Статус высшего должностного лица (главы исполнительно-распорядительной власти) субъекта РФ, его полномочия, функции, случаи наступления и порядок его политической ответственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статус высшего должностного лица (главы исполнительно-распорядительной власти) субъекта РФ, его полномочия, функции, случаи наступления и порядок его политической ответственности.



Система органов исполнительной власти субъекта РФ включает:

♦ высшее должностное лицо субъекта РФ. По закону оно является также руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

♦ высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В случае если региональные законодатели троекратно отклоняли кандидата на должность, Президентом РФ предусматривалось право роспуска регионального парламента.

Кандидаты на должность главы субъекта РФ выдвигаются политическими партиями или самостоятельно (если соответствующий региональный закон предусматривает порядок самовыдвижения).

Баллотироваться на данную должность могут обладающие пассивным избирательным правом граждане Российской Федерации, которые достигли 30 лет и не имеют гражданства иностранного государства.

Кандидата на пост главы субъекта РФ должны поддержать от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ.

Порядок и процедуры избрания главы региона конкретизируют «профильные» законы субъекта РФ.

На высшее должностное лицо субъекта РФ распространяются ограничения, установленные для членов Правительства РФ. Кроме того, глава региона не вправе одновременно замещать государственные или муниципальные должности и должности государственной или муниципальной службы не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, не вправе отказаться от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и т.д.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ можно классифицировать по сферам деятельности.

Так, в сфере руководства регионом глава субъекта РФ:

• представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, включая право подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

• формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

• обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти

• в соответствии с федеральным законодательством может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

 

В сфере взаимодействия с парламентом глава региона:

• обнародует законы субъекта РФ (либо отклоняет их);

• представляет в парламент ежегодные отчеты о результатах деятельности регионального правительства, в том числе по вопросам, поставленным депутатами;

• вправе требовать внеочередного созыва парламента субъекта РФ, а также созывать вновь избранный парламент на первое заседание ранее срока, установленного для этого региональным законодательством;

• вправе участвовать в работе парламента субъекта РФ с правом совещательного голоса.

 

При исполнении своих полномочий высшее должностное лицо субъекта РФ обязано соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Данное требование усиливает ответственность главы региона перед Президентом РФ.

Полномочия главы субъекта РФ прекращаются досрочно в случае:

1) его смерти;

2) его отставки по собственному желанию;

3) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

8) отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия парламентом субъекта РФ. Соответствующее решение принимается квалифицированным большинством членов парламента в случаях, если глава субъекта РФ:

• издал правовые акты, противоречащие федеральному и региональному конституционному (уставному) законодательству, такие противоречия установлены судом, а глава региона в течение месяца с момента решения суда не устранил их;

• грубо нарушил Конституцию РФ, федеральный закон, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ, конституцию (устав) и закон субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан и факт установлен соответствующим судом;

• исполняет свои должностные обязанности ненадлежащим образом.

 

Решение о недоверии главе субъекта РФ принимается квалифицированным большинством парламентариев по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

Затем оно направляется на рассмотрение Президенту РФ, которому принадлежит окончательное право решения судьбы главы региона;

9) утраты доверия Президента РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. При этом основанием для утраты доверия Президента РФ является выявление в отношении высшего должностного лица региона фактов коррупции. Расследование по данному делу осуществляет Следственный комитет РФ;

10) отзыва избирателями, зарегистрированными на территории данного субъекта РФ, на основании и в порядке, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции». Федеральным законом № 79-ФЗ и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ предусмотрены следующие основания для отзыва главы субъекта РФ избирателями;

· нарушение главой субъекта РФ федерального или регионального законодательства, факт совершения которого установлен соответствующим судом. В этом случае помимо политической главу региона ждет и юридическая ответственность;

· неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение главой субъекта РФ своих обязанностей, установленное соответствующим судом.

С соответствующим заявлением об установлении указанных фактов вправе обращаться в суд: политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, а также группа избирателей Российской Федерации в количестве не менее 100 чел., проживающих на территории соответствующего субъекта России. Процедура отзыва главы региона устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о референдуме граждан.

 

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ — постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта РФ. Являясь юридическим лицом, он самостоятельно выступает в роли субъекта гражданских правоотношений.

В его ведении находится;

1) разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;

2) осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

3) разработка для представления в региональный парламент проекта бюджета субъекта РФ, а также проектов программ социально-экономического развития субъекта РФ;

4) обеспечение исполнения бюджета субъекта РФ и подготовка отчета об исполнении указанного бюджета и отчетов о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их главой региона в парламент;

5) формирование иных органов исполнительной власти субъекта РФ;

6) управление и распоряжение собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ….. и т.д.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.96.135 (0.012 с.)