион Средней Азии, к античной философии, прежде всего к Аристотелю, Платону, неоплатонизму.

Для понимания развития средневековой философии стран Ближнего и Среднего Востока особенно важно уяснение роли философии Аристотеля, трактуемой в духе философии неоплатонизма. Крупнейшими представителями арабского аристотелизма позднеантичной (неоплатонической) традиции были аль Кинди, аль Фараби, Ибн Сина, Ибн Баджа, Ибн Туфайль, Ибн Рушд. Наиболее выдающимися представителями прогрессивной общественной и философской мысли народов Средней Азии в эпоху раннего средневековья были аль Фараби и Ибн Сина.

В соответствии с уровнем социально – экономического развития края замедленно шел этногенез современных среднеазиатских народов. Даже в начале ХХ века он был далек еще до завершения. До XV века культуру и философскую мысль народов Средней Азии практически невозможно рассматривать по отдельным народам. Бинациональная и полинациональная принадлежность мыслителей – характерная черта философской мысли народов Среднего Востока не только в ранние века, но даже на рубеже XIX-XX вв.

Важнейшей особенностью арабского аристотелизма является его более тесная связь (нежели европейского аристотелизма) с конкретными науками: медициной, астрономией, математикой.

Все виднейшие представители философской мысли мусульманского Востока в той или иной степени находились в оппозиции к религиозной ортодоксии ислама. Сочетая философию Аристотеля с более или менее значительными элементами неоплатонизма, они по мере развития этой философии все более подчеркивали и развивали ее материалистические тенденции и тем самым приходили в еще большее противоречие с исламом.

Арабоязычный перипатетизм опирался на наследие античной мысли, прежде всего, на Аристотеля и неоплатоников. С этой школой связано широкое распространение аристотелевской логики (учения о понятии, суждении, силлогистика, о категориях, о противоречиях и противоположности), причем за пределами философии отдельные ее элементы были восприняты филологией и в фикхе (религиозно-правовой мысли). Некоторые положения аристотелевской силлогистики были развиты, а ряд неточностей исправлен. Обращение к античности включало также сферы политики, этики, поэтики и риторики. В качестве комментаторов античного наследия арабоязычные перипатетики были известны в Западной Европе и оказали существенное влияние на развитие поздней средневековой философии.

Помимо комментирования и частичного развития античного наследия, арабоязычному перипатетизму принадлежит ряд новаций в области философии. Они связаны с осуществлением интенций теоретического мышления, характерных для классического периода арабо-исламской цивилизации, и потому роднят арабоязычный перипатетизм с другими направлениями классической арабской философии. В силу этого они не были восприняты в западной философии, хотя оказали немалое влияние на развитие ишракизма, а также суфизма. Им была предпринята попытка последовательно развить учение, рассматривающее вещь как «самость» т.е. как таковую, независимо от всего привходящего в ее рассмотрение и «связанного» с ней, но внешнего ей как таковой, будь то даже понятие существования

Арабоязычный перипатетизм был подвергнут критике Ибн Рушдом, считавшим, что отделить понятие «существование» от «вещи» как таковой невозможно.

Развитие и влияние арабоязычного перипатетизма было подготовлено двумя основными факторами, и в первую очередь – распространением аристотелизма, в том числе институционализированного, на территориях, которые позже вошли в состав арабского халифата, в период, непосредственно предшествующий арабским завоеваниям. Прежде всего, это касается территории Ирана. Так, весь состав эдесской школы бежал из Византии к Сасанидам после ее закрытия в 489 императором Зеноном. Но и прежде иранские епископы воспитывались в школе, где изучались Аналитики Аристотеля и Исагоге Порфирия. В город Гундешапур государства Сасанидов полностью переместилась афинская школа после закрытия ее Юстинианом в 529г. Здесь была создана академия с тремя факультетами (медицинский, астрономии, математики), а в городе Райшахр существовала школа медицины, астрономии и логики.

Вторым фактором развития арабского перипатетизма было активное переводческое движение IX-X вв., в результате которого на арабский язык был переведен практически весь аристотелевский корпус, в который вошла и апокрифическая Теология Аристотеля, представлявшая собой переложение последних трех глав Эннеад Плотина. Арабам были известны диалоги Платона (Законы, Софист, Тимей и др.), тексты Порфирия, Александра Афродизийского, Галена. Эти переводы представляют не только исторический интерес, ибо и сейчас используются наукой для установления аутентичности отдельных текстов греческих мыслителей, а некоторые произведения последних сохранились только в арабских (иногда еврейских с арабского) переводах или пересказах.

