Специфика и тенденции внутригосударственной регионализации в унитарных и федеративных государствах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика и тенденции внутригосударственной регионализации в унитарных и федеративных государствах.



Внутригосударственная регионализация также характерна для всех современных стран в той мере, в какой они стремятся следовать пути демократической правовой государственности.

 

При этом процесс регионализации характерен не только для федеративных, но и для унитарных государств.

Он может регулироваться

· конституционно-юридическими нормами (закрепление в основном законе страны унитаризма или федерализма),

· зависеть от конкретно-политических обстоятельств (противоборство союзной и республиканских политических элит в ходе коллапса СССР),

· определяться национально-культурными традициями (признание определенных прав на кочевой образ жизни за саамами — малочисленным народом Финляндии, Швеции, Норвегии).

 

Политическая наука интерпретирует процессы регионализации в категориях

· «административная автономия»,

· «политическая автономия»,

· «суверенитет».

 

Эти термины характеризуют определенный тип взаимодействия центра и регионов внутри государства.

 

В зависимости от степени и характера внутригосударственной регионализации различают

· административную,

· национально-культурную,

· политическую автономию частей государства.

 

В унитарных государствах, где действует единая система государственной власти, единая система законодательства, единый бюджет, части страны обладают обычно административно-территориальной автономией.

Данный вид автономии образуется в связи с делегированием (передачей) ряда управленческих полномочий от центра государства к его частям.

Административная автономия не предполагает права учреждения на уровне части государства законодательных представительных органов власти, а также права издания местных законов.

Государственное управление централизовано, и поэтому на региональном уровне оно осуществляется назначенными «сверху» должностными лицами, а также делегатурами министерств и ведомств (территориальными органами исполнительной власти, управлениями и отделами).

Вместе с тем в странах с традиционно развитым представительным началом в управлении (Великобритания, Швеция) на региональном уровне действуют выборные советы и коллегиальные постоянные комиссии советов.

И все же в унитарном государстве административно-территориальное деление иерархично, поскольку нижестоящим единицы подчиняются вышестоящие (например, районы подчиняются областям), а указания вышестоящих органов обязательны для исполнения на местах.

 

В федерациях части государства обычно обладают политической автономией, которая характеризуется следующими правами субъекта:

· избрание на своем уровне законодательной представительной власти;

· нормотворчество, в том числе принятие территориального бюджета;

· организационные полномочия (например, учреждать в рамках своей компетенции специализированные органы управления).

 

Компетенция политической автономии формируется, как правило, путем разграничения предметов ведения между федеральным центром и его субъектами.

 

Современная практика федеративного строительства демонстрирует большое разнообразие определения предметов ведения политически автономных частей государства.

В большинстве стран перечень предметов ведения политических автономий часто ограничен полномочиями в сфере

· сельского хозяйства,

· начального образования,

· санитарии и гигиены,

· охоты и рыболовства и т.д.,

т.е. теми предметами ведения, которые определяют профиль региона.

 

Нередко политические автономии получают гораздо более широкие права, такие как:

· участие в международных переговорах, если они касаются данного региона;

· разработка и реализация экономических и научных программ и проектов совместно с зарубежными регионами.

 

Так, политическая автономия Португалии — Азорские острова — имеет право участвовать во всех государственных международных переговорах, если они касаются островов.

 

Глава политической автономии (губернатор, глава администрации и т.д.) назначается главой государства, располагает небольшим аппаратом чиновников, осуществляет контроль за законностью деятельности территориального законодательного представительного органа.

 

Последний чаще всего имеет гораздо более обширные полномочия, чем глава административно-территориальной единицы.

Так, в большинстве политических автономий именно легислатуры создают органы управления территорией.

Вместе с тем центральная власть вправе вмешиваться в управление политико-территориальной единицы, применяя так называемое право федерального принуждения (например, при массовой коррупции в органах власти региона, массовых беспорядках в регионе).

Это означает, что политическая автономия представляет собой не абсолютную, а относительную самостоятельность территориальной единицы.

 

Особый вид автономии — национально-культурная - может быть дополнением административно-территориальной или политической самостоятельности территориальных единиц государства.

Национально-культурная автономия обычно создается в этнически неоднородных государствах в связи с культурными, бытовыми, этническими и иными особенностями жизнедеятельности населения, компактно проживающего на определенной территории.

Национальные автономии имеют территориальные единицы как унитарных (Шотландия в Великобритании, Корсика во Франции, Страна Басков в Испании и т.д.), так и федеративных (штат Индии Ассам) государств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.006 с.)