Световая чувствительность глаза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Световая чувствительность глаза



Под световой чувствительностью понимается способ­ность сетчатки глаза воспринимать минимальное порого­вое световое раздражение. Световая чувствительность


меняется в зависимости от степени освещения. Нор­мально видящие глаза обладают способностью при­спосабливаться к разным условиям освещения. Так, если человек находится в темноте, а затем переходит в условия яркой освещенности, временно возникает как бы ослепление, через некоторое время оно исчезает. Наоборот, если человек переходит из освещенного места в темное, то в течение 2—3 минут он ничего не видит. В связи с приспособлением зрения к слабому освещению, он начинает постепенно различать окружающие предме­ты. Световая чувствительность при этом на протяжении некоторого времени нарастает. Это приспособление гла­за к уровню освещенности получило название адаптации. Различают световую и темновую адаптацию.

При расстройстве темновой адаптации у некоторых слабовидящих детей отмечаются трудности при ориента­ции в пространстве в сумерках. Такой вид расстройства зрения получил название куриной слепоты (ночной сле­поты). Расстройство ночного зрения наблюдается при разных заболеваниях глаз. При этом световая чувстви­тельность значительно снижается. Состояние световой чувствительности зависит от клинических форм наруше­ний зрения. При глаукоме, астигматизме, катаракте, атрофии зрительного нерва, при осложненной близору­кости наблюдается снижение световой чувствительности. При пигментной дегенерации сетчатки ночное зрение значительно снижено, а механизм дневного зрения сохра­няется (В. И. Лубовский).

Двигательные функции глаза

Глазодвигательные функции способствуют лучшей настройке зрения и работе оптической системы глаза при рассматривании предметов.

При нормальном зрении движения глаз позволяют фиксировать взгляд и прослеживать взором воспринима­емые объекты. Дети постепенно овладевают приемам» движений глаз, позволяющими фиксировать взор при восприятии предметов, прослеживать движение предме­тов (сначала в горизонтальном, потом в вертикальном направлении). По мере укрепления связи между зри­тельно-сенсорными и двигательными компонентами зри­тельной системы развиваются произвольные движения глаз, позволяющие производить с помощью мышечного


чувства различные измерительные функции при оценке формы, взаимного положения предметов, расстояний, а также при восприятии предметов в трехмерном прост­ранстве.

Согласно литературным данным (М. Б. Эйдинова и др.) развитие движений глаз протекает наиболее интен­сивно в возрасте от трех до пяти месяцев. В этот период отрабатывается фиксация взора (исчезают некоордини­рованные движения глаз. Ребенок научается сосредото­чивать внимание на ярких предметах, удаленных от не­го на 0,5—1 ж, а к двум месяцам он уже замечает яркие предметы на расстоянии 2 м.

Движения глаз сочетаются с движением головы, что позволяет нормально видящему ребенку к четырем меся­цам жизни «ощупывать» предметы взором с расстояния 5— 6 м (М. Б. Эйдинова).

Зрительное сосредоточение развивается преимущест­венно в зависимости от формирования умений управлять положением тела в пространстве.

Сочетание движений глаз с движением головы, рук и всего тела связано с возникновением зрительно прост­ранственного синтеза и развитием пространственных представлений.

Зрительное восприятие предметов и схватывание их руками способствуют развитию у детей Оценки места расположения предмета и расстояния до него. В резуль­тате многократного сочетания зрительного анализа с •движением рук и движением глаз образуются сложные зрительно-двигательные системные связи, которые слу­жат физиологической основой формирования зрительных представлений и развития зрительно-пространственного анализа и синтеза.

В связи с развитием зрительно-сенсорных и двига­тельных функций пространственный анализ и синтез со­вершенствуются, а также развивается зрительное внима­ние, зрительно-двигательная и зрительно-слуховая па­мять, наглядное мышление и другие высшие формы по­знавательной деятельности.

У многих слабовидящих детей при патологическом состоянии зрения отмечаются выраженные задержки раз­вития движений глаз, вследствие системных нарушений глазодвигательных функций.