1.2.2.1.3.3 Философские взгляды Аль‑Фараби.

Под какой бы оболочкой ни выступала средневековая арабоязычная философия, в ней были два основных направления:

- религиозно-идеалистическое, защищающее официальные догмы ислама;

- прогрессивное, выделявшееся своей ярко выраженной рационалистической и материалистической тенденцией.

Фараби Абу Наср Муххамед (IX-X вв.) – всемирно известный философ мусульманского Востока периода раннего Средневековья. Он был одним из первых популяризаторов античной философии Аристотеля, пытавшимся соединить учение Аристотеля с неоплатонизмом.

Искусственной модернизацией являются попытки изобразить аль Фараби как казаха. Процесс этнического самоопределения в то время, как уже подчеркивалось, не был завершен. Едва ли будет справедливым и утверждение о том, что он узбек. Оставаясь на почве фактов, можно утверждать, что аль Фараби – уроженец Отрара, выходец из тюркского племени, вошедшего позднее в состав казахского народа. О жизненном пути аль Фараби известно очень мало. В возрасте 50 лет он прибыл в Багдат, где начинался второй период его жизни, период полной зрелости и влияния на тех, кто с ним сталкивался. Аль Фараби, владея арабским, турецким, персидским языками, получил образование в области математики и философии.

Причина его превосходного знания философии заключается в том, что он полностью отдался изучению книг Аристотеля и постиг их смысл. Он знал много языков, знал и математику, хорошо разбирался в медицине. Все это заставляет предположить, что у философа были и другие учителя, которые обучали его различным наукам, но мы не знаем их имен. Аль Фараби не был тем, кто мог увлечься прелестями жизни и высоким саном. Он прожил жизнь, полную лишений, поглощенный заботами об интеллектуальной независимости и страстью к истине.

Наследие аль Фараби необычайно велико и разнообразно. Он изучал и развивал все известные в то время отрасли знания: этику, психологию, естествознание, математику и т.д. Но на первом месте у него стояли вопросы философии и особенно логики.

Философские, логические и социально – эстетические воззрения аль Фараби сформировались под влиянием самобытной культуры народов юга нынешнего Казахстана, средней Азии, Индии, Ирана и стран Ближнего востока.

Значительную роль в формировании мировоззрения аль Фараби сыграли древнегреческие философские системы, прежде всего философия Аристотеля. Аль Фараби отделял Аристотеля более чем тысячелетний период развития естественно – научной и общественно – философской мысли, целая эпоха разложения рабовладельческого строя и перехода к феодализму. Причем этот процесс сопровождался острой борьбой во всех сферах общественно – политической жизни и, прежде всего, в области идеологии. Аль Фараби глубоко изучал великих мыслителей древности. Основатель суфизма Газали был вынужден признать, что ни один из философствующих мусульман не постиг аристотелевской науки так глубоко, как аль Фараби и Ибн Сина. Аль Фараби был оригинальным мыслителем, который впитал в себя атмосферу культурной среды своей родины, иранскую, индийскую и античную культуры. Именно поэтому он сумел подняться над ограниченными представлениями и предрассудками, сделать свое мышление пластичным и гибким. Аль Фараби смог дать синтез знаний своей эпохи, подлинную энциклопедию своего времени.

Вся научная деятельность аль Фараби показывает, что он, преклонясь перед закономерным развитием природы, занимается всесторонним изучением материального мира. Он подчеркивает вечность материи, движения. Аль Фараби не только ограничивает деятельность Первого Сущего (бога), но совершенно отстраняет его от природных процессов. Движение планет,- пишет он,- не является насильственным, потому что ничто насильственное не может проникнуть на небо.

Аль Фараби, лишь внешне и структурно воспроизводя учение о ступенях возникновения бытия подобно неоплатоникам, преследует совершенно иную цель. Учение аль Фараби ведеи в противоположную от сущности неоплатонизма сторону, она ведет к свободомыслию.

