Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика и тенденции внутригосударственной регионализации в унитарных и федеративных государствах.
Внутригосударственная регионализация также характерна для всех современных стран в той мере, в какой они стремятся следовать пути демократической правовой государственности.
При этом процесс регионализации характерен не только для федеративных, но и для унитарных государств. Он может регулироваться · конституционно-юридическими нормами (закрепление в основном законе страны унитаризма или федерализма), · зависеть от конкретно-политических обстоятельств (противоборство союзной и республиканских политических элит в ходе коллапса СССР), · определяться национально-культурными традициями (признание определенных прав на кочевой образ жизни за саамами — малочисленным народом Финляндии, Швеции, Норвегии).
Политическая наука интерпретирует процессы регионализации в категориях · «административная автономия», · «политическая автономия», · «суверенитет».
Эти термины характеризуют определенный тип взаимодействия центра и регионов внутри государства.
В зависимости от степени и характера внутригосударственной регионализации различают · административную, · национально-культурную, · политическую автономию частей государства.
В унитарных государствах, где действует единая система государственной власти, единая система законодательства, единый бюджет, части страны обладают обычно административно-территориальной автономией. Данный вид автономии образуется в связи с делегированием (передачей) ряда управленческих полномочий от центра государства к его частям. Административная автономия не предполагает права учреждения на уровне части государства законодательных представительных органов власти, а также права издания местных законов. Государственное управление централизовано, и поэтому на региональном уровне оно осуществляется назначенными «сверху» должностными лицами, а также делегатурами министерств и ведомств (территориальными органами исполнительной власти, управлениями и отделами). Вместе с тем в странах с традиционно развитым представительным началом в управлении (Великобритания, Швеция) на региональном уровне действуют выборные советы и коллегиальные постоянные комиссии советов. И все же в унитарном государстве административно-территориальное деление иерархично, поскольку нижестоящим единицы подчиняются вышестоящие (например, районы подчиняются областям), а указания вышестоящих органов обязательны для исполнения на местах.
В федерациях части государства обычно обладают политической автономией, которая характеризуется следующими правами субъекта: · избрание на своем уровне законодательной представительной власти; · нормотворчество, в том числе принятие территориального бюджета; · организационные полномочия (например, учреждать в рамках своей компетенции специализированные органы управления).
Компетенция политической автономии формируется, как правило, путем разграничения предметов ведения между федеральным центром и его субъектами.
Современная практика федеративного строительства демонстрирует большое разнообразие определения предметов ведения политически автономных частей государства. В большинстве стран перечень предметов ведения политических автономий часто ограничен полномочиями в сфере · сельского хозяйства, · начального образования, · санитарии и гигиены, · охоты и рыболовства и т.д., т.е. теми предметами ведения, которые определяют профиль региона.
Нередко политические автономии получают гораздо более широкие права, такие как: · участие в международных переговорах, если они касаются данного региона; · разработка и реализация экономических и научных программ и проектов совместно с зарубежными регионами.
Так, политическая автономия Португалии — Азорские острова — имеет право участвовать во всех государственных международных переговорах, если они касаются островов.
Глава политической автономии (губернатор, глава администрации и т.д.) назначается главой государства, располагает небольшим аппаратом чиновников, осуществляет контроль за законностью деятельности территориального законодательного представительного органа.
Последний чаще всего имеет гораздо более обширные полномочия, чем глава административно-территориальной единицы. Так, в большинстве политических автономий именно легислатуры создают органы управления территорией.
Вместе с тем центральная власть вправе вмешиваться в управление политико-территориальной единицы, применяя так называемое право федерального принуждения (например, при массовой коррупции в органах власти региона, массовых беспорядках в регионе). Это означает, что политическая автономия представляет собой не абсолютную, а относительную самостоятельность территориальной единицы.
Особый вид автономии — национально-культурная - может быть дополнением административно-территориальной или политической самостоятельности территориальных единиц государства. Национально-культурная автономия обычно создается в этнически неоднородных государствах в связи с культурными, бытовыми, этническими и иными особенностями жизнедеятельности населения, компактно проживающего на определенной территории. Национальные автономии имеют территориальные единицы как унитарных (Шотландия в Великобритании, Корсика во Франции, Страна Басков в Испании и т.д.), так и федеративных (штат Индии Ассам) государств.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.006 с.) |