Движения глаз находятся в известной зависимости от остроты зрения. Так, при остроте зрения от 0,06 до 0,2


почти у всех учащихся отмечаются (в той или иной сте­пени) нарушения двигательных функций глаза: неустой­чивость фиксации взора, нистагмоидные движения, нару­шение прослеживающих функций, содружественность в работе правого и левого глаз, изменение амплитуды дви­жений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз и др. (Э. С. Аветисов, Н. В. Серпокрыл, И. Л. Смо-льянинова, И. М. Романова и др.). Эти недостатки глазо­двигательных функций у слабовидящих детей объясня­ются как врожденными аномалиями развития органа зрения, так и вторичными отклонениями в развитии мы­шечной чувствительности глаза; вторичные отклонения связаны с дефектами функций оптической системы зре­ния. При нарушении мышечной чувствительности глаза затрудняется пространственная оценка воспринимаемых объектов.

Своеобразие процесса видения у слабовидящих про­является в нарушении соотношения между собственно зрительным различением и двигательными функциями глаза.

Уровень недоразвития двигательных функций глаз у слабовидящих зависит от характера и тяжести дефек­тов зрения, а главным образом от состояния остроты центрального зрения.

При некоторых формах нарушения центральной нерв­ной системы отклонения в развитии глазодвигательных функций носят первичный характер, например при косо­глазии, парезе мышц глаза и др.

Недоразвитие функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет восприятие дис­тантно расположенных объектов, обозрение окружающей действительности, наблюдение за процессами и явления­ми. У слабовидящих учащихся отмечаются также труд­ности в глазомерной оценке предметов и расстояний, обусловленные нарушениями движений глаз, например во время выполнения и восприятия изображений, прове­дения измерительных действий, занятий физкультурой, спортом, трудом и др.

При нарушении фиксации взора и функций, обеспе­чивающих прослеживание движущихся объектов, стра­дает динамическое зрительное восприятие. Некоторые дети (при остроте зрения 0,1 и ниже) иногда не узнают живых птиц, домашних ж.ивотных даже после предва­рительного рассматривания на картинках.


Это в значительной мере объясняется неумением этих детей обозревать и наблюдать находящиеся в движении предметы. При чтении рисунков и чертежей нарушение динамического восприятия объясняется неумением пра­вильно соотносить трехмерные объекты с двухмерным изображением на плоскости.

В связи с недоразвитием зрительно-сенсорных и гла­зодвигательных функций у слабовидящих школьников возникают определенные трудности при формировании сложных синтетических зрительно-пространственных об­разов.

Глазодвигательные функции в процессе обучения мо­гут развиваться и совершенствоваться за счет образова­ния более сложных системных связей между зрительны­ми и двигательными компонентами глаза.

Для успешного развития нарушенных движений 1лаз важно создавать условия, которые позволяли бы слабо­видящим детям целенаправленно наблюдав предметы, процессы и явления действительности, обозревать окру­жающий мир, опираясь на осязание, слух и другие виды чувствительности, формировать сложные синтетические образы предметов и явлений действительности, совер­шенствовать приемы пространственной ориентации при передвижении, во время занятий физкультурой, трудом, ритмикой, игровой деятельностью.

Важное значение для развития глазодвигательных функций имеет специальная система целенаправленных упражнений, в процессе выполнения кЪторых формиру­ются приемы восприятия предметов при их рассматрива­нии, развиваются глазомер, приемы приближенных из­мерительных оценок объектов и отношений между ними.

В целях формирования глазодвигательных функций применяются специальные дидактические упражнения, способствующие развитию восприятия формы, размеров, предметов, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и т. п. Они могут использоваться во время изучения геометрического материала, системы метричес­ких мер, проведения измерительных и графических ра­бот в связи с обучением математике, черчению, рисова­нию, труду и другим учебным предметам.

Большое воспитательное значение имеют также раз­личные упражнения в обведении контуров фигур, выре­зывании, выпиливании, лепке, конструировании, выпол­нении различных аппликационных работ и др.