Если у Платона материя мертва, то у аль Фараби она активна, телесным вещам присуще обновление, т.е. способность изменения, развития. Если для ортодоксальных последователей Платона материя является затуханием, исчезновением, т.е. смертью, то аль Фараби доказывает, и раскрывает многогранность, богатство материи, которая является носителем вечности, жизни, благодаря которой возникает наука и т.д. В философии аль Фараби центральное место занимает учение о материи. Он считает, что материи свойственны качество, количество и движение, материя служит основной формы. Главным во взглядах Аристотеля на материю и форму было то, что они содержали элементы материализма:

- если материя есть именно потому, что она не возникшая, то если не будет ни сущности;

- ни материи, то вообще ничего не будет, а так как это невозможно, то необходимо должно существовать что – то помимо составного целого, именно образ или форма.

Аль Фараби постоянно обращает внимание на неразрывность материи и формы, подчеркивает творческую природную силу – материи, ее вечность, неразрешимость и ее познаваемость. В своем учении о бытии аль Фараби, уделял первостепенное внимание взаимоотношениям материи и формы, обосновывает идею вечности материи и непрерывность перехода ее из одной формы в другую. Доказательство этой идеи является основной целью его концепции о бытии. Мир, по аль Фараби, состоит из естественных материальных тел. Первоэлементами, т.е. природными телами, он называл огонь, воздух, воду, землю и однородные с ними вещи, растения, животных, лишенных разума и, наконец, разумных животных. Венцом природы аль Фараби считал «разумное животные», т.е. человека, который является конечным результатом развития простейших материальных элементов. Наименее совершенной является общая первичная материя,- писал он,- затем последовательно поднимаются по ступеням совершенства – элементы, минералы, растения, животные, лишенные разума, и, наконец, разумное животное, которое никто не превосходит. Различные комбинации природных тел, т.е. первоэлементов, согласно аль Фараби, образуют вселенную. Аль Фараби уделяет большое внимание роли противоречий и противоположностей в возникновении и развитии новых форм материи.

В учении аль Фараби уделяется много внимания категориям субстанции и акциденции, в разъяснении которых он стоит в основном на материалистических позициях. Рассматривая вопрос о взаимоотношении акциденции и субстанции, о многообразии и развитии, преходящем характере формы и акциденции, аль Фараби подводит к основной идее своей философии – к вечности материи.

В целом, учение аль Фараби о бытии, материи и форме возможности и действительности, причине и следствии, субстанции и акциденции и других важнейших философских категориях послужило ему необходимым основанием для доказательства вечности материи, что было напрвлено против догм Корона о потустороннем мире и конце света и т.д. Но, несмотря на правильное понимание отдельных сложных явлений и процессов, которые четко проявляются в учении о некоторых свойствах материальных тел и вечности материи, мыслитель не смог удержаться на материалистических позициях. Очень уязвимо с этой точки зрения его учение о бытии и разуме. Свое учение о разуме аль Фараби связал с мистическими целями, но достижение их становится возможным только благодаря предельному напряжению – интеллектуальных сил.

Во многих вопросах, опираясь на естественные закономерности, «второй учитель» сделал научные выводы, противоречащие официальной исламской доктрине. Поэтому сторонники ортодоксального ислама осудили философское и логическое учение аль Фараби, а труды предали уничтожению.

Вместе с тем, аль фараби был сыном своего времени. Он идеалист и исходит из теологического представления о Боге как творце мира. Итак, аль Фараби был в основном идеалистом, как многие мыслители средневековья; допускал бога как первопричины бытия, однако в дальнейшем подчеркивал объективное существование внешнего мира, самостоятельность и независимость его от сверхестественных сил.

Фараби отстаивал познаваемость мира. Источниками познания является органы чувств; интеллект и умозрение. Фараби высоко оценивал роль логики в деле познания бога и разрабатывал способы доказательства его существования. Для истории философии важно развитие Фараби «доказательство» существования бога как необходимой первопричины, исходящее из аристотельско – птолемсевских представлений о конечности мироздания в пространстве, разделявшихся всеми средневековыми философами как на Западе, так и на Востоке. Фараби широко вводит в свои философские построения неоплатоновскую идею нисхождения (эманации) бога, порождающего природу. Одно из идеалистических следствий этой идеи заключалось в представлении, согласно которому, материя, телесность есть следствие «низшего ума», т.е. мыслительного начала. Наряду с этим Фараби развивал материалистическую мысль о господстве в природе единой цепи причинных связей: познав должным образом одну вещь, можно постигнуть и связь всех явлений природы. Важна также восходящая к Аристотелю мысль Фараби о существовании космического «деятельного» или «активного» разума, делающего природу познаваемой для человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.022 с.)