Важным средством развития движений глаз могут служить подвижные игры с транспортными игрушками, а также подвижные игры, связанные с ориентацией де­тей в пространстве: игра в мяч, городки, серсо, кегли и т. п.

Подвижные игры, требующие фиксации взора, оценки расстояния, направления движений, помогают формиро­вать приемы зрительного восприятия, связанные с совер­шенствованием глазодвигательных функций и зрительно-пространственного анализа и синтеза. Использование этих приемов особенно важно для тех слабовидящих де­тей, у которых недоразвито мышечное чувство глаза.

Изменение корковых функций зрительнсй системы при нарушении зрения

Образование в процессе развития ребенка разносто­ронних внутрисистемных и межсистемных связей опреде­лило доминирующую роль зрения в восприятии окружа­ющей действительности, в ориентации в пространстве, в познавательной и трудовой деятельности. Такая роль зрения обеспечивается сложным анатомическим устрой­ством глаз, высокой организацией зрительной системы, ее тесной связью с разными сенсорными функциями и корой больших полушарий мозга. При нарушении или недоразвитии зрения значительно обедняется информа­ция, поступающая в кору больших полушарий мозга. Сни­жение потока зрительных импульсов, * поступающих в мозг с сетчатки глаза, ведет к изменению функциональной деятельности коры: отмечается снижение или полное ис­чезновение в затылочной области так называемого аль­фа-ритма, перестраивается вся корковая нейродинамика (А. М. Зимкина, Л. А. Новикова, Е. Н. Соколов).

У некоторых слабовидящих школьников отмечается нарушение корковой ритмики в затылочной области ко­ры, что может свидетельствовать о чрезвычайном пере­напряжении центральной нервной системы при патоло­гии зрения (Н. Н. Зислина).

Электрическая активность мозга изменяется в зави­симости от степени нарушения зрения (Л. А. Новикова). При остроте зрения 0 (абсолютная слепота) альфа-ритм регистрируется в 14% случаев; при 0,04 — в 38%; при 0,05—0,09 —в 65%; при 0,1 - 0,3 —в 77%. Нарушение альфа-ритма в затылочной области может служить пока-

4 М И. Земцоаа 49


зателем изменения функционального состояния остроты зрения.

При нарушении зрения изменяется также и ампли­тудная характеристика регистрируемых на энцефало­грамме кривых. По мере снижения зрения отмечается все более депрессивный вид кривой. При остроте зрения О амплитудные колебания в 30 мкв отмечаются в 77% слу­чаев. При остроте зрения 0,05—0,04 такие колебания на­блюдаются в 60% случаев; при 0,05—0,09 — в 53%; при 0,1—0,3 —в 27%.

В зависимости от степени нарушения остроты цент­рального зрения изменяется распределение импульсов, поступающих из сетчатки глаза в кору. Если при нор­мальном зрении фокус электрической активности мозга находится в затылочной области, то при резком сниже­нии зрения и при слепоте фокус электрической активнос­ти перемещается в центральную область коры. Так, при абсолютной слепоте фокус электрической активности в затылочной области отмечается в 14% случаев, в цент­ральной области в 46%. При остроте зрения в пределах 0,05—0,09 фокус электрической активности в затылоч­ной области отмечается в 47,5% случаев, в централь­ной—в 32,5%- При остроте зрения в пределах 0,1—0,3 фокус электрической активности в затылочной области отмечается в 74% случаев, в центральной области — в 17% (Л. А. Новикова).

Перестройка нейродинамических процессов в коре при нарушениях зрения возникает в связи с сокращением поступления в кору зрительных импульсов с сетчатки глаза.

Перестройка корковой нейродинамики зависит от состава и структуры нарушенных функций, с одной сто­роны, и от развивающихся процессов компенсации — с другой. Изменения корковой ритмики при разной сте­пени нарушений зрения у учащихся могут указывать на сложные процессы, которые захватывают всю организа­цию работы зрительной системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.009 с.)